Главная страница

Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


Скачать 4.63 Mb.
Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
АнкорСборник статей
Дата12.04.2022
Размер4.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
ТипДокументы
#467265
страница102 из 121
1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   ...   121

ПРИЁМЫ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ



О.А. Пшеничная

МБУ ДО «Чернянская районная детская школа искусств» e-mail: pshenichnaya.olga.79@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются современные методы обучения композиции и приѐмы варьирования музыкальной темы на уроках сольфеджио в ДШИ.

Ключевые слова: композиция, обучающийся, сочинение, приѐмы, воображение, музыкальный слух, выразительность, преобразование.

COMPOSITION TECHNIQUES AT SOLFEGGIO LESSONS AT THE CHILDREN'S ART SCHOOL



O.A. Pshenichnaya Chernyanskaya district Children's School of Arts

e-mail: pshenichnaya.olga.79@mail.ru
Abstract. The article discusses modern methods of teaching composition and techniques for varying the musical theme in solfeggio lessons at the children's art school.

Keywords: composition, student, composition, techniques, imagination, musical ear, expressiveness, transformation.

Всем известно, что сольфеджио считается сложной и трудной дисциплиной в детской школе искусств, содержит сложный комплекс знаний. Возникающие проблемы в процессе обучения сольфеджио делают этот учебный предмет не интересным для многих обучающихся, поэтому сочинение может стать важной составляющей урока сольфеджио вместе с изучением теории музыки и всесторонним развитием музыкального слуха во временных рамках установленных образовательной программой.

Основная задача в обучении навыкам композиции заключается в том, чтобы научиться сочинять музыкальные темы, мелодии. Изначально нужно показать обучающимся на примерах народного и профессионального музыкального искусства то, что, несмотря на оригинальность и различие тем есть ряд закономерностей в их построении. На основе этих закономерностей, омский педагог-новатор Г.И. Шатковский обосновал ряд правил, которым можно следовать в сочинении музыкальных произведений:

    • меньше средств больше выразительности (минимальное количество звуков, максимум смысла и красоты);

    • единый ритм: тема построена так, что еѐ объединяет один ритмический рисунок;

    • единая интонация: тема складывается, из одной интонационной единицы;

    • повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит мелодия, повторяются либо безо всяких изменений, либо с варьированием высоты лада и ритма;

    • оригинальность темы, ее индивидуальность, неповторимость, своеобразная красота.

Таким образом, основы композиции становятся вполне понятны обучающимся младших классов школы искусств.

Начинать следует с сочинения мелодии на текст, что позволяет его по- разному толковать. Сначала детям необходимо научиться читать стихотворения, придавая им самые различные эмоции: гнев, нежность, обида, восторг... Позже сочинить музыкальные темы на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от ясных, радостных до печальных, жалобных. Задача на начальном этапе состоит в том, чтобы, применяя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать наибольшее число вариантов разных по эмоциям музыкальных построений.

Композицией возможно заняться уже на четвѐртом-пятом уроке после начала обучения, когда изучены все интервалы. Преподавателю необходимо привести обучающегося к мысли, что образ и настроение музыкальной темы бывает разным – в зависимости от того, какие интервалы в ней применяются. Все примеры на те или иные интервалы обязательно нужно пропевать. Трактуя мелодию, дети должны войти в образ, искренне пережить те или иные чувства в определѐнной ситуации. Полезно обсуждать сочиненные дома мелодии,

корректировать ошибки. Детей нужно научить думать, анализировать, чѐтко рассуждать.

Как отмечает Г.И. Шатковский, оценка играет негативную роль в нравственном формировании обучающегося: приучает работать за что-то; ребѐнок должен трудиться только потому, что это интересно.

Необходимо отметить, чтобы научиться сочинять мелодии быстро, грамотно и выразительно, следует строить несколько музыкальных тем на один и тот же текст. Этот результативный метод усиливает интерес к сочинению тем, помогает более глубокому изучению закономерностей построения музыкальной речи, а также специфики взаимосвязи музыки и литературы.

После этого можно переходить к созданию мелодий на текст, предусматривающий один чѐтко поставленный образ, одно конкретное настроение. Определѐнность образного содержания обуславливает выбор средств выразительности: лад, тональность, темп, динамика. Перед тем как дать задание, необходимо прочитать то или иное стихотворение, обсудить и разобрать его, а затем сочинить мелодию. Весьма действенным является синтетический подход к показу одного и того же образа, когда по каждой теме обучающиеся рисуют, сочиняют небольшие стихи, рассказы, сказки и мелодии. Все это не только активизирует урок, но и разбудит фантазию, воображение, заставит рассуждать и критически мыслить.

Можно щедро применять некоторые приемы обучения сочинения стихов. Например, дается только начало стихотворения, в котором есть не законченное описание природы, ученику следует досочинить его, придумать продолжение литературного текста, применяя указанный размер, ритм, рифму, а далее создать свою мелодию.

Очень помогают в практике композиции ассоциативно-тематические приѐмы, где тематика детского творения может быть самой разнообразной – это времена года, пейзаж («Лесная сказка», «Осенняя песенка», «Облака»), изображение характера и настроения человека («День рождения», «Капризуля»,

«Обида»), характерные сценки («Собачий вальс», «Танго кошек», «Песня соловья»). Временами необходимо предлагать и свободные темы, так как это дает шанс преподавателю узнать, какие темы ученикам интересны.

Становление отношений к людям начинается с отношения к своим родным и близким. Поэтому одной из основных тем может являться тема

«Мамочка моя» («Мой старший брат», «Мой прадедушка»...). Создавая мелодии на тему «Моя мама» необходимо дать разъяснения: «Совсем не важно, когда ваши мелодии будут только радостного характера, они могут быть и жалобные, и горестные мелодии. Ведь не всегда у мам бывает весѐлое настроение, бывает и тоскливо, уныло...».

Очевидно, что любовь к природе характеризует человека, не меньше, чем его отношение к маме. Цель преподавателя состоит в том, чтобы воспитать неравнодушие в ребѐнке, приверженность к красивому, интересному,

образцовому в жизни, искусстве, природе.

Нужно давать конкретное задание на каждом уроке: сочинить построения, используя главные ступени или альтерированные, сочинить в заданной тональности (F-dur), в определенном размере (3/8), применяя широкие интервалы. Как видим, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что узнал и услышал ученик, должно находить действенное применение – это усиливает интерес к изучаемому материалу и содействует более полному изучению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, используя простые средства варьирования (изменение лада, размера, темпа, регистра, штрихов), придавая им черты какого-либо жанра.

В основном любое преобразование высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического характера становится средством варьирования темы. Наиважнейшими средствами преобразования являются разные типы и виды фигураций, к ним относятся: ритмические, гармонические, перемещение, мелодические, смешанные фигурации. Работая с учениками важно стремиться к тому, чтобы ребѐнок написал несколько вариаций в рамках каждой фигурации.

Дальнейшая ступень в сочинении мелодии работа над интонацией. Применяя особые интонации, можно построить музыкальные темы с чертами определѐнного жанра. При условии, что ребѐнок научился создавать мелодии на основе стихотворения, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно начать сочинять темы на основе заданной гармонии. Наряду с этим можно использовать все типы различных фигураций, но изначально лучше составлять мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации.

В случае если на уроке сольфеджио обучаются дети, которые занимаются на разных инструментах, то в классе целесообразно иметь те инструменты, которыми обучающиеся немного владеют. На каком бы инструменте ребенок не играл, важно развивать его воображение, фантазию, которые и являются главным стимулом в активизации основных навыков композиции.
Список литературы

  1. Гнесин, М.Ф. Начальный курс практической композиции / М.Ф. Гнесин. М., 1962. 224с.

  2. Рачина, Б.С. Путешествие в страну музыки / Б.С. Рачина. С.-Петербург, «МиМ- Экспресс», 1997. – 126 с.

  3. Шатковский, Г.И. Сочинение и импровизация мелодий / Г.И. Шатковский. – М., 1989. – 88с.
1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   ...   121


написать администратору сайта