Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
126 цикл «ЗАПИСЬ-РЕАЛИЗАЦИЯ. Сам же артист при этом занимался только творчеством. Проект длился, в основном, год. За это время мы успевали сделать и реализовать альбом, «раскрутить» музыканта, организовать гастроли, окупить расходы, распределить прибыль. Мы имели возможность размещать клипы артистов на канале ОРТ. Это была прекрасная идея. Она ликвидировала посредников и взяточников, которые портили имидж канала. Создавая «ОРТ-Рекорде», мы прежде всего заботились о чистоте и качестве музыкальных программ. СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» представлена на рисунке №11. Рисунок № 11 СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» Хотелось бы обратить внимание на взаимосвязь подразделения «ОРТ-КАНАЛ» с ДРУГИМИ КАНАЛАМИ. Искусство продюсера заключается в 127 том, чтобы уметь построить отношения с различными подразделениями, используя фактор доверия. В этом отношении очень важна ваша РЕПУТАЦИЯ. НЕМНОГО ИСТОРИИ ЗВУКОЗАПИСИ Раньше музыканты записывали свои произведения для каждой отдельной пластинки. Получалось, что каждая пластинка, продававшаяся в магазине, содержала на себе уникальное и неповторимое звучание. Сегодня мастер-оригиналы создаются на многодорожечной аппаратуре, где каждый инструмент и каждая вокальная партия записываются на отдельной дорожке или канале: на одном гитара, на другом — барабаны, на третьем — голос и т.д. В большинстве современных студий используется двадцати четырехдорожечная аппаратура, в некоторых — тридцати двухдорожечная и даже больше. Подобная система постепенно внедрялась в звукозаписывающих компаниях. На первоначальном этапе они не стремились записывать альбом, а записывали СИНГЛ. Если сингл продавался успешно, компания выступала с предложением записать альбом. Но в те времена именно синглы были центром прибыли. Времена меняются, меняются обстоятельства. Синглы постепенно вышли из моды. Сегодня они служат в основном целям продвижения альбомов. А если альбома нет, то выпуск сингла не имеет смысла. Сегодня не смену синглам пришли ДЕМО. Звукозаписывающая компания дает средства для изготовления демонстрационной записи (отсюда и термин). По этой записи компания судит, что вы собой представляете как профессиональный музыкант, по- 128 сле чего решает, подписывать ли контракт о целом альбоме или нет. Если вопрос решается положительно, дело за нюансами, в оформлении договора. КОМПАКТ-ДИСКИ И АНАЛОГОВЫЕ КАССЕТЫ в настоящее время являются доминирующими носителями информации. Они продаются по всему миру примерно в одинаковом количестве. Эпоха виниловых пластинок полностью ушла в прошлое. При записи аудиокассет используется технология, которая называется аналоговой записью. Компакт-диски записываются цифровым способом. Следующее поколение кассет также будет цифровым. Существуют два конкурирующих формата. Этот DAT (Digital Audio Таре — цифровая аудиокассета) DCC (Digital Compact Cassette — цифровая компакт-кассета). Компания Sony недавно изобрела еще и MD (Mini Disc — мини диск), крошечный компакт-диск. Цифровые аудиокассеты (DAT) уже некоторое время присутствуют на рынке, но до потребительского уровня дойти пока не могут. Их главное место — в звукозаписывающих студиях и в профессиональной работе. Формату DVD, на наш взгляд, принадлежит будущее. Это относится и к MD. Все эти конфигурации отличаются качеством компакт-диска и устроены по принципу «произвольной выборки», то есть, например, переключиться с дорожки 1 сразу на дорожку 7. На минидисках это переключение происходит моментально, в то время как на кассетах DAT приходится ждать перемотки ленты. Преимущество обеих конфигураций заключается в том, что в результате копирования не теряется качество звука, так как копирование также выполняется цифровым способом. Сейчас появляются новые, более совершенные форматы: МР 3 и МР 4. 129 МИНИДИСКИ значительно меньше по размеру, чем кассеты DAT в этом их преимущество. Кроме того, мини диски решили проблему довольно быстрого перемещения по дорожке в любых направлениях. Кассета DAT по размеру почти такая же, как и обычная аналоговая кассета, то есть несколько громоздкая, но зато предназначенные для них магнитофоны могут читать как кассету DAT, так и аналоговые кассеты. Это значит, что два магнитофона не понадобятся. ВИДЕОКЛИПЫ ВИДЕОКЛИП представляет собой мини-фильм, в котором артист играет главную роль. РЕКЛАМНЫЕ ВИДЕОКЛИПЫ компания производит в целях продвижения, «раскрутки» артистов, продажи дисков и кассет. ЕЩЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ Видеоклипы как таковые появились в США в 1981 году В Европе же они существовали с начала 1960-х годов. Причиной их появления является то, что артистам было дешевле изготовить видеоклип, чем отправиться в турне по Европе. Однако история видеоклипов уходит корнями в глубокое прошлое. Настоящие сокровища этого жанра были созданы во времена так называемых «скопитонов», пользовавшихся огромной популярностью еще в 1950-х и начале 1960-х годов. Это были автоматы, проигрывавшие видеоклипы на 16-миллиметровой пленке. Сегодня сделанные на «скопитонах» записи представляют коллекционные реликвии. На них записывались еще Sony and 130 Cher, Нейл Седека, Дион, Нат Кинг Коул, Бобби Дарин и другие. Еще раньше появились черно-белые видеоклипы с участием Фэтса Уоллера, Луиса Джордана, Лены Хорн, Бинга Кросби, Спайка Джонса и многих других, которые демонстрировались в кинотеатрах в 1940-х и 1950-х годах. Из видеоклипов на ТВ прибыли извлекается крайне мало (или вообще никакой). Связано это с тем, что основное назначение видеоклипов — реклама. Поэтому они демонстрируются бесплатно, либо плата за них взимается чисто номинальная с целью покрытия расходов на копирование и доставку. Деньги, в основном, поступают только от продажи видеоносителей, и то при условии, что запись при этом представляет: — компиляцию (то есть, сборник отдельных видеоклипов одного или разных артистов); — видеоклипы плюс репортаж о том, как они делались. За редким исключениями, прибыль от видеоклипов минимальна. Ни артисту, ни компании на большие деньги от реализации видеоклипов рассчитывать не приходится. Расходы компенсируются продажей пластинок. Но и без видеоклипа обеспечить успешное продвижение пластинки на рынок практически невозможно. Видеоклип необходим для создания имиджа, имени артиста. За два года существования команда «ОРТ-Рекорде» приобрела огромный опыт в шоу-бизнесе и на телевидении. Мы многому научились. Все это дало толчок к созданию собственной компании. И весной 2000 года на аудиорынке появилось новое название — «Nox-Music» — национальное объединение культур- 131 ных сообществ (от русской аббревиатуры «НОКС»). С помощью этой компании я рассчитываю выйти за национальные рамки, на мировой рынок. Интеграции через культуру — эту идею мы будем развивать сначала в рамках СНГ. Продюсеру всегда нужно жить завтрашним днем, делать ставку на новое, ведь основа современного рынка — НОВЫЕ ИМЕНА. Это основа развития новой компании — «раскручивать» не альбомы, а артиста, заключая с ним контракт не менее чем на 3-5 лет, а то и 10 лет, чтобы компания владела правами на его имя. Считаю одним из главных условий построения шоу-бизнеса консолидацию профессионалов, необходимость конвенции между рекорд-компаниями. В продюсерских планах компании, на наш взгляд, необходимо развитие всех направлений в музыке — не только поп, джаз, рок, но и классика. Особый акцент предполагается сделать на этнической музыке. Сейчас «Nox» готовит много новых релизов, в их числе как новые, так и уже знакомые имена. В общем есть основание предполагать, что «Nox-Music» станет одной из ведущих компаний на музыкальном рынке. ПРОДЮСИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Сегодня, когда кинопроизводство, кинопрокат и телевидение перестали быть монополией государства, а авторские отношения получили новое нормативное закрепление, возрастает роль продюсера, который способствует становлению авторско-правовых и 132 хозяйственных связей при создании и использовании аудиовизуальных произведений. Производство кинофильма и видеофильма является сплавом творческой и индивидуальной деятельности. К аудиовизуальному произведению относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия при помощи соответствующих технических средств. К аудиовизуальным произведениям относятся КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОСМОТР КОТОРЫХ ДАЕТ ЭФФЕКТ ДВИЖЕНИЯ. Этот критерий служит в законодательстве многих стран основанием для классификации аудиовизуальных произведений. Поэтому для создания аудиовизуальной продукции требуется участие специальной фигуры — продюсера, отвечающего не только за творческий, но и за весь технологический процесс. Более того, продюсер в подготовке аудиовизуальных продуктов является КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ — он берет на себя ответственность за финансирование, производство и реализацию продукции (прокат фильма, продажу видеокассет и т.д.). ТИПЫ ПРОДЮСЕРОВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ В отличие от концертной деятельности, в аудиовизуальном бизнесе функционируют продюсеры, отвечающие за отдельные элементы деятельности: — продюсер, отвечающий за производство аудиовизуальной продукции, обеспечивающий творческий и технологический процесс съемки; 133 — продюсер, отвечающий за распространение аудиовизуальной продукции с целью удовлетворения спроса широкой публики и наиболее полного возврата затраченных на производство средств; — продюсер, занимающийся финансированием аудиовизуальной продукции, осуществляющий поиск необходимых для съемок денежных средств. Следует учесть, что такое деление условно, в каждом конкретном случае не обязательно должны участвовать все три обозначенных продюсера. Возможно, что их функции четко разграничены. Возможно участие только одного продюсера, взявшего на себя все указанные обязательства. КОМАНДА АУДИОВИДЕОБИЗНЕСА Создание аудиовидеопродукции трудоемкий процесс, требующий достаточно большого состава профессионалов: АВТОР АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: к ним относятся автор сценария, режиссер и композитор, если его музыкальное произведение написано специально для фильма. Иногда круг авторов может быть расширен за счет лиц, работающих над сценарием: автор литературной идеи, автор ее адаптации в особое произведение — литературный сценарий и автор диалогов. ТВОРЧЕСКИЙ СОСТАВ: оператор-постановщик, звукорежиссер, режиссер монтажа, редактор, художник по костюмам и т.п. ТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ: операторы, осветители, ассистенты и помощники режиссера, костю- 134 меры, гримеры и т.д. Их отношения и изготовителем произведения строятся либо на основе трудовых соглашений, либо по договорам. ИСПОЛНИТЕЛИ: актеры, певцы, музыканты, танцоры и т.д., которые играют роли, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах и т.д. РАБОТЫ И УСЛУГИ: прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, реквизита, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление и т.д. ИНВЕСТОРЫ: лица, предоставляющие продюсеру средства на производство аудиопродукции и претендующие на часть имущественных прав на нее. КРЕДИТОРЫ: лица, предоставляющие продюсеру на определенных условиях средства для производства и рекламирования продукции, не претендуя на имущественные права на нее. ДИСТРИБЬЮТОР или прокатчик: физическое или юридическое лицо, имеющее право на прокат аудиовизуальной продукции и осуществляющее или организующее ее прокат. ДЕМОНСТРАТОР: лицо, осуществляющее показ аудиовидеопродукции. ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА: — договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений; 135 — договоры между продюсером и инвесторами — автором сценария, режиссером, композитором; — договор между продюсером и авторами отдельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение — с авторами ранее созданных произведений, с членами творческого состава съемочной группы; — договор с исполнителями; — договор с обладателями прав на охраняемое произведение и иные материалы, используемые для создания аудиовизуального произведения; — договор о привлечении финансовых средств; — договор между сопродюсерами. РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: — договоры между продюсером и дистрибьютором; — договор между продюсером и телевещательными организациями; — договор между продюсером и изготовителями и распространителями видеоносителей и запись аудиовизуального произведения. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Команда создана. Вы приступаете к реализации проектов. С чего начинать? Прежде всего, необходимо учитывать специфику продюсерской деятельности в различных сферах шоу-бизнеса. Каждая сфера требует своих методов и приемов, своей стратегии и тактики в осуществлении проекта. От характера и специфики зависит определение функций КАЖДОГО 136 члена команды, распределение ответственности за каждый участок предстоящего труда. В умении грамотно организовать деятельность команды, управлять ею на каждой стадии реализации проекта заключается талант продюсера, его творчество. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР Я называю персонального продюсера СТРАТЕГОМ реализации проекта, поскольку именно он является лицом вашей профессиональной команды. Это в определенной степени начальник генерального штаба, он отвечает за все: контролирует все сделки, которые заключает агент, промоутер, организует подготовку к туру, обеспечивает составление планов. В его обязанности, как отмечают ученые и практики, входит коррекция всех участков тура: перевозка людей и оборудования, бронирование гостиниц, финансирование перечисления, деятельность агента, бизнес-менеждера, промоутеров, которые арендуют концертные залы, обеспечивают рекламу, а также решение проблем на местах. АГЕНТ Если персональный менеджер — стратег проекта, в данном случае, тура, то агент — это ТАКТИК, поскольку он осуществляет концертную деятельность: заключает контракты с промоутерами, которые профессионально организуют шоу, разрабатывает маршрут, чтобы сэкономить огромные деньги, определяет имидж тура, планирует рекламу на радио, телевидении, организует продажу билетов (продавать би- 137 леты заранее или в день концерта, то есть определяет правильное время (не слишком рано и не слишком поздно), определяет цену билетов, получает депозиты (аванс), оплачиваемые промоутерами. ПРОМОУТЕР ПРОМОУТЕР — конкретный исполнитель, конкретной стадии тура. Он есть организует КОНКРЕТНЫЙ концерт в КОНКРЕТНОМ месте. Как любой предприниматель, он берет на себя риск. Как правило, промоутеры делятся на четыре категории: местные (один город, край, республика); региональные (несколько областей, округов, республик); национальные (вся территория России) и международные (весь мир). БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕР Бизнес-менеджер — это бухгалтер, в обязанности которого входят финансовые аспекты тура. Его задача: разработать бизнес-план с учетом доходов и расходов, корректировать его во время тура, чтобы избежать финансовых потерь и получить большую прибыль, оплачивать весь концертный персонал; контролировать оплату промоутеров; погашать все счета (гостиница, питание, перевозки и т.д.) КОНЦЕРТНЫЙ МЕНЕДЖЕР Солидные продюсерские фирмы, занимающиеся прокатом суперзвезды или средних артистов, нередко для успешной организации тура дополнительно 138 учреждают должность КОНЦЕРТНОГО МЕНЕДЖЕРА и перекладывают на него отдельные функции персонального менеджера, агента, промоутера и бизнес-менеджера. Он принимает на себя ответственность за организацию тура: обеспечивает бронирование гостиниц, билетов, получает деньги за каждый концерт и распределяет их. АРТИСТЫ Молодых артистов, не имеющих записей, целесообразно использовать в концертной деятельности местных клубов. Во-первых, это не требует затрат. Во-вторых, используется специфическое оборудование клубов, они могут заработать немного денег для раскрутки своего имени или осуществления звукозаписи. Если у молодых артистов имеется контракт с компанией звукозаписи, целесообразно поддержать выход альбома или пластинки, поскольку главная цель тура для них — продажа носителя и «раскрутка» имени. Целесообразно использовать молодых артистов для «подогрева» публики на концертах ведущих артистов или «суперзвезд». Это поможет им приобрести опыт, даст возможность заявить о себе. В практике концертной деятельности встречаются ситуации, когда молодые артисты сами платят за свое выступление с тем, чтобы принять участие в программе крупных артистов и «суперзвезд». Для артистов средней популярности можно рекомендовать организацию концертов в небольших залах, поскольку у вас появляются возможности компенсировать расходы на тур. Главной целью концертной 139 деятельности артистов средней популярности остается дальнейшая «раскрутка» имени и стимулирование продажи пластинок, альбомов, видеокассет. Организация концертной деятельности «суперзвезд» требует больших расходов, но грамотно организованный тур может приносить и огромные доходы. Нередко персональный менеджер или агент получит больше чем сам артист (подробно — в разделе об оплате артистов). |