Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература

  • Дополнительная литература.

  • Соловьев В. С. (1853–1900) . Один из крупнейших русских религиозных философовВладимир Соловьев

  • Б. П. Болдырев философия учебное пособие


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеБ. П. Болдырев философия учебное пособие
    АнкорFilosofi.pdf
    Дата15.09.2018
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofi.pdf
    ТипУчебное пособие
    #24634
    страница18 из 25
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25
    Ф. Ницше (1844–1900)102. Тенденции иррационализма, заложенные в философии Шопенгауэра, продолжил в своем творчестве другой немецкий философ – Фридрих Ницше. Его работы положили начало так наываемой философии жизни, понимая под этим направление, считающее, что одного разума недостаточно для выработки целостного мировоззрения, и что его место должно заменить философствование, вытекающее из полноты переживания жизни. Поскольку иррациональное, постигаемое в переживаниях, трудно выразить в логически связной речевой форме, представители этого направления и их предтечи часто пользовались такими приемами изложения своих мыслей, как метафоры, иносказания, ассоциации, притчи. Их широко использовал Кьѐркегор, реже – Шопенгауэр, творчество же Ницше почти целиком выдержано в этом стиле.
    В своем философском развитии Ницше прошел три периода. На первом, раннем, этапе он увлекался историей культуры и находился под сильнейшим влиянием Шопенгауэра и композитора Вагнера. В этот период он пишет свои знаменитые работы Происхождение трагедии из духа музыки и Философия в трагическую эпоху Греции. На втором этапе происходит переоценка ценностей и постепенный отход от Шопенгауэра. На третьем этапе, связанном с созданием таких фундаментальных произведений, как Антихрист, Так говорил Заратустра», Сумерки кумиров и др, – окончательно формируются основные понятия
    102
    При знакомстве с философией Ф. Ницше необходимо учитывать тот факт, что рукописи философа подверглись после его смерти неоднократным исправлениям его сестрой Э. Ферстер-Ницше – поклонницей Адольфа Гитлера, не лишенной литературных способностей и во многом расходившейся с братом во взглядах, и что работа по очистке произведений Ницше от фальсификаций еще не завершена

    202 его философии воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение и ярко проявляется главная черта его мировоззрения нигилизм. Через все три этапа творчества Ницше проходит одна ключевая идея – воля к власти как основа всякой жизни, всего общественного и культурного процесса. В отличие от Шопенгау- эра, полагавшего в качестве основы мира одну единую мировую волю, Ницше видит в его фундаменте множество воль – враждебных друг другу устремлений. При этом в каждом отдельном случае – это опять-таки не шопенгауэровская воля к жизни, а специфическая воля к аккумуляции силы, воля к власти. По мнению философа, жизнь стремится к максимуму чувства власти. И это стремление, стоящее за противоположностью материи и духане поддается дальнейшему анализу и определению. В поисках аргументов для обоснования своей идеи Ницше приходит к дарвинизму. Он заимствует из теории Дарвина тезис о выживании в борьбе за существование наиболее приспособленных особей. Нов отличие от Дарвина, наиболее приспособленными он считает средних и слабых, объединенных стадным инстинктом и многочисленных. Поэтому жизнь, сего точки зрения это не прогресса регресс. Следствием этого утверждения является отказ Ницше от такого положения дарвинизма, как развитие видов от низшего к высшему. Он не признает, что человек как вид представляет собой прогресс по отношению к животным. Он отрицает также и развитие самого вида человек. Воздвигнутые вами города, ваши войны, ваши взаимные хитрости и суета говорит Ницше, – ваши вопли, страдания, ваше упоение победой все есть продолжение животного начала. Человек – насквозь лживое, искусственное и близорукое животное. Никакого прогресса нет, а есть лишь хаотическое становление. В мире нет необходимости, нет законов. А есть хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо законов. Есть борьба конкурирующих намерений, или сил, в которой отсутствует какая-либо закономерность. Впрочем, об одной закономерности Ницше все- таки говорит. Это закономерность вечного возвращения. Дело
    103
    Нигилизм (от лат nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д.

    203 в том, что количество сил в мире определенно. Их комбинации хотя и необозримы, но конечны, а время – бесконечно. Следовательно, они будут повторяться. Поэтому и личности, и обстоятельства, имевшие место в прошлом, просто обречены на повторение в будущем. Из хаотичности мира, прежде всего, вытекает отсутствие свободы и полная детерминация наших действий ведь только учет закономерностей позволяет нам действовать свободно. Если же их нет, человек постоянно будет натыкаться на непредвиденные препятствия и вынужденно подчиняться им в своей деятельности. Будь мы всеведущими, мы могли бы наперед вычислить каждый поступок, каждый успех познания, каждое заблуждение, каждое злое дело, утверждает Ницше, и добавляет Сам действующий, правда, погружен в иллюзию произвола (то есть, убежден, что действует по собственной воле.
    Во-вторых, если нет законов и везде царствует хаос, тов принципе невозможно познание. Все наши научные понятия – фикции. Так, понятие атома есть в лучшем случае выражение дискретности воль. Сила – пустое слово. Притяжение и отталкивание фикции, не имеющие смысла, если к ним не присоединить волю или намерение. В мире вообще нет вещей, а есть динамические количества, находящиеся в отношении напряжения с другими динамическими количествами. Отсюда, познание есть средство выработки фикций, которые позволяют человеку выжить и осуществить свою волю к власти. Оно направлено не на уяснение мира, а на овладение им. Быть может, в пяти-шести головах, – говорит Ницше, – и брезжит нынче мысль, что физика тоже есть лишь толкование и упорядочивание мира (по нашей мерке – с позволения сказать, а не объяснение мира. Сточки зрения Ницше, истина есть полезное заблуждение. И, как таковая, она доказывается полезностью, выгодой, чувством повышенной власти. И вообще, людям нужна не истина, а вера. Что касается логики, которой пользуется рациональное мышление и которая якобы является средством достижения истины, то ее нет в реальности. Она имеет значение только по отношению к вымышленным сущностям, которые мысами и создали.
    104
    Ницше. Поту сторону добра и зла. – Ницше. Соч. Вт Том 2. – Мс В конечном счете, по Ницше, познание оказывается явлением негативным. Оно не способствует воле к власти, а наоборот, парализует ее, подменяя деятельность болтовней. Не способствует воле к власти и общепринятая мораль, которую Ницше называет рабской. Под ней он, прежде всего, понимает мораль христиан и социалистов, которые проповедуют любовь к ближнему и равенство между людьми. Люди неравны от природы. Поэтому уравнивание в правах аристократов и рабов, мужчин и женщин, слабых и сильных есть признак упадка общества. В глазах философа рабская мораль есть восстание рабов в морали. Рабской морали Ницше противопоставляет право сильного. Сильный человек, аристократ, не связывает себя моральными нормами. Он – субъект морали господ. Такие люди снисходительны и вежливы друг с другом. Но по отношению к чужим ведут себя как хищные звери. Ницше относит к этому типу древних римлян, арабов и германцев, японских самураев и скандинавских викингов, героев гомеровского эпоса. Это высший биологический тип, белокурая бестия. Из такого, высшего типа людей должен появиться сверхчеловек. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Сильный человек жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви. Сверхчеловек соотносится с другими людьми, как человек с обезьяной. Что такое обезьяна в отношении человека спрашивает Ницше. И отвечает Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека посмешищем или мучительным позором. Однако сверхчеловека надо вырастить. И этому должны быть посвящены жизни всех обычных людей. Они должны принести себя в жертву ради него Я люблю тех людей, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою – а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека. Ибо так хочет он своей гибели. Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.
    105
    Ницше. Так говорил Заратустра. Там же, с. 8.

    205 Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения ибо так хочет он своей гибели. Человек, – говорит Ницше, – это канат, натянутый между животными сверхчеловеком, – канат над пропастью… В человеке важно то, что он моста не цель в человеке можно любить только то, что он переходи гибель 107. Как это ни парадоксально, нов этом и подобном им выражениях, которых у Ницше наберется немалое количество (вспомним хотя бы его скандально знаменитое толкни слабого, и которые обычно принимают за выражение презрения к маленьким людям, на самом деле скрыта огромная любовь к человеку.
    Ницше ненавидит в человеке слабость, ибо он считает, что тот достоин большего. Он отвергает сострадание к человеческой слабости, ибо это унижает человека В человеке тварь и творец , – пишет философ, – соединены воедино в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос нов человеке есть также и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день. Обычное сострадание (в частности, христианское) относится к твари в человеке, к тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено – к тому, что страдает по необходимости и должно страдать.
    Ницше против такого сострадания. Он считает, что нет более безумного стремления, чем устранить страдание. Именно страдание есть то средство, с помощью которого в человеке взращивается и укрепляется другое, поистине человеческое начало сила, активность, творчество. И именно путем страданий многих поколений людей, путем выжигания в человеке слабости, пассивности, самоуничижения и т.п. и взращивается сверхчеловек. Сострадание к слабыми униженным, присущее христианской религии, делает последнюю ненужной, изжившей себя. Бог умер, – говорит Ницше, нов том смысле, что Бог будет снова, – поту сторону добра и злато есть за пределами христианской морали. И, по-видимому, имя ему – сверхчеловек, спаситель ми Там же, с. 10.
    107
    Там же, с. 9.
    108
    Ницше. Поту сторону добра зла. – Там же, с. 346.

    206 ра, всадник на белом коне, аристократ духа, выдающаяся личность, способная вести за собой массы, способная изменить ход истории. И конечно же, по Ницше, сверхчеловек должен обладать неизмеримо сильной волей к власти, которая прикрывается всеобъемлющей любовью к человечеству.
    Литература
    Учебники Ильин В.В. История философии / Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. Философия / Учебник для вузов // Под ред. В.В. Миронова. – М Норма, 2009. Философия / Учебник для вузов // Под ред. А.Ф. Зотова, В.В.
    Миронова, А.В. Разина. – М Академический Проект Трикста,
    2004.
    Дополнительная литература.
    Быховский Б.Э. Кьѐркегор. – М, 1972.
    Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М, 1990. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. – М,
    1992.
    Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Собр. соч. М, 1992. – Т. 1.
    Раздел 12. Русская философия История становления русской философии в силу разных причин (татаро-монгольское иго, оторванность от западной научной и философской мысли в условиях изоляционизма Московского государства) была долгой и драматичной. Лишь к Х веку она оформляется в России в самостоятельную систему знаний, что связано с деятельностью таких лиц, как Феофан Прокопович
    (1681–1736), Василий Татищев (1686–1750), Антиох Кантемир
    (1708–1744), Дмитрий Аничков (1733–1788), Александр Радищев
    (1749–1802) и др.
    Славянофильство. Но начало по-настоящему творческого, последовательного развития русской философии следует отнести к тому времени Х1Х века, когда русское общество уже

    207 пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте,
    Шеллинга и Гегеля»109, когда на арену философской мысли вышли славянофилы И. Киреевский и А. Хомяков, К. Аксаков и Ю.
    Самарин. Как утверждает Н. Лосский, целью их творчества было опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Цель творчества славянофилов соответствовала их взглядам на философию, религию, историю и политику. Источником их философских идей была восточная патристика, восходящая к началу строительства христианской церкви, а из современных им концепций – философия позднего Шеллинга. В области теории познания они придерживались концепции цельного знания, то есть ратовали за единство религиозной веры, рационального мышления и опыта. Отсюда их негативное отношение к позитивизму. Славянофилы критиковали установившийся в Западной Европе капиталистический строй и считали, что Россия должна в своем развитии идти самобытным путем. Они ненавидели крепостничество, но считали самодержавие наиболее соответствующей российскому менталитету формой государственного правления. Они идеализировали историческое прошлое России и отрицательно относились к петровским реформам, сблизившим ее с западом. Необходимо также отметить резко критическое отношение славянофилов к католицизму и их убеждение в существовании исторической миссии России, заключающейся в спасении запада посредством православия.
    Западничество. Славянофилам сих идеей самобытности России противостояли западники, к числу которых относились Н. Станкевич, Т. Грановский, В. Белинский ив некотором смысле, А. Герцен. Истоком их мировоззрения оказались взгляды Петра Чаадаева, изложенные им в знаменитых Философических письмах, первое и единственное из которых было опубликовано при жизни автора в 1835 году. Далеко не все его взгляды были
    109
    НО. Лосский. История русской философии. – Мс Там же, с. 25.
    111
    Остальные семь писем увидели свет лишь в ХХ веке

    208 поддержаны западниками. Кое-что в его высказываниях импонировало славянофилам. Но мысль Чаадаева о том, что Россия, приняв православие, ушла в сторону от столбового пути развития человечества и оказалась в историческом тупике, была воспринята западниками как основополагающая. Они считали, что западный путь для России предпочтительнее, и полагали, что ее народу необходимо усвоить европейское мировоззрение и европейские ценности. Ими критиковалось православие и поднималась на щит немецкая классическая философия (особенно Гегель), которая, каким казалось, адекватно освещает исторический процесс и его конечную цель. Часть из них были противниками революционных преобразований (Станкевич, Грановский) и сторонниками реформ, другие
    (Белинский, Герцен) призывали к революции и вынашивали идею социализма. Однако самым ярким русским философом Х1Х века, сравнимым с первыми величинами в мировой философии, стал В. Соловьев мыслитель, поднявшийся над спором славянофилов и западников и создавший первую в России оригинальную и цельную философскую систему, синтезировавшую последние достижения западной философии с традициями русской религиозно- философской мысли.
    Соловьев В. С. (1853–1900). Один из крупнейших русских религиозных философовВладимир Соловьев – сынвы- дающегося историка Сергея Соловьева – родился в Москве. Окончив гимназию, он поступает на физико-математический факультет Московского университета. Однако со второго курса, увлекшись философией, переходит на историко-филологический факультет. Одновременно посещает лекции в Московской духовной академии. По окончании университета преподает философию сначала в Москве, затем в Петербурге. После выступления в 1881 году с речью, посвященной покушению на Александра Ш, в которой В. Соловьев, осудив убийство царя, призвал к христианскому прощению террористов, он был временно отстранен от чтения публичных лекций, после чего ушел с преподавательской работы, став свободным философом.
    По мнению историка русской философии В.В. Зеньковского, философское творчество В. Соловьева определялось несколькими

    209 мотивами
    Во-первых, в юные годы В. Соловьев увлекался идеями социализма, и стремление к поискам социальной правды, поддерживаемое верой в общественный прогресс, сохранилось в нем почти до конца его дней.
    Во-вторых, у него было необычайно острое ощущение истории, в которой, по его мнению, раскрываются лики бытия. Отсюда диалектическая тенденция представлять все в развитии и взаимосвязи.
    В-третьих, В. Соловьев, искренне преданный христианству, считал форму, в которой оно исторически раскрылось, неадекватной, и ему хотелось ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему, то есть разумную безусловную форму.
    В-четвертых, В. Соловьев был одержим идеей цельного знания, идущей от славянофильства. Она заключалась в поисках всеединства, синтеза религии, философии и науки, – веры, мысли и опыта, которое должно ответить на вопрос – какая цель человеческого существования вообще. Для чего, наконец, существует человечество
    В-пятых, источником философского вдохновения В. Соловь- ева стала подсмотренная им в некоторых мистических учениях (в частности в Каббале ив произведениях отцов церкви) идея Софии Божественной Премудрости, которую он отождествил с образом женщины, представшей передним в видении в его раннем детстве.
    В-шестых, все философское творчество Владимира Соловье- ва пронизывает и делает единым идея Богочеловечества. Для удобства изложения следует начать анализ философии
    Соловьева, как это сделал Н. Лосский, сего концепции цельного знания, или, конкретнее – сучения об истине. Сточки зрения Со- ловьева, западная философия в лице рационализма и эмпиризма показала, что ни опыт, ни мышление не могут познать объект как существующий, то есть как нечто большее, чем человеческое ощущение или мысль. Поэтому ни опыт, ни мышление не могут привести к истине, так как истина означает то, что есть, то есть, что является реально существующим. Но все, что существует, существует в единстве совсем остальным. Любая отдельная вещь вне единства – ничто, так как она и не бывает вне единства. Она есть совсем и во всем. Взятая отдельно, она – не то, что в действительности, то есть она – не истинна. Поэтому истина есть все в своем единстве. По Соловье- ву, она принадлежит самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Но чтобы познать истину, надо выйти за пределы субъективности, то есть за пределы моего мышления и опыта и вступить в само существующее единство всего того, что есть, или Абсолюта. Как это возможно Это возможно потому, что человек, познающий субъект, не существует вне единства, вне Абсолюта, как и любой другой объект во Вселенной. Между ними, – пишет Соловьев, – должна быть внутренняя связь, посредством которой субъект может познать абсолютное и внутренне соединиться совсем, что существует в абсолютном, и действительно познать это все. Таким образом, опыт и мышление дополняются внутренним познанием, которое непосредственно связывает нас с познаваемыми объектами. Такое познание мистично и абсолютно. Соловьев называет его верой, понимая под этим интуицию, то есть непосредственное созерцание. Истинное знание, следовательно, является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи, или, другими словами, оно объединяет в себе науку, философию и религию. Нельзя познавать, не используя мысль, нельзя познавать, не используя чувственный опыт. Но и то, и другое получает объективное значение только на основе непосредственного восприятия того абсолютного единства, которое Соловьев называет сущими всеединством, подразумевая под этими терминами Бога. Но что, собственно, они означают Следующая таблица, составленная самим Соловьевым, поможет понять их смысл Сущее Абсолютное Бытие Логос) Сущность Идея) Абсолютное – дух Воля Благо

    211 2) Логос – ум представление Истина
    3) Идея – душа Чувство Красота
    Схема 4. В ней по сути дела представлена диалектика Богопроявления, которая очень напоминает систему Гегеля, где идея воплощается в свое иное – природу, а затем возвращается к самой себе в качестве духа. Но она также соответствует представлению Соловьева об организме, свойства которого он приписывает и Богу, и обществу, и человеку, и природе. В соответствии с этим представлением организм – это, во-первых, все, что развивается, во-вторых, развивается целенаправленно, в-третьих, на всех этапах своего развития содержит в себе одинаковое количество одних и тех же элементов. При этом сами этапы различаются типом связи между элементами. Первый этап характеризуется их аморфным единством, когда единство превалирует над их особенностями и даже подавляет их. На втором этапе элементы связаны формально, то есть их особенности превалируют над их единством. Наконец, на третьем этапе элементы объединяются на основе их особенностей, то есть органично, или, как говорит Соловьев, они связаны между собою внутренне и свободно по особенности своего собственного назначения. Сначала рассмотрим понятия, отражающие этапы Богопрояв- ления, в таблице Соловьева в горизонтальной последовательности. Содержание понятия Бога как сущего соответствует содержанию первого этапа развития организма. В нем подавлено всякое различие. Оно существует лишь в возможности. А поскольку все, что существует, различается по признакам, Бог как сущее лишен каких бы тони было признаков, в том числе и признака бытия. Он – чистый принцип единства. Содержание понятия бытия Бога соответствует второму этапу развития организма. Вопреки установившейся в философии традиции отождествлять сущее и бытие, Соловьев проводит между ними различие. Сущее воспринимается им как носитель
    112
    Соловьев В.С. Соч. Вт Т. 1. – Мс свойств, в том числе и свойства бытия, а бытие – как свойство или способ проявления сущего. Прежнее единство в бытии деформируется во множество. Как акт проявления сущего, бытие представляет собой именно расщепление единого. Ведь свойство, или проявление, предполагает не только себя, но итого, кто проявляется. На этом, однако, процесс Богопроявления113 не заканчивается. На третьем этапе (как и на третьем этапе развития организма) бытие и сущее объединяются, порождая образ своего единства – идею, или сущность. Это возврат к единству, это его идеальное воплощение. Способы Богопроявления (бытия) могут быть разными. И хотя Бог един, он, тем не менее, может выступать, в зависимости от этих способов, в разных аспектах. Если его проявление происходит в действии воли, он выступает как Дух, порождая в единстве с бытием идею Блага. Если его бытием является представление, он – Ума его идея – Истина. Наконец, если Бог проявляется в чувстве, он – Душа, а его идея – Красота. Горизонтальные связи в таблице Соловьева показывают чисто логическую картину Богопроявления от сущего к сущности через бытие. Вертикальные же дают картину временного исторического) Боговоплощения и реализацию его идей через конкретные образы христианской Троицы. При этом логическая схема этого процесса остается той же самой сущее, бытие, сущность. Бог в качестве сущего есть Абсолют (Дух) – носитель Блага или само Благо. Актом его временного проявления (бытием) становится Логос (Ум, через который реализуется идея Истины. Вспомним, что по Библии Слово (др.греч. – логос) было средством проявления Бога в своем творении, а Логос-Христос принес людям истину. В роли сущности Бога выступает Идея Душа, которая продуцирует идею Красоты. В какой-то момент своего творчества Соловьев отождествлял Душу с Духом Святым, хотя впоследствии отказался от этого.
    113
    Необходимо помнить, что процесс этот – чисто логический, вневременной См Ин. 1: Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.… И Слово стало плотию и обитало снами, полное благодати и истины

    213 Описанные Соловьевым в таблице формы Богопроявления являются идеальным множеством. Однако одной идеальной множественности для Бога недостаточно, так как Бог есть Любовь, а ее сущность состоит в отрицании себя ради другого, что представляется Соловьевым как становление себя в другом. Другим по отношению к Богу является создаваемый им реальный мир. Он возникает, благодаря заключенным в безусловном начале (Боге как сущем) идеям, прямо отождествляемым Со- ловьевым с идеями Платона. Они отпадают от Бога вместе с Душой (Душой мира, в которой содержатся как в божественной сущности, и обретают самостоятельное существование в виде атомов или монад, которые Соловьев иногда называет живыми существами. Изначально Душа мира играет функцию реализации единства этих существ, но по своей воле утвердив себя вне Бога, отделив свой относительный центр бытия от Абсолюта, она теряет власть над реальным миром, полностью погружаясь в него. В результате мироздание распадается на множество конфликтующих элементов, порождая вражду и зло. Однако зло нуждается в определенной организации. Поэтому в мире действуют и объединительные силы. Из космической материи, благодаря силе тяготения, возникают великие космические тела, период образования которых составляет звездную, или астральную эпоху. В следующую за ней эпоху эти тела становятся базисом для развития более сложных сил… и вместе стем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, какова наша солнечная система. И, наконец, в третью эпоху в пределах такой системы появляется обособившийся индивидуальный член ее (какова наша земля, который становится основой органической жизни. Когда на земле появляется человек, космоэволюционный процесс переходит в исторический. Как говорит Соловьев Космический процесс оканчивается рождением натурального человека, аза ним следует исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного. Из этой цитаты видно, что космогония Соловьева тесно связана сего учением о человеке. Человек в его концепции занимает промежуточное положение между Богом и Космосом, который также, как и Бог, есть абсолютное бытие, но только становящееся. Именно в человеке мировая Душа, определенным образом объединяющая мир, впервые после отпадения соединяется с Богом, а точнее, с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства. Дело в том, что изначально в человеке было заключено всеединство, которое есть ив Боге. В силу этого человек могут- верждать себя отдельно от Бога, вне Бога. Такое искушение приводит к тому, что человек отчуждает себя от Бога и теряет власть над природой, с которой жил одной жизнью, которую любили понимали потому управлял ею. Теряет потому, что его сознание, содержавшее в себе всеобщую связь, утрачивает это содержание. Оно начинает искать его вне себя, иными словами оно начинает искать Бога. Происходит постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение божественного начала, которое и образует собственно исторический процесс. Связь Души мира с Богом позволяет ей постепенно превратить человечество в единый организм, что происходит через взаимную любовь всех существ на земле. Абсолютная форма этого единства – София, вечная божественная идея, идеальное человечество. Реализация этой идеи возможна не в индивидах, а в человечестве, как в действительном, хотя и собирательном организме. Взгляды Соловьева эволюционировали в течение всей жизни
    – от признания индивидуального человека безусловной и вечной сущностью не только в Боге, но ив самом себе, до убеждения в том, что субъектом исторического развития является человечество как целое, а отдельный человек – лишь носитель или ипостась чего-то высшего, трансцендентного. Этим высшими трансцендентным, по-видимому, и является София, или идеальное человечество. Человечество, – пишет Соловьев, – есть существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. И далее Человечество истинное, чистое и полное – есть высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенное и во временном процессе соединяющееся с Богом и соединяющее с Ним все, что есть. Этот процесс сближения человечества как собирательного организма с идеальным человечеством или Софией, по Соловь- еву, заканчивается образованием богочеловечества, то есть практически земным раем, где соединятся в органическом единстве божественное и человеческое, Абсолют становящийся с божественным Первоначалом. Следуя своей логике организма, философ показывает этот процесс как трехступенчатый, движущийся в направлении постижения человечеством идей Блага, Истины и Красоты, являющихся сущностями ипостасей Божественной Троицы, в соответствующих сферах своей жизнедеятельности. (См. схему 5.) На первом (раннем) этапе своего развития человеческое общество имеет чисто экономический характер, то есть все его цели и интересы непосредственно связаны с материальным производством, со стремлением обеспечить себя самым необходимым для физического выживания. Даже искусство и наука еще не отделились от производства и носят исключительно утилитарный характер. На втором этапе члены общества разделились в силу различия интересов и составляют чисто формальное объединение в рамках государства. Искусство и наука обрели самостоятельное независимое существование в виде изящного художества и отвлеченной философии. На третьем этапе люди объединяются в духовном обществе, называемом Соловьевым церковью, на основе взаимной любви и стремления к единению с Богом. Сближению с Богом служит наука, становящаяся средством богопознания (теологией) и искусство, имеющее целью непосредственное видение божественного (мистика. Сфера творчества Сфера Знания Сфера практической деятельности Субъективная основа – чувство Субъективная основа – мышление Субъективная основа – воля Объективный принцип
    – красота Объективный принцип – истина Объективный принцип – общее благо степ. Абсолютная Мистика Теология Духовное Общество церковь)
    2 степ. Формальная Изящное художество Отвлеченная философия Политическое Общество государство степ. Материальная Техническое художество Положительная наука Экономическое Общество земство)
    Схема 5. Движение к богочеловечеству Соловьев считал процессом объективными необходимым, как и торжество добра над злом. По его мнению, победа добра обусловлена всей бесконечностью своего положительного содержания и не нуждается в свободе выбора, тогда как именно зло, отвергая нравственные принципы, заинтересовано в ней. Точно также и создание «богочеловечест- ва» необходимо обусловлено бесконечной божественной любовью, выражающейся в стремлении к объединению Абсолюта с Космосом с целью спасения последнего. Философия В. Соловьева оказала огромное влияние на творчество русских философов-идеалистов конца Х1Х – начала ХХ века. В русле его идей творили С.Н. Булгаков, ПА. Флоренский,
    В.В. Розанов, определенные тенденции его философских исканий

    217 обнаруживаются в творчестве НА. Бердяева и Л. Шестова, приверженцем взглядов Владимира Соловьева был последний представитель дореволюционной русской философии А. Лосев. Но наряду с идеализмом в России развивалось и материалистическое философское направление, к которому относились Н.Г.
    Чернышевский, НА. Добролюбов и Д.И. Писарев. Наиболее крупной фигурой в этом ряду был Н.Г. Чернышевский (1828–
    1889).
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


    написать администратору сайта