Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
Иосиф ПРИГОЖИН ПОЛИТИКА: ВЕРШИНА ШОУ-БИЗНЕСА АСТ ИЗДАТЕЛЬСТВО Алкигамма Москва 2001 ББК 65.497.7 П75 В книге использованы фотографии из личного архива автора. Подписано в печать 23.07.01. Формат 84х108 1/32. Усл. печ. л. 16,8. Тираж 10 000 экз. Заказ № 4006. Пригожин И.И. П75 Политика — вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. — М.: ООО «Алкигамма», 2001. — 320 с., [32] л. ил. ISBN 5-93992-008-Х Музыкальный шоу-бизнес! Как он устроен? Каков его мир, его законы? Это ключевые вопросы, на которые каждый работающий в этой сфере хотел бы получить исчерпывающие ответы, ведь именно от них зависит степень успеха или провала, счастья или разочарования. Эта книга — первая попытка собрать воедино всю информацию о музыкальном шоу-бизнесе, о его законах и правилах игры. Руководствуясь ими, вы не предпримете неверных шагов, решите для себя, какими из предложенных путей будете следовать. Книга предназначена для всех специалистов, работающих в сфере музыкального шоу-бизнеса, а также может быть рекомендована преподавателям и студентам вузов, учащимся средних учебных заведений искусства и культуры. ББК 65.497,7 © Издательство «Алкигамма», 2001 © Художественное оформление. ООО «Издательство ACT», 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!......................5 ОТ АВТОРА...............................10 ЧАСТЬI. ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ...............................16 ПЕРВЫЕ ШАГИ.........................17 XX ВЕК. СИНТЕЗ МОНОПОЛИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА............37 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШОУ-БИЗНЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.................43 ЧАСТЬ I ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА ... 52 ШОУ-БИЗНЕС - НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?..........................52 ОРГАНИЗАЦИЯ .........................58 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА . . 70 МАРКЕТИНГ ...........................75 АРТИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ......81 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС .... 85 ТОРГОВЛЯ..............................87 ЧАСТЬ III ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА...........................88 ВАШ ПУТЬ К ВЕРШИНАМ ШОУ-БИЗНЕСА .. 88 МОЕ МНЕНИЕ О РОССИЙСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ ............................97 ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА..........................97 ЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА... 99 КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ.. 105 ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.......118 ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ .... 122 ПРОДЮСИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.........................132 КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.........136 ПУТЬ К УСПЕХУ .......................147 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .......153 АВТОРСКОЕ ПРАВО....................165 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО ..... 170 ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ.......................178 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................196 БИБЛИОГРАФИЯ........................199 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................203 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............203 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ..............................214 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О СОВМЕСТНОМ КИНОПРОИЗВОДСТВЕ .. 287 ЭТО ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ... 306 ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ...........315 ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Вы имеете счастливую возможность познакомиться, без преувеличения, с уникальной книгой, открывающей путь к сокровищам и тайнам отечественного музыкального шоу-бизнеса. Профессиональные и, вместе с тем, проникновенные советы автора вселяют уверенность в том, что эта сфера деятельности получит дальнейшее развитие в России нового века. Эта увлекательная и очень полезная книга, написанная на основе докторской диссертации, защищенной в Международной академии наук и искусств, открывает перед вами чарующий мир музыки, его секреты, так же как и секреты талантливых продюсеров, работающих в музыкальном шоу-бизнесе. Вы найдете здесь, наряду с практическими рекомендациями, теоретические выкладки, обосновывающие существование шоу-бизнеса. Уверен, что вся эта информация чрезвычайно важна для всех нас, ведь все мы желаем процветания тому делу, которое любим и которому посвятили жизнь. 5 Насколько мне известно, автор рассматривает данную работу, как начало большого задуманного им труда по истории, теории и практике музыкального шоу-бизнеса. Эта книга — лишь начало. В ней лишь обозначены основные вопросы создания цивилизованного шоу-бизнеса в России. Написать такую книгу мог человек, для которого музыкальный шоу-бизнес — его жизнь. Автор знает, о чем говорит. Иосиф Пригожин — талантливый продюсер. В 1998 и в 2001 годах он был удостоен Национальной Российской музыкальной премии «Овация» как лучший продюсер года. В 1998 году журнал «Компания» признал его лучшим бизнесменом года в области шоу-бизнеса. Его деятельности посвящено немало статей в периодической печати России и стран СНГ. Чрезвычайно трудолюбивый человек, он считает, что не государство делает людей, а люди государство, и что мир спасет красота только в союзе с добротой. Иосиф Игоревич Пригожин родился 2 апреля 1969 года в городе Махачкале. Свою трудовую деятельность начал уже в 12 лет, а в 16 лет приехал в Москву. Период с 1986 по 1988 год можно охарактеризовать как «время поиска самого себя». Первая попытка поступить в ГИТИС, работа в театре-студии «Гамма», пробы в кино. Юноша попал в столичный шоу-бизнес и за предельно короткое время добился значительных успехов. Достаточно сказать, что с 1988 года им организовано около полутора тысяч концертов со звездами эстрады по всей территории бывшего СССР. 6 Продюсерский дебют его состоялся в 1991 году, когда на канале «Останкино» вышло в эфир организованное им «Супер-шоу — 91» и телевизионная программа «Клуб Т». Сейчас он является моим продюсером и продюсером Николая Носкова. Иосиф Пригожин был продюсером многих мероприятий: концерта, посвященного Дню независимости Грузии (1996 г.), юбилейных концертов в честь 50-летия творческой деятельности Л.Г. Зыкиной, 10-летия группы «А-Студио» и трехлетию ОРТ (1998 г.), первых сольных концертов Т. Булановой, а также акции «Золотой граммофон» (1996-1998 гг.). В 1999 году он был продюсером церемонии заложения моей именной звезды на Площади звезд у ГЦКЗ «Россия». В 1993 году Иосиф Пригожин стал инициатором создания и до 1995 года являлся президентом фонда «Отчий дом». В состав Попечительского совета фонда вошли такие выдающиеся деятели как Архиепископ Солнечногорский Сергий, председатель Верховного управления мусульман, Главный муфтий России Равиль Гайнутдин, Главный раввин России А.С. Шаевич, Народные артисты СССР Т. Хренников, А. Пахмутова, М. Эсамбаев, И. Кобзон, Л. Зыкина, Народные артисты России Е. Жариков и Г. Хазанов, профессор В. Зайцев, академики В. Вернер, И. Шароев, О. Богомолов, заместитель председателя комиссии по правам человека при Президенте России М. Арутюнов. Благотворительный фонд «Отчий дом» направлял свою деятельность на оказание помощи социально незащищенным слоям российского населения. Своей 7 работой он привлекал внимание общественности к положению беженцев из ближнего зарубежья. Были организованы телеакции с участием артистов из СНГ. В неполные тридцать лет он создал одну из крупнейших аудиокомпаний России «ОРТ-Рекордз». С июня 1997 года по июль 1999 года Иосиф Пригожин являлся ее генеральным продюсером, а с марта 1998 года по июнь 1999 года — генеральным директором. По итогам 1998 года «ОРТ-Рекордз» была удостоена Национальной музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучшая звукозаписывающая компания». За несколько месяцев работы «ОРТ-Рекордз» были изданы альбомы Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Александра Маршала, Кристины Орбакайте, Николая Носкова, Криса Кельми, групп «А-Студио», «На-На», «Сплин», «Божья коровка», «Отпетые мошенники», «Шао? Бао!», «2x2», «Сплин» и др.. «Раскрутка» сольных проектов, промоушн для малоизвестных, известных и сверхпопулярных исполнителей, вывод на небосклон шоу-бизнеса новых звезд и возвращение старых — все это деятельность Иосифа Пригожина. Ценность данной работы заключается в том, что в книге, предлагаемой вашему вниманию, ВПЕРВЫЕ В РОССИИ ИЗВЕСТНЫЙ ПРОДЮСЕР, раскрывает секреты политики шоу-бизнеса. Этот труд, с одной стороны, является своеобразным пособием для начинающего продюсера, а с другой — представляет собой научный анализ продюсерской деятельности в сфере музыкального шоу-бизнеса, обобщенный и сформулированный человеком, сделавшим карьеру на практике. 8 Свободного времени у Иосифа Пригожина почти нет. Редкие минуты отдыха он старается посвятить хорошим книгам, музыке или кино. Впереди — работа над созданием нового грандиозного проекта под названием «НОКС» (Национальное объединенное культурных сообществ), с которым И. Пригожин несомненно справится. Пожелаем ему успехов! Народный артист Грузии Вахтанг Кикабидзе ОТ АВТОРА Нет особой нужды доказывать, что музыкальный шоу-бизнес оказывает мощное влияние на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. А те немалые средства, которые вращаются в этой сфере, красноречиво свидетельствуют о ее влиянии на экономику. Музыка и бизнес — вот две главные фигуры, от каждой из которых и, главное, от взаимодействия которых зависит конечный результат — создание яркого, незабываемого уникального и, заметим в скобках, экономически успешного и оправданного зрелища. Каковы они, эти главные фигуры? Чарующий мир музыки. Вряд ли можно найти на Земле человека, который не соприкасался с этим миром. Миллионы людей любят музыку, живут в ней. Музыка вездесуща — от ритуальных плясок индейцев на Амазонке, до бешеного рэйва в Амстердаме. Музыка органично входит составной частью в обычаи и традиции любой культуры. Нет в мире такого народа, который бы не пел и не играл. Музыка вездесуща и планетарна. В каждой культуре обязательно есть колыбельные, и в них много общего: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. «Даже если вы не понимаете слов, даже если вам не знакома эта музыкальная культура, вы всегда отличи- 10 те колыбельную», — говорит Саманта Трегуб из университета Торонто, которая путешествовала по миру и изучала, что поют матери своим детям. Да, музыка интернациональна, она выражает неповторимые чувства, присущие и целым народам, и отдельному человеку. Она не требует перевода, проникая прямо в душу, передаваясь от сердца к сердцу. Гениальный Мендельсон утверждал, что музыка, благодаря своей многообразной конкретности, обладает свойством глубокой интимности и может воздействовать непосредственно на сердце человека. Бизнес и предпринимательство. Это область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Она представляет прекрасные возможности для карьеры и профессионального роста. Предпринимательство делает музыкальный шоу-бизнес успешным. Но это не происходит автоматически. Успех — производное опыта, целеустремленности, умения увидеть и реализовать новые подходы к старым идеям в бизнесе, разработать новые проекты и уникальные пути их воплощения. Именно поэтому любой музыкальный шоу-бизнес должен начинаться с продюсера (предпринимателя). Это ключевая фигура шоу-бизнеса, способная превратить нереализованные ранее идеи в нововведения, которые, в свою очередь, станут проектами или концепциями, изменяющими или совершенствующими шоу-бизнес. Этот чарующий мир музыкального шоу-бизнеса! Кто знает, что это такое? Одни подразумевают под 11 этим искусство управлять, другие — организованную силу, третьи — большие деньги. По моим наблюдениям, всех работающих в музыкальном шоу-бизнесе можно разделить на три категории. Одни вынуждены постоянно преодолевать препятствия на своем пути, проживают трудную жизнь, полную борьбы, так как не знают законов этого бизнеса. Другие, набив себе синяки да шишки, приобрели определенный опыт, отчасти овладели законами бизнеса, и поэтому могут считать себя относительно благополучными. Третьи не встречают на своем пути препятствий — они хорошо усвоили законы, и потому процветают. Эта книга — для первых двух категорий. Бесценный опыт, собранный и проанализированный здесь, станет для них ступенькой на пути к процветанию и успеху. Каковы же наиболее важные события, произошедшие за последние годы в музыкальном шоу-бизнесе? Главное — изменилась сама музыка. Критическая масса новых идей, подходов, имен прорвала оборону, которую держали музыкальные авторитеты традиционных направлений, и новая музыка хлынула на телевизионные экраны, в эфиры FM — радиостанций, в Интернет, на кассеты и компакт-диски. Вместе с тем, огромное количество накопившихся за последние годы проблем мешало дальнейшему развитию музыкального шоу-бизнеса, его индустрии. К примеру, Россия за последние годы по совокупной сумме реализованных копий (речь идет только о легальном рынке) занимает лишь 22-е место в мире, уступая таким странам, как Польша, Индия, Португалия. В то же вре- 12 мя вся территория России и СНГ считается одним из самых крупных пиратских рынков. Как решить эти и другие проблемы? Как сделать российский музыкальный шоу-бизнес цивилизованным? Что необходимо предпринять для его развития и расцвета? На эти вопросы тоже отвечает книга. В своих советах я постараюсь пояснить вам некоторые основные особенности музыкального шоу-бизнеса в России, их законы и правила. Они подготовят желающих работать и способных к активной деятельности в этой удивительно интересной сфере культуры и бизнеса. Готов к тому, что книга вызовет горячую полемику и споры. Но это будет хорошая творческая полемика, хорошие, плодотворные споры. Творческие дискуссии по вопросам шоу-бизнеса наконец-то получат отправную точку, опираясь на которую гораздо легче будет шагать вперед. Итак, добро пожаловать в чарующий мир музыкального шоу-бизнеса. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ Эта книга — не первая по данной теме. Но она кардинально отличается от других. Именно поэтому работать с ней нужно иначе, чтобы получить от нее максимум пользы. У меня есть несколько советов, как работать с книгой. — Прежде всего, не пугайтесь обилия рекомен- 13 даций и информации. Книга содержит прекрасные идеи, которые нацелены на достижение таких же прекрасных результатов. — Ваша задача — заставить эту книгу работать на себя. — Поскольку многие идеи взаимосвязаны, сначала прочтите всю книгу полностью. По мере того, как вы будете делать это, некоторые подходы окажутся знакомыми, другие же совершенно новыми. Те и другие вместе дадут хорошую основу для оценки ваших продюсерских способностей и постановку задач саморазвития. — Книга рассчитана на гибкое и каждодневное использование. В ней вы найдете рекомендации и документы, нужные именно в данный момент. Это поможет расширить круг ваших знаний в той или иной сфере музыкального бизнеса. Имеются несколько вариантов чтения книги: — СКОРОСТНОЙ (если Вы желаете просто ознакомиться с книгой); — ДЕТАЛЬНЫЙ (если Вам необходим глубокий обзор по определенной теме); — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (когда Вам необходимо глубоко вникнуть в суть всех вопросов). Кроме того, книга незаменима как средство критической оценки Вашей нынешней продюсерской квалификации. С ее помощью вы сможете пробелы и слабости в этой сфере, и разработать практическую программу своего профессионального роста. И, наконец, хочу напомнить, что саморазвитие не имеет конечного пункта — это постоянное движе- 14 ние, процесс, который никогда не кончается. Ведь постоянно меняющийся мир музыкального бизнеса требует от продюсера постоянного саморазвития. И в этом Вам помогут разделы этой книги. Желаю успехов! Иосиф Пригожин ЧАСТЬ I. ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ Всякий раз, когда я начинаю новое дело, оно сначала кажется мне обычным и простым. Но по мере углубления в него начинаешь видеть ЦЕЛЫЙ МИР, о существовании которого раньше не подозревал, не представлял его масштабов. Познавая музыкальный шоу-бизнес, я заметил, что моя любовь к искусству и бизнесу позволяет мне легко перемещаться между этими двумя мирами, находить между ними очевидную взаимосвязь. Поначалу мне показалось прекрасным и восхитительным служить искусству и коммерции. И главное, я был уверен, что это просто. Однако потратив немало времени и усилий, я понял, что пытаться строить бизнес без понимания его законов, структуры, концепции, основ — дело весьма рискованное. Именно практическая деятельность заставила меня понять: если хочешь работать в музыкальном бизнесе и зарабатывать деньги, необходимо досконально знать его, начиная с истоков. Поэтому меня, прежде всего, интересовали вопросы: что собой представляет музыкальный шоу- 16 бизнес в России как явление? Есть ли он вообще? А если есть, то как он зародился? В чем его национальные особенности? Где его истоки? ПЕРВЫЕ ШАГИ Шоу-бизнес — искусство, чрезвычайно разнообразное, многоплановое и многожанровое. Но у каждого его жанра в отдельности, как и в любом другом виде искусства, есть свои исторические отправные пункты, есть история роста и эволюции, есть, наконец, свои «предки», незнание которых делает представителей этого искусства «Иванами, не помнящими родства», что, как известно, ни в малейшей степени не помогает развитию нового. Многие теоретики и практики искусства отмечают, что не зная прошлого — невозможно понять подлинный смысл настоящего и целей будущего. В России шоу-бизнес начал складываться во второй половине XX века, заменив существовавшее ранее понятие «советская эстрада». Однако основы его были заложены еще в далеком прошлом. Один из первых отечественных исследователей эстрады, который занимает в шоу-бизнесе одно из центральных мест, Е.М. Кузнецов, задаваясь вопросом: «Где и когда, в каких исторических обстоятельствах русской действительности, и на какой почве впервые определились зачатки эстрадных жанров?» — отвечает: — «Их корни лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов». Происхождение слова «скоморох» до их пор не установлено. Некоторые ученые считают, что это сло- |