Главная страница
Навигация по странице:

  • Египтизи́рующий стиль

  • История стилей. Архитектурные стили. Архитектурные стили httpsarzamas academymag446arch


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеАрхитектурные стили httpsarzamas academymag446arch
    АнкорИстория стилей
    Дата23.09.2019
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектурные стили.docx
    ТипДокументы
    #87533
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Архитектурные стили

    https://arzamas.academy/mag/446-arch

    https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice

    Я в прошлый раз вам говорила основные характеристики памятника рахитектуры:

    Планировочное решение

    Декор

    Мы поговорим сегодня об архитектурных стилях, их основных характеристиках, чтобы вы могли вычленять те или иные стилистические признаки из любого памятника.

    О возможности существования строгой классификации архитектурных стилей теоретики и историки архитектуры спорят с конца XVIII века, когда в искус­ствоведении начало формулироваться само понятие стиля (в частности, поэтому в определителе некоторые из «подстилей» имеют собствен­ное опи­сание, а некоторые — только общие черты стиля).

    Вообще же эта таблица представляет собой дерзкую попытку структурировать всю главную разрозненную информацию об архитектуре, получившей распро­стра­нение преимущественно в культуре западного мира. Цель ее — не столько помочь стопроцентно определить стиль постройки, сколько дать возможность сориентироваться во всем разнообразии направлений.

    Кроме того, из-за многообразия происхо­дивших в архитектуре XX века явле­ний, не укладывающихся в формальную систему стилевых кри­те­риев, для этого периода вместо понятия «стиль» более уместно использовать термин «направ­ление». Также на собственные направления в XX веке кроме общеизвестных может претендовать и череда авторских архитектурных течений, таких как Антонио Гауди, Эктор Гимар, Отто Вагнер, Фрэнк Ллойд Райт, Иван Жол­товский, Алвар Аалто, позднее — Оскар Нимейер, Рикардо Бофилл, Заха Хадид, Сантьяго Калатрава и др. Разнообразие их гораздо больше, чем может быть представлено в этой таблице.

    Мы постарались описать уже очевидно сложившиеся направления XX века, не включая в таблицу множество новейших явлений, например параметризм и нели­нейную архитектуру, не имеющих пока четких границ и критериев описания.

    Египет

    Египтизи́рующий стильегипетский стиль неоегипетский стиль[1][2]египетские мотивы (фр. retour d'Égypte, ретур-д'ежипт[3]) — проявление египтомании, направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта (один из неостилей). Всплески интереса к этой традиции возникали спорадически ещё во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл её для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым элементом стиля ампир.

    Следующий важный всплеск моды пришёлся на начало XX века и был связан с находкой гробницы Тутанхамона (1922). Последний раз египтомания затронула Европу в конце XX века, когда у стен Лувра появилась стеклянная пирамида, а на набережной Невы — очередной сфинкс.

    В более узком смысле «египтизирующий стиль» — это третий стиль древнеримской живописи.

    Древний Рим[править | править код]

    Связь Клеопатры с Цезарем (с 48 г. до н. э.), её жизнь в Риме, а затем Последняя война Римской республики, завоевание Египта и превращение его в провинцию Римский Египет, проведение триумфа и привоз трофеев повлияли на появление египетских мотивов в Риме. Древнеегипетское искусство, с его мощной энергетикой, впечатлило римлян, как бы ни чуждо оно для них ни было. Августовский классицизм с его величественностью и триумфальностью оказался идеологически восприимчивым к формам египетского искусства, также имперского. Кроме того, с Востока в Рим активно проникали таинственные культы, в том числе и египетские.

    Известно, что в 43 г. до н. э. на Марсовом поле были возведены храм Исиды и храм-серапеум Сераписа, окружённые стеной, украшенные обелисками и статуями. Третий район Рима даже носил название Isis et Serapis в честь другого, двойного храма этим богам. Раскопан храм Исиды в Помпеях. Вилла Адриана также несёт отчетливые черты влияния культа Сераписа, туда были вывезены статуи из Каноба (кстати, любовник Адриана Антиной утонул в Ниле и был позже им обожествлён).

    Римляне же ввели обычай, сохранявшийся тысячелетия — перевозить египетские обелиски и статуи и украшать ими свои города. До наших дней в Риме сохранилось 13 обелисков (из них 8 — подлинные, остальные — подражательные; см. Список обелисков Рима). А на Капитолийском холме (с XVI в. у подножья Капитолийской лестницы) стояли фигуры львов из чёрного базальта.

    Египтомания видна и в архитектуре, в возводимых с нуля сооружениях. Наиболее известный пример — Пирамида Цестия, которая характерна непониманием местными архитекторами пропорциональных принципов настоящих пирамид. Чёткие черты египтомании демонстрирует Третий стиль древнеримской живописи (т. н. «орнаментальный» или «египтизирующий») (например, Дом ОрфеяВилла Мистерий в Помпеях).



    Поклонение Исиде в римской империи, помпейская фреска

     



    «Ватиканский обелиск» на площади Св. Петра, Рим

     



    Лев у подножья лестницы

     



    Изображение Антиноя в виде бога Осириса.

     



    Тот, фреска Виллы Мистерий

     



    Пирамида Цестия в Аврелиевой стене

    В Византии около 450 года также отмечается «египтизирующий стиль»[4], но вероятно, речь идёт о каких-то эллинистических проявлениях. В Константинополе на Ипподроме c 390 г. стоял древнеегипетский Обелиск Феодосия.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта