Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА ШОУ-БИЗНЕС - НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО? Я часто задавал себе вопрос — что такое шоу-бизнес? Это наука или искусство? Попробуем разобраться. Искусство? Безусловно! Ведь конечным результатом его является создание духовных ценностей, художественной продукции (номер, клип, компакт-кассета, компакт-диск, видеофильм, концертная, теле-, радиопрограмма и т.д.) и продвижение их на рынок культурных услуг. Наука? Вне всякого сомнения! Ведь это управление процессом создания указанных ценностей и успешное решение проблем реализации созданной продукции. На мой взгляд, и наука, и искусство тесно и органично переплетены в деятельности продюсера. И в этом смысле его работа может быть названа ТВОРЧЕСТВОМ. Именно поэтому начинающему продюсеру просто необходимо знать закономерности развития шоу-бизнеса в этих двух неразрывных его сторонах. 52 Категоричность данного суждения подтверждена моей профессиональной деятельностью. Я давно понял, что без теоретического осмысления этих проблем начинающий продюсер неизбежно заблудится в дебрях шоу-бизнеса. Очень точно эта мысль выражена в книге известного американского исследователя Дональда Пасмана «Все о музыкальном шоу-бизнесе». Он справедливо замечает, что прекрасно справляться со своим делом и зарабатывать большие деньги, нельзя, ничего не понимая в финансах: «Надо сначала получить прекрасное представление о том, как вообще устроен бизнес, каковы его составляющие части, в чем заключается разница между прибылью и убытком и т.д.». Я бы выразил эту мысль с помощью известной русской пословицы: «УЧЕНЬЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ -ТЬМА». Но мало произнести простую и ясную пословицу. Ведь она — не магическое заклинание. Нужно четко понять — музыкальный шоу-бизнес — это синтез науки и искусства, и одна часть без другой существовать не может. Ведь вот песня — отними мелодию, и получатся стихи, а без текста — будет инструментальная пьеса. ЧТО ВАЖНЕЕ - ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА? Отвечаю! И то, и другое. Без практики теория мертва, а без теории практика слепа. Еще древние философы утверждали, — самый короткий путь к истине лежит через знания и практику. Ведь прежде чем ЧТО-ТО сделать, надо об этом ЧТО-ТО знать. Теория возникает из практики. У нас уже накоплен достаточ- 53 ный опыт создания цивилизованного музыкального шоу-бизнеса, теперь необходимо его осмыслить. ЗАЧЕМ НАДО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ? Время, в которое мы живем — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную перестройку. В социально-политическом смысле это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в культуре и искусстве. Поэтому сейчас появилась необходимость овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента в различных областях жизни, в частности в шоу-бизнесе. За рубежом значимость менеджмента проявилась в 30-е годы XX века. Именно тогда эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой менеджеров в весьма влиятельную силу. А в настоящее время, когда и у нас бизнес проникает во все сферы деятельности — экономическую, социальную, культурную и т.д., менеджмент приобретает особое значение. Это в полной мере относится и к шоу-бизнесу. Ведь умело управлять в нем означает выжить, устоять и вырасти. 54 НЕМНОГО ТЕОРИИ Следует отметить, что в настоящее время менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение управления в каждой из стран, передача опыта становятся очень ценными и полезными, поскольку это позволяет понять, как вести бизнес в собственной стране и за границей, избегать ошибок в ситуациях, которые встречались в прошлом и настоящем, но вполне возможны и в будущем. Мне не редко приходилось слышать изречение: «Чужого опыта не бывает, опыт бывает только свой». И знаете, я с этим изречением, в принципе, согласен. Однако изучение чужих успехов или неудач, как я убедился на практике, бывает очень поучительно и, безусловно, научные и практические обобщения, выработки общих принципов успешного управления, типизация различных его форм и условий их применения очень важны для отечественного менеджмента вообще и шоу-бизнеса в частности. Но хочу дать совет начинающим продюсерам: абсолютно противопоказано механически переносить опыт организации шоу-бизнеса западных стран на отечественный рынок, слепо следовать выводам зарубежных ученых и рекомендациям их практиков. Но знать их идеи, принципы, приемы, безусловно, необходимо. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ВООБЩЕ Сейчас прилавки книжных магазинов и лотков пестрят литературой по менеджменту в различных областях деятельности. Однако до настоящего времени 55 нет единого определения этого понятия. В одних работах этот термин трактуется в широком смысле и упрощенном понимании как УМЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, используя ТРУД, ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ряде других работ отечественных и зарубежных авторов менеджмент рассматривается как управление — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. А Питер Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации, предлагает такое определение: УПРАВЛЕНИЕ — ЭТО ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕВРАЩАЮЩИЙ НЕОРГАНИЗОВАННУЮ ТОЛПУ В ЭФФЕКТИВНУЮ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ. Не задерживая вашего внимания на теоретических дискуссиях и не вдаваясь во множество различных формулировок, хочу предложить использовать термин менеджмент применительно к нашей проблеме и принятым большинством ученых. МЕНЕДЖМЕНТ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации, используя знания и умения других людей. Здесь достаточно четко просматриваются четыре основных структурных элемента — ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА? ЭТО ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ФУНКЦИЮ РУКОВОДСТВА 56 ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ) И ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРОВ, РЕЖИССЕРОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И Т.Д., РАБОТАЮЩИХ В ШОУ-БИЗНЕСЕ. Мне кажется, данное определение отражает современное состояние и развитие шоу-бизнеса в нашей стране. В нем четко выделены два структурных элемента — процесс СОЗДАНИЯ духовных ценностей и процесс ПРОДВИЖЕНИЯ художественной продукции на рынок культурных услуг. ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС В культуре развитых западных стран понятие МЕНЕДЖМЕНТ очень часто соседствует с понятием БИЗНЕС. В зарубежной научной литературе бизнес рассматривается как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг («Business management» — управление бизнесом, управление коммерческой деятельностью). Однако бизнесмен и менеджер не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который занимается чистой коммерцией, «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Разновидностью бизнеса является предпринимательство. Это вид деятельности еще более связывается с личностью человека, который осуществляет бизнес. Затевая новое дело, он вкладывает собственные средства в новое предприятие, новый проект и принимает на себя личный риск. Термин «предприниматель» был введен фран- 57 цузским экономистом Ришаром Кантиллоном в начале XVIII века, и с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового производства или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. ОРГАНИЗАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ» — этот термин является одним из ведущих понятий в теории менеджмента. ОРГАНИЗАЦИЯ (ФИРМА, АССОЦИАЦИЯ, КОНЦЕРН, ОБЪЕДИНЕНИЕ И Т.Д.) РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГРУППА ЛЮДЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СОЗНАТЕЛЬНО КООРДИНИРУЕТСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ИЛИ ЦЕЛЕЙ. Интересна мысль И. Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов XX века, который называл формальную организацию системой сознательно координируемых действий двух или более человек. Развивая эту мысль, он формулирует основные требования, которые актуальны и сейчас. Чтобы считаться организацией необходимо: 1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы. 2. Наличие, по крайней мере, одной цели (то есть желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы. 3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. 58 ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ В настоящее время в практике выделяют два вида организации — формальные и неформальные. Последние, как правило, возникают спонтанно, однако все члены вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации нередко существуют в формальных организациях, за исключением небольших. Различие их заключается в том, что в неформальных организациях нет руководителей, а есть лидеры, а также в общепринятой практике в неформальной организации имеется одна общая цель, разделяемая и принимаемая всеми ее членами, а формальные имеют набор взаимосвязанных целей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РЕСУРСЫ — люди, капитал, технология и информация. 1. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Термин «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды и т.д. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Следует отметить, что, несмотря на большое значение внешней среды в функционировании организации, как правило, среда эта находится вне пределов влияния менеджеров. 59 2. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Это разделение всей работы на составляющие компоненты за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Подразделения называются отделами или службами, но существуют также и другие многочисленные названия, например, в вузах — деканат, кафедры. Как и целая организация, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, в сущности большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. А в кадровом отношении горизонтальное разделение труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. 3. ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Оно представляет собой деятельность по координированию работы подразделений и групп для получения эффективного результата, то есть управление работой руководителей других подразделений. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в фирме, ассоциации, объединении руководителей высшего, среднего и нижнего звена. В организации выбираются или назначаются руководители разных уровней, определяется круг их обязанностей и ответственности. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления (см. рисунки № 1, 2, 3, 4). 60 Рисунок №1 КРУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Рисунок №2 СРЕДНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
61 Рисунок №3 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ФИРМОЙ
Существуют и более сложные структуры управления. В качестве примера приведем модель управления коммерческих и государственных учебных заведений осуществляющих подготовку кадров для культуры и искусства. Рисунок №4 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
62 УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ Независимо от структуры фирмы, кампании, ассоциации, объединения определение уровня руководителей осуществляется через название должности, и традиционно делится на три категории с точки зрения функций, которые они выполняют в фирме, ассоциации, объединении и т.д. (См. рисунок № 5). Руководители на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для создания художественных ценностей или оказания культурных услуг. Руководители, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри фирмы. Они согласовывают разнообразные формы деятельности различных подразделений. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой проектов, перспективных планов, формулированием целей, управлением отношениями между фирмой и внешней средой. Рисунок №5 |