Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
176 — ликвидация (уничтожение) видео- и аудиозаписей, изготовленных пиратским способом. РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛ ВЕДЕТСЯ: а) на федеральном уровне — ФБР и Таможенной службой. Дела на рассмотрение передаются в соответствующую префектуру США; б) на уровне штатов — местной полицией. Дела на рассмотрение передаются в Министерство юстиции. ПРЕСТУПНИК. Преступником считается лицо: — торгующее товарами и оказывающее услуги, либо совершившее попытку это сделать; — когда такая торговля или оказание услуг либо попытка этого были умышленны; — когда «поддельная торговая марка» была использована в связи и такими товарами и услугами; — когда лицо знал, что используемая им торговая марка является поддельной. СУД: в процессе иска суд США может: — конфисковать товар, изготовляемый в нарушение авторского права; — возместить фактические убытки (вместе с прибылью нарушителя); — при желании истца получить компенсацию, суд должен присудить такую компенсацию в размере 20000 долларов; в этих пределах судья может назначить сумму компенсации по своему усмотрению. При намеренном нарушении суд может увеличить сумму компенсации до 100000 долларов за работу; 177 — если действия нарушитель ей авторских прав совершены с целью получения коммерческой выгоды или личного обогащения — за эти действия назначает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а при повторном нарушении до десяти лет; — за свершение преступлений, связанных с подделкой товарной марки, назначается наказание в виде лишения свободы сроком и до десяти лет и до 2000000 долларов штрафа с физических лиц или до 5000000 долларов с юридических лиц. Интеллектуальное пиратство — чума XXI века. Ее искоренение требует активного использования всего массива законных средств борьбы, ибо если не будет поставлен заслон на пути реализации суррогатных товаров, то средства, полученные незаконным путем, будут неизбежно питать наркобизнес, контрабанду и, наконец, терроризм. Если мы хотим обеспечить охрану авторских прав в стране, НЕОБХОДИМО: — принять основополагающий и всеохватывающий закон РФ о борьбе с интеллектуальным пиратством; — внести необходимые изменения в УК РФ; — создать всероссийское профессиональное объединение ведущих кино-, видео, радио-, телевизионных и издательских компаний (подобно АПКА в США, о чем речь пойдет ниже). ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ Очень важно, чтобы вы владели достоверной информацией о ситуации на музыкальных рынках 178 России и мира. Не пугайтесь обилия цифр. Разберитесь в них, систематизируйте, анализируйте. Показатели помогут найти необходимые ориентиры, активнее решить проблемы вашего бизнеса. Итак, прежде всего, необходимо знать крупнейшие музыкальные рынки мира. Внимательно рассмотрите показатели, данные в таблице № 6. Таблица № 6 КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЫНКИ (1999 ГОД).
179
Примечание. На долю первой десятки приходится 82,8% совокупной суммы стоимости всего легального рынка, что составляет $31.886,6 млрд. Как видно из таблицы — Россия по совокупной сумме стоимости реализованных копий занимает только 22-е место, и прогресса в этой области пока не наблюдается. Для того чтобы яснее понять состояние легального рынка, сравним его с рынками таких стран, как США и Бразилия. Выбор этих стран не случаен. США — богатейшая страна мира, и взоры многих россиян, в том числе и деятелей отечественного шоу-бизнеса, устремлены в ее сторону. А Бразилия — развивающаяся страна. Россия, причисляющая себя, скорее 180 по традиции, к сверхдержавам, легко может быть сравнима именно с Бразилией. Не только по экономическому потенциалу, но еще и потому, что население стран примерно равно: у нас — 147 млн. чел., а у них — 165 млн. чел. Таблица № 7 ЛЕГАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ CD, MC (ВСЕ ЦИФРЫ В МЛН. ШТ.) США
БРАЗИЛИЯ
РОССИЯ
181 Примечание. Наряду с CD и МС в США и Бразилии учитывались LP и singles Интересно также сравнить музыкальный рынок России и со странами бывшего Советского Союза. Таблица № 8 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА СНГ (1999 ГОД)
182 Ни для кого не секрет, что в СНГ немало проблем. По-настоящему объединить наши народы, кроме экономики, может русская музыкальная культура и популярные исполнители из России. Это неоспоримый факт. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ Таблица № 9 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА
Российский музыкальный бизнес напрямую зависит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому — кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи- 183 чески парализованной. В результате количество звукозаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых репертуарных группах — в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент. Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного комплекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в течение последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы. Еще одной проблемой времени стала новая ценовая политика. Крупнейшие продавцы ориентируются на минимальные, сравнимые с пиратскими цены. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкальной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низким ценам принималось непросто. Мейджеры, например, боялись реэкспорта дешевых дисков на Запад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один уважающий себя дистрибьютор или владелец сети магазинов не стал бы масштабно продавать диски «неясного происхождения», без кодов IFPI и другой 184 символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт. Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и начинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемировым тенденциям. Помимо продаж таких традиционных носителей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно развивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе. Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране — 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90% Таким образом, российский рынок в целом выглядит следующим образом (разделение по видам носителей): Таблица № 10 СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТСКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $
185 * Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается компакт-кассета. Таблица № 11 ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).
Таблица № 12 СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).
186 ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА? Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциации производителей кинопродукции Америки (АПКА). Это профессиональное объединение ведущих кино-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс». АПКА решает множество задач: защита авторских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной деятельности. Юристы Ассоциации помогают прокуратуре лучшим образом сформулировать обвинение; собрать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой анализ, рассчитать сумму компенсации. Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследовании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению. Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих 187 фильмов в России через организации, имеющие соответствующие российские лицензии, такие как «Каскад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер». С октября 1998 года 32 кинофильма производства студий-членов АПКА были на законных основаниях поставлены в российский прокат для демонстрации в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Дополнительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распространению на видеокассетах. Обычно последние поступают в продажу после завершения кинопроката. Это делается для защиты интересов кинопрокатчиков. АПКА поддерживает Российскую антипиратскую организацию — РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Членами РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независимые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинематографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео. Сотрудники РАПО оказывают помощь правоохранительным органам и налоговой полиции в расследовании источников пиратской продукции, в проведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» продукции и выступать с показаниями в суде. НАПА — Национальная ассоциация произво- 188 дителей аудиопродукции России. Решение о создании Национальной ассоциации производителей аудиопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европейской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НАПА была зарегистрирована в июне 1999 года. Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительства IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции — российских музыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего законодательства на территории Российской Федерации. В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имеющие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие. На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на правах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на бизнес регионы страны, города-миллионеры. В состав НАПА входят многие компании — члены НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом. 189 Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компании, которые, в свою очередь, объединены по территориальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп различных стран, например, национальных групп Германии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового ведения бизнеса IFPI начинает свою деятельность с открытия представительств. Через какое-то время, в зависимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в различных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге создать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути». Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью готовы к этому — Ассоциация была создана как ядро национальной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям — членам IFPI, активная борьба с пиратством в России в целом, но особенно в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Московской области. НАПА содействует государственным структурам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза- 190 висимых экспертов в выработке решений органов государственной власти и управления в вопросах музыкального бизнеса. У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор вознаграждений за публичное воспроизведение и распределение сохранных денежных средств среди компаний-правообладателей. Членом НАПА может стать любая отечественная легально работающая на рынке компания, признающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступления необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрационных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов. В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в незаконном использовании авторских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранительными органами и IFPI, и пятнадцать акций совместно с органами МВД. Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федерации, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибьюторов — вплоть до информации по каждой торговой 191 точке. Консультирует государственные органы, предприятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропагандой цивилизованных способов развития музыкального рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах — организация национальных конкурсов в области музыкальной индустрии. НАПА представляет российских производителей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее деятельности (взаимодействует с иными национальными группами). Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продукции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контрафактной продукции. Посредством комплекса проводимых экспертиз можно доказать факт производства контрафактной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к конкретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемещающаяся в процессе записи на нее звуковой информации, имеет характерные для этого звукозаписывающего устройства изменения поверхностного слоя, что 192 и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой. Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отечественных альбомах (и в этом НАПА очень помогает издаваемый агентством «Inter Media» «Российский музыкальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зарубежных партнеров. Важно определить дату первой публикации произведения и фонограммы по каждому наименованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определение размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом. Денежные средства, полученные после переработки контрафактной продукции и изготовления легальной продукции из высвобожденных комплектующих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение контрафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легальной продукции, и бюджетом. ЧТО ТАКОЕ «НОКС»? «НОКС» — это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются: — сохранение и развитие национальных и этнических культур; 193 — пропаганда культурного наследия; — объединение людей посредством культурного взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами; — утверждение гордости каждого человека за свою нацию; — содействие в укреплении России как многонационального государства, в котором все народы равны в своих правах. Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно развивают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди. Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС». Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспитываю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать. О КОМПАНИИ NOX-MUSIC Компания «NOX-MUSIC» — новое имя в российском шоу-бизнесе. Она стартовала 1 июня 2000 года. Компания реализовала много хороших и достойных проектов Кристины Орбакайте, Валерия Сюткина, Андрея Макаревича и группы «Квартал», Николая 194 Носкова (10 октября 2000 года, в день релиза альбома «Я дышу тишиной» Николай Носков пел в Кремлевском Дворце Съездов, а затем выступал в самых престижных залах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Риги). В компании переизданы альбомы группы «Горький Парк», «Король и Шут», Александра Маршала, Николая Носкова, Евгения Кемеровского, «Золотая коллекция» Вахтанга Кикабидзе. Выпущены альбомы Паскаля, Оскара, Алены Свиридовой, открыто новое имя — гитарист Ди Дюля. В проекте — первый иностранный проект — Авраам Руссо. 17 и 18 марта 2001 года компания «NOX Music» организовала концерты самой стильной артистки Кристины Орбакайте, который прошел с триумфом. На мой взгляд, это было настоящее супер-шоу года, в котором принимали участие самые именитые люди: режисер-постановщик Алла Пугачева, художник-постановщик Борис Краснов, балетмейстер-постановщик Алла Духова и балет «Тодес», Ваш покорный слуга продюсер Иосиф Пригожин и директор Александр Качан. В таком составе программу на любой площадке страны можно увидеть очень редко. Мы открыты для сотрудничества, готовы помогать ЛЮБОМУ человеку, работающему в этой сфере и совместными усилиями добиваться успеха. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В музыкальном бизнесе территорией профессионального общения являются продюсерские центры. Ведь музыка, так или иначе, проникает во все виды творчества и обладает удивительной эмоциональной силой. Объем данной работы не мог охватить всех проблем, связанных с организацией и проведением продюсерских проектов. Однако основная их часть была рассмотрена: истоки шоу-бизнеса, его основы, проблемы жизнедеятельности продюсерских центров. Определены особенности профессии продюсера, сущность и специфика музыкального шоу-бизнеса. Наше сотрудничество с мастерами российского шоу-бизнеса, осуществление новых проектов, осмысление научно-методической информации позволяет нам сделать вывод о том, что специфика современной музыкальной культуры делает злободневной и актуальной задачу организации и развития продюсерских центров. Этот вид популяризации музыки становится все более востребованным и эффективным. Но социальная среда музыкального бизнеса пока неоднородна. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что необходимо освоить все художественно-ценные способы организации музыкальных проектов. При этом придется преодолевать сопротивление установившихся правил и негласных законов. Нужно стремиться к тому, чтобы начали действовать законы. Что же касается промоушена, то эта деятель- 196 ность (за редким исключением) практически не развита. Организаторов, называющих себя продюсерами, в российском шоу-бизнесе достаточно. Однако результат их деятельности — многолетний дефицит доверия со стороны исполнителя. Отрадно, что многоплановое развитие отечественной музыкальной жизни породило адекватные современной исполнительской культуре новые формы организации — агентства, продюсерские фирмы, центры, компании. Правда, сотрудничество многих из них с государственными институтами музыкального просветительства — частный факт биографии отдельных энтузиастов. Но сам этот опыт показателен. Деятельность продюсерских компаний позволила сконцентрировать лидеров музыкальных направлений, помогая зрителям и слушателям в максимальном объеме постигнуть современный мир музыки. Несмотря на то, что российский шоу-бизнес только формируется, что пробуксовывает юридическая, правовая база, несовершенен закон об авторском праве, есть уверенность: музыкальный бизнес — индустрия с долгой жизнью. Открытие продюсерских факультетов с мощной информационно-методической базой, консолидация сил и поддержка на государственном уровне будут способствовать развитию и укреплению взаимоотношений на рынке шоу-бизнеса. Путь к «национальной идее», будь то организация благотворительных акций, телевизионных марафонов, юбилейных концертов, культурных международных программ, праздничных презентаций, дней высокой моды, возрождение и открытие творческих имен, — прокладывается уже не теоретически и даже 197 не политически. Эта идея вынашивается и кристаллизуется деятельностью тех продюсерских центров, опыт которых закрепляется осознанием своей гражданской роли в формировании социо-культурного, информационного пространства. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абчук В. Азбука менеджмента. — М., 1968. 2. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. — М., 1978. 3. Алешина И. Паблик рилейшенз для менеджеров и маркетеров. — М., 1997. 4. Авербах Е. Рождение звукового образа. — М., 1985. 5. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. 6. Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культура. - М., 1996. 7. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. — М., 1987. 8. Голядкин А. Телелабиринты. — М., 1988. 9. Говоркин Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессу. — Н. Новгород, 1998. 10. Дудков Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищным предприятием. — М., 1984. 11. Дудков Е.В. Анализ современных механизмов функционирования государственных и негосударственных театрально-зрелищных предприятий «Информкультура» Вып.5, М., 1994. 12. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 1997. 13. Карцев Н. Телевидение в нашей жизни. — М., 1981. 14. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. - М.: 1997. 199 15. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. — Л., 1985. 16. Калеш В. Театральная вертикаль. — М., 1991. 17. Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977. 18. Конников А. Мир эстрады. — М., 1980. 19. Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. — Л., 1958. 20. Купицкий В.М. Театр — искусство и расчет: Учебное пособие. — М., 1995. 21. Колер Дж. Становление джаза. — М.: Радуга, 1984. 22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. 23. Лурье А.С. Концерты и жанры концертной деятельности: Лекция. — М., 1994. 24. Лурье А.С. Специфика концертной деятельности: Лекция. — М., 1996. 25. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. — М., 1986. 26. Лурье А.С. Управление концертным делом. - М., 1998. 27. Минцберг Г. О менеджменте. — М., 1996. 28. Михалкович В.И. Изобразительный язык СМК.-М.,1986. 29. Максимова В.А. И рождается чудо спектакля. - М., 1980. 30. Мороз А.Г. Три века русской сцены. — М., 1978. 31. Михалевскйи Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе. — М., 1994. 200 32. Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990. 33. Орлов А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений. — М., 1976. 34. Пссман Д. Все о музыкальном бизнесе: перевод, набор, верстка. — М., 1996. 35. Почепцов ГГ. Паблик рилейшнз. Рефа-бук, Ваклер, 2000. 36. Почепцов ГГ. Коммуникационные технологии XX века. - Киев, 2000. 37. Розанов В. Психологические парадоксы управления. — М., 1997. 38. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. — М., 1991. 39. Раабен Л.Н. концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX — начала XX веков. - М., 1977. 40. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М., 1992. 41. Скороходов Г Звезды советской эстрады. — М., 1986. 42. Турчинов B.C. Авангардистские течения в современном исполнительском искусстве Западаю — М., 1988. 43. Уварова Е. Эстрадный театр: Обозрение мюзик-холлы. — М., 1983. 44. Чичановский А.А. Инстанции истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск. — М., 1989. 45. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры: между «Брежневым» и «Пугачевой». — М.,1994. 46. Шульгин В.И. Искусство и личность в системе СМИ. - М., 1979. 201 47. Шеркович Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1973. 48. Юровский А. телевидение: поиск и решения. - М., 1975. 49. Музыка и телевидение // Вып. 1 и 2., — М., 1978. 50. Контуры будущего: перспективы и тенденции развития СМК в художественной культуре. Сборник статей. — М., 1984. 51. Традиционный виды искусства в эпоху СМК. Сборник статей. — М., 1987. 52. Жизнь сцены и контрактный мир. — И.: ГИТИС, 1994. 53. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха. — Минск, 1998. ПРИЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИДЕОПРОДУКЦИИ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ИЮЛЯ 1993 Г. № 5351-1 «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ НРАВАХ» (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ) (извлечения) |