Главная страница

_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо. Ббк 88. 4 П88


Скачать 1.68 Mb.
НазваниеБбк 88. 4 П88
Дата26.03.2023
Размер1.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо.doc
ТипКраткий очерк
#1016727
страница3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Основные подходы и принципы арт-терапии


На сегодняшний день существует многообразие подходов в арт-терапии — психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и активно развивающиеся в последнее врем инновационные направления — мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи З. Фрейда и К. Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических процессов [53, с. 217]. З. Фрейд рассматривал изобразительное творчество, как область проявления психической патологии и психологических проблем автора. Посредством изобразительного творчества активизируются компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности [28]. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. К.-Г. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Он верил в то, что человек, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления. Искусство, особенно легенды, мифы, символические рисунки, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [68].

Родоначальником психодинамического направления в арт-терапии считается М. Наумбург (M. Naumburg). Согласно ее мнению, каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах, так он получает доступ к глубинным мыслям и чувствам, вытесненным в бессознательное» [28, 81]. Несколько иного взгляда придерживаются Э. Крамер и ее последователи, которые считают, что исцеляющий потенциал изобразительной деятельности заключается в возможности сублимировать разрушительные импульсы автора изобразительной продукции и предупреждать тем самым их непосредственное проявление в поступках [28, 76]. А наиболее значимым является то, что клиент получает опыт создания и авторства рисунка, а арт-терапевт выступает при этом в качестве только свидетеля [76].

Отмечено, что использование психодинамической модели арт-терапии имеет определенные ограничения, так как в частности, она наиболее продуктивна в решении клинических задач и в меньшей степени — в решении проблем в социальной сфере и образовании [28, c. 49]. Психодинамический подход, продолжая выступать в качестве одной из основных моделей арт-терапевтической практики, тем не менее, сдерживает ее развитие [28].

Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты песочной терапии [28, с. 86]. Основное положение этой школы выражается в следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало («духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности [27, 28].

Гуманистическая психология и психотерапия способствовали превращению арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития человеческого потенциала [30]. Принципиальное отличие данной модели психодинамического подхода состоит в использовании арт-терапевтического процесса с целью гармонизации и гуманизации отношений, личностного роста, с целью изменения качества сознания [7, 28, 47, 48]. Доказано также, что терапия искусством развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и ориентацию в пространстве [55]. С влиянием этого подхода связывают распространение представлений о креативности как постоянно присутствующем, внутрипсихическом ресурсе личности, развитие которого помогает в реализации собственного потенциала в разных видах деятельности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг и др.).

Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно функционирующий, целостный творческий человек» [48]. Художественное творчество может выражать восхищение человека, его экспериментирование и личностный рост. В подходе Ф. Перлза акцентируется внимание на игровом «эксперименте» средствами изобразительной или иной творческой работы, исследовании поведения в моделируемой ситуации, изучении реакций на новые формы опыта [28, с. 84]. Наиболее распространенные основания для применения этого подхода в арт-терапии: негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, нетерпимость и агрессивное отношение к окружающим и т. д. [32].

Согласно представлениям арт-терапевтического феноменологического подхода именно в арт-терапевтическом процессе человек находит способ решения своих проблем. Cущность феноменологического подхода в арт- терапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр арт-терапевтического процесса, и становится главным наблюдателем собственной изобразительной продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, и эти смыслы не навязываются ему арт-терапевтом [25]. По мнению другого представителя данного подхода М. Бетенски, изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой, и человек (клиент) в своем изобразительном продукте обучается видеть некий смысл и связывать его со своим внутренним опытом. Все это ведет его к способности по-новому видеть и ощущать себя во внутреннем и внешнем мирах [8].

Рассмотрим коротко метод работы, представленный М. Бетенски. Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.

Основные постулаты метода:

  1. продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой;

  2. участник арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт;

  3. необходимо, чтобы участник арт-терапии абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы;

  4. участник связывает творческую работу с внутренним опытом.

Основные принципы, ступени данного метода:

Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

Процесс творческой работы — создание феномена. Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе большинство клиентов демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение.

Феноменологическое интуитивное познание: визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (направленность на предмет). Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Арт-терапевт может сказать клиенту: «Посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина находится прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетливо, как если бы ты немного отошел от нее. Итак, посмотри на работу и обнаружь то, что ты раньше не видел».

Процедура «Что-ты-видишь?»: феноменологическое описание; исследование структуры (взаимосвязь компонентов и качество целостности); феноменологическое связывание и интеграция.

Задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиента описать, что он увидел на картине. Здесь важность индивидуального восприятия: что ты видишь, ты, создатель. Специалист может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания исходя из установок теории, когда доказательства затуманены. Когда требуется, специалист помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, в частности соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в общей картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.

В нашем подходе (работе с персоналом), особенно ценностна триада: группа- участник — художественный продукт. И зачастую, участник использует тот опыт, что группа дает обратную связь: что она видит, чувствует, и каковы ее ассоциации.

Сущность данного метода состоит в том, что клиент — создатель художественной работы — находится в центре терапевтического процесса. Именно клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя и испытывают чувства. Таким образом, клиенты сами порождают субъективные смыслы, им их никто не навязывает.

Очевидно, что первоначально теоретической базой арт-терапии служила аналитическая психология. З. Фрейда, К.-Г. Юнга, и в дальнейшем арт-терапия приобретала все более широкую концептуальную базу. К сформировавшимся в последние годы инновационным направлениям арт-терапии можно отнести [5, с. 8]:

Мультикультуральное направление, предполагающее повышенное внимание специалиста в области арт-терапии к социальному и культурному опыту клиента, тесно связанное с учетом его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).

Феминистский подход, в более широком смысле гендерно-ориентированное направление, связанное, связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальных норм на отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением сексуального поведения людей нетрадиционной сексуальной ориентации (В. Мартин, М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).

Интегративное направление, отражающее одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).

Социально-конструкционистское или нарративное направление, тесно связанное с использованием различных моделей анализа системы: отношений и поведения клиента и интерпретации его изобразительной продукции, включая «множественную интерпретационную стратегию» (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают исследовательскую позицию [5].

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности


Основополагающей для арт-терапии является ее связь с искусствознанием, психологией художественного творчества, социологией искусства. Знания в этих областях необходимы для понимания сущности функций искусства, и понимания роли искусства в социальной, духовной жизни человека и общества. Без этой основы невозможно осознание возможностей и особенностей, регулятивной и коммуникативной функций искусства и разработки этого направления в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера. В. С. Соловьев отмечал, что задача искусства вообще: это превращение физической жизни в духовную, то есть в такую, которая, способна внутренне преображать, одухотворять материю, и свободна от власти материального процесса. (Это самый важный вопрос, на который опирается общая концепция арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.) Я. Мукаржовский, чешский исследователь эстетики и теории искусства: «Одна из важнейших задач искусства находить путь к действительности, указывать человеку объединяющую точку зрения, с которой можно осмотреть действительность и понять пронизывающие ее связи. Искусство, которое мы называем современным, принимает на себя именно эту функцию и с ее позиции хочет и должно быть оцениваемо» [36]. Современное искусство нередко берет на себя психотерапевтическую функцию. Как отмечает Ю. Соболев, в настоящее время нет существенных границ, которые отделяли бы научные психотерапевтические методы от стратегий искусства. Их языки не обособляются, друг от друга… В арт-терапии можно очень широко применять стратегии современного искусства. И наоборот — интуитивно или сознательно, но многие приемы арт-терапии используются сейчас художниками» [58, с. 50]. Очень важным для этого сближения является в частности, что современное искусство апеллирует к личному творческому началу всех людей, стремится к получению опыта психологических изменений, освоению новых ролей и поведения. Следует обратить внимание, что основным направлением в современной философии, науке, искусстве, является постмодернизм, он выражает основные тенденции современной культуры. Постмодернизм отражает в разных формах изменение психологических потребностей современного человека, характеризует изменение способов их предъявления. Все это диктует необходимость рассмотреть влияние постмодернизма на задачи психотерапии. А. Блатер, придерживается следующего мнения, что ускоренное технологическое развитие в конце 1960-х привело к радикальному изменению качества жизни. Этот творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности. И хотя есть весьма спорное утверждение, что в своей крайней форме философия постмодернизма отрицает объективное и измеряет истину лишь субъективным опытом. Все же следует признать, что такой конструктивистский подход, без сомнения, приложим к большинству категорий человеческого опыта, особенно, это относится к психологической, психосоматической, общественной, культурной, духовной и подобных им сфер деятельности. С другой стороны, творчество как основополагающий принцип, призывает к постоянной готовности пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента. Среди практических задач психотерапии в эпоху постмодерна, он выделяет следующие:

    1. Сделать творчество основополагающей ценностью.

    2. Помочь построить клиентам историю их собственной жизни с элементами приключения и героического эпоса.

    3. Помочь клиентам выработать трансперсональную (выходящую за пределы личности) перспективу как основу мировоззрения.

    4. Помочь индивиду шире использовать метафору многообразного Я — не столько для того, чтобы синтезировать или контролировать его, сколько для того, чтобы предоставить свободу выражения различным его составляющим.

    5. Помогать людям больше узнавать о других людях и культурах [71].

Необходимо, отметить мнение Б. Г. Ананьева, о задачах психологии искусства. Понятие «интериоризация», отражает превращение внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, характеризует линию превращения социального в индивидуальное, линию развития человека как сына общества, народа. Есть и другой, более активный эффект социализации — экстериоризация — превращение внутреннего во внешнее. Это вид любой творческой деятельности. Механизм интериоризации в области искусства часто независим от человека, который выступает в роли зрителя, слушателя в течение всей жизни (например, благодаря каналам средств массовых коммуникаций). Переход к экстериоризации происходит именно тогда, когда человек, серьезно переработав все накопленное в процессе усвоения (интериоризации), пытается создать что-то свое [2].

К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными в области психологии творчества, по мнению многих ученых, нет целостной его концепции, которая отвечала бы запросам философской, искусствоведческой, психологической и т. д. мысли.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях.

Различные аспекты проблемы изобразительного творчества, взаимосвязь художественной деятельности и личностного развития индивида рассмотрены отечественными учеными Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Б. М. Тепловым и др. Л. С. Выготский пишет: «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» [14, с. 236]. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление) [там же, с. 235].

Исследования С. П. Иванова, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, П. В. Симонова в области проблем художественной деятельности связаны с решением задачи ее психологического наполнения, психологической операционализации. Этим, вероятно, объясняется большое внимание исследователей к таким важным вопросам, как, например, взаимосвязь творчества и художественной деятельности, ее психологическая роль в социализации человека и в освоении культуры, генезис общих и специальных способностей. Исследовано, что изобразительная деятельность облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения в работах М. Е. Бурно (1989), Р. Б. Хайкина (1982) и др.

В работах Л. А. Венгера, Н. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. И. Кириенко, О. И. Никифоровой и других ученых анализируются отдельные наиболее важные проблемы личностного, эмоционального развития в художественной деятельности. Не менее важным в творческом процессе является и эстетическое переживание, которое возникает в процессе создания художественной продукции. В своих исследованиях А. А. Попель, В. В. Рыжов отмечают, что «способность к творчеству является универсальной характеристикой человека, что каждый человек от природы способен творить, и творчество пронизывает любые формы деятельности человека» [42]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, эстетическое, этическое переживание — это результат своеобразного искусства личности непосредственным образом воспринимать красоту мира или другого человека так, чтобы само переживание становилось ценностно [1]. Можно сказать, что эти переживания — не исходный пункт, а итог, результат личностного, эмоционального соединения с действительностью. И этот результат, в известном смысле, является самоцелью и самоценностью.

Возможности творчества не обозначить, так как его грани неисчислимо множественны. Мы согласны с мнением Л. Э. Панкратовой, что проблема творчества — одна из тех, какие в философии являются вечными. На каждом крутом вираже развития философской мысли она поворачивается то одной, то другой из своих многочисленных граней. Обозначим основные творческие возможности в рамках нашего исследования (рис. 1.).


Рис 1. Возможности творческого взаимодействия в модели арт-терапии

Методология, интерсдисциплинарная теория, технология арт-терапии


В продолжение теоретико-методологического обзора арт-терапии, остановимся на ее методологии, интердисциплинарной теории и технологическом уровне.

Методология арт-терапии продолжает находиться в стадии становления, собственно, как интегративная отрасль научного знания Особенностью методологии арт-терапии является то, что она отражает интеграцию теорий, концепций, методов познания психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук [28, 32]. Центральное место занимает психология с разнообразием теорий влияния и места творчества в жизни и деятельности человека. Развиваясь на основе межнаучного подхода, арт-терапия заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт психологии, психотерапии, искусства, и, прежде всего изобразительного, а также музыки, драмы, литературного творчества и т. д. Потребность в таком заимствовании объясняется не только «молодостью» мультидисциплинарной отрасли, сколько деликатностью объекта арт-терапии — психологическое здоровье человека как одного из наиболее сложных явлений материального мира [32]. Представим в виде модели (рис. 2) нашу точку зрения на некоторые, наиболее выраженные и очевидные взаимосвязи арт-терапии, для применения ее в профессиональной деятельности менеджера. Данная модель сформулирована на основе схемы мультидисциплинарных связей арт-терапии с другими науками Л. Д. Лебедевой [32].



Рис. 2. Модель мультидисциплинарных связей арт-терапии

Взаимосвязь арт-терапии с гуманистической психологией обусловливает ориентацию на персонализацию коррекционно-развивающего процесса, на становление психических функций, на развитие эмпатии, на активизацию его творческого потенциала средствами искусства [4]. Здесь следует остановиться на экзистенциальной психологии Р. Мей, который всецело опирается на идею К.-Г. Юнга об — индивидуальности человека. Он заявляет об уникальности каждого человека и видит источник множества проблем в том, что «человека играет не свою роль» и «не знает самого себя» [38]. Каждому человеку необходимо мужество быть собой, которое только и ведет к социальной адаптации. Новшество Р. Мэй заключаются в том, что при рассмотрении личности, он отмечает «дух» — как составляющую личности, которая обеспечивает ее творческий рост. Его «экзистенциалами», иными словами характеристиками человеческого бытия, являются — открытость будущему, воля, любовь. Любовь, тот же атрибут духа, что и воля, но направленная не на собственную жизнь или мир, а на других людей. Все эти процессы прочно связаны с творческой природой экзистенции. Всякое «расширение сознания», по Р. Мей, переконструирование мира, создание нового мира, что и является творчеством. Человек, живущий творчески, постоянно вне себя, вне своих рамок и ограничений; такой человек постоянно открывает новые стороны действительности, понимает каждую вещь и каждого человека со всех сторон [37]. По его мнению, личность, не может быть целостной, и этого не нужно добиваться. Статичность и замкнутость — это смерть для личности. «Наша цель — новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [44, c. 30, 31]. Причиной всех личностных проблем, по его мнению, является «нарушение правильного распределения напряжений ко всей внутренней структуре личности» [там же, с. 40]. Коррекция напряжений — творческий, динамический процесс — величайший дар свыше: «Чем одареннее человек, тем легче и быстрее происходит в нем коррекция, он более восприимчив и глубже чувствует страдание, но его потенциал гораздо богаче» [там же].

Связь арт-терапии с психотерапией и медицинской психологией позволяет правильно выстроить психокоррекционных процесс воздействия средствами искусства в психологическом обеспечении управления. Знания психологии труда и психологии менеджмента дают возможность применять метод арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.

Для применения арт-терапии в психологическом обеспечении менеджмента, руководства необходимы знания из области психологии менеджмента, и психологии труда. Как мы будем рассматривать ниже, без знания требований к профессии, условий труда, проблем профессиональной деятельности и понимания концепции психологического обеспечения любой деятельности, применение арт-терапии может либо быть неэффективно, либо принести нанести ущерб психологическому здоровью, в нашем случае менеджеру.

На современном этапе применения арт-терапии — как отдельные, бессистемно используемые приемы, методики, упражнения на основе изобразительного творчества, отмечаются тенденции к выхолащиванию данного метода. Так как, арт-терапия рассматривается нами, как инновационная технология в психологическом обеспечении профессиональной деятельности, рассмотрим, в обобщенном виде — что мы подразумеваем под словом технологичность арт-терапии. Проблема «технология арт-терапии в психологическом обеспечении остается» мы оставляем дискуссионной, так как не претендуем на ее полное описание и обоснование. Мы не будем останавливаться на доказательствах соответствия арт-терапии понятию «технология», так как данную проблему более подробно рассмотрела Л. Д. Лебедева в своем лонгитюдном исследовании. Мы использовали данное исследование и выделили основные критерии «технология арт-терапия» в применении ее в психологическом обеспечении.

В самых общих чертах технология рассматривается разными авторами как совокупность (определенных процессов), научное описание (каких-либо) способов, смысл использования различных средств, программно-методическое обеспечение, совокупность психологических установок [32, 45]



Рис. 3. Технологические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о полифункциональности арт-терапии и выделить ее терапевтические ресурсы в решении проблем персонала (рис. 4).



Рис. 4. Полифункциональность арт-терапии в решении задач психологического обеспечения персонала

Групповая арт-терапия


Арт-терапевтический процесс может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Существуют разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная, студийная, открытая, закрытая, структурированная и неструктурированная. Для проведения исследований в области психологии труда возможно сочетание разных по форме групп, с учетом их характерных признаков и специфических особенностей групповой арт-терапии. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий и меньшую длительность существования по сравнению со студийной и с динамической [30].

Групповая арт-терапия имеет ряд достоинств: она развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32].

А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа различных процессов и феноменов групповой арт-терапии:

  • фактор художественной экспрессии;

  • фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;

  • фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов и механизмов психологических изменений [29].

Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79].

Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных уровнях:

  • общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»);

  • межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, так и ведущему группы);

  • внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, фантазий и т. д.).

Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок, современными речевыми стратегиями, перформансом.

Таблица 1. Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе

Оси коммуникаций

Уровни коммуникации

Направленность коммуникации

Способы коммуникации

Уровень социальных отношений

Общегрупповые процессы

Сенсомоторный (телесная, голосовая экспрессия, манипуляции с художественными материалами, инструментами)

Уровень переносов

Межличностные процессы

Проективно-символический / проективно-знаковый (посредством символообразования, использования знаковых систем)

Уровень разных психических процессов

Внутриличностные процессы

Драматически-ролевой (посредством ролевого моделирования различных образов и ситуаций с элементами драматического исполнения)

Вербальный (посредством обратной связи и сообщения информации


Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в рабочую тетрадь.

Ведущий группы при этом выполняет следующие функции:

  • обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем);

  • структурирование обсуждения (порядок и временной регламент);

  • комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, их поведения, обсуждения в группе);

  • помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов;

  • формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход к развернутым дискуссиям) [29, 53].



Интерпретации рисунков в арт-терапии


Главная особенность арт-терапии — триадная связь вместо привычного психотерапевтического альянса. Триаду составляют арт-терапевт, участник арт-терапии и созданный им художественный образ или произведение искусства, между которыми возникают множественные вербальные, невербальные, визуальные коммуникации. Также можно обозначить другие триады: участник — арт-терапевт — группа; изобразительная продукция — участник — группа [15, 28, 32]. При исследовании изобразительного продукта арт-терапевт выделяет те факторы воздействия, которые составляют позитивный потенциал для изменений внутреннего мира, эмоционального, поведенческого паттернов участника арт-терапевтического процесса и облегчают ему «отреагирование» переживаний, эмоций, фантазий [41].

Итак, арт-терапевтический процесс представляет собой изобразительную работу, последующую коммуникацию с изобразительным продуктом, интерпретации автора, анализ групповой динамики, ретроспективное обсуждение арт-терапевтического процесса, рефлексию результатов. Он зависит от теоретической и профессиональной подготовки специалиста и стратегии арт-терапевтического взаимодействия. Арт-терапевтический подход к интерпретации рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя элементы такого анализа присутствуют. Бесполезно выбирать из всех возможных интерпретаций единственно верную, поскольку все они могут иметь значение, если помогают человеку. Интерпретация сопровождается обратной вербальной связью, и диагностика предполагает рефлексию самого автора изобразительной продукции, осознание им содержания своего внутреннего мира, травматического опыта и т. д.

В каждом графическом изображении, которое можно рассматривать и как невербальное сообщение для другого человека, остается что-то специфически индивидуальное. Как справедливо утверждают многие специалисты, арт-терапевту, стремящемуся разобраться в содержании рисунков клиента, надо строго ориентироваться на ассоциации самого автора рисунка и «язык» его тела, а не на собственные проекции и интерпретации [11, 20, 28].

Обратная вербальная связь построена на рефлексии автора работы, осознании им не только содержаний своего внутреннего мира, но и травматического опыта. Выступая одновременно в роли «свидетеля» и «автора», участник арт-терапии имеет возможность, по словам Р. Гудман, проводить рефлексию своего опыта, «переводя» информацию о нем, с эмоционального уровня на когнитивный [20].

Ниже приводятся элементарные, на первый взгляд, инструкции по технике обсуждения изобразительного материала, которые отражают суть и важность арт-терапевтического обсуждения [30, 70].

Автор изобразительной продукции:

  • Должен иметь возможность рассказать о своей работе так, как он хочет.

  • Комментирует те или иные части рисунка, проясняет их значение, описывает определенные формы, предметы, персонажи.

  • Описывает свою работу (или отдельные элементы изображения) от первого лица, по возможности строит диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, чем являются эти части. Если участник затрудняется в обозначении той или иной части изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение. При этом следует спросить участника, насколько это объяснение представляется ему верным, — это можно выяснить как по вербальным, так и по невербальным реакциям участника.

  • Фокусирует свое внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что означает тот или иной цвет, фокусируясь на нем, он может что-то понять. Необходимо учитывать при этом, что цвета в одних случаях отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам.

В свою очередь, арт-терапевт:

  • Фиксирует особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания участника и использует эти наблюдения в дальнейшем обсуждении. Также предметом наблюдения со стороны арт-терапевта является возможное сильное напряжение участника в процессе обсуждения. В этом случае его внимание необходимо переключить на другую тему.

  • Помогает участнику обнаружить связь между высказываниями об изобразительной работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему вопросы о том, что и каким образом может отражать данная работа. Следует сознавать, что участник может быть не готов принять объяснения арт-терапевта.

  • Рассказывает о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

  • Должен иметь возможность работать в удобном для него темпе, сознавая при этом, что он будет изображать то, что готов изобразить и отражать те состояния, к исследованию которых он готов. Он также должен иметь возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

  • Выделяет в работах наиболее устойчивые темы и образы. Со временем участник будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы.

Вместо независимой интерпретации формальных признаков изобразительной продукции используются разнообразные речевые стратегии, во многом проясняющие символику и скрытый смысл. Наряду с разнообразными формами обсуждения, разворачивающегося в связи с материалом изобразительной продукции, отслеживаются особенности мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций человека [30]. Важная роль при проведении обсуждения принадлежит клиенту и его точке зрения. Следует учитывать, что дискурс связан не только с речевым, но и с визуальным образом, а потому имеется высокая степень соответствия между созданным визуальным рядом и тем, как он интерпретирован и описан. Как утверждает С. Хоган: «Модели рассуждения определяют различные формы репрезентаций и, следовательно, опыта людей и понимания ими окружающего мира; они влияют на то, каким образом представители разных социальных групп воспринимают себя и представителей других групп, и на то, как они выражают свои взгляды в различных способах вербальной и визуальной коммуникации» [29, 74].

Диагностический потенциал арт-терапии


Основным диагностическим материалом в арт-терапии является изобразительная продукция участников [11, 13, 14, 48, 50, 53, 56, 60 и др.]. Это в какой-то мере сближает арт-терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют как самостоятельную разновидность проективную арт-терапию (М. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин, С. Кратохвил и др.). В других источниках отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов [44]. Действительно, рисунок имеет диагностические возможности, однако у арт-терапии, несомненно, более широкий спектр сфер применения.

Исследования, посвященные анализу изобразительной продукции, можно разделить на три группы:

Изобразительная продукция как фактор психического и личностного развития (Л. С. Выготский, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, В. С. Мухина, Ю. А. Полуянов, Н. А. Рыбников и др.). Иными словами, личность человека рассматривается «как объект его творческих усилий» (Э. Фромм), а творчество как «самостоятельное «строительство» системы взаимоотношений с миром» (А. Н. Леонтьев).

Изобразительная продукция как средство изучения внутреннего мира человека, в более узком смысле — средство психологической диагностики (Л. Ф. Бурлачук, Е. С. Романова, Ф. Гудинаф, К. Кох, Ф. Дольто, Ж. Назьо, Д. Дилео, К. Маховер и др.). Иными словами, изучение «особенностей восприятия мира» посредством изобразительной деятельности (А. Маслоу), «предъявление собственной индивидуальности в виде уникальных эмоциональных реакций» (Е. Л. Яковлева).

Изобразительная продукция как средство психотерапии (К. Рудестам, Н. Роджерс, Н. Принцхорн, Ф. Дольто, Ж. Назьо, Г. Ферс и мн. др.), «позволяющее наблюдать и оценивать динамику конфликта» (Д. Лауб).

Подчеркнем немаловажный факт, что число тематических заданий для графических проективных тестов ограничено, а в арт-терапии, напротив, предлагаются самые разнообразные темы для творческой деятельности. При этом диагностическая ценность изобразительной продукции не возводится в абсолют. Рисунки не подвергаются аналитическому разбору с целью выявления значения. Интроспективное восприятие считается более информативным, нежели внешние признаки законченного произведения [53].

Можно считать, что вышеуказанные творческие, терапевтические, технологические и методологические ресурсы арт-терапии являются достаточным основанием для ее применения в психологическом обеспечении деятельности менеджера (рис. 5.).



Рис. 5. Ресурсы арт-терапии в психологии профессиональной деятельности
Остается невыясненным механизм и условия влияния метода арт-терапии на личностные и профессиональные характеристики менеджера, на укрепление его психологического здоровья. Необходимо рассмотреть перспективы применения и развития арт-терапии в психологии труда.

Арт-терапия в психологии труда и ее перспективы в решении задач гуманизации труда


Многие методы, применяемые для решения задач психологии труда — оптимизация праксических состояний, процессов адаптации, профессионального обучения, улучшение межличностных взаимоотношений в трудовых коллективах, позитивное личностное развитие — используют различные виды и формы художественного творчества. Это дает основание отнести их к арт-терапевтическим, несмотря на то, что этот термин используется авторами не всегда.

Проведем краткий обзор работ, посвященных использованию различных художественных средств в целях оптимизации трудовой деятельности.

Еще с древности до наших дней дошли знания о труде, выраженные в следующих неписьменных средствах фиксации [43, с. 15]:

  1. Сказки, легенды, заговоры, обряды.

  2. Изобразительные средства.

  3. Песня и ритм — средства управления состоянием человека в труде. Ритм — средство и важное условие создания особого настроения в производственной деятельности и вне ее. Особенно важен ритм был в выполнении коллективных действий.

  4. Народные пословицы и поговорки.

Существуют различные версии о происхождении искусства. Многие из них сводятся к тому, что первоначально оно имело задачу снимать тяжелое напряжение труда. На наш взгляд, искусство — это выражение естественной потребности человека в привнесении в свою трудовую деятельность компонента творческого самовыражения, и, в определенной степени, в создании фольклорных, изобразительных, литературных произведений и т. д. В этом можно увидеть истоки идеи психологического обеспечения труда методами искусства.

Еще В. М. Бехтеревым был предложен метод лечебного чтения (либропсихотерапия), который активно использовался на производстве для борьбы с состояниями монотонии. Обычно этот метод реализовывался в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов) и применялся при выполнении ручных однотипных операций. Хотя формы воздействия функциональной музыки и прослушивания отрывков текста на состояние человека различны, их эффекты обнаруживают существенное сходство. К сожалению, вопрос о конкретных психологических механизмах положительного воздействия этих средств пока еще остается открытым и нуждается в специальном исследовании.

Об активном использовании музыки в психологическом сопровождении трудовой деятельности можно судить по ряду публикаций [16, 37]. Музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются эффективным средством борьбы с монотонией, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов, — отмечали И. А. Гольдварг (1971), В. Г. Ассев (1974). Установлено, что под влиянием музыки происходит «усиление восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых угнетена под влиянием утомления» [37, с. 54–56]. Но функциональная музыка оказывает благоприятное влияние только в том случае, если в полной мере учитываются требования к организации и содержанию музыкальных программ, к методическим и техническим средствам их реализации. Назначение музыкальных программ различается в зависимости от типа состояния, подлежащего коррекции или устранению. С их помощью можно стимулировать процессы «вхождения в работу» или адаптации к изменившимся условиям деятельности, поддерживать оптимальный уровень выполнения работы, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в периоды отдыха [там же].

В своем исследовании В. Е. Рожнов отмечал, что активизирующие методы психотерапевтического воздействия с использованием художественной формы, применяемые в трудовом коллективе, способствуют расширению контактов между людьми. Арт-терапевтическое рисование на свободные темы способствует освобождению от внутреннего напряжения, катарсическому очищению и является мощным средством воздействия на эмоциональную сферу личности и ее ценностные ориентации. С его помощью возможно изменять отношения и планомерно их перестраивать, а также обеспечить глубокий отдых и увлечь приятной, творческой деятельностью [50, с. 245–256].

Сегодня мы уже можем говорить об арт-технологиях и их положительном воздействии на процесс подготовки специалистов помогающих профессий. Эффективность использования мультимедийных форм арт-терапии в подготовке специалистов помогающих профессий отмечает В. Л. Кокоренко: «Они позволяют создавать благоприятные условия в обучающем процессе специалистов помогающих профессий и для обработки многих профессионально важных умений, и для усвоения научных идей и закономерностей, поскольку почва для этого подготовлена ситуацией «проживания», и для раскрытия личности преподавателя, ведущего занятия, тем самым, усиливая процесс идентификации» [26, с. 13].

Анализ результатов различных исследований позволяет указать на позитивные изменения в профессиональной группе психологов, педагогов, и отметить перспективность дальнейших исследований по возможности использования «арт-терапевтической здоровьесберегающей» технологии [15, 17, 32, 33]. То, что использование арт-терапии способствует процессу творческого самопознания и позитивному личностному развитию будущих педагогов, отмечают Т. Г. Глухова, В. В. Горев, Л. Д. Лебедева.

Л. Д. Лебедева в своем лонгитюдном исследовании отмечает, что в различных формах арт-терапии объективируются профессионально значимые качества будущего учителя, а также выделяет гуманистический потенциал арт-терапии в формировании личности студента педагогического вуза [32]. В. В. Горев анализирует художественную деятельность как фактор личностного развития. В своем исследовании он отмечает, что «критериями, характеризующими процесс самопознания и развития будущих педагогов на основе художественной деятельности, являются изменения личностно-смысловой сферы». Позитивные изменения отмечены в следующих сферах личности: мотивация достижения, чувственно-эмоциональная сфера, креативность, процесс самопознания, отношение к другим людям, духовная сфера [17]. Т. Г. Глухова исследовала актуализацию восприятия педагогом своего профессионального здоровья посредством тренинга арт-терапевтической направленности. В результате применения арт-терапии была зафиксирована положительная динамика следующих показателей профессионального здоровья педагогов: поведенческая гибкость, креативность, самопринятие. Отмечены снижение реактивной и личностной тревожности, самообвинения и т. д. [15].

Применение метода арт-терапии показало высокую эффективность в работе с комбатами (это офицеры спецподразделений, принимающих участие в боевых действиях в Чечне), волонтерами, работающими в лагерях беженцев в Ингушетии, и оказавшимися в экзистенциальных кризисах. Об этом свидетельствует исследование Т. Ю. Колошиной [27].

Обнаружено и обосновано влияние художественно-творческой деятельности на личностную и профессиональную адаптацию студентов [33].

Р. М. Грановская, рассматривая творчество как вариант сублимации конфликта (на примере ролей руководителя, менеджера, психолога), предлагает анализировать стратегии личного развития творчества. В их число она включает медитацию, пение мантр, ритм и музыку, тренировку ярких цветовых представлений, коаны, различные варианты игр — логических, компьютерных, деловых и управленческих [18].

В заключение отметим возможности применения отдельных арт-терапевтических упражнений на рабочем месте. Например, Ш. МакНифф отмечает эффективность практик воображения, а также специальных арт-терапевтических занятий в работе над индивидуальным или творческим стилем высшего звена менеджеров [80]. Отдельные арт-терапевтические методики, упражнения, техники используются в тренингах личностного роста для специалистов, бизнес-тренингах, но отмечается опасность «выхолащивания» данного подхода.

Гуманизация профессиональной деятельности — «это личностно-центрированный процесс, совпадающий по главным целевым и процессуальным характеристикам с гуманистической моделью терапии; и образование, и терапия ориентированы, прежде всего, на помощь в личностном росте» [9, с. 22].

Приоритетная цель арт-терапии в психологии труда состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей творческого самовыражения и самопознания в профессиональной деятельности. Процесс гуманизации профессиональной деятельности, несомненно, следует рассматривать сквозь концепции гуманистической психологии и в контексте теории потребностей, в частности, «ценностной лестницы потребностей» А. Маслоу.

Представители гуманистического направления особо подчеркивали стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность. Идея саморазвития, самореализации, самоактуализации является значимой в современных концепциях о человеке. Понятие самоактуализации тесно связано с понятием жизненного пути. Творчество дает иной взгляд на системы ценностей, развивает способности, дает необходимый опыт совладания с проблемами, и позволяет, несмотря ни на что, сохранять интерес к миру.

Введение арт-терапии в психологическое обеспечение профессиональной деятельности за счет уникального арт-терапевтического пространства, возникающего в процессе арт-терапии, создает в едином арт-терапевтическом процессе сочетание трех других: процесса индивидуализации, социализации и профессионализации личности менеджера, придавая этому процессу гуманистическую направленность.

Рассмотрим процесс индивидуализации. «Здесь надо иметь в виду, что существенная часть любой психотерапии — формирование на той же эмпирической базе более благоприятной картины собственной жизни. Новый взгляд на собственную историю помогает изменить свою жизнь и свое отношение к миру…» [18]. Творческая деятельность позволяет удовлетворять глубинные потребности личности, а обучение творчеством увеличивает вероятность замены патологических путей самоактуализации, отмечает Р. М. Грановская [там же].

Групповое взаимодействие в процессе арт-терапии, совместная творческая деятельность создают возможность более открытых взаимоотношений между людьми. Участие в группе помогает менеджеру в воспитании более открытых способов общения, учит сопереживанию состояниям другого.

Обратная связь в арт-терапевтическом процессе дает возможность рассмотреть упражнение, технику или прием с позиции профессиональной значимости. Индикатором изменений, происходящих в личности менеджера в процессе арт-терапевтического сопровождения, выступает «Я-концепция». В результате влияния арт-терапии обогащается структура «образа Я» менеджера и, согласно теории, в дальнейшем она обнаруживается в иной, более расширенной и позитивной позиции менеджера в его профессиональной деятельности и в мире. Творческий процесс, возможность последующего обсуждения, феноменологическая групповая динамика затрагивают глубинные процессы человеческого существования. А также заставляют задуматься над вопросами, о которых в иной обстановке он (менеджер) никогда ранее не размышлял: о психологической природе человека, собственном стиле взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, о собственной творческой силе, альтруизме и т. д.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что практическое применение арт-терапевтических методов и приемов для решения задач психологии труда имеет давнюю традицию. В последние годы в связи с общими тенденциями развития общества и науки арт-терапевтические методы стали все чаще использоваться с целью развития творческого самопознания и позитивного личностного развития человека в труде, то есть для решения задач гуманизации трудовой деятельности. Использование арт-терапии для решения именно этих задач психологии труда представляется нам наиболее перспективным, как в практическом, так и в методическом плане (что позволяет раскрыть потенциал арт-терапии).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта