Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. Аст издательство
Скачать 2.31 Mb.
|
164 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИРМ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА — Персональные фонды (накопленные или унаследованные). — Займы у друзей или родственников. — Коммерческий кредит. — Ссуды или кредиты. — Ипотечные ссуды. — Спонсоры. — Ссуды коммерческих банков. — Ссуды администраций малого предпринимательства. — Ссуды компаний, инвестирующих в малое предпринимательство. — Помощь государства и региональных органов власти, поддерживающих развитие бизнеса. — Различные фонды. — Религиозные организации. — Другие источники. АВТОРСКОЕ ПРАВО В разделе юриспруденции, посвященном авторскому праву в музыкальном шоу-бизнесе, много любопытнейших тонкостей. Множество исполнителей, актеров, музыкантов, авторов песен, музыкальных издателей, режиссеров, включая самых известных, пытались разобраться, что такое авторское право, как вычисляется гонорар, как осуществляется налоговое планирование и так далее. Конечно, отвечать на эти вопросы должен, 165 прежде всего, юрист. Но не менее важно ваше собственное отношение к этому разделу юриспруденции, ваше знание законов и положений в этой сфере бизнеса. Остановимся на основных позициях АВТОРСКОГО ПРАВА (АП) в рамках действующего российского законодательства. Их необходимо знать. Авторское право распространяется на произведения НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА независимо от формы, назначения и достоинства, а также от способа их воспроизведения (они могут быть изданы, или нет, но должны выражаться в какой либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора-исполнителя: пленка, механическая или магнитофонная запись и т.д.). ПРЕДМЕТОМ АВТОРСКОГО ПРАВА МОГУТ БЫТЬ: — произведения драматические и музыкально-драматические с текстом или без текста; — сценарии, сценарные планы; — кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи; — произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановок имеются указания, изложенные письменно или иным способом; — произведения живописи, архитектуры, графического и декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки, чертежи; планы и эскизы относятся к постановкам на сцене; — произведения, выраженные с помощью механической или иной технической записи; — другие произведения. 166 АВТОР — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. ПРАВА АВТОРА: — право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); — неприкосновенность произведения; — на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев указанных в законе. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Следует иметь в виду, что в настоящее время стороны свободны сами определять размер авторского вознаграждения. Правила по вознаграждению будут рассмотрены ниже. ОХРАНА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИМЕНИ АВТОРА ПРИ ЕГО ЖИЗНИ: — при любом использовании произведения воспрещается без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название, и в обозначение имени автора; — воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями; — согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА ДРУГИМИ ЛИЦАМИ (в том числе перевод на другой язык) допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками, кроме 167 случаев, указанных в законе в редакции Указа ПВС РСФСР от 01.03.74 г. Право на вознаграждение за использование произведения в переводе на другой язык принадлежит автору оригинала во всех случаях, кроме указанных в выше названном законе. АВТОРСКОЕ ПРАВО ЛИЦА, ИСПОЛЬЗОВАВШЕГО ЧУЖОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО: — новому автору принадлежит авторское право на вновь созданное произведение; — это право не препятствует другим лицам использовать то же произведение для создания нового произведения. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА: — авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора; — авторское право переходит по наследству. НЕ переходит по наследству право автора на имя и право на неприкосновенность произведения; — после смерти автора охрана его имени и неприкосновенности произведения осуществляется в соответствии с положениями статей 480 и 481 ГК РФ. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА НА КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: — действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству; — наследники каждого соавтора пользуются АП в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АВТОРА В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЯ ЕГО АВТОРСКОГО ПРАВА: 168 — если нарушением АП автору или его преемникам причинены убытки, то независимо от требований, указанных в статье 499 ГК РФ, автор и его преемники вправе требовать возмещение убытков. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ТИПЫ: — в целях использования произведения автор и его правопреемник вправе заключить с соответствующей организацией авторский договор (АД). Авторский договор может быть двух типов: — АД о передаче произведения для использования; — авторский лицензионный договор, по которому автор предоставляет организации право использования произведения, в том числе путем перевода на другой язык или переделки в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предоставление ей этого права или за использование ею произведения в форме, предусмотренной договором. РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ АВТОРА ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ: — устанавливается соглашением сторон в пределах утвержденных ставок при наличие таковых (статья 479 ГК РФ). Следует также знать, что порядок вознаграждения предусматривает: — право автора на получение АВ относится к числу имущественных прав автора (статья 16 «Закона об авторском праве и смежных правах»); — Упомянутые в статье 507 ГК РФ ставки, это, в частности, ставки утвержденные Правительством РФ в следующих нормативных актах: 1. Постановление № 64 (вознаграждение за не- 169 которые виды исполнения, например, за передачу произведения в эфир). 2. Постановление № 524 (вознаграждение авторам кинематографических произведений). 3. Постановление № 218 (вознаграждение за концертные, эстрадные, цирковые, танцевальные программы и др.). 4. В пункте 3 статьи 31 «Закона об авторском праве и смежных правах» установлены иные (нежели в статье 507) правила: «Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от договора за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи характером произведения или особенностью его использования, в виде фиксированной в договоре суммы, либо иным образом. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО Незаконное присвоение и использование объектов авторского права обозначается терминами «пиратство» или «интеллектуальное пиратство». Эти термины особенно хорошо известны каждому участнику музыкального бизнеса. Сейчас видеорынок заполнен нелегальными и нелицензионными (контрафактными) видеокассетами. В России пиратство приняло не только широкие масштабы, но и устойчивые организованные формы. На территории нашего государства торговые прилавки заполнены видеокассетами, компакт-дисками, программами ЭВМ пиратского происхождения, они изготовлены и реализуются с нарушением авторского права. Повсеместно налажены нелегальные каналы 170 быстрого получения экземпляров новых аудиовизуальных произведений, массового их тиражирования. Пиратство причиняет огромный ущерб правообладателям, а также государственному бюджету, серьезно влияя в негативном плане на экономические отношения. Ущерб России от видеопиратства, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, оценивается в 5 млрд. долларов ежегодно. По данным американских исследователей, торговые убытки России в 1998 году в связи с нарушение «Закона об авторском праве и смежных правах» были весьма велики. Они наглядно видны из следующей таблицы: Таблица № 4 УБЫТКИ РОССИИ ОТ ПИРАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пиратство наносит вред экономике повсеместно. Например, в США копирование одного лазерного диска с программным обеспечением обходится 171 в 34 цента, а розничная стоимость такого же диска составляет от 100 до 450 долларов. В результате прибыль составляет до 1300%. Таблица № 5 ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ
172 Из-за пиратских операций с авторскими правами предприятия США при реализации своей продукции теряют в год более 200 млрд. долларов. Деньги эти, как правило, оказываются на счетах криминальных структур, действующих в сфере интеллектуальной собственности. По оценкам производителей программного обеспечения США, объем пиратской продукции в этой сфере в мире в среднем составляет 50%, а в некоторых странах 95%. Почему же так малоэффективно ведется борьба с пиратством? Можно указать причины как объективного, так и субъективного характера. Безусловно, расследования преступлений, связанных с пиратством, сопряжены со значительными трудностями. Основные из них отражены в таблице № 5. Конечно, есть и другие причины. Ответственность за обеспечение строго соблюдения авторских прав в сфере музыкального бизнеса ложится на государство. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ В РОССИИ 1. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в статье 44 закрепила использование термина «интеллектуальная собственность», провозгласив, что она охраняется законом. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 138 закрепляет исключительное право интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности. 3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных 173 правах» от 9 июля 1993 года положил начало борьбе с интеллектуальным пиратством. 4. Правительство РФ Постановлением от 28 апреля 1993 года №396 «О регистрации киновидеофильмов, и регулировании их публичной демонстрации разрешило распространение фильмов на территории страны только при наличии у правообладателя: а) государственной регистрации; б) прокатного удостоверения, выданного Госкино. 5. Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 1994 года №1264 установило, что публичная демонстрация кино-видеофильмов без лицензии и прокатного удостоверения не допускается. 6. Мэр Москвы Распоряжением от 18 марта 1998 года №237-РМ установил порядок регулирования данного вида деятельности на территории Москвы, утвердив Временное положение о лицензировании деятельности по производству (тиражированию) оптовой и розничной реализации видеопродукции. Согласно распоряжению право на осуществление этой деятельности появляется у юридического лица с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок, который не может превышать трех лет. 7. Правительство Москвы 12 мая 1998 года утвердило «Правила тиражирования и распространения аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей, элементов их оформления и идентификации». 8. С 19 января 1998 года в соответствии с постановление Правительства г. Москвы №33 определен порядок продажи аудиовизуальной продукции и введен защитный идентификационный знак на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные но- 174 сители, лазерные и компакт-диски. Ответственность за осуществление розничной аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей без знаков возлагается на торговые точки. Как видим, есть законы и постановления, правила и инструкции по охране авторских прав, а вместе с тем проблемы борьбы с пиратством в России не решены. Есть, видимо, обстоятельства, позволяющие интеллектуальному пиратству господствовать на территории страны. В числе таких обстоятельств, по моему мнению, можно назвать: — отсутствие единого закона по борьбе с интеллектуальным пиратством; — мягкость УК РФ в борьбе с этим грозным явлением; — слабость оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; — недостаточное использование опыта борьбы с пиратством в других странах; — низкий уровень активности оперативно-розыскных служб по борьбе с экономическими преступлениями; — малоэффективная деятельность судов (так, по итогам 1997 года, из 290 дел по нарушению авторских прав судом рассмотрены только 30, а приговоры вынесены только по двум; за 1998 год выявлено 607 нарушений, выявлено 210 лиц, нарушивших закон, осуждено 28 человек; в 1999 году выявлено 836 нарушений, 296 нарушителей, данных по осужденным на конец года не было). — минимальная уголовная ответственность. 175 Как же решаются проблемы защиты авторских прав в других странах? Например, в США, занимающих лидирующее положение в мире по созданию и экспорту продуктов интеллектуальной собственности и смешанных видов собственности? ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА В США Известно, что в США совокупный продукт индустрии интеллектуальной собственности и смежных областей превышает 433 млрд. долларов (5,68% валового национального продукта). Понятно, что государственное регулирование правовых вопросов такого важного сектора экономики не может не быть ответственным и продуманным. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ США: — «Закон об авторском праве», 1976 г.; — «Закон о борьбе с пиратским копированием». («Кодекс законов США»). ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ США. Законами предусмотрены следующие меры уголовно-правового воздействия к нарушителям авторских прав: — штрафы (с выплатой в казну штата); — компенсации (выплачиваются непосредственно пострадавшему); — изъятие видеозаписей, транспортных средств, денежных средств; испытательный срок для виновного (иногда вместо тюремного заключения); |