История стилей. Архитектурные стили. Архитектурные стили httpsarzamas academymag446arch
Скачать 0.7 Mb.
|
Декоративно-прикладное искусство[править | править код] Императорские поставщики, разумеется, подхватили новую моду. Египетские мотивы встречаются у таких мастеров, как Жорж Жакоб (мебель), Пьер-Филипп Томир (бронза), севрская фарфоровая мануфактура. Примеру лучших мастеров французской империи последовали более мелкие мастера и другие страны. Ампир является примером стиля, в котором египетские мотивы распространились максимально широко в мелкую пластику, по сравнению с предшествующими и последующими стилями. Цветки папирусов, лотосы, пальмы, сфинксы, головы фараонов, скарабеи, кобры, иероглифы встречаются в мебели, посуде, часах, канделябрах и т. п. В Кусково хранится сервский «Египетский сервиз» (1807), приподнесённый Наполеоном русскому императору в память о Тильзитском мире, он украшен росписями, созданными по гравюрам книги «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту». «Египетский сервиз» (1807) Столик в спальне мадам де Сталь «Египетская ваза», Эрмитаж Канделябр, Франция (?) Настольные часы в виде обелиска и пирамиды (1780-90, Франция) Софа с ручкой в виде эллинизированного сфинкса Канделябр В России[править | править код] А. Варнек. Портрет Александра Сергеевича Строганова. 1814 (деталь). Обратите внимание на вазу и мебель с египетскими мотивами Сфинксы на Университетской набережной Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году В России египетскими мотивами характеризуется стиль александровский классицизм (1801—1830-е), хронологически отстающий от общеевропейского французского ампира, а также последовавший за ним николаевский классицизм. Им обоим была свойственна имперская величавость, что идеологически соответствовало египетской манере. В архитектуре использовались такие мотивы, как пирамиды, пилоны, лотосовидные колонны, обелиски, сфинксы и пр. В этот период сосуществуют две тенденции использования египетских форм и мотивов: их «эллинизирующая» интерпретация (например, проект мавзолея Павла I) и возведение объектов в подлинно «египетском стиле»[1]. С египетскими мотивами продолжает работать Воронихин, тем более, что в 1800—1811 годах его покровитель Строганов становится президентом Академии художеств. В Павловске он после пожара в 1803 году заново оформляет Египетский вестибюль Чарльза Камерона. Сохранились две его фигуры «египтянок с чашами» (Павловск, Эрмитаж). В 1832 году в Петербурге были установлены настоящие сфинксы Аменхотепа III (Сфинксы на Университетской набережной), с трудом доставленные из Египта. В 1830-е г. архитектор Н. Е. Ефимов после поездки в Египет написал теоретический трактат о воздействии египетского архитектурного ордера на древнегреческие. В литературе признаком интереса к теме являются сочинения Пушкина («Египетские ночи», «Клеопатра»). Сохранился портрет великой актрисы Семёновой в роли Клеопатры кисти Кипренского. Петербург Проект мавзолея Павла I в Павловске (1802), архитектор Андреян Захаров гауптвахта у Петербургских ворот в Кронштадте Египетская передняя Павловского дворца, выполненная по рисункам А. Н. Воронихина Египетские ворота в Царском Селе (1829) по проекту Адама Менеласа. Стилизованные изображения, которыми покрыты ворота, взяты из гравюр Денона Египетский мост в Петербурге (1826), арх. Г. Треттер и П. Христианович Фигуры грифонов и львов для Банковского и Львиного мостиков через канал Грибоедова, выполненные по моделям скульптора Павла Соколова (более «греческие», чем «египетские») египетские атланты на фасаде здания Морского судоходства на Дворцовой набережной (Кантемировский дворец, Особняк Громова) Пантелеймоновский мост (не сохранившийся вариант) Павловск. Парадная лестница Проект мавзолея Павла I Египетские ворота Египетский мост |