Главная страница

Баллов 1 Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит


Скачать 3.87 Mb.
НазваниеБаллов 1 Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит
Дата03.05.2023
Размер3.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTest_filosofii.doc
ТипДокументы
#1105427
страница5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
- свобода воли
+ свобода совести
- свобода выбора
- свобода нравов
#
119. К признакам научного стиля мышления относится: 
- метафоричность
+ рациональность
- образность
- догматичность
#
120. Для научного знания не является специфичным: 
+ описательный характер изложения
- системность и логичность изложения
- искусственный научный язык
- методы научного знания
#
121. К формам теоретического знания не относится: 
+ факт
- гипотеза
- проблема
- теория
#
122. Аксиома - это: 
- знание, достоверность которого доказана
+ истинное исходное положение теории, не требующее логического доказательства
- предположительное суждение о закономерной связи явлений
- знание, требующее доказательства
#
123. Понятие "парадигма

" является центральным в модели развития науки: 
+ Куна
- Поппера
- Лакатоса
- Фейерабенда
#
124. Парадигма - это: 
+ совокупность теоретических положений, методологических принципов и эталонов исследования, принятых научным сообществом и составляющих фундамент данной научной дисциплины
- система основных идей в той или иной отрасли знаний
- совокупность мировоззренческих знаний о мире
- уровень научных представлений своего времени
#
125. Научный этос - это: 
- основополагающая этическая норма
- совокупность определенных правил, приемов, способов познания и действия
- сложная форма знания, выражающая основную направленность исследования
+ совокупность моральных императивов, норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение его членов
#
126. К эмпирическим методам исследования относится: 
+ эксперимент
- идеализация
- моделирование
- аксиоматический метод
#
127. Метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков называется: 
- индукция
- обобщение
- дедукция
+ абстрагирование
#
128. К функциям науки не относится: 
- мировоззренческая
- познавательная
- функция социальной силы
+ иллюзорно - компенсаторная
#
129. Научно-исследовательская программа - это: 
- совокупность дисциплинарных знаний
+ совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов
- проблемное поле достигнутого к данному времени уровня культурного знания
- сложная форма знания, выражающая основную направленность исследования
#
130. Направление современной западной философии, связанное с исследованием природы и развития научного знания: 
- неотомизм
+ позитивизм
- экзистенциализм
- герменевтика
#
131. К характерным чертам классического идеала научности не относится: 
- рационализм
- объективизм
- гносеологический нормативизм
+ релятивизм
#
132. Автором концепции "методологического анархизма" является: 
- Поппер
+ Фейерабенд
- Полани
- Лакатос
#
133. Из перечисленных ниже методологических принципов с программой позитивизма не согласуется принцип: 
- верификации
- детерминизма
- кумулятивизма
+ антикумулятивизма
#
134. На современном этапе развития научного знания приоритетными являются методы и принципы: 
- истории
+ синергетики
- физики
- механики
#
135. Научная революция в модели Куна истолковывается: 
- как смена научных картин мира
+ как смена парадигм
- как изменение методов научного познания
- как смена теорий
#
136. Современному научному этосу противоречит
- ориентация на истинность
- эвристическая установка
+ догматизм
- запрет на плагиат
#
137. Выдвижение на первый план междисциплинарных форм исследовательской деятельности связано: 
- с классическим типом научной рациональности
- с неклассическим типом научной рациональности
+ с постнеклассическим типом научной рациональности
- с доклассическим типом научной рациональности
#
138. Паранаучное знание - это: 
- знание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания
+ знание, несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, неубедительное с точки зрения принятых критериев научности
- утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности
- теологическое знание
#
139. Сциентистская ориентация характерна для: 
- неотомизма
+ позитивизма
- экзистенциализма
- персонализма
#
140. Концепция научно-исследовательских программ принадлежит: 
- Попперу
+ Лакатосу
- Куну
- Фейерабенду
#
141. Структуру научно-исследовательской программы составляют: 
+ ядро, защитный пояс, эвристики
- гипотеза, теория, методология
- проблема, решение, верификация
- чувственный и рациональный уровни
#
142. Этап развития науки в рамках одной парадигмы Кун называет: 
+ нормальной наукой
- паранаукой
- инновацией
- научной революцией
#
143. Теория научного познания именуется: 
- онтологией
- аксиологией
+ эпистемологией
- гносеологией
#
144. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании: 
- умозаключение
+ гипотеза
- верификация
- интерпретация
#
145. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности: 
- апория
- эмпирический базис
- парадигма
+ теория
#
146. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях: 
- наблюдение
- измерение
+ эксперимент
- идеализация
#
147. Выведение общего умозаключения на основе обобщения частных посылок: 
+ индукция
- синтез
- абстрагирование
- дедукция
#
148. Логический вывод частных следствий из общего положения: 
- индукция
+ дедукция
- формализация
- анализ
#
149. Процедура мысленного расчленения целого на части: 
- дедукция
- индукция
+ анализ
- синтез
#
150. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: 
+ синтез
- абстрагирование
- аналогия
- индукция
#
151. Понятия "цивилизация" и "культура" противопоставлял: 
- Маркс
- Тейлор
+ пенглер
- Тойнби
#
152. Понятие "вторая природа" в научной литературе означает: 
- общество
+ культура
- техника
- образование
#
153. Понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели? 
- элитарная культура
- молодежная культура
- традиционная культура
+ массовая культура
#
154. Философ, сформулировавший теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер:
+ пенглер
- Данилевский
- Бердяев
- Тойнби
#
155. Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирающаяся на общественное мнение и воздействие на убеждения, традиции и привычки: 
- искусство
- религия
+ мораль
- наука
#
156. 3игмунд Фрейд феномен "недовольства", "удивительной враждебности к культуре" связывает с тем, что: 
+ культура - система запретов и норм, ограничивающая деятельность бессознательного
- культура - технология деятельности
- культура - система знаков и символов
- культура - совокупность материальных и духовных ценностей
#
157. Философ, которому принадлежит представление о том, что культура - это организм, который в своем развитии проходит стадии: детства, зрелости, увядания, гибели: 
+ пенглеру
- Марксу
- Бердяеву
- Канту
#
158. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести: 
- функцию преемственности
- адаптивную (защитную) функцию
- воспитательную функцию
+ деструктивную функцию
#
159. Феномен, к которому относится данное определение: "Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому": 
- техника
- цивилизация
- практика
+ культура
#
160. В рамках аксиологического подхода, культура рассматривается как: 
+ мир ценностей
- мир человека
- мир разума
- мир символов
#
161. Функцией культуры, определяющей изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам является: 
+ адаптивная
- коммуникативная
- познавательная
- социализации личности
#
162. Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в: 
- конце XIX в. 
+ 70-80е гг. ХХ в. 
- начале ХХ в. 
- начале XXI в
#
163. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является: 
- функция приспособление личности к окружающей среде
- функция трансляции опыта
+ интегративная функция
- познавательная функция
#
164. Возможность неограниченного накопления и обработки информации, знакомства с любыми культурными традициями возникла в условиях культуры: 
- раннегородских цивилизаций
- новой эпохи
- первобытного общества
+ постиндустриального типа
#
165. Впервые термин "культура" в значении воздействия на человеческий ум употребил: 
- Платон 
+ Цицерон
- Аристотель
- Сократ
#
166. Процесс скачкообразного преобразования качества духовной сферы жизни общества, той или иной ее важной составляющей: 
- культурный прогресс
+ культурная революция
- культурная инновация
- культурный шок
#
167. Способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах умственного, духовного труда, нематериальных ценностях, идеологических взаимоотношениях людей: 
- материальная культура
+ духовная культура
- культура речи
- общечеловеческая культура
#
168. Совокупность вещественных, материальных, объективных результатов человеческой жизнедеятельности: 
+ материальная культура
- духовная культура
- культура речи
- общечеловеческая культура
#
169. Способы деятельности, достижения в материальных и духовной сферах, характерные для всех людей, всех стран и народов на Земле: 
- материальная культура
- духовная культура
- культура речи
+ общечеловеческая культура
#
170. Философское определение личности:
- личность - это устойчивая совокупность черт характера
- личность - это способ связи сознания, воли и эмоций человека
+ личность - это совокупность персонифицированных общественных отношений"
- личность - это единица социальной общности
#
171. Антропология, как комплекс наук о человеке, обществе и культуре не включает в себя следующую область знания:
+ статистика
- лингвистика
- физическая антропология
- социальная география
#
172. Наиболее адекватно современному уровню представлений о человеке суждение:
- человек - часть природного мира
+ человек - существо биосоциальное
- человек - это машина, организованный механизм
- человек - творение божественного
#
173. Учение, рассматривающее душу и тело как разнокачественные субстанции:
- антропологический монизм
- антропологический материализм
+ антропологический дуализм
- антропологический идеализм
#
174. Философ, сформулировавший проблему "истинности" смерти, "подлинности" небытия, понятого как небытие вечно живущей Воли:
+ опенгауэр
- Ницше
- Сартр
- Кант
#
175. Характеристика, не соответствующая определению родовой сущности человека:
- всеобщие качества человеческой природы, присущие ему во всех формах общества
- общечеловеческое в человеке
- общественная производственная деятельность индивидов, порождающая в них человеческое
+ совокупность персонифицированных общественных отношений
#
176. Философ, рассматривавший человека как существо общественное, государственное, политическое:
- Гераклит
- Демокрит
- Сократ
+ Аристотель
#
177. Определением "сверхчеловека" не является:
+ "мера всех вещей"
- прообраз освобожденного человека, "сильный человек", аристократ, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем "воли к власти"
- "добродетель, свободная от морали"
- богочеловек, жизненный путь которого основан на следовании Богу, добронравственности
#
178. Человек - творец себя и своего места в мире природы. Данное суждение относится к следующему этапу развития философского мышления:
- античность
- средневековье
+ возрождение
- новое время
#
179. Сущность человека в действительности есть совокупность всех общественных отношений. Данное определение сущности человека принадлежит:
+ Маркс
- Гегель
- Сартр
- Фейербах
#
180. Существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм - это самостоятельно заводящаяся машина, подобно часовому механизму. Данный взгляд принадлежит:
+ Ламетри
- Гельвеция
- Гольбаха
- Дидро
#
181. Методологический принцип, поставивший в центр изучения проблему человека:
- антропологизм
+ антропоцентризм
- эволюционизм
- гуманизм
#
182. Философ, сформулировавший свои знаменитые вопросы, обращенные к каждому человеку: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я должен надеяться? 4) Что такое человек?
+ Кант
- Фихте
- Гегель
- Фейербах
#
183. Автор высказывания "Человек есть мера всех вещей":
- Платон
+ Протагор
- Горгий
- Пифагор
#
184. Представитель немецкой классической философии, утверждавший самоценность и значимость живого, эмпирического человека и понимает последнего как часть природы, чувственно-телесное существо:
- Фихте
- еллинг
- Гегель
+ Фейербах
#
185. Понятие, в котором воплотился характерный для конфуцианства идеализированный облик правителя, одновременно являющийся и эталоном общественного служения:
- император
+ благородный муж
- благородный гражданин
- порядочный человек
#
186. Мыслитель, считавший, что фундаментальным свойством индивида как личности является не приспособление к существующим обстоятельствам, а преодоление, преобразование их, поиск нового посредством глубокого осознания действительности:
+ Маркс
- Фромм
- Конт
- Кант
#
187. Философ, согласно учению которого сущность человека проявляет себя не в обыденной суете, а в "пограничной ситуации", болезни, смерти, борьбе, страдании:
- Маркс
- Кант
+ Сартр
- Фрейд
#
188. Человек - это душа, т.е. разум, мыслящая активность. Древнегреческий мыслитель, так решавший вопрос о сущности человека:
- Гераклит
- Демокрит
- Сократ
+ Платон
#
189. Термин, обозначающий позицию человека в обществе, наделенную определенными правами и обязанностями:
- социальная роль
+ социальный статус
- профессия
- должность
#
190. Природу человека составляют не сознание, дух и разум, а бессознательная необузданная жизнь, темный и хаотический избыток инстинктов, включающий его в общий поток становления жизни. Жизнь человека на земле и само существование лишены смысла. Данное суждение принадлежит:
+ опенгауэр
- Ницше
- Маркс
- Кант
#
191. Термин, обозначающий неповторимое, особое сочетание природных и социальных свойств конкретного человека, выделяющее его среди других индивидов:
- личность
+ индивидуальность
- социальная роль
- социальный статус
#
192. Человек - субъект и объект истории. Данное положение выражает смысл следующей концепции человека:
- экзистенциалистская
+ марксистская
- позитивистская
- герменевтическая
#
193. В содержание понятия отчуждения не входит:
- растворение человека в абстрактных социальных качествах
- утрата человеком контроля над результатами своей деятельности
- утрата человеком идентичности
+ отшельничество
#
194. "Самое страшное из зол - смерть - не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем". Это суждение принадлежит:
- Гераклит
- Сократ
- Платон
+ Эпикур
#
195. Существу неклассической антропологии соответствует следующая характеристика:
- бытие человека рассматривается чрез понятия его природы и сущности
- в основе лежит представление о неизменности и автономности человеческой природы
- разумность человека выступает синонимом самостоятельности, свободы, активности отдельной личности
+ исходит из признания исторической изменчивости человеческих свойств, их производность от общества, инстинктов, культуры
#
196. "Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено как средство, только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе". Автор этого утверждения:
+ Кант
- Гегель
- Маркс
- Фейербах
#
197. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит:
- образование
+ социализация
- адаптация
- воспитание
#
198. Направление современной западной философии, представители которого главное внимание уделяют духовной активности, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории:
- прагматизм
- феноменология
+ экзистенциализм
- философская антропология
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта