Главная страница
Навигация по странице:

  • Подарок царю Тиридату

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница42 из 66
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   66

    ПАНТОМИМА


    Пантомима (гр. – воспроизводящий подражанием) – древнейший вид сценического искусства, включающий в себя беззвучные средства создания художественного образа через пластику, жесты, мимику.

    Обычно под пантомимой понимается искусство создания сценического образа при помощи пластики актера, сценического движения, мимики, жеста.

    В широком смысле слова пантомимическая игра присуща творчеству любого драматического артиста, служит основой актерской игры. Достаточно вспомнить высказывание К. С. Станиславского о «паузах» великих актеров: «Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный».

    Эмоционально-выразительное движение актера, которое составляет природную стихию пантомимы и вне которого не существует актерского искусства, позволяет считать пантомиму исходной, основополагающей формой театра, при участии которой возникает все многообразие форм драматического и музыкального театра.

    В более узком смысле слова под пантомимой издавна понимают особый жанр сценического искусства, в котором основными средствами выражения являются движение актера и специфическая техника этого движения. Жанр пантомимы известен с незапамятных времен: до нас дошли описания грандиозных пантомим античного мира

    Подарок царю Тиридату

    Однажды, в древности, во времена императора Нерона (правил в 54-68 гг. н. э.), Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать верным другом сената и римского народа, показывали достопримечательности Рима и его окрестностей. Когда же царь Тиридат собрался в обратный путь, Нерон предложил ему выбрать в подарок то, что ему больше всего понравилось, и поклялся, что не откажет ни в чем, чего бы гость ни пожелал. И тогда Тиридат попросил в дар... актера, которого он видел в театре и, не понимая его речи, понял все, что артист выражал знаками, жестикуляцией, мимикой. Царь объяснил: в его стране живут люди, говорящие на многих языках и наречиях. Чтобы разговаривать с ними, приходится пользоваться многими переводчиками. А этот актер станет «универсальным» переводчиком и один будет понятен всем. Его жесты настолько выразительны, что кажется, будто он говорит пальцами!

    К этой истории можно добавить, что Тиридат увидел в римском театре актера-мима, а искусство, каким артист владел, называется пантомимой.

    Как видите, пантомима существует с очень древних времен. Но и сейчас молодые актеры учатся тому, чтобы овладеть этим важным средством выразительности на сцене.

    Есть и такое понятие – миманс, сокращение слов мимический ансамбль. Так называют группу артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок без каких-либо ролей с текстом.

    Главным средством раскрытия содержания спектакля или номера, а также и создания художественного образа стали в пантомиме пластика тела актера, жест и мимика.

    Слово пластика означает гармонию движения актера, согласованность движений и жестов. Если про человека говорят, что он пластичен, – значит, он легко, хорошо двигается.

    Пантомима, как и драма, родилась в Древней Греции и Риме. С овладения искусством пантомимы начинал свою актерскую жизнь Чарли Чаплин. Крупнейшим мастером пантомимы 20-го века стал замечательный французский артист Марсель Марсо, а в СССР – Аркадий Райкин.



    Марсель Марсо (1923-2007) – выдающийся французский актер-мим. Его любимого сценического героя звали Бип – он и запечатлен на этом снимке. Марсель Марсо руководил в Париже Международной школой пантомимы, в ней было семьдесят учеников из двадцати стран. В честь замечательного актера парижский монетный двор выпустил специальную золотую медаль.
    В конце 20-го века завоевал известность и признание артист пантомимы Вячеслав Иванович Полунин (р. 1950). Он создал в 1969 году в Ленинграде коллектив мимов, названный «Лицедеи». Центральный герой спектаклей «Лицедеев» (кстати, в старину так называли актеров вообще) – добрый, забавный, немного смешной человек. Таков герой В. Полунина. Его лицо загримировано, как у клоуна. Да и сам он похож на клоуна, который в веренице историй и сценок средствами мимического искусства рассказывает зрителям о жизни, о человеке, о себе.



    Спектакль театра «Лицедеи»
    Мимическое искусство – важное и выразительное дополнение к главному на сцене – слову. Но и само по себе оно обладает большой силой выразительности.
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   66


    написать администратору сайта