Главная страница

Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеАст издательство
АнкорПригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса.doc
Дата10.11.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса.doc
ТипКнига
#10203
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ



63

Сопоставление и анализ структурных элемен­тов систем управления зарубежных и отечественных организаций позволяет нам сделать вывод о том, что сущность их одинакова, а различие проявляется толь­ко в формулировании основных должностей.

Так, в западных фирмах, объединениях, ассо­циациях и т.д. различают:

—  топ-менеджмент, то есть высшее звено уп­равления; у нас этому уровню соответствует генераль­ный директор, совет, правление;

— среднее звено управления; у нас — руководи­тели управления, дирекция и т.д. других аналогичных им подразделений;

— низший уровень управления; у нас — руково­дители отделов, групп, коллективов.

Таким образом, мы видим, что структура руко­водства в зарубежных и в отечественных фирмах, при наличии сходства и различий означает организацию работы людей, сотрудников, всего коллектива с тем, чтобы она в максимальной степени соответствовала их потребностям, позволяла активизировать их рабо­ту и повысить эффективность.

РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ

Ролевая функция руководителя определяется набором поведенческих правил, соответствующих конкретной фирме, ассоциации или конкретной долж­ности. Известный ученый Г. Минцберг сравнивает де­ятельность продюсеров, менеджеров и др. с деятельно­стью актера. Они так же, как герои в пьесе, имеют свои

64

роли, которые заставляют их вести себя определенным образом. Они занимают должности в качестве руково­дителей подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. Они, как и актеры, могут влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, хотя как личности могут дать собственную интерпрета­цию этих ролей. Г. Минцберг выделяет десять ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руково­дители в различные периоды и в разной степени. Мне кажется, что предлагаемая им классификация пред­ставляет интерес для соотношения с системой управ­ления фирмами шоу-бизнеса в нашей стране. Г. Минц­берг классифицирует десять управленческих ролей в рамках трех крупных категорий:

— межличностные роли;

— информационные роли;

— роли по принятию решений.

Таблица № 1.

ДЕСЯТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РОЛЕЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ Г. МИНЦБЕРГА

Роль

 

Описание

 

Характер деятельности

 

Межличностные роли

 

Глав­ный ру­ководитель

Символический глава, в обязанности которого выполнение обычных обязанностей входит выполнение правового или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства

65

Лидер

Ответственный за мотива­цию и активизацию подчи­ненных, ответственный за набор, подготовку работ­ников и связанных с этим обязанности.

Фактически все управленческие действия с уча­стием подчи­ненных

Связу­ющее звено

Обеспечивает работу само­развивающейся сети внеш­них контактов и источни­ков информации, которые предоставляют информа­цию и оказывают услуги.

Переписка, участие в совещани­ях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.

 

Информационные роли

 

При­емник инфор­мации

Разыскивает и получает разнообразную информа­цию (в основном текущую) специализированного ха­рактера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно исполь­зует в интересах своего де­ла, выступает как нервный центр внешней информа­ции, поступающей в орга­низацию.

Обработка всей почты, осуще­ствление кон­тактов, связан­ных с преимуществен­но с получени­ем информации (периодические издания, ознакомительные поездки).

Распространитель

Передает информацию, полученную из внешних источников или других подчиненных членам орга-

Рассылка почты по организаци­ям с целью по­лучения инфор-

66

инфор­мации

низации, часть этой ин­формации носит фактичес­кий характер, другая требу­ет интерпретации, отдельных фактов для фор­мирования взглядов орга­низации

мации, вербаль­ные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры и беседы).

Пред­стави­тель

Передает информацию для внешних контактов орга­низации относительно пла­нов, политики, действий, результатов работы органи­зации, действует по вопро­сам данной страны.

Участие в засе­даниях, обра­щение через почту, устные выступления, включая пере­дачи информа­ции во внешние организации и другим лицам.

 

Роли, связанные с принятием решений

 

Пред­прини­матель

Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», при­носящие изменения, контролирует разработку кон­кретных проектов.

Участие в засе­даниях с обсуж­дением страте­гии, обзоры ситуации, вклю­чающие иници­ирование или разраработку проектов усовер­шенствование деятельности.

67

Устра­няю­щий нару­шения

Отвечает за корректиро­вочные действия, когда ор­ганизация оказывается пе­ред необходимостью важных и неожиданных на­рушений.

Обсуждение стратегических и текущих во­просов, вклю­чая проблемы и кризисы.

Рас­преде­литель ресур­сов

Ответственный за распре­деление всевозможных ре­сурсов организации — что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных реше­ний в организации.

Составление графиков, за­просы полномо­чий, всякие действия,связанные с составлением и выполнением бюджетов, про­граммирование работы подчи­ненных.

Веду­щий перего­воры

Ответственный за предста­вительство организации на всех значительных и важ­ных переговорах.

Ведение пере­говоров.

Интересным и достаточно точным примером соотнесения управленческих ролей, предлагаемых Минцбергом, с практической деятельностью ряда отечественных организаций в области музыкальной эстрады могут служить структура и межличностные роли «Международного союза деятелей эстрадного искусства».

У Минцберга — главный руководитель, а в на-

68

шем случае президенты указанных организаций, по сути, исполняют роль символического Главы. Они фактически выполняют обычные обязанности право­вого или социального характера. Их деятельность, как показывают материалы обследования работы данных президентов, заключается в том, что они в со­ответствии со своим положением в основном принимают участие в акциях, связанных с награждениями артистов орденами и медалями, присвоения им по­четных званий «заслуженный артист», «народный ар­тист», заслуженный деятель искусства» и т.д., а также в церемониалах открытия и закрытия фестивалей и конкурсов артистов эстрады, в юбилейных мероприя­тиях концертных организаций, театров, выдающихся деятелей искусства и т.д. Они, пользуясь своим поло­жением и авторитетом, нередко ходатайствуют перед правительством страны и Москвы, общественными организациями о материальном и моральном поощ­рении наиболее известных и популярных артистов.

Я не случайно обратил Ваше внимание на эту работу, на эту схему. В ней наглядно показано сходст­во межличностных ролей западных и отечественных фирм, различие же проявляется только в названии должностей — «главный руководитель» и «президент», а в сущности, характер их деятельности совпадает.

Кроме того, представленная в таблице типиза­ция ролей и примеры для каждой роли убедительно показывают, что они не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаи­модействуют для создания единого целого. Межлич­ностные роли вытекают из полномочий и статуса ру­ководителя в организации и охватывают сферу его

69

взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновре­менно заставляет его играть информационные роли, действовать в качестве центра обработки информа­ции. Принимая на себя межличностные и информа­ционные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ре­сурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для фирмы, ведение переговоров от имени организа­ции. Все эти десять ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы сотрудников независимо от характера конкретной фирмы, ассоциации, объеди­нения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕС­КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШОУ-БИЗНЕСА - ЭТО СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОДУКТА В ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ПРОДВИЖЕНИЯ ЕГО НА РЫНОК С ЦЕЛЬЮ ПО­ЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Под художественно-творческой продукцией будем понимать шоу-программы, концерты, фестива­ли, конкурсы, клубные вечера, показы мод, компакт-диски, компакт-кассеты, видеокассеты, развлекатель­ные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, специализированные газеты и журналы, книги и т.д., техническое оборудование для концерно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), музы­кальные инструменты. Изготовление и реализация

70

этой продукции должны быть прибыльными для про­изводителя.

Приведенное выше определение отражает со­временное состояние шоу-бизнеса как сферы, имею­щей самого массового потребителя и включающей в себя такие области, как кино, телевидение, радио, производство профессионального светового, звуко­вого, сценического оборудования, производство му­зыкальных инструментов, организацию и постановку зрелищных программ, издательскую деятельность, артистический менеджмент и т.п.

СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целом структуру основных направлений ком­мерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить сле­дующим образом: (см. рисунок № 6).

Изучение практики крупных, средних и не­больших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной дея­тельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил вы­явить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой дея­тельности средней фирмы приведена на рисунке № 7.

В малой фирме «Рапсодия» в структуре ком­мерческой деятельности только два структурных ком­понента: (см. рисунок № 8).

Рисунок №6

71

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА КРУПНОЙ ФИРМЫ

 

 

Типичная модель крупной фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркетинг и промоушен

 

Артистичес­кий менедж­мент

 

Зрелищные мероприятия

 

Производ­ство

 

Торговля

 

Рекламно-из­дательская деятельность

 

Юридическая служба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение рын­ка, поиск новых форм шоу-биз­неса, разработ­ка коммерчес­кой стратегии и продвижение вновь создан­ной творческой продукции на рынке.

 

 

Организация творческого процесса ис­полнителей, связь с раз­личными ор­ганизациями. Проведение концертно-гастрольной работы. Административно-творческая работа по созданию новых «Звезд»

 

 

Проведение музыкальных фестивалей, конкурсов и других концертно-зрелищных меро­приятий на стадионах, Дворцах спорта и сценах круп­нейших кон­цертных залов страны и зарубежом

 

 

Производ­ство сценических аксессуа­ров, музы­кальных инструмен­тов, звуко­вого и све­тового оборудова­ния. Изго­товление различных модифика­ций сцен VHC MC, СО DVO. Пошив сценичес­ких костю­мов и т.д.

 

 

Реализа­ция продук­ции соб­ствен­ного произ­водств. Покупка и прода­жа това­ров на­родного потреб­ления повы­шенного спроса.

 

 

Издательство и реализация рекламно-печатной про­дукции, книг и журналов. Создание му­зыкальных клипов, ком­пакт-дисков и видеокас­сет. Пропа­ганда прово­димых коммерческо-творческих меропри­ятий в средствах массовой ин­формации.

 

 

Готовит все юри­дические докумен­ты, свя­занные с деятель­ностью предпри­ятия, и представ­ляет его интересы в суде и арбит­раже.

72-73

рисунок № 7

ТИПИЧНАЯ МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ ФИРМЫ

 

 

Музыкальная эстрада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркетинг

 

 

Издательство 

 


Артистический менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа, стратегия маркетинга

 

 

Газеты, журналы, книги, компакт-диски, компакт-кассеты, видеокассеты

 

 

Организация творческой, финансовой деятельности исполнителя, группы, топ-модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Область зрелищ 


Производство техниче­ских средств и музы­кальных инстурментов 


 

 

 

 

 

 

 

 

Сценические формы, фестивали, конкурсы, показ мод, телевидение и др.

 

Производство профессионального светового, звукового, сценического оборудования, музыкальных инструментов, бытовой техники

 

  

 

 


 

















































74

Рисунок № 8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА МАЛОЙ ФИРМЫ

Типичная модель малой фирмы

 

 

 

 

 

Маркетинг


Артистический менеджмент

 

 

 

 

 

Реклама, продвижение на рынок творческой продукции 


Организация твор­ческой деятельнос­ти отдельных ис­полнителей и художественных коллективов

Знакомство с коммерческой деятельностью различных компаний, организаций позволило сде­лать вывод о том, что крупные фирмы имеют более развернутую структуру и, с более четкий профиль в работе подразделений. Но приоритетными направле­ниями являются маркетинг, артистический менедж­мент, постановка зрелищных программ.

МАРКЕТИНГ

Одно из ведущих направлений в коммерческой деятельности шоу-бизнеса.

Маркетинг — вид человеческой деятельности,

75

направленный на удовлетворение нужд и потребнос­тей посредством обмена, поскольку тому, кто хочет что-то продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, перевозить, догова­риваться о ценах и т.д. Основными понятиями сферы маркетинга являются: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В более широком смысле понятие «маркетинг» означает систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведен­ной продукции. Применительно к шоу-бизнесу мар­кетинг-менеджер изучает интересы региона, где предстоит работать коллективу или исполнителю, вы­являет спрос на тех или иных артистов, или групп, оп­ределяет заказ на создание художественной продук­ции (шоу-программы, видеокассеты, аудиоальбома и т.д.), техническое оформление (свет, звук) и продви­гает эту продукцию на исполнительский рынок, ры­нок культурных услуг, предварительно разрекламиро­вав ее различными средствами (печать, радио, телевидение, презентации).

Следует отметить, что с расширением рыноч­ных отношений многие фирмы, компании, объедине­ния (как видно из таблиц №№ 2 и 3), особенно круп­ные, вводят в состав своего управленческого аппарата специальные службы маркетинга. Практики отмеча­ют, что это способствует большему успеху в развитии фирмы, поскольку управление маркетингом это, прежде всего, управление спросом. Менеджер, зани­мающийся маркетингом, должен уметь воздейство­вать на уровень, время и характер спроса, так как су-

76

шествующий спрос может не совпадать с тем, которо­го ожидает для себя фирма. В научной литературе рас­сматриваются различные виды спроса и знание их поможет более эффективно продвигать свои коллек­тивы, аппаратуру, инструменты на рынок культурных услуг. Так, в книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» изложены следующие виды спроса: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос. Для их учета и выполнения маркетинговой работы ведущие зарубежные и отечественные службы разработали че­тыре системы. Так, в отделе маркетинга крупной фир­мы функционируют группы: маркетинговой инфор­мации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга и маркетингового контроля, а в малой — эти функции выполняет один человек. Структура отдела зависит от организации — крупная или маленькая, но вычленение этого направления в деятельности фирм, компаний является желатель­ным, поскольку необходимо проанализировать ситу­ацию на конкретном рынке и предвидеть изменение спроса, дать рекомендации по отбору исполнителя или группы с учетом возрастных, национальных и со­циально-культурных интересов аудитории.

НОВАТОРСТВО ИЛИ НОВАЦИЯ

Новаторство или новация — открытие новых талантов, создание новых коллективов, новой про­дукции — является одной из ведущих задач в органи­зации маркетинга. Безусловно, это связано с риском,

77

особенно при создании нового проекта, коллектива или «раскрутки» нового имени.

Мой опыт и опыт моих коллег позволил вы­явить основные этапы продвижения продукции на рынке услуг. Применительно к музыкальному шоу-бизнесу это выглядит следующим образом:

—  формирование идей создания проекта в це­лом;

— отбор идеи по созданию коллектива, звезды, определение их стиля, имиджа;

разработка замысла стратегии маркетинга;

—  анализ продвижения продукта на исполни­тельский рынок, рынок культурных услуг;

— проверка продукта в условиях конкуренции: отборный концерт, рынок аппаратуры, музыкальных инструментов;

— дальнейшее развитие успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции.

Удачным проектом маркетинга может служить проект Б. Алибасова по созданию и продвижению на рынок группы «На-На» как с творческой, так и с ком­мерческой точек зрения.

ЦИКЛЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

При разработке перспектив нового проекта (создание коллектива, открытие новых талантов, про­изводство новой аппаратуры, музыкальных инстру­ментов) следует учитывать основные циклы его функ­ционирования.

Практика показывает, что в типичном жизнен­ном творческом цикле любого исполнителя или груп­пы можно отчетливо выделить четыре этапа:

78

1. Этап выведения на рынок — период медлен­ного роста популярности, спроса на исполнителя, группу, аппаратуру по мере выхода на рынок. В связи с большими затратами по подготовке номера, про­граммы, компакт-диска, видеокассеты, технического оборудования, инструментов и т.д., прибыли на этом этапе еще нет.

2.  Этап роста — период быстрого роста попу­лярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, ком­пакт-диски, видеокассеты и т.д. и быстрого роста прибылей.

3. Этап зрелости — период стабильности в свя­зи с тем, что коллектив, исполнитель, продукция по­лучили широкую популярность, пользуются большим спросом. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту от конкурентов.

4.  Этап упадка — период, характеризующийся резким угасанием популярности, падением спроса и снижением прибыли.

Знание этих циклов особенно важно для учета в прогнозировании развития проекта, поскольку раз­личные этапы творческого цикла группы, отдельного исполнителя, моральный и физический износ аппа­ратуры требуют использования различных стратегий маркетинга. Фирма должна стремиться постепенно изменять имидж артиста, группы, совершенствовать их исполнительское мастерство, обновлять реперту­ар, костюмы, оснащать их более совершенной аппа­ратурой и инструментами, грамотно организовывать рекламу, снижать цены на аппаратуру или билеты, а иногда сознательно создавать «скандальную» ситуа­цию с тем, чтобы снова привлечь внимание зрителей к артисту, группе, продукции в целом.

79

ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА

Сотрудники отдела маркетинга или менедже­ры, занимающиеся маркетинговой деятельностью, выполняют ряд очень важных функций:

1. Исследовательская работа: сбор информации, необходимой для планирования и продвижения на ры­нок художественной продукции — концертных про­грамм, компакт-дисков, аудиоальбомов, видеоклипов, видеокассет, теле- и радиопрограмм, аппаратуры и му­зыкальных инструментов, другой продукции.

2.  Стимулирование продвижения продукта на рынок (исполнителя, группы, аппаратуры, дисков, видеокассет и т.д.), всех видов рекламы (печать, ра­дио, телевидение, выставки, презентации).

3. Установление контакта с концертными орга­низациями, площадками, средствами массовой ин­формации.

4. Учет возрастных и социально-групповых ин­тересов аудитории и выбора исполнителя.

5. Проведение переговоров: согласование цен и прочих условий для осуществления концертной дея­тельности, сдача в аренду технического оборудова­ния, продажи кассет компакт-дисков, аппаратуры и инструментов, другой продукции.

6.  Принятие рискованных решений: принятие на себя ответственности за функционирование ис­полнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппа­ратуры, инструментов и другой продукции.

80

АРТИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Приоритетным направлением в коммерческой деятельности является артистический менеджмент. Главная его задача — поиск талантливых исполните­лей-артистов, организация их творческой деятельно­сти: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры. По­нятно, что от менеджера при этом зависит как уро­вень популярности артиста, так и коммерческий ус­пех проекта.

К сожалению, в отечественной практике шоу-бизнеса нет строгого разграничения функций и обя­занностей лиц, работающей в данной сфере. В насто­ящее время во многих концертных организациях с исполнителем, как правило, работает директор, кото­рый одновременно выполняет функции бизнес-мене­джера, продюсера. Это противоречит мировой прак­тике, где функции строго определены:

— продюсер — осуществляет руководство всем творческим процессом, обеспечивает финансирова­ние и творческий контроль;

— агент — осуществляет поиск работы для ар­тиста;

— персональный менеджер — советует, подби­рает артисту агента, юриста, компанию звукозаписи, координирует турне, приобретает звукозаписи, обес­печивает пиротехнику, билеты на транспорт и т.д.;

—  бизнес-менеджер — выполняет функции бухгалтера;

—  продакшн-менеджер — заведующий поста-

81

новочной частью, отвечает за аппаратуру и оборудо­вание;

— юрист — регулирует и контролирует все вза­имоотношения.

ТИПОЛОГИЯ АРТИСТОВ ШОУ-БИЗНЕСА

Одним из направлений в артистическом ме­неджменте является создание новых «звезд». Этот процесс достаточно сложен и продолжителен. Поэто­му задача продюсера — найти талантливых исполни­телей, определить их творческие способности, вы­явить творческий потенциал, увидеть возможности формирования из них будущих «звезд».

Сложность отбора исполнителей заключается в том, что в период перестройки, открывшей путь к со­зданию альтернативных форм организации концерт­ной деятельности, усилению коммерциализации ис­кусства, особенно в музыкальном шоу-бизнесе, на концертных площадках, в программах радио и теле­видения появилось большое количество исполните­лей, продукция которых не всегда бывает качествен­ной. В настоящее время при наличии финансовых средств и современной аппаратуры в условиях студии можно изготовить качественную фонограмму с ис­полнителями, не обладающими ни исполнительским мастерством, ни вокальными данными.

Опыт работы на телевидении и в шоу-бизнесе позволил выявить типы артистов, приняв за основу два основных критерия:

1. насколько хорошо исполнитель понимает музыку;

82

2. насколько хорошо он владеет исполнитель­ским мастерством.

ПЕРВЫЙ ТИП. «Не умеет и не понимает». К нему относятся исполнители, которые любят музыку искренне и бескорыстно. Это огромная армия диле­тантов, чаще всего музыкально не образованных или имеющих начальное музыкальное образование (само­учки и начинающие музыканты).

ВТОРОЙ ТИП. «Умеет, но не понимает». Му­зыкантов такого типа можно найти среди исполните­лей, не имеющих специального образования. Они, как правило, владеют на достаточно высоком уровне инструментом или вокалом, иногда изумляют, своей виртуозностью, но не обладают индивидуальностью, уникальностью исполнения. Их виртуозные пассажи наполнены набором стандартных фраз, снятых с пла­стинок, компакт-дисков и т.д., нередко эклектичны в стилистическом и жанровом отношении. О таких ис­полнителях часто говорят — звуков много, а музыки нет. Причем многие из них убеждены в том, что самые современные приемы эстрадного исполнения давно открыты на Западе, а наша задача — их умело исполь­зовать (снимать, копировать) в своих композициях. Поэтому их произведения вторичны, похожи друг на друга. А ведь главный критерий творчества — само­бытность и уникальность.

ТРЕТИЙ ТИП. «Понимает, но не умеет». Это, как правило, музыканты-теоретики, музыковеды, не­состоявшиеся исполнители. Они полны оригиналь­ных идей, мыслят, обладают знаниями, но не владеют техникой игры на инструменте, вокальным мастерст­вом и непосредственным чувством. Из такого типа му-

83

зыкантов могут вырасти хорошие продюсеры и менед­жеры, которые способны помочь другим в творческом воплощении замысла исполняемых произведений.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП. «Понимает и умеет». Этим качеством обладают музыканты-исполнители. Для них подготовка произведения, программы к исполне­нию — это процесс создания художественной ценно­сти. Они очень часто скрупулезно трудятся над мате­риалом и критически относятся к своему творчеству, постоянно стремятся к поиску новых идей и вырази­тельных средств.

Знание индивидуально-психологических осо­бенностей артистов и закономерностей развития со­временного эстрадного искусства поможет добиться высокого художественного результата и выйти на ры­нок культурных услуг.

ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Также приоритетным направлением в ком­мерческой деятельности шоу-бизнеса является поста­новка зрелищных программ. Самыми массовыми и дорогостоящими являются конкурсы, фестивали, те­атрализованные представления, народные гуляния, праздники, карнавалы... Их организация и проведе­ние реальны при наличии меценатов, спонсоров или при гарантированном приобретении какой-либо телекомпанией прав на показ такой акции, как это принято за рубежом. Окупаемость же самих шоу-про­грамм и концертов возможна при увеличении количе­ства выступлений и повышении стоимости билетов.

84

При организации фестивалей, конкурсов, пра­здников необходимо учитывать следующее:

— тематический характер (фестивали и конкур­сы джазовой музыки, фестивали и конкурсы эстрад­ной песни, фестивали рок-музыки);

—  место проведения (локальные, региональ­ные, мега-праздники, фестивали и конкурсы);

—  частота проведения (раз в месяц, год, два-пять лет);

— объем;

— система финансирования;

— рыночная направленность (международный, национальный, региональный, локальный).

Изучение практики организации крупных фес­тивалей, конкурсов и праздников музыки в нашей стране и за рубежом показывает, что они в основном проводятся некоммерческими организациями. Их уч­редителями, как правило, являются государственные и общественные организации, учебные заведения, международные и национальные ассоциации различ­ных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, Консерватория, Мос­ковская джазовая ассоциация), а коммерческие орга­низации приглашаются в качестве спонсоров или включаются в состав оргкомитетов.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

На становление и размещение современных форм эстрадного исполнительства и формирование шоу-бизнеса большое влияние оказывает научно-тех­нический прогресс. Это, прежде всего, световая, зву­ковая индустрия, цветное, звуковое, стереоскопичес-

85

кое кино, компьютеризация световой и цветовой ап­паратуры, поливидеоэкран и т.д. Производство такой музыкальной, художественной продукции немысли­мо без наличия профессионалов шоу-бизнеса — про­дюсеров, менеджеров, режиссеров, художников.

Совершенствование технического оборудова­ния и музыкальных инструментов влечет за собой по­явление новых форм, удовлетворяющих нужды не только отдельных потребителей, но и фирм, которые используют это оборудование в создании концертных программ, представлений, дискотек, ночных клубов. К сожалению, на сегодняшний день приоритет в дан­ной продукции отдается зарубежным производите­лям. Однако наиболее крупные фирмы создают отде­лы производства собственной продукции и это, на наш взгляд, способствует получению прибыли. Ана­лиз коммерческой деятельности по созданию техни­ческих средств музыкального шоу-бизнеса позволяет утверждать — в России, в основном, производство собственной продукции осуществляется посредством комплектации аппаратуры приборами западных фирм, а коммерческий результат достигается путем продажи или сдачи ее в аренду. Так, одна из фирм, в связи с отсутствием высокопрофессионального оте­чественного светотехнического оборудования вышла на внутренний рынок с итальянскими приборами фирмы «SGM-electronic» и является официальным представителем ее в России и странах СНГ. Световое оборудование итальянской фирмы стало визитной карточкой этой фирмы. Комплект оборудования ис­пользуется для аренды художественных программ, зрелищ, театрализованных представлений, праздни­ков, фестивалей, конкурсов, показа мод и т.д., а также

86

идет на продажу Дворцам спорта, стадионам, Домам и Дворцам культуры и поставляется по мере получе­ния заказов.

ТОРГОВЛЯ

Следует отметить еще одно направление ком­мерческой деятельности шоу-бизнеса. Менеджеры и предприниматели для расширения своей деятельнос­ти создают побочные производства, предприятия, ор­ганизуют покупку и продажу товаров народного по­требления повышенного спроса, что позволяет покрыть финансовый дефицит. Пример такой прак­тики — сеть ресторанов и казино акционерного обще­ства одной из компаний. Получая от них прибыль, фирма вкладывает деньги в открытие новых исполни­телей.

Таким образом, изучение основных направле­ний коммерческой деятельности фирм, занимающих­ся организацией концертной деятельности, и собст­венный опыт автора позволили выделить два основных вида бизнеса, органично сочетающие ис­кусство и коммерцию:

1.  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — это произ­водство собственной художественной продукции с последующим продвижением ее на рынок культурных услуг.

2.  КОММЕРЦИЯ (торговля) — получение до­хода за счет продажи или перепродажи товаров на­родного потребления повышенного спроса, произве­денных другими фирмами, организации побочных предприятий культурно-досуговой деятельности.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта