Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
110 нередко продюсеры не имеют никакого отношения непосредственно к изготовлению музыкального носителя, занимаясь в основном промоутерской деятельностью, то есть полностью отвечают только за финансовую поддержку, создание имиджа артиста, его прокат. Продюсер, как правило, является штатным сотрудником, но может выступать частным лицом, заключив контракт на разовый проект. Продюсер может под определенную запись, программу, шоу брать финансовые средства от частных или юридических лиц или вкладывать собственные средства. При этом он несет полную финансовую ответственность за осуществление проекта. В дальнейшем продюсер имеет юридическое и моральное право на созданную художественную продукцию. Он должен получать определенный процент от проката, продажи видео- и аудиокассет, видеофильмов, клипов, концертных выступлений артистов. По отношению к инвесторам, спонсорам, он обязан выполнять все условия, согласно которым ему были предоставлены финансовые средства. В процессе создания программы, видеофильма и т.д. продюсер имеет право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д. ЮРИСТ У начинающего продюсера, как правило, возникает вопрос — с кого начинать формировать команду. На мой взгляд, начинать надо с подбора менеджера или юриста. Если из окружающих друзей нельзя выбрать менеджера, или он не обладает соот- 111 ветствующим опытом, первым в команде по своей значимости должен стать юрист, поскольку он может использовать свои связи со звукозаписывающими компаниями и предпочитает работать с людьми, которые как можно скорее могут направить деятельность в нужном для вас направлении и от которых зависит окончательное принятие решения. Мне хочется предложить несколько советов при выборе юриста. СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Поинтересуйтесь рекомендациями выбранного вами юриста, поскольку большинство из них придает значение своей репутации. СОВЕТ ВТОРОЙ. Постарайтесь выяснить, с какими исполнителями ему приходилось работать, каковы результаты их продвижения на рынке шоу-бизнеса. СОВЕТ ТРЕТИЙ. Постарайтесь связаться с этими исполнителями и детально выяснить, что у них состоялось или не состоялось с данным юристом. СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Постарайтесь установить отношения с авторитетными людьми шоу-бизнеса, или ближайшими друзьями, которые могли бы вам порекомендовать толкового юриста. Юристы являются достаточно влиятельными людьми в шоу-бизнесе, поскольку работают одновременно с целым рядом контрактов и гораздо больше информированы о проблемах музыкальной индустрии. Они не только проверяют контракты и консультируют по юридическим вопросам, они непосредственно связаны с коммерческой деятельностью фирмы, помогают определить, с какой компанией заключать сделку, на каких условиях и т.д. Одним словом, связи юриста в шоу-бизнесе являются одним из 112 определяющих факторов в его выборе. Юрист с хорошими связями гораздо быстрее может решить проблемы и даже сделать больше, чем можно себе представить. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР Персональный менеджер — одна из важных фигур в музыкальном шоу-бизнесе. Это правая рука продюсера. От качества его деятельности зависит успех реализации проекта. Самый лучший менеджер — это человек, обладающий большими возможностями, полезными связями и горящий энтузиазмом по отношению к делу. Его функции заключаются в следующем: — давать советы по условиям заключения контракта с той или иной фирмой; — содействовать организации творческого процесса: отбор музыкального материала, подбор музыкантов, художников, фотографов и т.д.; — осуществлять деловые связи с нужными людьми, координацию рекламных компаний и т.д.; — осуществлять анализ рекламной и маркетинговой компании для производства альбомов, пластинок и т.д.; — определять имидж фирмы, заключать коммерческие сделки и т.д. Обычно соглашения с менеджерами подписываются на три-пять лет. Поначалу лучше заключить контракт на более короткий срок. При заключении контракта следует обсудить с менеджером сумму, которая ему причитается по истечении срока, если источником заработков 113 явились сделки, подписанные или детально обговоренные в течение срока действия контракта. Поэтому важно продумать базис, на основании которого оплата по окончании срока будет строго определенной. Подробно на условиях оплаты персонального менеджера мы остановимся ниже, в специальном разделе. БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕР Бизнес-менеджер отвечает за финансовое положение фирмы. Он получает деньги, контролирует их потоки, оплачивает счета, проверяет налоговые декларации и т.д. Поэтому вы постоянно должны осуществлять контроль над его деятельностью, чтобы избежать финансовых катастроф. Порой среди этих специалистов попадаются люди нечистоплотные, а иногда просто мошенники. Найти хорошего бизнес-менеджера не просто. Обратитесь, прежде всего, за советом к членам вашей команды. При выборе бизнес-менеджера обратите внимание на следующее: — форма финансовых отчетов и сроки их представления; — есть ли у него диплом, лицензия или сертификат бухгалтера; — каковы его претензии по оплате; — какие функции он будет выполнять для вас, кроме оплаты ваших счетов и контроля доходов; будет ли советовать, как обходиться с налоговыми декларациями, будет ли заниматься вашими инвестициями, займется ли вашей страховкой и т.д.; — настаивает ли на подписании с ним контракта; 114 — будет ли возражать против периодических аудиторских проверок; — представляет ли другие фирмы или артистов шоу-бизнеса; — знаком ли он со всеми нюансами шоу-бизнеса; — приходилось ли ему работать с представителями шоу-бизнеса, у которых были проблемы, как у вас. Для начинающих продюсеров еще раз хочу подчеркнуть БУДЬТЕ КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕРА. Известна в кругах шоу-бизнеса расхожая фраза: «ЕСЛИ ТЫ САМ НЕ ПОЗАБОТИШЬСЯ О СВОЕМ ФИНАНСОВОМ БУДУЩЕМ, ВРЯД ЛИ ОБ ЭТОМ ПОЗАБОТИТЬСЯ КТО-ТО ДРУГОЙ». АГЕНТ Агенты в музыкальном шоу-бизнесе занимаются концертной деятельностью. Основная их функция заключается в том, что они находят работу артисту. Однако агенты работают не только с музыкантами, но и с киноактерами, актерами, режиссерами, топ-моделями и т.д. Иногда они также занимаются рекламой, финансированием турне, организацией выступлений на телевидении, радио, а порой помогают и в осуществлении звукозаписи. Оплату агенты получают исключительно за конкретный проект. Максимальный процент, который они могут требовать — 10%. Как правило, их доход составляет 5%. При заключении контракта с агентом следует учесть следующее: — оговорите срок сделки на один год; — если контракт заключен на срок более одно- 115 — поинтересуйтесь, сколько денег берет кандидат за работу; — постарайтесь уяснить личные качества будущих членов команды про следующей схеме: умны и опытны; умны, но не опытны; не умны, но опытны; не умны и не опытны; — осторожно относитесь к любому, кто начнет уверять вас в своей честности и преданности. Настоящие люди никогда не афишируют свою честность и преданность; — принимайте решения быстро, а проверяйте медленно. Внимательно следите за работой каждого и группы в целом. Люди и обстоятельства со временем меняются; — если потеряли доверие к человеку, постарайтесь, по возможности дальше не продолжать с ним сотрудничество. Откровенно поговорите с ним о своих мыслях и чувствах. Дальнейшее сотрудничество, как говорится, встанет себе дороже. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Поскольку печатная продукция имеет массовый спрос, многие фирмы, работающие в шоу-бизнесе, занимаются издательской деятельностью или являются учредителями журналов, газет, что помогает им разместить рекламные публикации, связанные с выходом на рынок продукции шоу-бизнеса. В музыкальном шоу-бизнесе к издательской деятельности относится также грамзапись, в основе которой лежит производство музыкального продукта — звуконосителя: компакт-диски (CD), компакт-кассеты (СМ), грампластинки (LP) и т.д., для последующей продажи и получения прибыли. 118 Музыкальное издательство по своей природе — исключительно коммерческое предприятие. Во-первых, музыкальное издательство — это собственник прав и может распоряжаться правами в своих интересах, а значит и в интересах автора. Во-вторых, музыкально издательство — это коллектив профессионалов со своим финансовым и юридическим обеспечением. По существу, издательство является посредником между автором и потребителем. Кто-то умеет писать музыку, кто-то — заниматься бизнесом. Издатель, получая по договору авторские права на использование музыкальных произведений, берет на себя ответственность за этот бизнес. В беседе с автором он заявляет примерно следующее: «Я найду людей, которые заинтересуются вашей музыкой, предоставлю им лицензии, проконтролирую, чтобы они вам заплатили, а прибыль мы распределим в соответствии с договором». Казалось бы, на первый взгляд, автор теряет много, поскольку издательская доля составляет обычно 25-30%. Но, с другой стороны, охват рынка, способность эффективно контролировать его, отстаивать свои интересы и принимать быстрые и эффективные меры против тех, кто посягает на эти интересы, ставят музыкальные издательства вне конкуренции по сравнению с агентствами по охране авторских прав. И редко кто из авторов отказывается от сотрудничества с издателями из-за того, что он получает меньше, чем получал бы, управляя правами на свои произведения самостоятельно. Приобретая права у автора на условиях выплаты авторской доли, как мы уже отмечали до 30% от доходов издательства, издатель вынужден находить новые источники гонораров. А соответственно, авторская 119 доля тоже возрастает. Суть деятельности музыкального издательства, как отмечают многие мои коллеги по шоу-бизнесу, заключается в том, что, приобретая у автора исключительные и имущественные права, музыкальные издательства становятся единственными правообладателями всех видов произведений, на которые им переданы права (то есть права на непосредственное использование произведения в любой среде и любым способом). Ограничения могут касаться только объема видов использования, сроков правообладания и территории. Структура издательской фирмы, компании, концерна и т.д. выглядит следующим образом: Рисунок № 9 СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 120 Приоритет в этой структуре принадлежит издателю, поскольку без его согласия никто не может воспользоваться продукцией, так как он соединяет композитора с поэтом, помогает им работать, а на более позднем этапе находит подходящих исполнителей или наоборот (исполнитель поручает издателю осуществлять поиск поэта, композитора и т.д.). Издатель осуществляет поиск заинтересованных людей, предоставляет лицензии, осуществляет оплату авторского вознаграждения, или, как сейчас все чаще говорят, «роялти». То есть, заключая сделку с автором, издатель берет на себя обязательство реализации проекта и соблюдения прав автора. Издательство вычисляет, сколько можно заработать с концертной сделки и платят авторскую долю, чтобы выкупить необходимые права. Однако в последнее время встречаются случаи, когда популярные авторы самостоятельно занимаются издательской деятельностью, сохраняя за собой целиком авторские права. ШТАТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ Штат зависит от типа организации — крупная, средняя или мелкая компания. Но независимо от этого в штате издательства должны присутствовать следующие специалисты: — АДМИНИСТРАТОР (генеральный директор, президент, директор и т.п.) — осуществляет контроль за соблюдением авторских прав, предоставлением лицензий, выплатой гонорара авторам, другим творческим работникам и т.д.; — РЕДАКТОР — осуществляет процесс обработки авторского произведения, подготовки его к публикации; 121 — АГЕНТ — занимается реализацией проекта; — МЕНЕДЖЕР — выполняет продюсерские функции: поиск авторов, создание творческих коллективов, работа с материалом. Нередко все эти функции выполняет один человек, самостоятельно выступающий в качестве издателя. Он самостоятельно занимается всей административной работой: осуществляет оплату, производит бухгалтерские расчеты, проводит переговоры с типографией, подыскивает студию и т.д. Примером может служить музыкальное издательство «Мелограф». Особенностью организации издательской фирмы является то, что для ее создания не требуется большого капитала, многочисленного персонала, создания дорогостоящей системы сбыта, складов и т.д., если это не крупная компания типа музыкального издательства «Союз» с большим профессиональным персоналом, осуществляющим сделки по всей России. ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ Организационные вопросы, связанные. с основными аспектами продюсерской деятельности, рассмотрены на опыте компаний «ОРТ-Рекорде» и «ОРТ-Концерт», в создании и продюсировании которых я принимал непосредственное участие. Полагаю, этот опыт поможет молодым продюсерам грамотно построить свой бизнес в данном направлении. В шоу-бизнесе мало взять вес. Главное — его удержать. А удержать в данном случае значило начать новое серьезное дело. 122 НАЧНИТЕ С КОНТРАКТА С каждым артистом у компании должны быть хорошие партнерские отношения. Так, заключая контракт, мы всегда обговаривали систему «роялти», то есть процент. Компания брала на себя определенные расходы: съемки клипа, запись в студии, гонорар аранжировщикам, режиссерам, операторам... После возврата расходной части и 15% коммерческого риска, оплаты в РАО от 4 до 8% налогов, автоматически выплачивались «роялти» — от 15 до 50%. И выгодные условия оплаты для артистов были очевидны. ПОДБОР КОМАНДЫ Труд каждого артиста, менеджера, продюсера имеет определенную стоимость, поэтому первой задачей явилось создание уверенности исполнителя в том, что со своим предложением он обращается к профессионалам. В команде «ОРТ-Рекорде» работали 10 специалистов, в «ОРТ-Концерт» — трое. Это были мобильные, деловые специалисты, способные контролировать несколько ситуаций одновременно, успешно решать самые сложные задачи. Вторая задача заключалась в том, чтобы ясно и доступно сформулировать цель, четко разработать функциональную цепочку, правильно выстроить межличностные отношения. Основой нашей политики на «ОРТ-Рекорде» было СОЗДАНИЕ НОВЫХ ИМЕН, НОВЫХ ЗВЕЗД, А ТАКЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ИМЕНИТЫМИ ЗВЕЗДАМИ. 123 ОРГАНИЗАЦИЯ ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ Рисунок № 10 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ Рассмотрим подробнее виды деятельности компании. ПОИСК ТАЛАНТОВ — этим занимаются сотрудники с обостренной интуицией, «со слухом», активно ищущие, способные взращивать новые таланты, определяющие исполнителей, репертуар, работающие с артистами творчески. СБЫТ — за этот участок отвечают сотрудники, разбирающиеся в тонкостях дистрибуции. Цель — как можно более широкий охват торговых точек. МАРКЕТИНГ — этот ответственный участок работы поручается специалистам, способным к аналитической работе по исследованию, анализу состояния рынка, востребованности артиста. 124 ПРОДВИЖЕНИЕ — здесь работают люди, занимающиеся разработкой креативных проектов и появления исполнителей в теле- и радиоэфире: УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОМ — специалисты этого подразделения отвечают за то, чтобы все отделы работали в четком взаимодействии. ТВОРЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - это продюсирование. Специалисты этого подразделения создают имидж артиста, занимаются организацией постановочной, репетиционной части. ПРОИЗВОДСТВО — это подразделение производит тиражирование аудио-, видео, CD, DVD-носителей, печатно-полиграфической продукции и доставку ее дистрибьюторам. ФИНАНСЫ — ведение учета. ЮРИСТЫ — юридическая консультация, составление контрактов. Весь цикл работы с артистами: от поиска и знакомства с ними до выпуска дисков, их рекламы, распространения, съемки клипов, запуска в эфир осуществлялся ЕДИНЫМ ПРОДЮСЕРСКИМ ЦЕНТРОМ, который в течение года, разрабатывал до семидесяти проектов и проводил 400-600 концертов. Именно эта идея - РАБОТА НЕ С ПЛАСТИНКАМИ, А С АРТИСТАМИ, КАК ПАРТНЕРАМИ в коммуникативном пространстве одного холдинга, легла в основу создания компании. КАК МЫ НАЧИНАЛИ Когда мы начинали работы над промоушном группы «Божья коровка», мы были уверенны в успехе слышали еле сдерживаемые крики: «Дешевая попса!» 125 Однако довольно скоро позиция скептиков изменилась. Причина такой перемены заключалась в том, что, записав в КРЕДИТ (изначально была лишь идея, но не было средств) альбом «Божья коровка», сняв в КРЕДИТ клип и продав этот проект, мы заработали первые деньги, расплатились с долгами, а оставшиеся средства вложили на развитие новых проектов: выпуск альбомов групп «Сплин», «А-студио», К. Орбакайте, Н. Носкова, А. Маршала. Кроме коммерческих акций у нас было значительное число музыкальных проектов, которые нельзя расценивать как бизнес. Выпуск альбомов И. Кобзона, В. Кикабидзе, делает честь любому рекорд-лейблу — это наша художественная гордость и вклад в историю российского искусства. ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В бизнесе аудиозаписей продюсер совмещает роли менеджера, директора, промоутера, антрепренера. Он отвечает за контроль и реализацию творческого продукта. То есть отвечает за оптимизацию творческого процесса (находит и выбирает песни, занимается аранжировками, определяет окончательный саунд), берет на себя административную работу (контролирует бюджет, подписывает контракты, координирует турне), подбирает профессиональную бригаду, анализирует рынок и подготавливает рекламную компанию. Так, в практике компании «ОРТ-Рекорде» продюсер САМ прослушивал музыкальный материал и лично принимал решение на заключение контракта о производстве альбома. Компания вкладывала деньги в |