Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
МИМЫМимы (др.-греч. μῖμος — «подражание») — у античных греков и римлян сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев — выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом виде театра тоже назывались мимами. В современном театре мимами называют актёров пантомимы. МИМИРУЮЩАЯ КУКЛАКукла, имеющая мимику. Верховая кукла (см. «Верховая кукла»), сделанная из мягкого материала (латекс, лайка, трикотин, резина и т. д.). Рука кукольника – в голове такой куклы. Работая пальцами, он открывает и закрывает рот куклы, морщит лоб, нос, шевелит ушами и т. д. Сделать хорошую мимирующую куклу очень трудно. Лучше всех их создавала русская художница советского периода Екатерина Беклешова. МЕЛОДРАМА Мелодрама (гр. – песня, мелодия и драма – действие) – драматургический жанр; пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью, морально-поучительной тенденцией. МЕЛЬПОМЕНА Мельпомена (гр.) – в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии, мать сирен, родившаяся от бога Ахелоя. Изображалась в венке из плюща, с трагической маской и палицей в руке. В театрах “жрецами Мельпомены” называют актеров. Обратимся к языческой греческой мифологии. У Верховного Бога Зевса и Богини памяти Мнемосины родились девять дочерей, девять муз, Богинь-покровительниц искусств и наук. Древние греки наделили их высокими качествами, сделав олицетворением самых важных духовных проявлений и способностей человека. Кстати сказать, от того же корня, что и музы, произошли слова музыка (искусство муз), музей (дом для муз). Познакомьтесь с музами поближе. Клио – покровительница истории; Евтерпа – поэзии и музыки; Талия – комедии; Мельпомена – трагедии; Терпсихора – танцев; Эрато – лирики, любовной поэзии; Полигимния – гимнов и пантомимы; Урания – астрономии; Каллиопа – эпоса, народного творчества, героических сказаний. Этих муз не раз упоминает в «Евгении Онегине» Пушкин: Но там, где Мельпомены бурной Протяжный раздается вой, Где машет мантией мишурной Она пред хладною толпой, Где Талия тихонько дремлет И плескам дружеским не внемлет, Где Терпсихоре лишь одной Дивится зритель молодой... Эти строки дают картину сценического искусства эпохи. Поэт свидетельствует: не трагедия с тогдашней манерой актеров завывать в трагических ролях, не комедия, подчас навевавшая скуку, а главным образом балет интересовал и волновал его молодых современников. Во времена Пушкина Мельпомена еще считалась музой трагедии. Позднее, однако, она приобрела более широкий, обобщенный смысл: стала покровительницей и музой театра вообще. Современное киноискусство также считает её своей музой. Мельпомена изображается обычно на котурнах, с маской в одной руке и с мечом или кинжалом в другой. Оружием она как бы разит человеческие пороки. МЕССАМесса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия. Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. МЕЦЕНАТ Меценат (лат) – богатый покровитель наук и искусства. Название происходит от имени римского богача Мецената (1 в. до н. э.), который оказывал покровительство и материальную поддержку кружку поэтов (Вергилию, Горацию и др.). МЕЦЕНАТСТВОМеценатство (лат. – богатый покровитель) – вид добровольной безвозмездной материальной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей. Меценатство способствует развитию культуры, выявлению и выращиванию талантов. Оно избирательно, а потому являет собой определенный заказ и социальный контроль со стороны части потребителей. Мотивы меценатства могут быть самые разные: любовь к искусству, память о прошлом, благодарность за поддержку, «для души» и ради спасения души и др. Слово «меценатство» произошло от имени римского политического деятеля Мецената Кай Цилия (I в. до Р.Х.) – покровителя искусства и наук. Сегодня такая бескорыстная помощь называется спонсорством. МИЗАНСЦЕНА Мизансцена (франц. mise en scene — размещение на сцене) — расположение действующих лиц игрового фильма в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием. Мизансцена зависит от жанра, действия и задач, поставленных перед актерами. Это пластический рисунок тела или группы актеров, по отношению друг к другу и к зрителю. Театральная мизансцена отличается временной непрерывностью действия и неподвижностью точки, с какой наблюдает ее зритель. В отличие от этого кинозритель видит мизансцену во множественности планов и ракурсов. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры. «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг...» Это – из замечаний Гоголя к постановке «Ревизора». А последняя сцена заканчивается так. Появляется Жандарм и говорит: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице». Слова Жандарма поражают каждого, кто стоит на сцене, всех персонажей пьесы. Еще бы! Ведь они приняли за важного чиновника Хлестакова, всячески его ублажали, всучили ему деньги и успокоились, что все беспорядки и злоупотребления в городе остались им незамеченными. А настоящий-то чиновник, оказывается, уже здесь!.. Естественно, что после такого сообщения возникает немая сцена. Далее Гоголь точно описывает, какой должна быть эта знаменитая немая сцена. «Городничий посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движением всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям...» И так далее – 22 строчки текста! То, что здесь описано драматургом, и есть мизансцена. Так называют расстановку актеров на сценической площадке. Мизансцена не обязательно означает, что актеры – неподвижны. Может быть и так: девочка качается на качелях, а мальчик старается подтолкнуть их как можно выше. Это тоже будет мизансценой... |