Главная страница

Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


Скачать 6.93 Mb.
НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
Дата17.07.2022
Размер6.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
ТипКнига
#632035
страница31 из 66
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   66

КУКЛЫ НА ВОДЕ


Персонажи вьетнамского народного кукольного театра. Их показывают не на сцене, не на ширме (см. «Ширма»), а на воде. (Зрители, конечно, сидят на берегу.) В воде на больших поплавках плавают декорации. За ними, невидимые публикой, стоят по пояс в воде артисты. У каждого в руке длинный шест, направленный в сторону зрителей. Но этот шест не виден, потому что он находится под водой. К другому концу шеста прикреплена кукла. В нужный момент куклы как бы выныривают из-под воды и играют на воде, как на сцене. А когда им нужно уйти, артисты опускают шест на дно и куклы вместе с шестом ныряют в воду. Так все получают удовольствие: зрители, потому что видят интересный кукольный спектакль, а артисты… потому что купаются.

КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ


Кукольная комедия – старинное название любого кукольного представления, будь то трагедия, драма, фарс, опера, балет, пантомима или на самом деле комедия.

КУКОЛЬНИК


Это и артист, и скульптор, и изобретатель. Человек, конструирующий свой собственный, кукольный мир.

Кукольник – это не профессия, это свойство души, способность оживлять весь окружающий мир.

Кукольник – художник кукольного театра и анимационной студии, мастер кукол.

Кукол создают художники-кукольники. Они работают с различными техниками и материалами: деревом, тканями, фарфором, полимерной глиной, красками.

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э. Известным центром игрушек был город Сордис.

Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.

Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Кукла в исполнении художника-кукольника - это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа – человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время — это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной. На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому.

Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской.

Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

КУКЛОВОД


Кукловод, или актёр-кукольник, — театральная профессия, в которой артист управляет и озвучивает куклу (марионетку, носочную или перчаточную куклу, куклу - чревовещателя и т. п.). Чем искуснее кукловод, тем живее и интереснее получается персонаж, которого изображает кукла.

Куклы иногда приводят в движение при помощи автоматических механических устройств. Существует три типа кукол: верховые, низовые, срединные. Они отличаются способом управления.

Куклы в театре – это марионетки и планшетные куклы.

Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела». Актеры управляют марионетками, создавая иллюзию самостоятельных действий персонажа. Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР


Сами работники театра не любят употреблять этот термин. Они всегда говорят: «Театр Кукол». Но мы – зрители – нам можно использовать оба термина. И будем знать, что практически везде есть свой профессиональный сленг, который позволяет легко отличить профессионала от любителя и дилетанта.

Кукольный театр – это театр великой магии. Он и родился как древний магический ритуал.

Древние считали, что человек — не мера всех вещей и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет (или не выполняет) свою роль.

Веселый арабский поэт, мудрый философ и великий астролог Омар Хайям как-то грустно, но точно заметил:

«Мы — послушные куклы в руках у творца.

Это сказано мною не ради словца.

Нас по сцене всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца».

Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. И если меняются люди, меняются куклы. Но, с другой стороны, люди тоже отражение. Отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди. Не зря же великий английский писатель Дж. Свифт сказал: «Для того, чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный спектакль».

А другой писатель — М. Е. Салтыков-Щедрин — справедливо утверждал, что из всех существующих в мире тайн тайна куклы — самая загадочная.

Кукольный театр развивался с древних времен. Сохранились свидетельства ритуальных мистерий в Египте. Действа проходили с персонажем, который воплощал Осириса. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля и других. В Древнюю Грецию и Рим представления пришли с труппами из Индии, Китая.

Благодаря таланту и творческому мастерству кукольников каждая встреча с живой сказкой превращается для юных поклонников театра на волшебное приключение, которое дарит радость и наполняет жизнь яркими и фантастическими переживаниями, вводит к прекрасному миру театрального искусства, помогает стать на путь добра и справедливости, формирует понятия об истинных человеческих ценностях.

Кукольный театр на воде – вьетнамская традиция, которая сформировалась к XI веку н.э. Он появился на севере страны, в деревнях у дельты реки Хонгха. Крестьяне использовали такое развлечение в период наводнений. Персонажей делали из дерева, покрывали лаком. Представление проводилось в неглубоком бассейне.

В Сицилии основа сюжетов спектаклей – поэма Л. Ариосто «Неистовый Роланд». Персонажи – благородные рыцари-паладины. Ими называют фанатично преданных какой-либо идее или человеку. Рост кукол может достигать полутора метров.

КУПЛЕТЫ

Куплеты (фр. – песенка) – эстрадный номер. Жанр комической или сатирической песни, исполняемой на эстраде, в оперетте, реже в опере (куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса), реже в опере (куплеты Трике из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Обычно персонаж исполняет куплеты, обращаясь к другим действующим лицам на сцене.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   66


написать администратору сайта