Главная страница

Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


Скачать 6.93 Mb.
НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
Дата17.07.2022
Размер6.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
ТипКнига
#632035
страница43 из 66
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   66

ПАНТОМИМИКА


Пантомимика (англ. pantomime; от греч. pantomimos — все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

1. Искусство пантомимы.

2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. — жест.

ПАПЬЕ-МАШЕ


Папье-маше (фр. - жеваная бумага) - декоративное изделие (бутафория), выполненное по объему чего - либо путем наклеивания обрывков бумаги на форму, например - ваза, облако и т.д. Затем эти предметы просушиваются до полного затвердения и расписываются красками для достижения сходства с настоящими предметами.

ПАРТЕР

Партер (франц. parterre, от par – по и terre – земля)

– места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене, эстраде, экрану иди ниже её;

– в театральном здании – плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей.

В театре 16-17 вв. – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших классов.

Ранняя форма партера – центральная полукруглая площадка с рядами мест в древне-римском театре. партер, окружённый ярусами лож, впервые появился в Италии в начале 17 в. партера первоначально предназначался для зрителей низших классов и мест для сидения не имел. Впоследствии в нём появились места для зрителей, передняя часть его предназначалась для знати. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Партер может иметь разнообразную форму в зависимости от формы зрительного зала. Для лучшей видимости пол партера обычно повышается от сцены к задним рядам. Уровень передней части пола партера на 1-1,1 м ниже планшета сцены и на столько же выше пола оркестра.



ПАРТИТУРА

Партитура (итал. partitura, букв. – разделение, распределение; от лат. partio — делю, распределяю) – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля и т. п., в которой сведены партии всех отдельных голосов (инструментов).

Нотная запись произведения хоровой, ансамблевой или оркестровой музыки, в которой сведены воедино все партии отдельных инструментов или голосов. Партии в определенном порядке располагаются одна под другой, каждая на своем нотоносце. В хоровой партитуре голоса размещены сверху вниз от высоких к низким. В оркестровой партитуре партии расположены по группам; если в произведении участвуют солист или хор, то их партии располагаются над партией струнных инструментов.

Партитура - полный нотный текст оперы (оперетты, балета), в котором сведены воедино и размещены одна под другой в определённом, установленном порядке все партии оркестра, а также хора и солистов.

Партитура – основной музыкальный текст музыкально-сценического произведения, по которому оно исполняется; в процессе подготовки спектакля чаще используется клавир.



ПАРТИЯ

Партия (от лат. pars — часть, partio — делю)

1) Составная часть партитуры (оркестрового, хорового или оперного произведения), исполняемая отдельным голосом (например, партия сопрано), инструментом (напр., партия арфы) или совместной группой инструментов (например, партия скрипок, оркестра), голосов (партия хора).

2) В оперной и балетной постановке – то же, что роль в драматическом спектакле. В оперной музыке партии солистов называются не только по типу голоса, но и по имени героя оперы (напр., партия Аиды, партия Бориса Годунова).

3) В многоголосном произведении вокальной, вокально-инструментальной, и инструментальной музыки одна из его составных частей, предназначенная для исполнения отдельным голосом (группой однородных голосов) или на отдельном инструменте (группой инструментов), например партия сопрано в хоровом произведении, партия 1-й скрипки в струнном квартете и т. д.

4) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию.

5) Ноты отдельной партии многоголосного произведения.

ПАСТОРАЛЬ

Пастораль (фр. pastorale от лат. pastoralis — пастушеский)

1) одна из форм буколики, существовавшая в античной поэзии в развивающаяся в Европейской литературе; содержит описание мирных, часто любовных сцен пастушеской жизни. Истоки пасторали в эклоге – литературном жанре буколической (сельской) поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо).

2) небольшая сценка, идиллически изображающая сельских пастухов и пастушек в западноевропейском театре 16-17 вв.; часто вводилась в программу придворных празднеств. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в западноевропейских странах.

3) небольшая опера, балет или пантомима на идиллический сюжет из сельской жизни, а также инструментальная музыкальная пьеса, рисующая сцену безмятежной сельской жизни, картины природы.

4) Опера, пантомима или балет (и отдельные сцены из них), написанные на сюжет из идеализированной сельской жизни.

Пастораль пользовалась популярностью в XVII —XVIII вв. в Италии и Франции. Действующими лицами таких произведений были пастухи, герои античной мифологии. Пасторальные оперы писали Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун»), К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна»). Интермедия «Искренность пастушки» из 3-й картины оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского — пример обращения русских композиторов к жанру пасторали.

5) Вокальное или инструментальное произведение, посвященное картинам природы и сельской жизни. Сольные вокальные пасторали с сопровождением фортепиано принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Ф. Шуберту и др.

ПАЯЦ

Паяц [ит. pagliaccio < paglia солома] –

1) комический персонаж старинного народного итальянского театра. Встречался среди персонажей итальянской комедии дель арте 16-17 вв. Неловкий, неотёсанный парень, слуга Панталоне, он смешил зрителей проявлением глупости, упрямства, легкомыслия и трусости. Был одет в широкую, мешковатую одежду с большими пуговицами, носил белую шляпу и маску. Некоторыми чертами паяц близок франц. Пьеро.

2) балаганный шут, скоморох, клоун.

Паяц (ит. – солома) – старинное название клоуна. Изначально так называли комический персонаж итальянского народного театра. В широком смысле слова – шут, клоун.

Выражение часто используется в переносном значении, обозначая человека, который паясничает.
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   66


написать администратору сайта