Главная страница
Навигация по странице:

  • РАКУРС В КИНО

  • Главный человек

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница48 из 66
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   66

    ПРОСТРАНСТВО В КИНО


    Кинематографическое пространство основано на трех величинах:

    пространстве, в котором расположены снимаемые объекты;

    пространстве, где находятся зрители;

    плоскости экрана.

    Единство этих трех величин представляет собой динамическую систему. Переход с общего плана изображения на крупный уже видоизменяет их единство. Пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. При этом изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения «со стороны» сменяется точкой зрения «изнутри» изображаемой сцены.

    Р

    РАДИОТЕАТР


    Радиотеатр - представления, спектакли различного жанра, предназначенные для передачи по радио.

    РАЁК

    Раёк – 1) Вид представления на ярмарках, распространённый в ряде европейских стран, гл. обр. в 18-19 вв. раёк называемый ящик с двумя круглыми отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами. Через эти отверстия зрители рассматривают картинки, прикреплённые к деревянной оси, вращающейся внутри ящика. В райке. чаще всего демонстрировались лубочные картинки религиозного содержания, позже – фотографии с видами различных городов. Стихотворные пояснения раёшника, сопровождающие показ картинок, близки монологам балаганных дедов-раёшников и преемственно связаны с традициями скоморошьей сатиры.

    Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (пинака), снабженная дверцами. Когда дверцы открывались, зрители видели перед собой занимательную картину, нарисованную на ткани. Следующее открытие дверей рождало новую картину. Устройство античной доски-пинаки аналогично райку. Перед зрителями разворачивались самые разнообразные истории. Например. «В первой сцене данайцы готовятся к отплытию из-под Трои, и на пинаке изображается их работа, часть фигур при этом нарисована, а часть выполнена из тонкой раскрашенной кости и может двигаться, например, рука с топором. На следующей картине корабли сталкивают в воду. Когда дверцы открылись в третий раз, были видны только воздух и море. Затем, по принципу балаганной панорамы (см. „Панорама“), разрисованная лента начинает ползти, перематываясь с одного валика на другой, с одной стороны появляются корабли, плывущие в военном порядке, и один за другим скрываются. В море при этом кувыркаются дельфины (это тоже особое устройство), затем море на перематываемой ленте становится бурным, набегают тучи, и корабли плывут тесно сбившись».

    В России раек получил широкое распространение в XVIII веке. Его назвали так потому, что в нем показывали «райское действо» – картинки на религиозные темы: «Сотворение мира», «Адам и Ева», «Великий потоп» и др. Раек представлял собой деревянный ящик, внутри которого вращалась лента с разными картинками. Раешник, или – как его еще называли – «раешный дед», крутил ручку ящика и зазывал публику заглянуть в его окошечко.

    В XIX столетии русский раешник уже не показывает публике религиозные сюжеты, экзотические города и страны, а больше смешит, развлекает: «А вот извольте видеть, господа, андерманир штук – хороший вид, город Кострома горит, вон у забора мужик сидит; квартальный его за ворот хватает, говорит, что поджигает».

    В раешном ящике можно было увидеть, например, и Рим, но не официальный, а другой, народный. «А вот, господа, город Рим, – сообщал раешник, – живет здесь римская папа, загребистая лапа!» Раешный ящик, подобно фонарям гоголевского «Невского проспекта», показывал «все не в настоящем виде».

    2) Устарелое назв. верхнего яруса зрительного зала театра, то же, что галёрка.

    РАКУРС


    Ракурс (фр. – сокращение)

    – активный прием режиссерского искусства для построения изобразительной, монтажной композиции;

    – режиссерский акцент, оценка происходящего.

    РАКУРС В КИНО

    По существу, слово «ракурс» обозначает угол наклона оптической оси по вертикали.

    Ракурс — прием операторского искусства: оптическое явление, состоящее в том, что при некоторых условиях съемки предметы на экране заметно изменяют свои привычные очертания. Ракурс широко используется для изобразительной, монтажной композиции, позволяя как бы совмещать точку съемки оператора с точкой зрения персонажа, выражать авторскую идею, показывать выразительную мимику актеров на крупных планах и т.д.

    Съемка кинематографического кадра производится в ракурсе, т. е. снизу, сверху или под углом, таким образом, что изображение на пленке и соответственно на экране претерпевает перспективное искажение по вертикали.

    Ракурсная съемка очень эффектна, она позволяет как бы совмещать точку зрения камеры с точкой зрения персонажа, который может наблюдать явление сверху или снизу. Ракурс на крупном плане дает возможность подчеркнуть мимику лица; на общем — показать движение больших людских масс. Но перспективные искажения, получаемые при ракурсе, приводят к деформации предметов и явлений. Поэтому в современном кинематографе ракурс используется лишь в тех случаях, когда помогает раскрыть идею драматургии.

    РАМПА

    Рампа (франц. rampe, от ramper – спускаться отлого) –

    1) Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит для освещения сцены спереди и снизу. В совр. т-ре Р. является лишь частью осветительной системы.

    2) Граница между зрительным залом и сценой («перед рампой» – значит в зрительном зале, «за рампой»– на сцене). Так называется граница между сценой и зрительным залом. Вдоль нее, по самому переднему краю сцены, устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям.

    3) В переносном смысле – сцена вообще, т-р в целом (напр., «увидеть свет рампы» – значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).

    Слово рампа можно употреблять и в переносном, расширительном смысле. Если говорят: «Пьеса увидела свет рампы», – значит, поставлена в театре.

    Поэт Александр Блок в своем «Письме о театре», написанном 19 сентября 1917 года, утверждал: «Рампа есть линия огня».

    Разумеется, поэт имел в виду не осветительные приборы. Он хотел сказать, что настоящее искусство нередко идет впереди жизни и должно перебросить свой требовательный призыв изменить себя к тем, кто в зале. А те, кто в зале, иногда и сопротивляются, не всегда готовы и хотят следовать предлагаемому со сцены высокому примеру. Вот и получается линия огня: почти сражение, сражение за человека, за его лучшую жизнь.

    РАСКАДРОВКА

    Раскадровка — последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов. Раскадровка помогает визуализировать сценарий.

    РЕВЮ

    Ревю (франц. revue – обзор, обозрение) – вид театрального искусства. Ревю состоит из отдельных эпизодов, объединённых сквозной темой и действующими лицами, участвующими в разнообразных эпизодах. В ревю вводятся вставные номера эстрадного характера (песенки, куплеты, танцы), цирковые номера.

    РЕЖИССЁР

    Режиссер — постановщик спектаклей, фильмов, цирковых и эстрадных программ, радио– и телепередач. В этой статье пойдет речь о режиссере театра.

    Режиссёр (франц. regisseur, от лат. rego – управляю) –

    1) Творческий работник театра, осуществляющий постановку драматического (пьеса) или музыкального (опера, оперетта) произведения на сцене. В современном театре такой режиссер называется режиссёром-постановщиком или просто постановщиком спектакля. Режиссёр возглавляет весь процесс работы коллектива над созданием спектакля. Осуществляя определённую интерпретацию пьесы (оперы, оперетты), он добивается творческого раскрытия замысла драматурга (композитора), определяет идейную направленность спектакля и ту общую задачу, ради которой ставится пьеса. Стремясь к наиболее полному раскрытию содержания литературного (или музыкального) произведения через систему сценических образов, режиссёр объединяет в едином замысле творческие усилия актёров, художника-декоратора, композитора и др. участников пост. Он является организатором всех работ, связанных с созданием спектакля. Важнейшая часть деятельности режиссёр – работа с актёрами, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли. Режиссер театра, осуществляя постановку художественного произведения на сцене, стремится донести до зрителей его идейно-художественный замысел, организует работу всех других участников постановки — актеров, художников, композиторов, работников различных театральных цехов, участвующих в создании спектакля.

    2) Ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, ведущий под его руководством повседневную подготовительную репетиционную работу по спектаклю. В пределах имеющегося плана постановки пользуется большой творческой самостоятельностью. Иногда такой режиссёр называют сорежиссёром или сопостановщиком.

    3) Режиссёр, выполняющий в процессе подготовки спектакля менее ответственные задания постановщика, называют режиссёром-ассистентом.

    4) Режиссёр, руководящий творческой работой всего театра, называют главным режиссёром.

    Главный человек

    Известный советский режиссер Анатолий Эфрос (1925–1987) рассказал такую историю.

    – Однажды, когда мне было всего семь лет, мой папа тянул меня за руку со двора, потому что ему сказали, что я грубо выругался. Я шел и очень боялся предстоящего отцовского гнева... И вот он спросил меня, что я сказал, и я повторил это слово. Тогда он вдруг засмеялся. И попросил меня не быть таким дураком. До сих пор я помню это. Тогда я с особой силой влюбился в папу, просто влюбился...

    Отец мальчика оказался талантливым, умным режиссером семейных отношений. А еще и добрым человеком.

    Доброта очень важна в любых отношениях между людьми. И для отношений между режиссером и актером тоже. Потому что режиссер – главный человек в театре, от него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актеры, как прозвучит пьеса.

    Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как будет выглядеть спектакль внешне, ка– ними будут декорации. Но главное – определить и решить, как должна звучать эта пьеса сегодня, для чего ставится именно она, а не другая. Ведь одна и та же пьеса может звучать в разных постановках по-разному!

    Выше я сказал: режиссер – главная фигура в современном театре. Потому что так было не всегда. Когда-то, в пушкинские времена, например, актеры были предоставлены самим себе, решали свои роли, как им хотелось, как умели, как полагали правильным. А общего плана или решения спектакля не существовало.

    Об этом серьезно задумалась Екатерина Семеновна Семенова (1786–1849), знаменитая драматическая артистка пушкинского времени. Ее искусством Пушкин восхищался необычайно. Он написал статью «Мои замечания, об русском театре» и даже подарил любимой артистке рукопись этого своего сочинения.

    В 1826 году Семенова оставила сцену. Но, покидая любимое поприще, она подала в дирекцию императорских театров докладную записку под названием: «Мнение актрисы Екатерины Семеновой об улучшении драматических представлений». В этой записке она выразила неудовлетворенность постановкой спектаклей. «Игра и движения каждого, даже последнего актера должны быть приготовлены таким образом, чтобы ход его роли содействовал ходу всей пьесы...» Далее Семенова писала о том, что каждый актер должен хорошо знать характер своего героя, понимать, какие у него отношения с другими персонажами спектакля. Эта записка Е. Семеновой – первый документ, посвященный режиссуре.

    Режиссерские заботы нередко брали на себя сами авторы пьес. Гоголь приложил к «Ревизору» специальное пояснение: «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров». И в ней подробно объяснил, как следует ставить и играть его комедию.

    Эти же заботы тревожили и Островского. В своей «Записке о причинах упадка драматического театра в Москве», написанной более ста лет назад, он говорил:

    «Какова бы ни была труппа – надо ею управлять... Для успешного управления труппой нужно много специальных знаний, которых никакая чиновничья добросовестность заменить не может. Надо уметь определять актерские способности, их характер и размер, чтобы не ошибаться в распределении ролей; надо следить за успехами молодых артистов и помогать их правильному развитию; а главное, – надо руководить постановкой пьес как внешней, т. е. декоративной, так и исполнением, для чего необходима художественная дисциплина. А дисциплина только тогда достижима, когда управляет делом лицо авторитетное... Вез дисциплины сценическое искусство невозможно; оно перестает быть искусством и обращается в шалость, в баловство...»

    Эти строки великого драматурга звучат вполне современно. Это азы менеджмента спектакля. Вот только слова «режиссер» Островский не употребляет: оно тогда еще не было в ходу.

    Началом серьезной режиссуры в современном её значении считается возникновение Московского Художественного театра, творческая деятельность К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За истекшие с тех пор время создалась и развилась современная российская режиссура.

    Однажды Станиславского спросили, кого из советских режиссеров своего времени он считает самым талантливым. Константин Сергеевич ответил: «Я знаю только одного режиссера – Мейерхольда».



    В. Э. Мейерхольд

    Всеволод Эмильевич Мейерхольд (Карл Казимир Теодор Мейергольд) (1874–1940) действительно наиболее яркая фигура в режиссерском искусстве предвоенной эпохи СССР. Ученик В. И. Немировича-Данченко, Мейерхольд четыре года работал во МХАТе в качестве актера, сыграл ведущие роли в первых прославленных спектаклях Художественного театра.

    Режиссерскую деятельность Мейерхольд начал в 1902 году. Его первые же постановки были отмечены поисками новых путей в сценическом искусстве. Зревшие революционные настроения в обществе отразились и в новых, революционных формах спектаклей режиссера.

    Мейерхольду принадлежит историческая постановка в 1917 году лермонтовского «Маскарада» на сцене Петроградского Александринского театра. Это был первый спектакль в репертуаре советских петроградских театров.

    С первых же дней революции Мейерхольд принял самое горячее участие в строительстве и развитии молодого советского театрального искусства. В этом отношении знамениты и вошли в историю российского театра его постановки комедий Маяковского «Клоп» и «Ваня» (1929 и 1930).

    В 1920 –1938 годах в Москве существовал Театр имени Вс. Мейерхольда. Здесь ставились пьесы современного репертуара и классика. Помещался театр в здании, где после серьёзной перестройки и реконструкции расположился Концертный зал имени П. И. Чайковского Московской филармонии.

    В 1939 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд стал одной из жертв сталинского террора и вскоре умер, не выдержав пыток. Трагическую судьбу великого режиссера талантливо отразил художник П. А. Белов. Его портрет Мейерхольда поистине ошеломляет.

    В верхней части композиции изображено развернутое служебное удостоверение народного артиста Мейерхольда с обычной удостовсренческой фотографией – даже виден белый уголок для печати. На удостоверении режиссер – в нарядном пиджаке, крахмальной сорочке, галстуке-«бабочке». А нижний край удостоверения – рубеж, обрыв. За ним – обнаженное, исхудалое тело заключенного у стены тюремной камеры.

    Слава и бесславие – в единой композиции...

    Режиссерский замысел и решение включают: идейное истолкование пьесы, характеристику отдельных персонажей, решение мизансцен. Но пожалуй, главное состоит вот в чем: любая постановка, пусть даже далекой от нас по времени исторической пьесы, даже античной трагедии или комедии, всегда должна быть современной. Что это значит?

    События спектакля, мысли автора должны непосредственно волновать сегодняшних зрителей, говорить им о сегодняшних делах, заботах, бедах или радостях. События спектакля должны активно воздействовать на личность, характер, отношение к себе и другим, даже если на сцене – вельможи, феодалы, рабы. Помните, в начале книги я рассказал вам историю, случившуюся на спектакле «Хижина дяди Тома»? Времена дяди Тома ушли (роман увидел свет в 1852 году), но через 130 лет девочка ринулась на его защиту, потому что режиссер и актеры разбудили в ней гражданское чувство!

    Все тот же «Ревизор» мог бы в неталантливой режиссерской постановке выглядеть сегодня пустым и старым анекдотом: приехал в захолустный городишко болтун и враль, всех запугал, добился почитания своей особы, выманил деньги и был таков. А талантливый, умный режиссер знает и будет помнить, что Хлестаковы бывают и сегодня, в наших современных условиях. О них нередко пишут газеты – в фельетонах или судебных очерках. И он поставит комедию Гоголя так, что вы всем своим существом почувствуете грешность и омерзительность взятки, гнусность чинопочитания, угодничества. Испытаете презрение к человеческой трусости. И еще раз убедитесь, что обманом ничего хорошего в жизни добиться нельзя. Что обман – это грех.





    Марк Анатольевич Захаров (Ширинкин) (1933-2019) – советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и трёх Государственных премий России (1992, 1997, 2002). С 1973 г – главный режиссер театра Ленком.

    Олег Николаевич Ефремов (1927-2000). В 1956 году организовал и возглавил театр «Современник». С 1970 года – актёр и главный режиссёр МХАТ СССР им. М. Горького, (с 1987 года – МХТ им. Чехова).
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   66


    написать администратору сайта