Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература

  • Б. П. Болдырев философия учебное пособие


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеБ. П. Болдырев философия учебное пособие
    АнкорFilosofi.pdf
    Дата15.09.2018
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofi.pdf
    ТипУчебное пособие
    #24634
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Источники философии. Чтобы завершить картину генезиса древней философии, нам необходимо раскрыть ее духовный источник. АН. Чанышев называет его предфилософией или про- философией (греч «προ» – перед) и предлагает рассматривать в широком и узком смысле этого термина. В широком смысле слова «предфилософия – совокупность развитой мифологии и начатков наук (математики, астрономии, физики, медицины. Вуз- ком смысле слова – это то, что в мифологии ив начатках наук непосредственно послужило генезису философии. Здесь, прежде всего, надо говорить о стихийной постановке мифологией мировоззренческих проблем и духе рационализма, порождаемом наукой и реализующемся в определенном методе, ею используемом. На первых ступенях своего развития философия и представляет собой нечто иное как попытку решить мировоззренческие проблемы, в том числе перешедшие к ней от мифологии, с помощью какого-либо конкретного научного метода, который она расценивает как универсальный. В дальнейшем ею разрабатываются собственные методы. Нов их основе лежит все тот же принцип рационализма.
    С возникновением философии мифология не исчезает. Она продолжает существовать в искусстве, литературе, религии, обы-
    10
    Вспомним, что царь Итаки легендарный Одиссей был убит вовремя работы на своем поле АН. Чанышев. Курс лекций по древней философии. – Мс Там же, с 21.

    16 денном мышлении, то есть, превращается в парафилософию греч «παρά» – около, оказывая определенное влияние на свою наследницу ив свою очередь, испытывая ее воздействие. К па- рафилософии относится и современная философии наука, которая, в отличие от мифологии является не рудиментом более позднего мышления, а его перспективной ветвью. Классификация философских концепций. В своем развитии мировая философская мысль вылилась в несколько направлений, которые характеризуются рядом существенных признаков. Одним из первых различающих признаков стало количество пер- воначал бытия, упоминаемых в той или иной концепции. Учения, кладущие в основу бытия одно первоначало, получили название монизм. Признающие два начала – дуализм. Считающие, что бытие зиждется на многих началах – плюрализм. Эти направления встречаются уже в самый ранний, натурфилософский период развития древнегреческой мысли. Монистами, например, были представители Милетской школы, утверждавшие в качестве первоначала мира одну из природных стихий Герак- лит из Эфеса, поместивший, подобно милетцам, в фундамент бытия природное вещество огонь, Парменид из Элеи, считавший, что многообразного, многокачественного мира нет вообще, а есть единое и неделимое бытие. К дуалистам из древнегреческих мыслителей можно отнести пифагорейцев, по мнению некоторых историков философии, полагавших, что мир произошел из двух начал предела и беспредельного, а из более поздних философов – Декарта, разделившего все сущее на две субстанции материальную и духовную. Наконец, плюрализм отстаивался античным философом Эм- педоклом, находившим в основе мира четыре природные стихии и две силы соединяющую – любовь и разделяющую – вражду, а также некоторыми направлениями в буддизме, доказывавшими, что основой действительности является множество качеств или состояний, которые индийцы называют «дхармами». С определенной долей истины к плюралистам можно отнести также древнегреческого философа Анаксагора, выводящего все сущее из бесчисленного множества первоначал (семян, которые он называет «гомеомериями», а из мыслителей Нового времени – немецкого философа, математика и юриста Лейбница, считающего, что

    17 мир представляет собой бесконечную совокупность монад – облаченных материей духовных центров. Другим различающим признаком в философии является природа первоначала бытия, признаваемая той или иной философской школой, тем или иным направлением мысли. В соответствии с этим признаком вся философия делится на два течения материализм и идеализм. Под материализмом понимается философское направление, признающее в качестве основы мира материю, под идеализмом – направление, считающее первоначалом всего сущего нечто идеальное (нематериальное мысль, идею, духовную субстанцию, Бога. Материализм в своем развитии порождает несколько своих модификаций. К первой относится античный, стихийный материализм, представители которого придерживались материалистических взглядов неосознанно, из-за отсутствия выбора, поскольку еще не имели представления об идеальном. Второй разновидностью материализма был механистический материализм Нового времени, сформировавший картину мира, основанную на законах механики. В силу ограниченности этих законов (они действуют в пределах одного вида движения материи) он был непоследовательным, так как нуждался в Боге (идеальном начале) для объяснения некоторых, не подпадающих под законы механики, явлений. Наиболее яркими представителями этого течения являются английские философы Т. Гоббс и Дж.
    Локк. В ХIХ веке появляется так называемый вульгарный, или физиологический материализм Фохта, Молешотта и Бюхнера, который трактовал мысль как вещество, уподобляя мышление физилогическому процессу. Упомянутые авторы считали, что мысль вырабатывается мозгом как желчь печенью. Наиболее последовательным материализмом стал материализм диалектический, основателями которого считаются немецкие философы и экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс, распространившие материалистические взгляды не только на природу, но и на общество, и соединившие материализм с диалектикой. Вне Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии

    18 которых исследованиях упоминаются и другие виды материализма, например, антропологический материализм Л. Фейербаха. Однако, скорее всего, их следует отнести к вариантам уже перечисленных видов этого направления. Идеализм также имеет свои разновидности. И, прежде всего, он делится на объективный и субъективный. К объективному идеализму относится направление в философии, признающее в качестве первоначала бытия объективную, то есть существующую вне и независимо от головы субъекта (человека) идеальную сущность. Наиболее полное и законченное воплощение это учение получило в концепциях выдающихся немецких мыслителей
    ХVIII–ХIХ вв. Й. Шеллинга и Ф. Гегеля. Субъективный идеализм, в отличие от объективного, под таким первоначалом понимает человеческое сознание, мышление, чувства. Сточки зрения субъективного идеализма, мир не существует объективно, или мы, по крайней мере, не имеем права утверждать обратное. Мир, в котором мы живем и который воспринимаем, является лишь нашим представлением, совокупностью наших идей или ощущений. И откуда нам знать, есть ли у этих ощущений объективная причина Начало субъективному идеализму положили древнегреческие мыслители софисты, а классический вид он обрел в произведениях английского философа ХIХ века Давида Юма. В основном с субъективным идеализмом связано такое течение в философии, как агностицизм, отрицающий возможность познания мира. В качестве редкого исключения следует назвать творчество Иммануила Канта, не принадлежащего к субъективным идеалистам, то есть убежденного в существовании внешнего человеку мира, но обосновавшего тезис о невозможности его познания. Не принадлежат к субъективным идеалистами те философы, что придерживаются позиций агностицизма лишь по отношению к некоторым явлениям или аспектам действительности. Кроме перечисленных, можно встретить и другие классы фи- лосфских доктрин. В их числе называют гилозоизм, одушевляющий живую и неживую природу, пантеизм, отождествляющий природу и Бога, деизм, признающий творение мира Богом, но отрицающий дальнейшее вмешательство творца в жизнь своего творения. Они касаются в основном учений, включающих в себя

    19 признаки, характеризующие противоположные виды и направления философской мысли, занимающих промежуточное положение между ними.
    Литература
    Учебники Философия / Учебник для вузов // Под ред. В.В. Миронова. – М Норма, 2009. Философия / Учебник для вузов // Под ред. А.Ф. Зотова, В.В.
    Миронова, А.В. Разина. – М Академический Проект Трикста,
    2004.
    Дополнительная литература. Донских О.А., Кочергин АН. Античная философия. – М,
    1993.
    Кувакин В.А. Что такое философия – М, 1989.
    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М, 1994.
    Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. – Плеханов
    Г.В. Избр. философ. Произв. – Т. 2. – М, 1958.
    Хайдеггер М. Что такое метафизика – Хайдеггер М. Время и бытие. – М, 1993.
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии. – М,
    1981.
    Чанышев АН. Эгейская предфилософия. – М, 1970.
    Раздел 2. Индийская философия

    Индийская философия возникает в середине первого тысячелетия до новой эры по европейскому летоисчислению. Более точную дату этого события определить невозможно. Пренебрежение древних индийцев к датированию знаменательных событий и жизней выдающихся личностей, а также отсутствие единой точки зрения у современных исследователей на то, что, собственно, можно считать началом индийской философской мысли, делают эту задачу практически неразрешимой. Однако более или менее точно можно говорить о создании первой философской

    20 системы. Ее автор жил примерно за столетие до Будды, следовательно, где-то в пределах 7 в. до новой эры. В это время в Индии уже возникли государства, и существовал литературный язык – санскрит, на котором и была записана эта философия. Между индийской и европейской философией существует много общего, но есть явные различия. В следующем разделе мы остановимся в основном на особенностях индийской философии. Особенности индийской философии а) Развитие в рамках традиционных концепций.При сравнении истории индийской философии с историей европейской любви к мудрости ясно видно, что индийское философское мышление развивалось в рамках весьма ограниченного традиционного набора школ и направлений. Санкхья, ньяя-вайшешика, йога Патанджали, миманса, веданта, философия локаятиков, джайнизм и буддизм составляют практически все ее содержание. И это в то время, когда в Европе почти каждый новый автор пытался создать свою собственную философскую систему. Подобное явление объясняется тем, что в противоположность Европе колыбелью индийской цивилизации был не города деревня подавляющая масса населения Индии проживала в сельской местности, а города этой страны былине столь многочисленны, как в Европе. Да и структура самого города была просто увеличенным слепком с социальной структуры деревни та же система управления, тот же набор профессий, тот же быт. Консерватизм же деревенской жизни хорошо известен. На протяжении веков индийская деревня практически не менялась. До наших дней дожила зародившаяся на заре цивилизации земледельческая община, по большей части сохранился и древний уклад общин- ников. Устойчивость быта и традиций поддерживалась и кастовым делением населения Индии, которое мешало взаимопроникновению культур различных слоев индийского народа, их обновлению и развитию. Авторитет прошлого и традиция, ставшие в результате главными ориентирами в жизни индийцев, и предопределили узкий, сложившийся еще в древности ряд направлений в их философии. б) Ориентирование на веды.Второй отличительной чертой творчества индийских мыслителей является то, что подавляющее

    21 большинство созданных ими философских концепций прямо или косвенно связано с индоарийскими сакральными книгами ведами от санскр вид – знать, ведать, отражающими предфилософ- ское, мифологическое мировоззрение. Влияние Яджурведы, Са- маведы ив особенности, самой древней Ригведы на индийскую философию – несомненно, несмотря на то что индийцы различают в ней «настику» – течения, не признающие священный характер веди критикующие их содержание, и «астику» – течения, признающие веды священными, и сознательно ориентирующиеся на них в процессе своего развития. Независимо от своей принадлежности к той или иной группе все они несут на себе следы воздействия ведического миросозерцания. в) Спиритуализм (идеализм) индийской философии. Третьей чертой, наделяющей индийскую философию самобытностью и оригинальностью, является, по утверждению индийского историка философии Свами Радхакришнана, присущий почти всем ее концепциям ярко выраженный спиритуализм (идеализм. Это связано с тотальным господством религиозных идеологий в древней Индии уже на очень ранних ступенях развития цивилизации. Религиозные доктрины Индии в отличие от теоцентри- ческих доктрин иудаизма, христианства и ислама были антропо- центричны15. Человек в них трактовался как смысловой центр вселенной, так как только он был способен к самопознанию и самосовершенствованию, то есть к изменению своего сознания через истинное знание о действительности. Знание, таким образом, становилось средством спасения человека, под которым древние индийцы понимали независимость от постоянно меняющихся явлений материального мира. В религиозных доктринах спасение через знание противополагалось эмпирическому состоянию индивида и чувственному миру, который наделялся в них всеми теми атрибутами, которыми характеризуют его материалистические учения объективностью, материальностью, эпистемологической (познавательной) первичностью по отношению к познающему субъекту и т.д. Таким образом, религиозные идеологии в Индии включали в себя традиционную проблематику мате С. Радхакришнан. Индийская философия. – Т. 1. – Мс В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. Классическая буддийская философия. – Мс риализма, растворяли ее в своих учениях, и потому надобность в особых материалистических концепциях в этом регионе не была столь насущной как в Европе. г) Индийская философия как способ интерпретации религиозных концепций.Четвертой особенностью индийской философии является то, что она возникает как попытка интерпретации обычно нуждающихся в истолковании религиозных доктрин. В отличие от средневековой Европы, где подвидом рассуждений над религиозной тематикой решались вполне светские философские проблемы, в Индии подвидом вполне светских споров велись дискуссии на религиозные темы. Это было вызвано тем, что там считалось святотатством подвергать сомнению религиозные доктрины. Анализу подвергалась их интерпретация, а вернее те ее фрагменты, которые касались предметов, по видимости не имевших никакого отношения непосредственно к религиозным верованиям. Естественно, что участники философского диспута отлично понимали, что речь на самом деле идет о базовых положениях тех или иных религий. д) Практическая направленность.Пятой особенностью индийской философии оказывается ее практическая направленность. Она (философия) никогда не возникает из желания объяснить. Ее задачей всегда является истолкование и обоснование пути достижения религиозного освобождения. е) Связь с йогической практикой.Индийская философия всегда, за редким исключением, связана с йогической практикой, которая, воздействуя на сознание верующего, ведет его к освобождению, то есть к достижению религиозной цели. ж) Опора на организменное мировосприятие. Последней, седьмой особенностью индийского философского мышления является то, что оно опирается на организменное мировосприятие чувственный образ мира, доставшееся ей в наследство отведи- ческого мифологического мировоззрения древних индийцев. Мировосприятие всегда, а особенно в древности, играло весьма значительную роль в формировании философских взглядов разных народов. Оно возникало в результате экстраполяции
    16
    Достаточно вспомнить дискуссии европейских схоластов вокруг проблемы универсалий, касающейся природы общего. Как известно, вначале они носили форму попыток рационального уяснения христианского догмата о троичности Бога.

    23 переноса) чувственного образа какого-либо социально значимого предмета на мир в целом. Древние индийцы видели в нем, по крайней мере, вначале, человеческое тело, как бы вывернутое наизнанку, в виде организма, расчлененного в процессе кровавого жертвоприношения на составляющие его органы. Так, водном из индийских мифов мир предстает в виде расчлененного на части космического пер- вочеловека Пуруши: Когда разделили пурушу, насколько частей Он был разделен Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, Ноги Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце. Из уст – Индра и Агни, издыхания возник Ветер. Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы возникло небо. Из ног – земля, страны света – из слуха. Так распределились миры. (Ригведа, Х, 90) Ведическая литература. Возникновение и реализация идеи этого действия, то есть жертвоприношения, в Индии тесно связаны с процессом развития ведической литературы, который делится на несколько этапов. Первый этап – это время создания «самхит», то есть, собственно, вед. Начальный период этого этапа характеризуется почти полным отсутствием следов жертвенных ритуалов. Известный английский индолог М. Мюллер назвал его периодом «чханд»
    («чхандас» санскр гимн, так как созданная тогда Ригведа – самое древнее из дошедших до нас произведений индийского народа содержит гимны, посвященные многочисленным богам Индии. Порядок расположения гимнов в ней не связан с какими бы тони было религиозными обрядами. Однако в дальнейшем в других ведах эта связь обнаруживается и становится все более очевидной. В Самаведе, и особенно в
    Яджурведе, гимны прочитываются как словесное сопровождение различных видов жертвоприношения. Кроме того, в них приводятся мантры – наборы словили изречений, имеющих сакральное значение и повторяемых при свершении жертвенных обрядов. Поэтому второй период первого этапа развития ведической литературы Мюллер назвал периодом мантр». Второй этап – появление брахманов – книг, содержащих сведения о ритуалах жертвоприношений и интерпретацию их сокровенного смысла и символики. Третий этап – характеризуется созданием «араньяков», так называемых лесных книг, в которых содержатся размышления брахманов, нашедших пристанище в лесу, над символическими и мистическими сторонами жертвоприношений. Четвертый этап – появляются«упанишады» – книги, содержащие наряду с мифологическими текстами начала философских размышлений в виде попыток рационального осмысления религии Брахманизма. Между временем возникновения жертвоприношений, которое приходится на период формирования самхит, и появлением упанишад проходят столетия, за которые жертвенные обряды фактически превращаются в призму, преломляющую действительность в соответствующие этим обрядам образы. Так, становление вселенной отождествляется древними индийцами либо с процессом принесения в жертву космического первочеловека
    Пуруши, либо с ашвамедхой – жертвоприношением коня, в котором воплотилось начало всего сущего. В связи со сказанным необходимо заметить, что человек на заре истории, в том числе ив Индии, нередко приносился в жертву богам. Но для того чтобы он в качестве жертвы стал в представлении древнего общества моделью вселенной, была необходима определенная система общественных отношений, которая закрепляла бы за ним эту роль не только в религиозном, но ив социальном плане. Это необходимо потому, чтопредставление о мире вовсе времена несет на себе печать общественного устройства. Идеологией любого общества, в том числе и мифологией, ключевые отношения между людьми распространяются и на природу, и на мир в целом. И если мир изображается в такой идеологии как человеческая жертва, это значит, что человек в этой общественной системе находится в положении жертвы. Системой, закрепляющей за человеком такую роль на тысячелетия, стало в Индии кастовое общественное устройство. Касты и варны. Чаще всего под кастами понимают наследственные группы людей, характеризующиеся эндогамностью обычаем заключения браков внутри группы, определенным местом в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. Одним из основных кастово-образующих признаков является общность наследственной профессии. Рожденные в кастовой системе люди изначально предназначены для определенных занятий, то есть являются носителями и олицетворением определенных функций, также, как и каждая из каст. Вовсе времена отношения между кастами были ограничены, по-видимому, почти исключительно рамками профессиональных интересов, что приводило к игнорированию индивидуальных особенностей человека. Его личными качествами практически не интересовались ни духовными, ни, даже как это было в античности, физическими. Из этого вытекает, что в кастовой системе отношений человек действительно становится жертвой – он приносится в жертву самой этой системе. Его наклонности, способности и таланты в силу резко ограниченных профессиональных возможностей оказываются невостребованными, и потому личность оказывается нереализованной. Начало кастовому устройству в Индии положило возникновение
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта