Главная страница
Навигация по странице:

  • ОЗВУЧИВАНИЕ ФИЛЬМА

  • ОПЕРА (ОПЕРНЫЙ ТЕАТР)

  • Наследники Орфея

  • ОПЕРАТОР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

  • Дурочка становится героиней

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница40 из 66
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66

    ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ


    Обрядовая песня – песня, являющаяся частью какого-либо обряда и по смыслу выражающая его. Это мо-гут быть песни, исполняемые во время религиозных и народных праздников и событий. Обрядовые песни подразделяются на колядские и овсеневые, святочные и игорные, веснянки, хороводные, седмицкие и ку-пальские, бытовые. История обрядовых песен начинается со времен язычества. Многие такие песни сопро-вождаются танцами и играми, драматизируются и костюмируются. Так, обрядовые песни поют во время свадеб, именин, многими песнями сопровождается Рождество, Масленица, Пасха и др. праздники. На манер обрядовых песен были созданы некоторые песни для праздника Нового Года. Например, такой песней стала «В лесу родилась елочка…». Обрядовые песни есть форма существования народных традиций.

    ОВАЦИЯ


    Овация (лат. – ликование) – восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво”. Устроить овацию кому-либо.

    ОЗВУЧЕНИЕ


    Озвучение – подбор звукового ряда, усиливающего атмосферу представления, эмоциональное напряжение конфликта, подчеркивающего значение события, или эпизода. В это понятие входит: шумы и музыка, передающие состояние атмосферы действия, в котором живут и актеры, и зрители.

    ОЗВУЧИВАНИЕ ФИЛЬМА

    Озвучивание — запись речи, музыки и шумов для фильма.

    ОПЕРА


    Опера (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – музыкально-драматический спектакль, где люди не разговаривают, а поют. Род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка, сценическое действие, живопись (декорации). Музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

    Опера - это масштабное драматическое произведение, объединяющее в себе жанры инструментальной и вокальной музыки, а также хореографическое искусство и живопись. То есть это синтез всех видов искусств. Оно написано для исполнения оркестром, хором и солистами. В основе оперы лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором.

    Главное в опере — музыка, и поэтому ее автором является композитор. Композитор (в большинстве случаев) сочиняет музыку на готовое либретто (текст оперы) или пишет его сам.

    По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены. В структуру оперы входят следующие элементы: инструментальные вступления (увертюра, антракты), сольные эпизоды (арии, речитативы и др.), ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т. п.), хоры. Ряд замкнутых или сквозных сольных и ансамблевых номеров, объединенных единым драматургическим действием, образуют сцены, которые, в свою очередь, создают акты, или действия, оперы. Число действий в классических операх колеблется от 1 до 5. Главенствующая роль здесь отводится отдельным сольным номерам (ариям, ариозо и ариетто), передающим образы и настроение главных действующих лиц.

    Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.

    Перед началом спектакля (еще до поднятия занавеса) оркестр исполняет увертюру или более короткое вступление, они раскрывают слушателю характер оперы. Иногда композиторы пишут оркестровые вступления и к отдельным действиям (симфонические антракты).

    Характеры действующих лиц, их внутренний мир раскрываются в ариях, которые соответствуют монологам в драматическом спектакле. Так, музыка арии князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» создает многогранный целостный портрет героя, томящегося в половецком плену. В ней выражена скорбь о гибели войска, и жажда освобождения Родины, и любовь к Ярославне. Драматические сцены, духовные поединки героев часто передаются в дуэтах, трио, квартетах и других музыкальных ансамблях. Мысли и чувства больших людских масс выражает хор. Перечисленные формы образуют музыкальную «сердцевину» оперы: в их основе лежит выразительная, запоминающаяся мелодия. Но наряду с этим пение может приближаться и к человеческой речи — так возникает речитатив, гибко реагирующий на малейшие изменения эмоциональных состояний.

    В сценическом действии оперы участвуют певцы-солисты и хор; их пение сопровождается звучанием оркестра. В оркестре, как и в вокальной партии, могут звучать лейтмотивы — музыкальные темы, воплощающие тот или иной образ.

    Одна из особенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувства своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании.

    В массовых сценах звучит хор, который нередко выступает одним из главных действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене.

    В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены. Нередко в оперу вводятся балетные фрагменты.

    Опера возникла в Италии на рубеже 16-17 вв. Впервые зазвучала она в солнечной, веселой, жизнерадостной Италии XVII века. Итальянцы – народ, наделенный редкостной музыкальностью, отличным слухом, прекрасными голосами. Они поют – работая, поют – отдыхая, поют – объясняясь в любви, поют – испытывая печаль...

    Родившись около трех веков назад, опера завоевала мир. Сегодня в мире много разновидностей оперы. Она изменяется под влиянием времени, а иногда и моды.

    В зависимости от сюжета и его осмысления композитором различают трагическую, комическую, драматическую, лирическую, эпическую оперы и их разновидности.

    Наталией Ильиничной Сац (1903-93), удостоенной высокого звания Героя Социалистического Труда, много сделано для расцвета детской оперы. По ее просьбе выдающийся советский композитор С. С. Прокофьев создал музыкальную сказку «Петя и волк». П. И. Сац поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Полк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик-великан»...

    «Взрослая» опера обращается и к современным и совсем не сказочным сюжетам. Андрей Петров написал оперы «Петр Первый», «Маяковский начинается»...

    Интересная история произошла в 1918 году. Оперу сочинили... дети!

    Дело было так. Корней Иванович Чуковский тогда еще молодой, начинающий писатель с интересом присматривался к детскому словесному творчеству.

    Однажды Корней Иванович Чуковский собрал мальчиков и девочек и сказал: «А давайте-ка сочиним свои оперу! Только сочинять будете вы сами, играя и фантазируя. Я буду записывать слова, а композитор мелодию». Так весной 1918 года, всего через четыре месяца после того, как совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, появилась первая дет екая опера в трех действиях под названием «Царь Пузан». В ней действовали и пели: Министр пряников, Министр леденцов, Министр носовых платков, Хранительница королевской зубочистки. Королевский мухобой и другие необычные персонажи.

    Авторы и участники спектакля – дети – нарисовали и свою афишу. На ней изобразили большой котел с клубами пара, а в котле варился какой-то несчастный. Текст афиши гласил: «Так будет мучиться тот, кто не возьмет своих детей на представление «Царя Пузана»!»

    Детская опера шла тогда на сцене зала, где вскоре предстояло обосноваться первому советскому ТЮЗу – на Моховой улице в Петрограде...

    ОПЕРА (ОПЕРНЫЙ ТЕАТР)

    1) Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета. Оно имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.

    Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.

    Оперный театр исторически – это здание для проведения пышных представлений (в большинстве своем, придворных), сопровождаемых музыкой, танцами, песнями.

    2) Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и специфическое учреждение, которое объединяет музыку, драматическое, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое. Под оперным театром может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. Подобно тому как оркестром управляет дирижер, игрой актеров-певцов руководит режиссер-постановщик, понимающий специфику музыкального театра. В оформлении спектакля участвуют художники-декораторы и костюмеры.

    3) Оперный театр — особый вид, особая форма музыкального театра.

    Представления, с музыкой и пением были известны с давних времен (древнегреческая трагедия, средневековые мистерии, различные формы народного театра). Но оперная, музыкальная драматургия возникла тогда, когда сама музыка стала самостоятельным (не прикладным) искусством и смогла подчинить себе его другие виды.

    Наследники Орфея

    Орфей был необыкновенным певцом и музыкантом.

    Когда он пел и играл на лире, заслушивались не только боги и люди, – дикие звери выходили из леса, очарованные необыкновенными звуками. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать волшебную музыку. При звуках Орфеевой лиры затихало море. И даже страшного дракона, наводившего ужас на всю страну, пение Орфея сделало смирным и послушным.

    Орфей полюбил нимфу Эвридику и женился па ней. Но, ужаленная змеей, Эвридика умерла. В глубоком горе отправился Орфей за нею в царство мертвых, захватив с собой волшебную лиру.

    Владычица загробного царства Персефона и грозный страж этой мрачной страны пес Цербер были покорены печальной музыкой Орфея. Персефона согласилась вернуть Орфею жену, однако с условием: он не должен ни разу взглянуть па нее, пока они не достигнут земли, своего дома. Орфей не выдержал – посмотрел на жену. И Эвридика исчезла навсегда...

    Эта история из древнегреческой мифологии стала повторяющимся сюжетом не только первых в мире опер, но и многих последующих музыкальных произведений.

    Казалось бы, пение выглядит на сцене вполне естественно, если разыгрывается сказочная история певца Орфея. Но вот вы приходите в театр и ждете начала оперы И. И. Чайковского «Евгений Онегин». Роман в стихах Пушкина начинается с описания жизни главного героя, его характера, привычек, склонностей, вкусов. Как же передать эти прекрасные стихи в оперном спектакле? И потом, герои Пушкина не поют, а разговаривают. И все же начинается пение!

    Иногда можно услышать такое мнение: опера неестественна. В жизни люди, общаясь друг с другом, не поют. Поэтому опера, с точки зрения обыкновенного правдоподобия, не выдерживает никакого сравнения с драмой или комедией, где люди говорят, как в жизни.

    Но и тут нас подстерегает подвох. Ведь есть немало пьес для драматического театра, написанных стихами! Как же тогда отнестись к ним? Ясно же, что стихами в жизни тоже не разговаривают!

    Секрет нашего восприятия заключен в том, что театр – это всегда игра, пусть порой и очень серьезная. А раз игра, – значит, существуют и правила игры. Приходя в театр, чтобы посмотреть, например, одну из блестящих стихотворных комедий Лоне де Вега, мы сразу же понимаем «правила игры» и принимаем их, как обязательное условие. Тем более что мы в театре не наблюдатели, а, как вы уже знаете, партнеры. И мы увлекаемся не только событиями на сцене, но и высокой поэзией.

    То же происходит и в опере. Приходя в оперный театр, мы внутренне готовы услышать музыку, пение, аплодируем любимым певцам, дирижеру, артистам оркестра. Чарующие мелодии оперы входят в наше сознание, память и остаются в них навсегда.

    И все это отразил театр.

    Оперное искусство выдвинуло и великих певцов, чьи имена навсегда связаны с историей музыкального театра. В России самым выдающимся исполнителем оперных ролей и партий стал Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).

    Впрочем, Шаляпин стал оперной звездой всемирной величины. Вокруг имен и судеб великих гениев искусства нередко складываются легенды и были. Немало их родилось и вокруг Шаляпина. Одна из них поразительна. Она говорит о том, что гений не только высшее проявление таланта, но и впечатляющее проявление всех способностей личности художника.

    Однажды, в Париже, Шаляпин познакомился с болгарской певицей Илкой Поповой. Во время гастролей у молодой певицы неожиданно, может быть, от волнения, пропал голос. Ее не смог спасти даже прославленный вокальный педагог Танара. Испуганная, артистка пожаловалась на свою беду Шаляпину. И тот решил ей помочь. Вот как рассказал об этом случае болгарский журналист Марин Бончев:

    «Убедившись, что трудности у певицы с голосом – это скорее психологические проблемы, Шаляпин в день премьеры снимает с пальца свой перстень, с которым никогда не расставался, и надевает его на палец Илки: «Это перстень Петра I, он освящен патриархом Всея Руси... Тот, ктo носит его, верит в его силу, у того нет ни каких проблем ни с голосом, ни с молодостью».

    На премьере Илка поет с перстнем на руке. Успех исключительный. У нее нет слов выразить благодарность. При каждом исполнении онеры она просит у Шаляпина этот перстень. Вероятно, поняв силу собственного внушения, Шаляпин решил его подарить... По ее Шаляпин поставил лишь одно условие никогда не допускать компромиссов в искусстве...»



    Наталия Ильинична Сац

    Наталией Ильиничной Сац (1903-93), удостоенной высокого звания Героя Социалистического Труда, в Москве 1965 году создан первый в мире музыкальный театр для детей (Московский государственный академический детский музыкальный театр). Его первой руководительницей с момента создания была сама профессор Н.И. Сац. Этот театр теперь носит её имя.

    ОПЕРАТОР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

    О ператор – занимается непосредственной съемкой сцен для фильма.

    Используя в своем творчестве художественные возможности операторского искусства и современной кинотехники, оператор в процессе съемки реализует в экранном изображении творческий замысел всего коллектива создателей фильма.

    Совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком оператор на основе сценария и замысла фильма разрабатывает:

     изобразительное решение фильма,

     трактовку сцен и эпизодов картины,

     портретные характеристики основных персонажей,

     проводит съемки актерских проб,

     участвует в выборе мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов.

    Оператор-постановщик – в кинематографе один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением и осуществляющий съемку.

    Оператор — один из основных создателей фильма, работающий вместе с постановщиком и художником над его идейно-художественным решением и непосредственно ведущий съемку. Работа оператора определяет изобразительные достоинства картины. Его «орудие производства» — кинокамера. Но в ней не следует видеть лишь техническое средство фиксации фильма на пленку. Оператор работает по художественным законам живописи. «Живопись, — писал Леонардо да Винчи, — связана со всеми десятью атрибутами зрения, а именно — тьмою и светом, цветом и фактурой, формой и расположением, удаленностью и приближенностью, движением и покоем». И оператор, используя в своей работе все эти атрибуты, должен всегда помнить, что снимает не просто какой–то момент жизни, а жизнь в ее движении. Потому что основная эстетическая особенность кино состоит в том, что оно является искусством движущегося изображения.

    Операторская техника сложна и многообразна. Человека, впервые попавшего на съемочную площадку или в павильон, поражает нагромождение осветительных приборов, отражателей, разного рода кранов и тележек, путаница проводов. Все это, главным образом, хозяйство оператора. Краны помогают ему вести ракурсную съемку, т. е. съемку под разными углами: то из-под потолка, то от пола, то справа, то слева и т. д. Простейшие результаты ракурсной съемки: взгляд на человека снизу — человек кажется монументальным и величественным, сверху — человек кажется маленьким, как бы «придавленным». Тележки дают возможность вести съемки при движении (профессиональное название — трэвеллинг), показывать панорамы, сопровождать двигающихся героев, входить в толпу и т. д. Еще больший эффект могут дать съемки с движущегося автомобиля или вертолета.

    Используя ручную камеру, оператор входит с нею в мизансцену фильма, в круг действующих лиц. Он делается как бы участником действия, а зачастую его взгляд становится как бы взглядом зрителя фильма.

    Камера, как говорят в таких случаях, субъективизируется. И это лишь один из бесчисленных приемов операторского мастерства.

    В работе с кинокамерой оператор использует набор различных объективов к ней. Надо заметить, однако, что, как ни важна техника, в кино, как и в любом другом виде искусства, успех в конечном счете определяется талантом и мастерством авторов фильма. задачи оператора документального кино сводятся к возможно более правдивому отображению жизни, что в то же время подразумевает точный отбор наиболее важного в ней и умение выразительно запечатлеть это на пленке. Очевидно, здесь задачи оператора сходны с задачами журналиста. Это становится бесспорным, когда мы обращаемся к старым кинодокументам, к хронике былого: мы уже не интересуемся художественными качествами съемки, нам важна лишь мера их жизненной правды.

    На телевидении операторы обычно либо примыкают к тем, кто снимает игровые картины и программы, и тогда подчиняются общим художественным требованиям игрового кино, либо должны уметь сочетать профессии оператора и журналиста. Репортаж в телевидении, съемки с места событий (не имеет существенного значения, идут они прямо в эфир или предварительно записываются мониторами) тоже ценны в первую очередь своей подлинностью, выявлением в событии самого существенного и интересного. Кроме того, в телевидении съемки репортажа, скажем, футбольного матча ведутся с нескольких камер. В эфир идут лучшие кадры (после «электронного монтажа», осуществляемого режиссером). Эта специфика телевидения, конечно, в какой-то мере помогает операторам, но вместе с тем требует от них высокой точности и профессионализма.

    ОПЕРЕТТА

    Оперетта (фр., итал. operetta – маленькая опера.) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами.

    Дурочка становится героиней

    Париж спал, утомленный делами и балами. Куранты па башнях его семидесяти церквей пробили полночь. Мерцали газовые фонари. И вот наступил новый день – 5 июля 1855 года. Мало кто тогда знал, что именно в этот день в Париже произойдет сенсация. На Елисейских полях, одной из главных улиц французской столицы, впервые открывал свои двери маленький театр под названием «Буфф-Паризьен». Там нынче вечером ожидалась премьера – первое представление оперетты композитора Оффенбаха.

    Жизнь на парижских бульварах била ключом. В середине 19-ого века здесь образовался не только центр французской столицы, но и главный перекресток всей Европы. Здесь зарождалась мода женских платьев и мужских костюмов – и сразу становилась обязательной для всех от Лиссабона и Мадрида до Петербурга и Москвы. Получали признание или отвергались новые дорогие духи, определялась ширина полос на галстуках. Словом, Париж притягивал к себе и французов, и иностранцев.

    Здесь прогуливались или подолгу сидели в маленьких кафе актеры и писатели, изгнанные короли и финансовые воротилы, владельцы модных магазинов, издатели книг и газет. А в газетах читатели мало интересовались обычными новостями: они жадно ловили новые выпуски публикуемого с продолжением романа Александра Дюма и спрашивали в письмах в редакцию: чем там кончилось дело у д'Артаньяна? У графа Монте-Кристо?..

    На бульварах болтали о пустяках с самым серьезным видом. Какое масло полезнее: прованское или сливочное? Как лучше варить кофе? Какой масти лошади наряднее и какая порода резвее? Удачные шутки и остроты ценились выше дорогих безделушек. А модная песенка могла вознести автора в один вечер на вершины славы.

    Вся эта пестрая толпа, не очень занятая делом, жаждала развлечений. И тогда, будто призванная самим временем, атмосферой парижских бульваров, родилась оперетта – веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами.

    Как самостоятельный жанр оперетта сложилась во Франции в середине XIX в. «Отцами» французской оперетты, да и оперетты вообще, стали композиторы Флоримон Эрве (1825-1892) и Жак Оффенбах (1819-1880).

    Сюжеты первых оперетт подсказала мифология: снова, например, зазвучала история Орфея и Эвридики и захватила зал судьба прекрасной спартанской царицы Елены. Но очень скоро на опереточную сцену ворвались те самые парижские бульвары, которые ее породили: парижане, иностранцы, богатые господа и их бедные, но дерзкие слуги – все они смешались в веселом представлении «Парижская жизнь», полном музыки, блеска, шуток, смеха, запутанных приключений.

    Уже через несколько лет оперетта покорила всю Европу и по-хозяйски взошла на подмостки столичных театров.

    Актер и писатель И. Ф. Горбунов (1831–1895) вспоминал:

    «И охватила оперетта все мое любезное отечество. Где не было театров, она располагалась в сараях, строила наспех деревянные павильоны, эстрады в садах... Бросились в ее объятия достойные лучшей участи девушки, повыскакивали со школьной скамьи недоучившиеся молодые люди, актеры всех столичных и провинциальных театров были «поверстаны» в опереточные певцы... Драма посторонилась».

    Горбунов пишет про оперетту немного иронически, даже с грустью. Ему, как и некоторым другим серьезным людям, казалось, что новоявленная французская гостья – «низкий жанр», легкомысленное искусство, что у оперетты нет будущего и интерес к ней пройдет, как проходит всякая мода.

    Но они ошиблись. И это была счастливая для театра ошибка! Историк и исследователь оперетты Алла Рудольфовна Владимирская (р. 1928) точно заметила, что оперетта и драма «пошли навстречу друг другу». Драма тоже кое-чему научилась у своей младшей и веселой сестры. Ведь музыка, пение, танец в современном драматическом спектакле – обычное дело!

    Первые оперетты отличались сатирической направленностью, злободневностью, остроумием («Перикола», «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Маленький Фауст» Ф. Эрве); впоследствии во французской оперетте усилились лирические черты, стали использоваться лирико-романтические сюжеты («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве, «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока, «Корневильские колокола» Р. Планкета).

    Венская оперетта развивала традиции французской; в музыке получили использование мелодика и формы австрийской бытовой музыки («Летучая мышь», «Цыганский барон» И. Штрауса, «Боккаччо» Ф. Зуппе, «Нищий студент» К. Миллёкера), интонации и ритмы венгерского фольклора («Веселая вдова», «Граф Люксембург» Ф. Легара и «Княгиня чардаша», «Баядера», «Марица» И. Кальмана).

    Вот они, классики опереточного театра.

    Иоганн Штраус (1825–1899) – австрийский композитор. Сначала стал королем вальса, как его прозвали по всей Европе, а потом и одним из королей оперетты. Их у него шестнадцать: «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции»...

    Ференц Легар (1870 –1948) – венгерский композитор. «Цыганская любовь», «Гам, где жаворонок поет», «Голубая мазурка».

    Имре Кальман (1882–1953) – тоже венгр, автор знаменитых оперетт «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». О зажигательных и упоительных мелодиях «Сильвы» – она появилась в 1915 году – говорили и писали, что они заглушили даже гром сражений первой мировой войны!

    Исаак Дунаевский (1900–1955) – советский композитор. Много сил отдал он веселому жанру. Написал музыку для двенадцати оперетт.

    Советские оперетты отличаются общественной значимостью тематики и в то же время мелодической яркостью и богатством музыкальных форм («Холопка» Н. М. Стрельникова, «Вольный ветер», «Белая акация» И. О. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, оперетты Ю. С. Милютина, В. П. Соловьева-Седого, К. Я. Листова, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова и др.)

    В истории советской оперетты произошел удивительный случай. В осажденном Ленинграде в разгар вражеской блокады, в 1942 году, когда людям было, казалось бы, не до веселья, не до песенок и смеха, – именно в те дни родилась знаменитая блокадная оперетта «Раскинулось море широко».

    Как ни странно, пьеса и музыка этой музыкальной комедии написаны... по приказу военного командования! Руководитель группы писателей при Политуправлении Балтийского флота – эта группа работала в Ленинграде в течение всех дней блокады – В. В. Вишневский был вызван к командованию Ленинградского фронта. Ему сказали: городу необходима веселая музыкальная комедия! Ленинградский театр музыкальной комедии остался в осажденном городе и регулярно показывает спектакли. Значит, на его сцене должны идти не только «Сильвы» и «Марицы» (хотя они продолжали пользоваться успехом у ленинградцев), но и актуальная, боевая пьеса, должна звучать адекватная моменту музыка, а в сердце биться современная, сегодняшняя ненависть к врагу.

    Вишневский, как человек военный, несмотря на необычность приказа, ответил: «Есть!»

    Вместе с Вишневским пьесу сочиняли поэт Всеволод Азаров и драматург Александр Крон. А музыку – три композитора: Виктор Витлин, Николай Минх, Лев Круц.

    Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1942 года, в день 25-летия Октября. Название пьесы «Раскинулось море широко» – слова старой матросской песни – поднимало людей с холодных постелей, вело из опустевших квартир. Ленинградцы шли в театр, чтобы поддержать героев спектакля, балтийских моряков, уходивших и на сцене, как в жизни, сражаться с врагом.

    Как видите, оперетта родилась легкомысленной и беззаботной певуньей, а в дни тяжких испытаний для советского народа – так же как и другие виды искусства – надела гимнастерки и бушлаты и взяла в руки оружие.

    Сегодня она снова смеется, напевает, танцует и дарит нам веселое настроение. Что ж, спасибо ей за это!

    А развитие американского варианта оперетты в 20-х гг. XX в. привело к возникновению мюзикла.

    ОРКЕСТР

    Слово оркестр происходит от греческого термина орхе́стра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актеры.

    До середины 18-го века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.

    Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры подразделяются либо по составу инструментов, либо по характеру исполняемой музыки, репертуару: симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов.

    Различным бывает и количественный состав таких коллективов. Знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича (закончена: 27 дек. 1941 г.), например, должны исполнять более ста музыкантов.



    Рассадка музыкантов оперного оркестра

    Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех. У мужчин – черные фраки с белыми сорочками, у женщин – длинные черные платья, в большинстве случаев, с белой отделкой.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66


    написать администратору сайта