Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
ЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА Вопросы этических отношений в музыкальном шоу-бизнесе занимают особое место. Ведь ложь, обман, необязательность и воровство стали в последнее десятилетие весьма распространенными явлениями. Зачастую сделки в музыкальном шоу-бизнесе превращаются в минные поля, которые нужно преодолевать с особой осторожностью. Этика и закон должны стать базисом деловых отношений. Государство обязано создать для этого прочную базу, внести свой вклад в становление нормальных этических отношений в обществе. Это означает согласие с историческими и культурными традициями страны, зафиксированными в законах, уважение к личным ценностям и свободам, на которых зиждется современное общество, соблюдение этических стандартов честной деятельности и доверия. ПРИНЯТИЕ ПРОДЮСЕРОМ ЭТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Они сопутствуют всей его деятельности, включая взаимодействие с членами группы, актерами и режиссерами, инвесторами и дистрибьюторами, руководителями различных организаций и потребителями, конкурентами и спонсорами, поставщиками и клиентами и т.д. Большинство продюсеров осознают наличие этических проблем в бизнесе и строят свою деятельность с учетом этих обстоятельств. СОВЕТЫ АВТОРА. Продюсер при обсуждении вопросов реализации программ и других операций или при наличии возможных этических проблем должен иметь лично отработанную установку на перего- 99 воры. В этический контрольный список могут войти следующие принципы и вопросы. Основные принципы: — бизнес на любом конце сделки получает что-либо ценное. Здесь проигравших нет. Основой этого принципа является этическая философия двойного выигрыша («win-win»); — сделка не может причинить ущерба ни одной из договаривающихся сторон; — в основе этической ответственности лежит концепция справедливости. Фирма должна быть честной во всех сделках; Основные вопросы этического контрольного списка: — является ли предполагаемая договоренность, сделка или действие законными и не выходящими за рамки уставных документов фирмы, группы, а также проекта? — будут ли возможные действия честными по отношению ко всем, кого они касаются? — не будет ли непреднамеренно нанесен вред договаривающим сторонам, обществу? — какие могут быть последствия этих действий в будущем? — каков будет полный экономический эффект с учетом соблюдения этических отношений? РЕЗЮМЕ. Соблюдение всеми работающими в сфере музыкального шоу-бизнеса этических норм внесет неоценимый вклад в решение социальных проблем в целом, в борьбу с необязательностью, коррупцией, чиновничьим произволом, взломом баз данных, манипуляциями в бизнесе, кражами, подкупом и, наконец, нарушением законов и гражданских прав. 100 СОХРАНЯТЬ И РАЗВИВАТЬ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ Во времена Советского Союза существовала совсем неплохая модель организации концертной деятельности. Уверен, современный шоу-бизнес может и должен использовать лучшее, что было создано в то время. Ну, например, опыт деятельности филармоний, эффективно работавших до 1989 года, вполне подходит нынешним компаниям. При этом головная организация такой компании должна находиться в Москве и объединять сеть представительств, действующих в регионах России. Следующим шагом должно стать создание единой межгосударственной организации «Европейское культурное сообщество» под патронажем глав СНГ с ежегодным фестивалем по образу «Евровидения». Фестиваль может проводиться в разных странах (в этом смысле опыт проведения Олимпийских игр представляется весьма показательным). При такой системе получат возможность широко развиваться национальные культуры народов России и СНГ. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ШОУ-БИЗНЕС Как известно, театр начинается с вешалки. А шоу-бизнес должен начинаться с ПРАВИЛ. Почему? Да хотя бы просто потому, что сейчас бизнес в России — это бои без правил. А ведь очень важно бороться и побеждать только в цивилизованной конкурентной борьбе. Каковы должны быть эти правила? Начнем с главного. Каким бы талантливым артист ни был, без продюсера в наше время пробиться 101 невозможно. Значит, правило первое — артист в бизнесе следует за продюсером, которому отводится главная роль. К сожалению, артист не всегда это понимает. Должна быть выстроена четкая система взаимоотношений между менеджером и артистами. Однако законодательная, юридическая база еще нечетко отражают и регулируют отношения между ними. А это, на мой взгляд, ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В ШОУ-БИЗНЕСЕ. Без успешного решения этих проблем не представляется возможным объединить их усилия в развитии шоу-бизнеса. Артистов нередко переманивают. А это уже не бизнес. Правило второе — борьба с пиратством по всему фронту — вот что сейчас необходимо! Функционирование шоу-бизнеса опирается на законы, на людей и на правила, установленные прежде всего государственными органами. Что сегодня происходит с шоу-бизнесом? Государство теряет колоссальные деньги. Почему? Потому что нет закона о пиратстве. А те, которые имеются, далеко не совершенны. Почему нет закона о лишении свободы, о наказании тех, кто занимается пиратской деятельностью? Кому выгодно, чтобы таких законов не было? Пиратство настоящая контрабанда, наносящая ущерб, как шоу-бизнесу, так и государству в целом. Причин у этого явления немало. Одна из них — экономическая несостоятельность общества. Низкая платежеспособность населения лишает его возможности приобрести качественный продукт. Они покупают дешевые пиратские диски. Хочу отметить: производители готовы продавать музыкальную продукцию и по более низким ценам. Но пока сделать это они не в состоянии, поскольку коррупция перекрывает все, питая 102 пиратский рынок. Я полностью поддерживаю позицию Президента РФ В. В. Путина о том, что в стране должна быть установлена ДИКТАТУРА ЗАКОНА. Это позволит легальным компаниям заработать легальные средства и пополнить казну. Деньги будут активнее поступать в бюджет за счет разумных налогов, за счет легального, честного бизнеса. Необходимо наконец закрыть пиратскую лавку и установить тотальный контроль за этим видом деятельности. Например, на Западе с этой проблемой уже почти справились. Очень интересно показано это в книге Б. Гейтса «Дорога в будущее», в которой идет речь о законе против перепродажи компакт-дисков. Мне кажется, назрела ситуация, когда все бизнесмены должны объединиться и совместно с Думой, Налоговой инспекцией, государственными и общественными органами, лидерами различных партий собраться за КРУГЛЫМ СТОЛОМ, чтобы очертить круг решения проблем в данной сфере, объявить войну коррупции. Правило третье — газеты и телевидение, СМИ в целом должны платить большие деньги за хороший материал и хороших артистов. Сейчас же все происходит наоборот. Взаимосвязь шоу-бизнеса с прессой и телевидением искажена. У изданий нет малейшего интереса к нашим артистам. Представители СМИ приходят на концерты и презентации, но почему-то спят, а если пишут, то неинтересно или за деньги. Сейчас продюсеры должны платить телевидению, чтобы артистов показали в передачах. Мне кажется, все должно быть наоборот. Думаю, свод правил для цивилизованного шоу-бизнеса может быть продолжен и развит. Для этого нужны совместные усилия всех заинтересованных сторон. Сейчас шоу-бизнес похож на воз, который тя- 103 нут лебедь, рак да щука — каждый в свою сторону. Назрела необходимость в создании Ассоциации шоу-бизнеса. Такие попытки были предприняты моими коллегами. Однако проект потерпел неудачу из-за несогласованности действий, амбиций и тщетной суеты. В настоящее время созданы предпосылки для ее организации. Проблема объединения — в мышлении бизнесменов. Необходимо собраться вместе, оценить какова сейчас ситуация в шоу-бизнесе, что еще предстоит сделать, какие условия необходимо создать на рынке для того, чтобы этот рынок стал цивилизованным, легально-прибыльным, разработать предложения по его совершенствованию. В основу организации представителей шоу-бизнеса, на мой взгляд, следует положить опыт Лас-Вегаса, где заинтересованные группы бизнеса создали и выработали свои правила игры, где существует комиссия, принимающая решения и можно дорого заплатить за нарушение этих правил и за невыполнение ее решений. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ Мне нравится фраза легендарного Махмуда Эсамбаева: «У человека нет званий. У человека есть одно звание — человек». Для меня деньги — это не источник богатства, а прежде всего возможность трудиться, создавать духовные и материальные ценности, возможность делиться с людьми, помогать им раскрыться, утвердить себя в творчестве, в науке, в искусстве и, наконец, в жизни. Безусловно, деньги помогают жить достойно, хорошо, позволять себе многое. Каждый человек имеет на это право. Но эти средства должны быть заработанными честно. Сейчас боль- 104 шинство менеджеров работают для сиюминутного получения денег — урвать побольше и побыстрее. Возможно ли с этим бороться? Думаю, что да. И вот что я предлагаю: поделиться с ними своими мыслями о цивилизованных отношениях в бизнесе, своей философией, помочь найти своих партнеров, соратников по бизнесу, единомышленников, и тем самым направить их на путь истинный а они, в свою очередь, помогут становлению других. КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ По мере развития цивилизации возрастает потенциальный рынок шоу-бизнеса, как индустрии развлечений. Для успешного развития вашего бизнеса в этой сфере надо решить две задачи: ОРГАНИЗАЦИОННО ОФОРМИТЬ СВОЮ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ И ПОДОБРАТЬ КОМАНДУ. Мой опыт и опыт моих коллег подсказывает, что начинать следует с создания небольшой фирмы, поскольку малое предприятие может быть организованно любым физическим лицом. Прежде всего, необходимо определиться с формой собственности и видом организации. Субъектами права собственности и предпринимательской деятельности являются частные лица, юридические лица и государство. А организации по форме собственности различаются на государственные, альтернативные (частные) и смешанные. При этом следует отметить, что предпринимательская деятельность в частной фирме осуществляется на основе собственного имущества, полной коммерче- 105 ской самостоятельности, а фирма может создаваться как одним лицом, так и несколькими лицами. Для регистрации частной фирмы необходимы только два документа — устав и учредительный договор. Устав должен содержать следующие данные: — вид предприятия; — его наименование; — место нахождения; — предмет и цели деятельности; — орган управления и контроля, их компетенция; — порядок образования имущества и его выкупа; — распределение прибыли (дохода); — условия организации и прекращения деятельности. Устав составляйте предельно внимательно, особенно подробно оговорите в нем вопросы собственности и распределения дохода — это позволит обезопасить себя от возможных конфликтов с сотрудниками фирмы, — как в части управления, так в части распределения прибыли. Целесообразно на стадии организации фирмы привлечь юриста. Он поможет правильно оформить всю документацию и зарегистрировать ее в местных исполнительных органах. Зарегистрировавшись, фирма приобретает статус юридического лица и может заниматься бизнесом на официальной основе, то есть вы получаете все хозяйственные права, которым обладает любое предприятие: можете открывать счет в банке, осуществлять безналичные расчеты, а после регистрации в МВЭС — совершать внеэкономические сделки. Условия и порядок найма рабочей силы в частной фирме могут основываться на контрактах. 106 ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ Продюсер создаваемой формы предпринимательства должен серьезно подумать о том, какую юридическую форму принять, так как последствия этого выбора очень важны. В США, например, 99% фирм являются индивидуальными предпринимателями, товариществами или корпорациями. Из них примерно 75% являются индивидуальными предприятиями и на них приходится приблизительно 1/3 общего объема продаж в стране. Примерно 9% — товарищества, на которые приходится приблизительно 10-15% от общего объема продаж, и примерно 16% — корпорации, обладающие 50-процентной долей в общем, объеме продаж. Таблица № 2 ПРЕИМУЩЕСТВАМ НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
107 Таблица № 3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТОВАРИЩЕСТВА
КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ Для того чтобы сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, надо подобрать надежную профессиональную команду. В результате своей практической деятельности в качестве продюсера я убедился: без команды я — никто, да и команда без меня — тоже. Для этого нужно найти и объединить как можно больше профессионалов (артистов, музыкантов, вокалистов, менеджеров, продюсеров и т.д.), людей, знающих свое дело и умеющих его делать лучше других. Потребитель обращается, прежде всего, в такую фирму, в которой лучше сервис, в которой его хорошо могут обслужить. 108 То же самое и в шоу-бизнесе. Мой принцип формирования команды заключается в следующем: если каждый сотрудник, каждый специалист будет стремиться сделать свое дело как можно лучше, то и фирма и каждый ее представитель будут лучше жить. На опыте коллег по шоу-бизнесу и на своем опыте я убедился, что только друзья, только профессионалы-единомышленники помогут выжить и победить. КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ Основным персоналом в организации шоу-бизнеса являются продюсер, персональный менеджер, агент, юрист. Мы рассмотрим их в порядке значимости для подбора команды. ПРОДЮСЕР В западной литературе и практике «менеджер» и «продюсер» понятия разные, сам термин «продюсер» (от английского produce — производить, создавать) пришло из американского кинематографа и относится к предпринимателю в области кинопроизводства, который осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. В дальнейшем это понятие распространилось на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений. В мировом музыкальном бизнесе продюсер рассматривается как «лицо, организующее и контролирующее процесс звукозаписи». И в этом случае его функции сводятся к подбору исполнителей, студии, звукорежиссеров и аранжировщиков; контролю за 109 работой в студии; обеспечению качества звукозаписи в соответствии с задачей, поставленной фирмой грамзаписи, которая впоследствии выплачивает ему процент от продажи диска, в соответствии с заключенным контрактом. Главным требованием к продюсеру в этом случае является наличие профессиональной музыкальной подготовки, поскольку он определяет музыкальный материал (музыка, текст), корректирует его, работает с исполнителем, следит за репетиционным процессом и действиями музыкантов, ищет индивидуальность звучания. Так, известная группа «Beatles» стала во многом знаменита благодаря работе продюсера Джорджа Мартина. В российском шоу-бизнесе продюсер — это центральная, КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА; поскольку он полностью осуществляет творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являясь распорядителем кредитов. Он руководит наймом и увольнением творческого и технического персонала, обеспечивает контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции. Кроме участия в создании качественного продукта, продюсер выполняет обязанности персонального менеджера (управление карьерой артиста, а иногда и его личной жизнью), бизнес-менеджера (контроль финансового обеспечения проекта), пресс-атташе, спонсора, а иногда и юриста (заключение сделки и т.д.). В большей степени такая концентрация функций характерна для независимых продюсеров: Б. Алибасов и группа «На-На», Ю. Айзеншпис и В. Сташевский, А. Шульгин и Валерия, И. Матвиенко и группа «Любе», группа «Иванушки», И. Пригожин и Н. Носков, В. Кикабидзе, А. Маршал и т.д. Однако |