Главная страница

История стилей. Архитектурные стили. Архитектурные стили httpsarzamas academymag446arch


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеАрхитектурные стили httpsarzamas academymag446arch
АнкорИстория стилей
Дата23.09.2019
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАрхитектурные стили.docx
ТипДокументы
#87533
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Неоклассицизм[править | править код]



На обороте долларовой банкноты напечатано изображение Большой печати США, где с 1782 года находится масонский символ — незавершённая пирамида и Всевидящее Око

Бумажная архитектура Франции также не обошлась без мыслей об Египте, так, элементы есть в проекте дворца в Сен-Жермен-ан-Ле Булле, а Жан-Жак Лекё создавал фантастические миксы с использованием египетских элементов.

С 1760-х годов форма пирамид также была очень популярна в виде уменьшенных копий — павильонов-капризов, которые в конце XVIII века повсеместно прятались в садах и парках, и могли быть также «античными», «готическими» и т. п. Моде помогали полотна Юбера Робера, которые изображали фантастические египетские руины. . Герцог Вюртембергский построил в Замке Монбельяр мост и купальню в египетском духе.

В Парке Монсо (Париж) (1778) Филиппа Эгалите, герцога Шартрского и парке Мопертьюи (в Бри, ок. 1780) маркиза Монтескье были поставлены пирамиды — «гробницы» с ложными могилами и статуями. Важно, что оба владельца, а также архитекторы — Кармонтель и Броньяр были масонами, причём Филипп Эгалите — был Великий магистр ложи «Великий Восток» (см. История масонства во Франции). Декоративное убранство обоих парков было насыщено масонской символикой, а сами пирамиды использовались во время церемоний. Древний Египет вообще играл большую роль в «мифологии» масонов. В частности, их главный герой Хирам, строитель храма Соломона, отождествлялся с Осирисом и также был убит. Опера Моцарта «Волшебная флейта», насыщенная масонской символикой, ставилась в «египетских» декорациях, хотя место действия её не определено.

Пирамида символизировала вечность храма и бессмертие его творца, поэтому её форма придавалась многим погребениям. Так, 26 августа 1792 года в память тех, кто погиб в атаке на Тюильри, в саду Тюильри была установлена деревянная пирамида, обтянутая тканью, к подножию которой возлагали гирлянды из цветов и дубовых листьев[2].

Сфинксы также являлись атрибутом неоклассического убранства, причём произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

В 1770-х годах Джозайя Уэджвуд, создатель Веджвудской мануфактуры, придумал чёрную «базальтовую» глинокаменную массу, которую назвали «египетской».



Булле. Египетский кенотаф (1786)

 

  • Жан-Жак Лекё. Проект гробницы короля Этрурии (1792)

 



Юбер Робер. «Развалины Рима с пирамидой Цестия» (1760-1770)

 



Пирамида в парке Монсо

 

  • Пирамида в Мопертьюи

 



Декорации к «Волшебной флейте», 1816

В России[править | править код]



В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (вариант с Кагульским обелиском), 1800—1810

Иосиф Олешкович. «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных», 1812. Аллегорическая картина, на которой жена Павла изображена на фоне пирамиды

Египетские мотивы классицизма проникали в русское искусство (екатерининский классицизм), стремящееся не отставать от моды. Главными их распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр Сергеевич Строганов. Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии»[1].
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта