Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница109 из 121
    1   ...   105   106   107   108   109   110   111   112   ...   121

    ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ



    Н.Р. Туравец, А.В. Скрипкина

    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: nata51.n@bk.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к преодолению напряженности, психологических барьеров и конфликтных ситуаций; особое внимание уделено проблемам стрессоустойчивости, как значимому профессиональному качеству, позволяющему студентам в будущем переносить интеллектуальные и эмоциональные нагрузки без вреда для своего здоровья.

    Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельности педагога-музыканта, стресс, психологический барьер, стрессоустойчивость, стратегия копинг-поведения.
    FORMATION OF STRESS TOLERANCE IN FUTURE TEACHERS- MUSICIANS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

    N.R. Turavets, A.V. Skripkina Belgorod State University of Arts and Culture

    e-mail: nata51.n@bk.ru
    Abstract. Тhe article deals with the problems of forming the readiness of future teachers- musicians to overcome tension, psychological barriers and conflict situations; special attention is paid to the problems of stress resistance, as a significant professional quality that allows students to endure intellectual and emotional stress in the future without harm to their health.

    Keywords: musical and pedagogical activity of a teacher-musician, stress, psychological barrier, stress resistance, coping behavior strategy.
    Подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе требует повышения требований к деятельности высшего учебного заведения, деятельность которого является частью культурной политики общества и отражает все его противоречия, разрешение которых остро стоит перед научно-педагогическим сообществом. Рассматривая важнейшие профессиональные качества будущих педагогов-музыкантов, ряд авторов (Г.Г. Нейгауз, В.И. Петрушин, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин, А.И. Ямпольский и др.) указывали на необходимость формирования у студентов в процессе подготовки эмоциональной устойчивости, самообладания и саморегуляции. Отсутствие данных качеств приводит к росту напряженности во взаимодействии преподавателей в коллективе, в работе со студентами. На этой почве возникают психологические барьеры и конфликтные ситуации. Не готовность к позитивному разрешению сложных профессиональных ситуаций, к преодолению психологических барьеров, во многом будет зависеть от эффективности и продуктивности педагогической деятельности.

    Возникновению конфликта в музыкально-педагогической деятельности могут способствовать имеющиеся личностные противоречия, приводящие к психологическим барьерам. Формирование готовности к преодолению возможных конфликтов, становится важнейшим профессиональным качеством, показателем эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными с позиции противостояния человека возникающим напряженным экстремальным ситуациям [1, с. 36]. Так, к механизмам регуляции исследователь Л.М. Аболин относит «аффект»,

    «эмоцию», «эмоцию-сознание», «эмоцию-волю», составляющие сочетаемость и сопряженность эмоциональных, интеллектуальных и телесных проявлений процесса саморегуляции. В психолого-педагогической практике существует понимание эмоциональной устойчивости как интегративного свойства личности, что позволяет трактовать данный феномен как взаимодействие ряда компонентов (эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных), обеспечивающих достижение цели в профессиональной деятельности, способствующих гармоническим отношениям с окружающими [6].

    Эмоциональная устойчивость, как правило, рассматривается в контексте стрессоустойчивости, которая в деятельности педагога-музыканта имеет непреходящий характер. Изучение проблемы стрессоустойчивости свидетельствует, что на современном этапе в исследованиях накоплены достаточно убедительные результаты. Авторы отмечают сложность, противоречивость, имеющихся исследований, а также недостаточность теоретико-методологических разработок данного явления в практике [3]. Мнение ученых сводится к тому, что стрессоустойчивость строится на освоении таких технологий, как копинг-стратегии и копинг-ресурсы; обоснованы рекомендации к тем людям, которые уже испытали стрессовые ситуации. В процессе обучения в вузе значимой представляется проблема предупреждения негативных проявлений стресса.

    Подготовка в вузе, предполагающая большой объем информации, обилие вводимых новых технологий (особенно в условиях пандемии), переход на удаленное или дистанционное обучение, создают дополнительные нагрузки, приводящие к стрессу. Понятие «стресс» принадлежит английскому ученому XVII в. Роберту Гуку, которое автор рассматривал как реакцию организма на изменение ситуации или условий жизни. В контексте педагогической деятельности будущего педагога-музыканта, сочетающего осуществление педагогической и творческой деятельности, эмоциональный стресс способствует созданию ситуации, усложняющей представление о результативности своего саморазвития.

    При формировании готовности к стрессам, авторы связывают стрессоустойчивость со способностью к психической устойчивости [9; 10]. Особое внимание исследователи уделяют стрессу в педагогической деятельности, в которой проявление стресса связаны с напряженностью, интенсивностью, множественностью межличностных отношений [8].

    Особое значение для преодоления стресса имеет приобретаемый опыт педагогического общения, получаемый в вузе, в процессе которого формируется внутренняя мотивация, а также характерные черты личности, к которым С.Л. Рубинштейн относит настойчивость, смелость, самообладание, самооценку, самокритичность [11]. К установкам, определяющим отношение педагога к самому себе, исследователь Б.Г. Ананьев, относит

    «саморегулирование и контроль развития» [2, с. 161]. Уровень самооценки и ее адекватность определяются на основе индикаторов стрессоустойчивости педагога [7].

    Вместе с тем, авторы отмечают, что в настоящее время нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, и большинство авторов в качестве синонима употребляют термин «эмоциональная устойчивость», механизмы и сущность которой изучены лучше [5]. Так, К примеру, Б.Х. Варданян считает, что стрессоустойчивость обеспечивает отношения в коллективе [6]. В.А. Бодров считает, что такое свойство личности, как стрессоустойчивость, способствует продуктивности деятельности в профессиональной сфере [5]. В контексте рассмотрения готовности студентов к приобретению стрессоустойчивости, значимым представляется комплексный подход,

    предложенный и Н.И. Бережной, которая включает в данное понятие ряд компонентов [4]: тип нервной системы; мотивационность на приобретение эмоциональной устойчивости; эмоциональный опыт человека, накопленный в экстремальных ситуациях; волю и стремление к сознательной саморегуляции; профессиональную подготовленность; интеллект, требующий оценки ситуации, прогноз своих последующих действий.

    При формировании стрессоустойчивости и готовности будущих педагогов-музыкантов к работе в образовательной организации музыкального профиля, следует акцентировать внимание на взаимодействии личности с проблемной ситуацией. Большое значение в протекании процесса реакции на стрессовую ситуацию, безусловно, имеют особенности человека, влияющие на возникновение и протекание стресса, его эмоциональной устойчивости. Управление способами преодоления эмоционального напряжения в процессе подготовки будущего педагога-музыканта, занимают значительное место. Профессиональное качество – стрессоустойчивость в деятельности педагога- музыканта, мы понимаем как готовность и умение преодолевать трудности, направлять свои эмоции в позитивном векторе, проявляя выдержку и такт. Данное профессиональное качество представляет интеграцию характерных качеств личности, позволяющих будущему педагогу-музыканту переносить интеллектуальные и эмоциональные нагрузки без вреда для своего здоровья.

    Готовность к формированию стрессоустойчивости предполагает осмысление и овладение технологией преодоления психологических барьеров и конфликтов в процессе осуществления музыкально-педагогической деятельностью, которая строится на единстве целей и ценностей субъект- субъектного общения. Формирование межличностного общения в процессе музыкально-педагогической деятельности сложный и длительный процесс индивидуального обучения, в основе которого необходимость формирования благоприятного и позитивного климата. Необходимость выстраивания целенаправленного и динамичного процесса обучения строится на том, что преподаватель является главным источником информации, при этом, теоретические знания и практический опыт формируются на основе устной традиции в музыкальной педагогики, получившего определение «из уст – в уста». В данном контексте возникают психологические барьеры, основанные на несовпадении целей и ценностей личных и деловых отношений, в обоюдной повышенной критичности. Исследователи называют множество психологических преград-барьеров, которые негативно влияют на взаимоотношения студентов и преподавателей [12]. Это следующие барьеры: темперамента, акцентуации характера, интеллекта, манеры общения, отрицательных эмоций, непонимания важности сказанного, речи, физические барьеры, социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и пр.

    Представим некоторые из барьеров, негативно сказывающихся на межличностном общении в процессе обучения будущих педагогов-музыкантов. Так, например, барьер отрицательных эмоций, помогает осмыслить значение некоторых действий и их значимости для участника творческого и

    педагогического взаимодействия. Эмоциями окрашен любой диалог, возникающий в педагогическом общении: студенты могут переживать необоснованные чувства неуверенности, страха, тревоги и пр. Преподаватель в процессе взаимодействия со студентами должен направить свои силы на формирование у будущих педагогов-музыкантов уверенности в свои силы при сольном пении, игре на фортепиано, работе с хором, способствовать интересу к осуществляемой деятельности.

    Значимым при формировании готовности к освоению технологий, способствующих стрессоустойчивости, является преодоление речевых барьеров, связанных с эмоциональным возбуждением, поиском слов в диалоге, не умением привести убедительные аргументы, не способностью передать свои мысли и чувства. Значимым представляется способность преподавателя привлечь внимание к деталям, обоснованию особенностей интерпретации художественного содержания того или иного музыкального произведения. В этой ситуации преподаватель должен проявить выдержку, настойчивость, терпение, толерантность. Учитывая особенности педагогического общения, направленного на нивелирование конфликтной ситуации, преподавателю необходимо владение методами и приѐмами их разрешения, умение видеть причины появления психологических барьеров и создавать условия для их снятия на основе техники психической саморегуляции и копинг-поведения [13; 14]. Методика копинга или стратегии копинг-поведения отличается стремлением решить конкретные задачи, способствующие готовности к приспособлению к стрессовой ситуации. Копинг-поведение способствует поддержанию эмоциональной устойчивости, повышению активности и уверенности в своих силах, помогает профессиональной коммуникации с другими людьми.

    Думается, с барьерами связаны и генетические истоки познавательного интереса. Здесь главную роль играют ценностно-информационные барьеры, создающие неопределенность в удовлетворении потребности в количестве и качестве ожидаемой ценности, в получении доступа к ней. Если есть полная определенность, субъект не испытывает волнующего ожидания чего-то радостного, которое соответствует интересу. Так, творческая работа тоже интересна, прежде всего, благодаря таящейся в ней неопределенности.

    Следовательно, необходимость формирования стрессоустойчивости у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе связана с организацией эффективных отношений преподавателя со студентами, что является важнейшим условием предупреждения психологических барьеров в музыкально-педагогической деятельности. В процессе подготовки в вузе важно обеспечить развитие творческого потенциала личности, создать поле доброжелательности, положительных эмоций. Волнения должны носить сугубо творческий характер в связи с переживаниями сочувствия, радости, восторга, удивления.

    Список литературы

    1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Л. М. Аболин. – Казань. КГУ. – 262 с.

    2. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М. 1980. – 230 с.

    3. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А. А. Баранов. – Ижевск, 1997.

    107 с.

    1. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. В 8 т. СПб., 2003. Т. 1. – 457 с.

    2. Бодров В.А.Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: Пер Сэ, 2000. – 352 с

    3. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости, Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы: тез. науч. сооб. сов. психологов к VI Всес. съезду психологов СССР, М. 1983. – с. 542–543.

    4. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

    5. Митина, Л. М. Психологическая подготовка учителя: учебное пособие для вузов/ Л. М. Митина.– 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 216 с. (Высшее образование).

    6. Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией / А. А. Реан // Вопр. психол. – 1988. – № 1. – С. 83 - 88.

    7. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопр. психологии. – 1997. – № 1.

    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: 2002 720 с. (Серия

    «Мастера психологии»).

    1. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. –М.: Инфрам; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

    2. Carver, C. S. Assening coping strategies. A theoretically based approach // Scheier M.F., Weintraub J.K. Journalo f Personality and Social Psychology. – 1998. – V. 56. – P. 267–283.

    3. Skripkina A. V., Turavets N. R., Vakulenko E. G., Egorova E. N., Shchurov E. A. The coping behavior strategy of self-realization of students with disabilities // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. India. – Vol. 10. Iss. 12. – 2018.


    1   ...   105   106   107   108   109   110   111   112   ...   121


    написать администратору сайта