Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВАВ.И. Сырф Комратский государственный университет e-mail: vsirf.64@gmail.com Аннотация. В статье исследуются основные проблемы концепции межкультурного просвещения в границах разноэтничной и мультиязычной общности Республики Молдова, а также проблемы, возникающие в процессе ее реализации на примере преподавания учебного предмета для доуниверситетских образовательных заведений «История, культура и традиции народа» и университетского курса «Межкультурное воспитание в условиях полиэтнической среды». Подводятся предварительные итоги двадцатилетней практики внедрения в жизнь данного образовательного цикла и определяются возможные его перспективы. Ключевые слова: межкультурное воспитание, полиэтническая среда, многоязычная общность, Республика Молдова. PROBLEMS OF INTERCULTURAL EDUCATION IN THE MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF MOLDOVAV.I. Sirf Comrat State University e-mail: vsirf.64@gmail.com Abstract. The article examines the main problems of the concept of intercultural education in the multi-ethnic and multilingual community of the Republic of Moldova, as well as the problems arising in the process of its implementation, on the example of teaching a subject for pre- university educational institutions ―History, culture and traditions of the … people‖ and the university course ―Intercultural education in a polyethnic environment‖. The preliminary results of twenty years of practice of introducing this educational cycle into life are summed up and its possible prospects are determined. Keywords: intercultural education, polyethnic environment, multilingual community, the Republic of Moldova. Заметно прогрессирующее развитие международных отношений и межэтнических контактов, особенно в последние десятилетия, все настойчивее говорит о необходимости действенной реализации такой одной их основных задач современного образования, как воспитание межкультурной компетенции. И это не является случайным требованием дня, ведь именно системе народного образования и просвещения и выпало предназначение решать сложнейшую проблему избавления современного общества от сложившихся стереотипов и изменения их на другие, более соответствующие реалиям нового миропорядка. Как показывает международная практика и общечеловеческий опыт, наиболее конструктивной тактикой и стратегией взаимодействия между различными по происхождению и менталитету людьми является интеграция, предполагающая при этом сохранение собственной этнокультурной идентичности наряду с овладением культурой титульного или мажоритарного этноса в определенных случаях. При этом делается акцент на том, что естественная аккультурация как раз и предусматривает взаимное приспособление представителей разных этнических групп в рамках одного общества. С другой стороны, в наше столь бурно развивающееся и переменчивое время чрезвычайно актуальным и важным видится всеобщее понимание необходимости сохранения этнической и культурной идентичности, без чего просто невозможно нормальное психологическое самочувствие того или иного человека. Как известно, лишь у того, у кого в сознании заложена четко определенная идентичность, вырабатывается проявлять уважение к иному миру, не согласующемуся с его представлениями о мире, адекватно понимать и спокойно принимать многообразие культур, их различные формы и виды. Без всего этого невозможно достижение мира и взаимопонимания, осуществляемое через плодотворный диалог. Вот почему проявление толерантности в проявлении различных человеческих отношений и выступает на передний план в деле народного образования современности, а исполнение ее требует существенных преобразований в данной области деятельности. Рассмотрим далее на примере Республики Молдова, каким образом ведется работа по межкультурному воспитанию и формированию навыков толерантности, с какими проблемами сталкивается ее система образования и что предпринимается в этом направлении. Специальная литература по данному вопросу имеется, и она достаточно обширна [2; см. также остальные издания, указанные в прилагаемом списке литературы]. Однако прежде, чем обратиться к этому вопросу, дадим небольшой этнографический экскурс в историю заселения Пруто-Днестровского междуречья Левобережного Поднестровья, части которого занимает современная Республика Молдова. Если рассматривать с исторической точки зрения все четыре части страны, поделенные нами условно на Север, Центр, Юг и Восток, то можно обнаружить неравномерность их заселения в этническом плане. С появлением Молдавского княжества в 1359 г. молдавская народность усиливается и постепенно ассимилирует все жившие там ранее иные этнические группы. Однако позднее, начиная с XV в., после овладения Османской империей всего Балканского полуострова на территории княжества опять появляется инонациональное население, усиливающееся на протяжении последующих столетий, и особенно – в конце XVIII в. и в начале XIX в. На протяжении трех веков (XV–XVIII вв.) в Пруто-Днестровском междуречье было основано 5 гарнизонов турецких войск, размещенных в крепостях: Килия, Белгород-Днестровский, Бендеры, Измаил, Хотин, к которым переходили во владение прилегающие к ним земли, в т. ч. и те, что принадлежали Молдавскому княжеству. Во второй половине XVI в. на юге междуречья (в Буджаке), османами были поселены подчиненные им ногайцы, продвинувшиеся в последующем в глубь территории, что в итоге привело к захвату ими и турецкими крепостями большой земельной площади. Ареал земель к востоку от Днестра (Левобережное Поднестровье и Днестровско-Бугское междуречье) заселялся наиболее интенсивно в этническом отношении относительно вышеперечисленных территорий в более поздний период. Как видим, и общие черты, и особенности народонаселения рассматриваемого региона формировались на протяжении ряда столетий под влиянием конкретных условий, среди которых наибольшую роль играли такие факторы, как государственные и административные границы, а также этнический состав населения. Границы обусловили консолидацию населения внутри одной области и выработку в ее рамках устойчивых локальных особенностей языка, быта и т. д. Расселение среди молдаван иноэтничных групп и этнокультурные контакты способствовало заимствованию ими новых элементов культуры, которые во взаимодействии со старыми придавали их культуре своеобразные местные черты. В то же время отмечаем, что культура и бытовые традиции украинского, русского, армянского, еврейского, цыганского и греческого населения, жившего несколько столетий кряду в Бессарабии и на левом берегу Днестра, развивались под влиянием культуры и быта молдаван. В селах со смешанной традиционной культурой ее эволюция проходила в двух направлениях – сближение локальных культур между собой и в то же время приспособление к местным природно-хозяйственным условиям, к культуре окружающего молдавского и украинского населения. Например, одежда, жилище, календарный цикл обрядности и верований у бессарабских болгар к концу XIX в. уже не имел точных аналогий с таковыми у балканских болгар. Были утрачены многие обряды, связанные с пастушеским хозяйством, зато получили развитие обычаи и верования, отражающие занятия земледелием, появились инонациональные черты, заимствованные у молдаван и украинцев. По окончании Крымской войны часть Южной Бессарабии отошла от Российской империи к Молдавскому княжеству, находившемуся на тот момент (1856 г.) под властью Османской империи, и вскоре, в 1859 г., вошедшей в состав нового независимого государства – Румынии. Однако после новой русско-турецкой войны 1877–1878 гг. эта часть Бессарабии была возвращена России. С этих времен и ведется не стихающее до наших дней размежевание на прорумынскую и промолдавскую ориентацию в выборе политического пути развития изучаемого нами края. Согласно Всеобщей переписи 1897 г., этнический состав населения Бессарабии представлял собой пеструю картину: молдаване, украинцы, русские, евреи, болгары, немцы, гагаузы (интересно, что они не были выделены под данным этнонимом, а попали в раздел под графу «турецкий язык»), поляки. Кроме этих относительно многочисленных этнических групп были учтены также цыгане, армяне, греки, румыны, швейцарцы (читай: французы), чехи, албанцы, сербы и др. [8, с. 70-73]. В связи с вышесказанным отметим, что самыми многочисленными этносами Республики Молдова на сегодня являются молдаване, украинцы, русские, гагаузы, румыны, болгары, ромы, а преобладающей частью населения по конфессиональному признаку являются православные. Таким образом, исторически сложившийся полиэтнический состав населения Бессарабии и Левобережного Поднестровья не располагал к национальной обособленности края, и такая ситуация продолжала сохраняться и в последующее столетие, и существует поныне, пусть и в несколько иной конфигурации. Все это обосновывает значимость и необходимость введения во всей системе народного образования республики Молдова учебных курсов по изучения этнической составляющей страны и межкультурным связям среди этносов и этнических меньшинств. Учебный предмет «История, культура и традиции … народа», введенный Министерством просвещения и молодежи (в настоящем – Министерство образования, культуры и исследований) Республики Молдова в учебный план доуниверситетских учебных заведений страны в 2002-2003 учебном году, представляет собой систему знаний обо всех элементах традиционно-бытовой культуры, а также историческое прошлое и современность изучаемого народа. Он адресован таким основным этносам, как: русские, украинцы, болгары, гагаузы, ромы, причем список может быть продолжен, это следует из того, что в методических рекомендациях, данных со стороны министерства по преподаванию этого предмета, содержится синтагма «и другие народы» [1; 3; 6; 7; 9; 10]. Название данного предмета, на наш взгляд, следует подкорректировать, ибо синтагма «традиции народа» входит в понятие «традиционная культура». Примерно об этом же пишет в своей статье молдавский этнолог, украиновед В. Г. Кожухарь: «Само название предмета мы считаем несколько неудачным. Нам представляется здесь явно лишним термин ―традиции‖, поскольку это – достаточно широкое понятие, которое включает в себя традиции в сфере политики, экономики, науки и пр., которые не являются предметом изучения в доуниверситетских учебных заведениях. Если же говорить о культурных традициях, которые, собственно, и включены в содержание предмета, то они вполне вписываются в термин ―культура‖» [4, с. 87]. Обращает на себя внимание отсутствие в учебных планах заведений с русским, украинским и болгарским языком обучения предмета, направленного на историю и культуру собственно молдавского народа (вместо этого изучают историю румын). Данное обстоятельство препятствует, по нашему мнению, тому, чтобы граждане страны, принадлежащие к этническим меньшинствам, уже в школьные годы приобретали знания об истории и традиционной культуре государствообразующего народа – молдаван. Сделаем здесь еще одно важное замечание, которое касается гагаузов: учитывая, что на территории Республики Молдова с конца 1994 г. образована Гагаузская автономия, где гагаузы в численном отношении превалируют над остальными народами и так же, как и молдаване, являются государствообразующим народом, поэтому и их следует относить к этносу, а не к этническому меньшинству [11; 12; 13]. Далее отметим, что в Республике Молдова в учебные планы начального образования в последние годы была добавлена в качестве факультатива дисциплина «Культура добрососедства», по которой были разработаны соответствующие учебные пособия [5]. Цель, преследуемая этим факультативом, как это явствует из его концепции, – воспитать у учащегося уважение к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной, а также подготовить его к сознательной взрослой жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми людьми, живущими как в Республике Молдова, так и за ее пределами. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: а) Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности к родным и близким, к друзьям и сверстникам. б) Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, к родной земле, государственной символике, традициям страны. в) Обучение этике межнационального общения и «культуре мира». г) Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур. Основная цель преподавания вузовской учебно-образовательной дисциплины «Межкультурное воспитание в условиях полиэтнической среды» – ознакомление магистрантов с особенностями культурной специфики различных по происхождению этносов, исторически совместно проживающих на одной территории (на примерах Республики Молдова в целом и Гагаузии, а также Левобережного Поднестровья в частности). Задачи предлагаемой дисциплины: сформировать у обучающихся базовые знания в сфере этнологии и культурологии; способствовать пониманию и значимости своей этнической идентичности относительно такой же у других этносов, принятие своеобразия, отличающего тот или иной этнос; способствовать развитию гражданской идентичности как гражданина Республики Молдова на основе общих с представителями соседних этносов ценностей. В результате усвоения курса магистрант должен научиться оперировать основными понятиями этнологии и культурологии, а также применять полученные знания для осмысления процессов в области культуры и для использования их в своей педагогической практике. Концепция данной дисциплины построена на основе толерантности и взаимоуважения между представителями различных этносов посредством педагогической подготовки магистрантов университета. Настоящий учебный курс является научно-теоретическим, он изучает этнические явления как непрерывный исторический процесс на протяжении ряда веков, основное внимание при этом уделяется основным этносам Республики Молдова: молдаванам, русским, украинцам, гагаузам, болгарам, евреям, ромам. Дисциплина включает в себя курс лекций и серию практических занятий по темам, связанным с историей, географией расселения, культурной антропологией, этнологией, фольклористикой, литературоведением, языкознанием. В завершение рассмотрения вузовской системы образования, включающей в свой учебный процесс этнокультурное направление, следует сказать о Кишиневском государственном педагогическом университете им. И. Крянгэ, в котором на Факультете филологии и истории в рамках деятельности Кафедры истории и географии ведется подготовка не только студентов по специальностям «Этнология» и «История и этнография», но и магистрантов по учебно-образовательной программе «Историческое наследие и культурный туризм» [14]. Весь этот комплекс специализаций направлен и на изучение и овладение всего тезауруса этнокультурного наследия, а также современного состояния дела в рамках Республики Молдова. Таким образом, изменения, произошедшие в Республике Молдова за последние годы, значительно раздвинули горизонты проводимого в ней народного образования, в значительной степени повлияли на его цель, задачи и содержание, обусловив тем самым повышенное внимание к улучшению современного просвещения в качестве гаранта идентификации и самореализации личности в процессе приобщения к человеческой культуре. Проделанная на сегодня работа специалистов в данном направлении показывает не только успешную реализацию задуманного плана действий, но и выявляет новые задачи по его совершенствованию, исправления некоторых ошибок, неточностей и недоработок. Утверждаемый культурологический подход к системе народного образованию предполагает формирование личностной культуры обучаемого как способа взаимодействия с настоящим и возможным будущим многообразием мира. Цель изучения как родной для одного народа традиционной культуры, так и культуры иных этносов, находящихся между собой в постоянном контакте, – сформировать систему как можно больше четких и конкретных проявлений межкультурных взаимодействий и позитивные итоги этих контактов, чтобы учащийся уважал, любил и с оптимизмом смотрел на край, в котором родился и вырос: если сформируется у него в сознании весь смысл сложившегося на протяжении веков межкультурного пространства, то тогда и мир предстанет перед ним ясным и гармоничным. Список литературы Дрозд Г., Рассказова Т. История, культура и традиции русского народа : Учебники для 1-4 классов. – Chişinău : Lyceum, 2011-2014. – 80 c. (4 отд. издания) Иванова Н. Проблемы и перспективы поликультурного воспитания в Республике Молдова // Psihologie. – 2011. – Nr. 2. – P. 28-35. История, культура и традиции русского народа : Куррикулум для 5-9 классов школ с русским языком обучения / Авторский кол-в : С. А. Докина [и др.]. – Chişinău : Lyceum, 2011. – 27 c. Кожухарь В. Г. Этнология в процессе обучения и воспитания детей-украинцев в системе доуниверситетского образования Республики Молдова // Журнал этнологии и культурологи. – 2010. – Т. V. – C. 85-89. Культура добрососедства : Куррикулум для 1-4 классов (Факультативный курс) / Авторы : А. Никитченко, М. Араджиони. – Chişinău : Lyceum, 2017. – 62 p. Куррикулумы «История, культура и традиции русского, украинского, гагаузского и болгарского народов» : Для 1-4 классов : Школьный куррикулум. – Chişinău : Lyceum, 2010. Методические гиды «История, культура и традиции русского, украинского, гагаузского и болгарского народов» : Для 1-4 классов. – Chişinău : Lyceum, 2011. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. III. Бессарабская губерния. Санкт-Петербург, 1905. Попов В. Н. [и др.]. История, культура и традиции русского народа : Дидактический мат-л для 7 класса. – Chişinău : Lyceum, 2013. – 240 c. Узнаем друг друга лучше. Межкультурное воспитание посредством литератур этносов, совместно проживающих в Республике Молдова (румын, украинцев, русских, гагаузов, болгар) : Факультативный курс для лицеев и университетов / Сост. : М. Волковская [и др.]. – Chişinău : Cartier, 2005. – 304 p. Kopuşçu M., Paşalı P. Gagauz halkının kulturası hem adetleri : üürenmäk kiyadı 3 klasa deyni. – Komrat : [S. n.], 2016. – 92 s. Paşalı P., Kopuşçu M. Gagauz halkının istoriyası, kulturası hem adetleri : üürenmäk kiyadı 4 klasa deyni. – Komrat : [S. n.], 2017. – 134 s. : resim. Vasilioglu K., Stoletneya A. Gagauz halkın istoriyası, kulturası hem adetleri. 1–4 klaslara deyni kurikulum. – Kişinöv : Lyceum, 2003. – 35 p. https://istoriegeografie.upsc.md/patrimoniu-istoric-si-turism-cultural/ (дата обращения 7.02.2021). |