Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
КУРАЖКура́ж - 1. непринужденно-развязное поведение, показная смелость. 2. состояние эмоционального подъёма. 3. эмоция, связанная с предвосхищением успеха. Кураж - особое приподнятое настроение, психологическое состояние, ощущение уверенности в успехе дела, передающееся другим. Термин К. пришел из циркового жаргона. Кураж — это эмоциональное состояние, в котором человек все делает легко, красиво и непринужденно, вовлекая в свои действия окружающих и передавая им свою уверенность в успехе дела. То есть это не тщательно спланированное действие, а мимолетное, захватывающее переживание радостного транса, сопровождающееся чувством личного преимущества. Возникает ощущение, будто огонь одновременно находится внутри и в руках. И тогда человека, что называется, «несет». Именно это и требуется Настоящему Артисту для удачного выступления. Л ЛИБРЕТТИСТ Либреттист – профессиональный составитель либретто. ЛИБРЕТТО Либретто (ит. libretto - букв, маленькая книжечка) 1) словесный текст музыкально-драматического произведения (оперы, оперетты); Источником сюжетов либретто обычно является художественная литература (мифы, сказки, поэмы, романы и т. д.). 2) Краткий пересказ содержания оперы, оперетты, балета. Краткое содержание музыкального спектакля; краткое изложение содержания оперы, балета, оперетты. 3) Литературный сценарий балета. Сценарий балетного спектакля. ЛИПСИНКЛи́псинк или липсинг (англ. lip sync, lipsync: lip – губа, sync - синхронно) – 1) полная синхронизация звукового ряда с визуальным в кино: фильмах, телесериалах и т. п. 2) запись ролика, в котором губы исполнителя двигаются синхронно оригинальной песне или голосу (например, выступление певцов под фонограмму). Дублирование одним или двумя актерами с изменением голоса многоголосого художественного фильма или телесериала. Звуковой дубляж. – 3) движение губ персонажа. Синхронное шевеление губами под какой-то звуковой ряд, фонограмму: песню, мюзикл, спектакль, фильм и прочее. ЛИЦЕДЕЙЛицедей (др. рус. – притворщик) – древнерусское название бродячего актера, играющего чужие роли, надевающего чужую «личину» - маску и костюм. Лицедеи воспринимались народом как притворщики, двуличники, как своего рода оборотни, скрывающие под маской свои дурные стороны. Быть не собой, неискренне говорить, плакать и смеяться осуждалось людьми. С ними избегали личной дружбы, не уважали, но на спектакли ходили охотно. ЛИЦЕДЕЙСТВОЛицедейство – актерское искусство. Театральная игра, представление. Притворство. Лицедейство – театральное представление на площади для народа (на ярмарках, праздниках). Православная церковь долго не признавала лицедеев и лицедейства как действа, разменивающего свою душу на чужие роли, чувства и слова. Правда, рождественские вертепы на библейские темы ею поощрялись. Постепенно театральное лицедейство добилось всеобщего признания и стало частью духовной жизни общества. ЛОГЛАЙНЛоглайн – это очень короткий текст: буквально одно–три предложения, которые передают суть истории и побуждают продюсера, режиссера или редактора прочитать сценарий. Короткая и эффектная передача сути истории – это формулировка основного драматического конфликта. М МАКЕТ Макет (фр. – модель) – модель, предварительный образец чего-либо в уменьшенных размерах. Например, макет декораций театральной постановки. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нем воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – вообще все, что будет окружать актера на сцене. Обычный масштаб макета – одна десятая или одна двадцатая натуральной величины. Такой макет похож на кукольный домик. В нем бывают и «куклы» – фигурки актеров. Их можно переставлять по усмотрению режиссера в поисках наиболее выразительных мизансцен. Макет помогает режиссеру и художнику в их работе над будущим спектаклем. МАНЕРА Манера (фр. – способ, образ действия) – творческая; прием, привычка, внешняя форма поведения. Совокупность индивидуальных черт актера, режиссера, определяющие его стиль, образность мышления и методы воплощения замысла режиссера или актерской игры. МАРИОНЕТКА Марионетка (фр. marionette - кукла, которая изображант богоматерь, деву Марию (Marie)) – театральная кукла, приводимая в движение посредствам нитей актером-кукловодом. Также лицо или группа людей (марионетки) всецело подчиненных кому – либо и исполняющих любую команду. Марионетки – аристократы кукольного мира. С ними дружили цари, великие философы, ученые, поэты, конструкторы и математики. Марионетки управляются с помощью нитей. Одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище куклы, а другие – на ваге (см. «Вага»). Управляя вагой, актер управляет движениями марионетки. Марионетка – гениальная древнейшая модель человека. Не зря же большинство философов всех времен и народов любили смотреть на игру этих кукол. «Человек – это марионетка, управляемая божеством», – утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ – Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионеткам, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Порока. Но слушаться нужно только одной нити – золотой нити разума. («Золотой» называется нить, управляющая головой куклы.) Есть легенда о том, как марионетка стала называться марионеткой. Это случилось в один из ярких солнечных дней больше тысячи лет назад – в 944 году в Венеции. Двенадцать красивейших итальянских девушек в свадебных нарядах направились в церковь святой девы Марии, чтобы сочетаться браком со своими возлюбленными. И вдруг на город напали пираты, приплывшие на быстроходных каравеллах из Триеста. Пираты похитили всех невест, отвезли их на свои суда и вышли в море. Горе и ужас охватили горожан. Но двенадцать отважных женихов бросились в погоню за негодяями, догнали их и спасли девушек. Венецианцы встретили освободителей с ликованием и возблагодарили деву Марию, которая помогла одержать победу над пиратами. С тех пор каждый год в день святой девы Марии горожане выносят на улицы города куклы на нитях, изображающие девушек в свадебных нарядах и их заступницу деву Марию. Эти куклы – деревянные Марии, или иначе «марионы», – получили название «марионетки» – маленькие Марии. Марионетки – самые популярные в Западной Европе куклы. МАСКА Маска (араб. – личина) – элемент традиционного театра разных народов. Персонаж народного представления, выражающий определение черты человеческого характера. Чаще всего используются сюжеты итальянского театра масок дель-арте (Арлекин, Коломбино, Пьеро, Панталоне и т. д.) Маска, как способ выражения актерской игры, присутствует и на современной эстраде. Есть три старых русских символа театра: труба, личина и кинжал. Что они означают? Труба сзывала народ на представление скоморохов и первых русских комедиантов. Личина закрывала их лица, сразу превращая актера в его персонажа. Кинжал – непременная принадлежность Мельпомены, музы театра (о ней вы прочтете в следующей главе). Личина на современном языке – маска: накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа или, к примеру, звериной морды. В древности маска заменяла актерам грим. В России масками (личинами) пользовались главным образом бродячие скоморохи. Но есть и другой смысл у этого слова. Современный артист может создавать один и тот же образ в совершенно различных спектаклях, оставляя черты характера героя неизменными. Например, из одной пьесы в другую будет кочевать у него образ тихого, забитого жизнью человека, безответного, робкого. Это случается, конечно, если и сами роли оказываются у него похожими. Тогда говорят, что артист создал свою сценическую маску. Бывает, например, маска рассеянного ученого – ну, хотя бы Паганель в фильме «Дети капитана Гранта». |