Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
ПЕРЕЛОЖЕНИЕПереложение — см. Аранжировка. ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ (ПЕТРУШКИ)Это система театральных кукол, надевающихся на руку, как перчатка. Такие же куклы-перчатки играли в кукольных «комедиях о Петрушке». Поэтому у нас эту систему называют еще «петрушки». И все другие Петрушкины братья из разных стран – тоже перчатки. С этой оравой задир, забияк, зубоскалов и кривляк справиться не сможет даже самый строгий учитель. Никто не знает, откуда они родом. Одни говорят – из древнего Китая, другие – из Индии, третьи – из Древней Греции. Кто прав – неизвестно. Но самое удивительное – они появились почти одновременно в разных странах. Все разные, но все чем-то друг на друга. похожи. Да, это большая семья клоунов-хулиганов. И, наверное, нет страны, народа, у которого не было бы своего «петрушки». (см. соответствующие статьи). ПЕРФОРМАНСПерформанс (от англ. performance — исполнение, представление, выступление) — произведение-действие. Это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию. Перформанс — вид современного искусства, где автор становится частью произведения. Классический перформанс заключается в действиях художника или группы, которые проходят в определенном месте в определенное время и обязательно на глазах у зрителей. Для перформанса огромное значение имеют 4 определяющих элемента: место и время проведения, сам художник и отношения между ним и зрителем. ПЕТРУШКАПетрушки – перчаточная кукла для кукольного театра. Это ходячие анекдоты. Это горбатые шуты в колпачках, с дубинками в руках, с длинными кривыми носами и улыбающимися физиономиями. Рядом с итальянским Пульчинеллой – французский Полишинель. Они точно родственники. У них даже имена похожие. Вся разница только в том, что один итальянец, а другой француз. Впрочем, и английский Панч от них мало чем отличается. А вот еще: Кашпарек из Чехии, Касперле из Германии, Гансвурст из Австрии, Пикельгеринг из Голландии. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий (см. «Олеарий»). Это было почти 400 лет назад! Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол: лошадь, Петрушка и Цыган. Петрушка решил жениться и обзавестись хозяйством – купить у Цыгана лошадь. Только при его характере это трудно. Лошадь Петрушке попалась худая, никчемная. Да и обращаться он с ней не умеет. Сядет на нее задом наперед и свалится. А тут как раз лекарь-шарлатан, весь в черном – так раньше все доктора одевались. Лекарь. Я Лекарь – из-под Каменного моста пекарь и аптекарь! Когда ко мне приходят больные господа, я их лечу удачно всегда! Живо их что делать научу! Вместо аспирина – мышьяк всучу! Петрушка лупит своей дубинкой шарлатана, но тут приходит Полицейский. Петрушка и его бьет и прогоняет. Тогда за Петрушкой приходит Офицер и хочет забрать его на службу в армию. Он и его охаживает дубинкой и прогоняет. Тогда за Петрушкой приходит огромная и очень злая собака… Она хватает Петрушку за длинный нос и утаскивает за ширму. На этом представление заканчивается. Если на рисунке Олеария мы видим, что кукольнику аккомпанирует гусляр, то в XIX веке вместе с Петрушкой работает шарманщик. Он крутит шарманку, разговаривает со зрителями и с Петрушкой, а после представления собирает деньги. Поэт Н. А. Некрасов описал «Комедию с Петрушкою» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Комедию с Петрушкою, С козою с барабанщицей И не с простой шарманкою, А с настоящей музыкой Смотрели тут они. Комедия не мудрая, Однако и не глупая, Хожалому квартальному Не в бровь, а прямо в глаз! Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии. Он – прямой потомок Пульчинеллы, Полишинеля, Гансвурста (см. соответствующие статьи). На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты… Как говорил известный петрушечник Иван Зайцев (см. «Зайцев»), «каждый „Петрушку“ уродует по-своему». ПИТЧПитч (с англ. pitch — шаг, высота, подача, реклама) — это короткая презентации стартапа (проекта) инвесторам или журналистам. Структурированная презентация для потенциальных инвесторов. Краткая словесная (иногда визуальная) презентация идеи, истории фильма или ТВ-проекта, как правило, от имени сценариста или режиссера, в адрес продюсеров и представителей киностудий, с целью заинтересовать потенциального покупателя и привлечь финансирование на кинопроект, либо продать сценарий. В идеале питч должен укладываться в пять-десять предложений (менее пяти минут). ПИТЧИНГ Питчинг (от англ. pitching — выставлять на продажу, качать) — процесс, мероприятие, организованное с целью представления питчей. Питчинг — устная или визуальная презентация театрального или кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Питчинг — искусство сделать точную «подачу» и получить деньги на развитие проекта. ПЛАКАТ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ Портфель на голове Сократа Прежде чем говорить о кинотеатральном плакате, давайте сначала разберемся: что же такое – плакат вообще? Плакат (от фран. «плакар» — «объявление», «афиша») – разновидность графики, лаконичные, броские, выразительные изображения с кратким текстом или вовсе без него. Современные компьютерные и печатные технологии позволяют создавать красочные плакаты любых размеров. Плакат используют в рекламе и политических целях, для продвижения социальных проектов и в массовой культуре. Таким образом тематика плаката многообразна: это и плакаты общественно-политического содержания, агитационного, призывного характера, это и учебная (например, о правилах дорожного движения и т. п.) или рекламная информация (торговая реклама, театральные и киноафиши и т. д.). Плакаты создаются художниками, печатаются в типографиях и расклеиваются на улицах или в общественных местах, чтобы агитировать за какие-то идеи, идеалы, нормы жизни, убеждать или протестовать. С помощью выразительного плаката можно сражаться за мир. Здесь легко обойтись без текста, без слов. К примеру, изобразить оставшуюся на поле пробитую пулями солдатскую каску, а в ней – свитое птицей гнездо с птенцами. Возникает художественный образ: жизнь сильнее войны, она все равно победит. Плакатом можно убеждать беречь природу, быть трудолюбивым, любить книги... А театральный плакат приглашает нас в театр. Художественный театральный или кино– плакат, отпечатанный по всем правилам типографского искусства, можно увидеть на любом афишном стенде. История кинотеатрального плаката обширна. Седьмое и восьмое ноября 1918 года. Первое представление пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф». С афишами трудно. Удалось отпечатать лишь небольшое количество, и то – в последний момент и без красок, только черные контуры изображения. И тогда Маяковский сам, собственноручно раскрасил каждую афишу, а его друзья приколотили их на Невском проспекте гвоздями: клея тоже не было. Ветер тут же рвал приколоченные листы. А на афише стояло: Мы, поэты, художники, режиссеры и актеры, празднуем день годовщины ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Революционным спектаклем нами будет дана «МИСТЕРИЯ-БУФФ»! В центре афиши Маяковский изобразил земной шар. На нем – надпись: «Старый свет». Надпись резко перечеркнута крест-накрест. Так на стенах Невского в Петрограде появился первый советский театральный плакат. Его автором стал Маяковский, поэт и художник. А через год в истории театральной афиши произошло еще более удивительное событие. В 1919 году в том же Петрограде на сцене Мариинского театра (Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр) в опере «Дон Кихот» пел заглавную партию Федор Иванович Шаляпин. Дон Кихот стал одной из лучших его ролей. На этот раз в Петрограде совсем не нашлось бумаги для афиш, да и типографии были загружены другой работой. И тогда заведующий театральными декорационными мастерскими, талантливый скульптор, художник и декоратор Сергей Александрович Евсеев (1882−1959) решил нарисовать афишу, пусть в единственном экземпляре, и выставить ее у здания театра. Получилась не просто афиша, а целая картина, написанная на холсте. В центре ее Евсеев изобразил Шаляпина в роли Дон Кихота на довольно тощем коне Росинанте. Картина была сделана с юмором, шутливо, но очень выразительно. Когда Шаляпин подъехал к театру, картина сразу же бросилась ему в глаза. Он долго рассматривал се, улыбался, а потом распорядился, чтобы ее убрали с улицы и отнесли к нему в артистическую уборную. Ныне она находится в Санкт-Петербурге в мемориальном Доме-музее Ф. И. Шаляпина. Моим, например, любимым театральным художником стал блестящий мастер декорационного искусства и плаката Николай Павлович Акимов (1901–1968). Он долгие годы руководил Ленинградским театром комедии, выполняя там обязанности режиссера и художника. Плакаты к своим постановкам Акимов делал сам.
В своей статье о театральном плакате Акимов перефразировал знаменитое высказывание Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Акимов сказал иначе: «Театр начинается с плаката». И это верно. Потому что именно интересный плакат может заставить человека пойти в театр или кино. Передать словами облик акимовских плакатов – а их было более сотни – трудно. Но об одном из них все-таки постараюсь вам рассказать. Речь идет о плакате к спектаклю Театра комедии «...Опаснее врага». Авторы этой сатирической комедии драматурги Д. Аль и Л. Раков взяли в название своей пьесы половину строчки из басни Крылова «Пустынник и медведь». Басня начинается так: Хотя услуга нам при ну́жде дорога́. Но на нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага! О том, что глупый человек способен наделать бед, каких даже враг не придумает, написали свою комедию авторы пьесы. Акимов изобразил на плакате гражданина с увесистым портфелем. Голова фигуры – как огромное яйцо: без лица, без глаз, без улыбки. Только очки и шляпа. Художник хотел изобразить, как говорится, круглого дурака. Рядом с этой фигурой па полу стоит бюст Сократа, великого древнегреческого мудреца и философа. Вот на этот-то бюст, па голову Сократа, и водрузил свой портфель герой (вернее, антигерой) пьесы и плаката. Мысль тут ясна: когда глупец попирает разум, унижает его, он опасен пуще врага, опасен для всего общества, для всех нас. Видите, как точно содержание большой трехактной пьесы можно передать на листе бумаги с помощью образного, художественного решения! Плакат – боевой, наступательный вид искусства. И не только в тяжкие для народа годы войны, когда художники своими плакатами помогали людям выстоять, собрать все свои силы. Плакат и в мирные дни всегда активен, целеустремлен, в нем всегда силен боевой дух. Сила театрального плаката также в его агитационной роли. Именно он еще на улице, на афишном стенде, должен остановить пас, приковать к себе внимание и сообщить нам, что спектакль, на который он нас приглашает, важен для каждого, интересен, необходим. «Театр начинается с плаката».
|