Главная страница
Навигация по странице:

  • СРЕДСТВАМИ

  • Ключевые

  • Принцип Описание

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница110 из 121
    1   ...   106   107   108   109   110   111   112   113   ...   121

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
    Л.А. Тюнина, С.О. Зенина, Е.А. Марчук МБОУ «Средняя школа № 31 Белгород» e- mail: miss.tyunina2009@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматривается проблема одной из наиболее существенных аспектов современной системы образования, использование художественного творчества в процессе педагогической работы с детьми. Ведь художественное творчество предоставляет неисчерпаемые возможности не только для развития личностных качеств, но и способствует формированию творческих способностей. Данный аспект становится, как никогда, актуален в современном обществе, где усилия практически каждого педагога направлены на воспитание полноценной творческой личности, способной к креативному подходу в решении насущных вопросов.

    Ключевые слова: творчество, формирование способности, художественное творчество, воспитание, обучение, воображение, творческий потенциал, творческие способности, творческая личность.

    FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE BY MEANS OF ARTISTIC CREATION



    L.A. Tyunina, S.O. Zenina, E.A. Marchuck School № 31, Belgorod

    e- mail: miss.tyunina2009@yandex.ru
    Abstract. The article examines the problem of one of the most significant aspects of the modern education system, the use of artistic creation in the process of pedagogical work with children. After all, artistic creativity provides inexhaustible opportunities not only for the development of personal qualities, but also contributes to the formation of creative abilities. This aspect is becoming more relevant than ever in modern society, where the efforts of almost every teacher are aimed at education a full-fledged creative person, capable of a creative approach in solving pressing issues.

    Keywords: creativity, formation of abilities, artistic creation, education, training, imagination, creative potential, creativity, creative personality.
    Современная система образования предъявляет особые требования к обучающимся в области развития творческого потенциала. Поскольку потребности современного общества диктуют новые условия функционирования личности, для большинства руководителей уже недостаточно механическое выполнение поставленных задач, что в свою очередь требует внедрения в процесс обучения новых нестандартных методов как основы для дальнейшего совершенствования.

    Определение особенностей функционирования понятия творческие способности не возможно без понимания общей природы творческой деятельности. При этом само понятие «творчество» трактуется с различных точек зрения. Теоретический анализ позволил нам выявить различные подходы к определению понятия «способности»:

    • функционально-генетический подход выявляется в исследованиях Л. Выготского [1], также рассматривается в трудах В. Дружинина [2]. В рамках данного подхода, «способности» представляют собой определенные свойства систем, реализующих отдельные виды психических проявлений.

    • личностно-деятельностный подход реализуется в трудах таких исследователей как С. Рубенштейн [6], Н. Лейтес [3]. В исследованиях С. Рубенштейна [6] способности определяется как сложное психолого- синтетическое образование, которое подразумевает ключевые особенности личности, без которых конкретный индивид не был бы способен к реализации отдельного вида деятельности, причем он отмечает, что данные особенности вырабатываются в процессе определенной деятельности.

    В рамках исследования отечественной школы психологии основными особенностями понятий «творчество» и «творческие способности», является наследственный фактории и психологическая среда, а также процесс разработки отдельных элементов психодиагностики интеллектуального и творческого развития.

    Так, на основе теоретического анализа понятия «способности», можно определить данную способность в качестве индивидуально-психологического свойства конкретной личности, необходимого для реализации конкретного вида деятельности и являющимся одним из ведущих показателей возможности успеха индивида в данном виде деятельности, либо нескольких.

    Современное понимание способностей не сводит их лишь к категориям развития знаний, умений, навыков в конкретном виде деятельности, но при этом означает также взаимосвязь данных понятий между собой.

    Природа творчества изначально наполнены процессом созидания, где конечная цель создание инновационного продукта или эстетических и культурно-ценностных частей культуры. Важно учитывать, что важным условием создания инновации является комплекс явлений (Схема 1).





    Схема 1. Синтез явлений по созданию инновации [7]

    В рамках данного исследования особую значимость имеет также понятие творческих способностей, которые в свою очередь формируются на основе уже сформированных общих способностей. Развитые творческие способности позволяют создавать креативные идеи, а также позволяют личности находить нестандартные пути решения стандартных задач. В области художественного творчества способности находят выражение не только в области познания. А также и в физическом воплощении.

    Большинство действующих методов обучения, направленных творческое развитие, сводятся к необходимости усвоения определенной системы знаний и умений. Но при этом назрела необходимость формирования особых педагогических условий, посредством которых у обучающихся будет сформировано умение самостоятельного поиска решений возникающих проблем. Одной из наиболее действенных форм в области развития творческих способностей является художественное творчество.

    Художественное творчество представляет собой одним из ведущих компонентов современной образовательной системы в области работы с детьми школьного возраста. Само творчество содержит в своей основе набор качеств, необходимых для личностного развития обучающихся, но также и формирования специфических качеств, отвечающих за формирование способности принятия нестандартных решений в привычных ситуациях. Это представляется достаточно важным, поскольку большинство усилий современной педагогической системы направлены именно на реализацию воспитательного процесса творческой личности.

    Значительный простор для развития творческих способностей наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, но при этом основной проблемой остается недостаточное внимание возрастным и психолого-физическим особенностям развития обучающихся. Большая часть исследований, особенностей творческого развития младших школьников сводится к усвоению отдельного взятого комплекса знаний, не имеющих общей основы. По этой причине творческий процесс теряет естественную целостность и приобретает черты формализма. Поэтому творческое развитие в данном возрасте должно затрагивать такие мыслительные процессы как: память, внимание, творческое мышление, что в свою очередь требует создания особых педагогических условий.

    Большинство исследователей солидарны во мнении, что показателем наличия творческих способностей является уровень проявления художественных способностей. Так, в исследованиях А. Мелик-Пашаева детское творчество рассматривается с позиции реализации потребности ребенка в процессе отражения внутренних переживаний. Также он условно выделил три уровня художественной одаренности, которая проявляется в детском возрасте:

      1. воображение;

      2. эстетическая позиция;

      3. наличие системы знаний в определенной области [4, с. 38]..

    Процесс формирования творческих способностей происходит поэтапно:

    1. формирование способностей, связанных с творческой деятельностью, показателями способностей в данном случае могут быть оригинальность мышления, развитая эмоциональность;

    2. развитие системного мышления, проявляющегося в способности видения предмета или явления как целостной системы.

    Педагогические задачи по развитию системности мышления в младшем школьном возрасте, по мнению Е. Туник складываются из:

    1. Предположения о том, что любой предмет или явление рассматриваются с позиции развивающейся системы;

    2. Понимания многофункциональности и многополярности предметных систем и окружающих явлений.

    Кроме того, важно выделить такое явление как творческое воображение в качестве средства формирования творческого мышления средствами художественного творчества [7].

    В исследованиях Л.Е. Пуляевой [5] воображение рассматривается с позиции формирования способности конструирования уникального посредством интерпретации ранее полученных жизненных впечатлений.

    Так, заявленная теоретическая база исследования, а также достаточно изученная проблематика исследования развития творческих способностей младших школьников средствами хореографии, дает возможность выделить совместно с принципом содержательного анализа, ряд принципов в соответствие с параметром целостности педагогической системы. В связи с заявленным выше, мы можем выделить принципы, которые наиболее важны в

    процессе развития творческих способностей средствами художественного творчества (Таблица 1):
    Таблица 1. Принципы формирования творческих способностей [4], [5], [7]

    Принцип

    Описание

    Образность

    Педполагает важность построения занятия в системе обобщения образов

    Напряжение

    Сохраняет актуальность и проблемность изучаемого явления

    Проблемность

    Обозначает актуальность изучаемого явления

    Адекватность

    Реализуется на основании принципа целостности, давая возможность для более конкретного обозначения направлений методологии. Принцип адекватности говорит о том, без изучения предмета исследования в его полном объеме, в контексте сложной организованности всех составляющих. Только подобный подход позволяет в полной мере оценить заданное направление деятельности. Важно отметить, что искусство хореографии в контексте своей природы достаточно диалектично. Что позволяет стать одним из методов познания искусства. И поскольку искусство есть вершина человеческой деятельности, следовательно, само занятие хореографией должно стать формой приближения личности к идеалу.

    Целостность

    Реализуется в процессе реализации длительности занятия хореографией, от отдельных частей к созданию единого целостного процесса. Т.е. процесс творческого развития реализуется посредством погружения в интонационное

    хореографическое пространство, посредством анализа и освоения обучающимся содержательного аспекта занятия.


    При этом особое значение приобретает личная мотивация обучающихся к формированию творческих способностей, развитию исполнительского мастерства. Здесь ведущим фактором выступает деятельность руководителя, поскольку именно от преподавателя зависит возможность создания педагогических условий, необходимых для реализации данных направлений. Занятия хореографией позволяют моделировать занятие так, чтобы в его процессе происходит накопление ценностного содержания хореографического искусства, при этом важно отметить, что стандартная дидактика построения занятий с детьми младшего школьного возраста не всегда применимы к процессу построения хореографического занятия в полной мере.

    Возможно применение лишь общих принципов:

    словесный метод - проведение вводных занятий в формате беседы (введение в курс истории и общих теоретических положений музыкального и хореографического искусства);

    метод анализа и сравнение - проведение занятий в формате интерактивов для понимания общего уровня эстетического и духовного развития воспитанников;

    наглядно-слуховой метод - практические занятие, включающие прослушивание музыкального материала, просмотр видеоматериалов;

    стимулирующий метод мотивирующие рассказы об истории формирования и становления хореографического искусства, достижениях балетмейстеров;

    метод анализа, сравнения прослушивание отдельных фрагментов музыкальных произведений с целью анализа и сопоставления;

    метод обобщения определение идейности хореографических произведений.

    Важно отметить, что педагогика хореографического искусства представляет собой систему особого соотношения психофизических факторов, посредством которой раскрываются сущностные особенности высокого искусства хореографии. Данная система содержит в себе принцип целостности и направленности на творческое развитие обучающихся, что требует создания особой технологии, которая может быть выражена в рамках понятия

    «педагогические условия».

    Поскольку именно в проведении занятий творческой направленности присутствует подобная специфика, которая начинается с переосмысления всех критериев целеполагания занятия. Следовательно, цель обучения становится предполагаемым результатом и требует введения более емкого определения такого как «смысл» обучения, поскольку данное понятие содержит в своей основе процессуальную характеристику обучения, как основную идею, отражающую принципы целостности и согласованности.

    Эффективность процесса развития творческих способностей у детей дошкольного и школьного возраста повышается в специальных микросредах, где собраны их единомышленники и присутствуют эталоны творческого поведения. Наличие благоприятных педагогических условий позволяют развивать творческие и импровизационные способности во многих формах искусства, в том числе и хореографии. На основе вышеизложенного можно заключить, что существует множество подходов в определении, оцениванию и развитию творческих способностей, но при этом в области изучения хореографического творчества данные категории пока недостаточно изучены и систематизированы.
    Список литературы

    1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте // Л.С. Выготский М.-1981 г.- с. 55-56

    2. Дружинин, В. С. Психология общих способностей [Текст] / В. С. Дружинин. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007. – 368 с.

    3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес М.: Педагогика, 1971 – 173 с.

    4. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис.д-ра психолог. наук-М., 1994 - 225 с.

    5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие // Л.Е. Пуляева Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001 - 80 с.

    6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989 – 186 с.

    7. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб.: Речь, 2006 - 176 с.


    1   ...   106   107   108   109   110   111   112   113   ...   121


    написать администратору сайта