Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница117 из 121
    1   ...   113   114   115   116   117   118   119   120   121

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



    В.С. Яблонская

    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: v.royal@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматривается проблема творческого взаимодействия концертмейстера и солиста в процессе профессиональной деятельности. Дано определение понятиям «творческое взаимодействие», «профессиональная деятельность», обоснована прямая зависимость успешности профессиональной деятельности концертмейстера от продуктивности творческого взаимодействия.

    Ключевые слова: творчество, концертмейстер, взаимодействие, профессиональная деятельность

    PROFESSIONAL ACTIVITY OF AN ACCOMPANIST AS A PROCESS OF CREATIVE INTERACTION



    V.S. Yablonskaya

    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: v.royal@yandex.ru
    Abstract. The article deals with the problem of creative interaction between a concertmaster and a soloist in the process of professional activity. The concept of "creative collaboration", "professional activity", based on the direct dependence of success of professional work of the accompanist on the productivity of creative interaction.

    Keywords: creativity, concertmaster, interaction, professional activity
    Современное исполнительское искусство немыслимо без участия пианиста-концертмейстера. Любые мероприятия в рамках музыкально- исполнительского искусства, будь то концерт или музыкальный конкурс, театральная постановка или мюзикл, не могут состояться без участия концертмейстера либо предшествующего значимого этапа работы с ним. Ценность художественного образа музыкального произведения, а также идейный замысел композитора проявляются при исполнении аккомпанемента не менее ярко, чем у солиста. Вышесказанное обусловило тот факт, что самоценность и значимость концертмейстерского мастерства в процессе музыкально-творческой деятельности является неоспоримой.

    Сущность и содержание концертмейстерского мастерства находится на стыке нескольких исполнительских профессий: ансамблевого и сольного, вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного.

    В каждом конкретном ансамбле соединяются различные творческие личности, которые имеют различный темперамент, уровень профессионализма, а также отличается от своих коллег по цеху пространственно-временным восприятием. В этой связи следует отметить, что деятельность пианиста-концертмейстера во

    многом опирается на процесс творческого взаимодействия участников камерного ансамбля.

    Под понятием «взаимодействие» в педагогике принято понимать

    «процесс взаимного влияния объекта и субъекта педагогики, всякая связь и отношение между объектом и субъектом образовательного процесса и явлений его составляющих» [3, с 84].

    З.А. Гаврилова характеризует понятие «творческого взаимодействия» как «взаимодействие конструктивного (развивающего) вида, особый тип связи между участниками образовательного процесса по результатам совместных действий, ведущий к развитию творческого потенциала учащихся и преподавателей, по характеру складывающихся в процессе совместных действий – отношения сотрудничества (со-субъектные взаимоотношения), по характеру протекания процесса как организацию, так и импровизацию» [1].

    Рассматривая понятие «деятельность» следует указать на его универсальность. Деятельность - одно из наиболее общих и базовых понятий в философии, социологии, психологии и педагогике. Сущность его выражается в целенаправленном преображении субъектом действительности и активном изменении общественной жизни самого субъекта и его окружения. Деятельность как устоявшаяся форма организации социальной жизни человека характеризуется постановкой цели, наличием процесса, средств, условий реализации и результатом. [2, с.135].

    Профессиональная деятельность концертмейстера способствует формированию исполнительской индивидуальности солиста, вовлекая его в общий творческий процесс, где для каждого участника ансамбля есть возможность для самоактуализации и реализации творческого потенциала. [4].

    Творческое взаимодействие двух музыкантов многокомпонентно по своей сути и идет по нескольким направлениям. Творческое взаимодействие как результат интеграции нескольких творческих процессов необходимо рассматривать на уровне мотивации субъектов музыкально-исполнительской деятельности, а также в связи с когнитивными, технологическими и личностно- творческими особенностями каждого творческого процесса. Непременным условием творческого взаимодействия музыкантов, концертмейстера и солиста, в частности, является добровольный характер их взаимоотношений, построенный по модели субъект-субъектного типа, где господствуют партнерские, паритетные отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и равенстве всех сторон.

    Огромное значение для выстраивания процесса творческого взаимодействия имеет практическая подготовка концертмейстера. Ансамблевая практика концертмейстера с разными исполнителями и составами исполнителей (хор, вокальная группа, струнные и духовые камерные ансамбли) играет важную роль в приобретении опыта выступлений будущим специалистом- концертмейстером с исполнителями различных специальностей, а также в изучении специфики работы с каждым из них.

    Процесс подготовки концертмейстеров в системе высшего музыкального образования должен учитывать всесторонность и всеохватность

    профессии и включать в себя несколько уровней постижения мастерства приобретение профессиональных исполнительских навыков, развитие и совершенствование специфических навыков для концертмейстерской деятельности, освоение обширной программы учебной концертной практики.

    Основу профессионализма концертмейстерского мастерства, безусловно, составляют его узкопрофессиональные умения и навыки, связанные с исполнительством на музыкальном инструменте. К этим навыкам относятся: техника игры на инструменте, культура звука, выразительность, а также умения подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент, чтение с листа. Все перечисленные умения и навыки приобретаются концертмейстером в классе специального инструмента и совершенствуются на протяжении всего пути развития и образования музыканта на разных его ступенях — обучение в ДМШ, музыкальном колледже, музыкально-педагогическом вузе и последующих этапах совершенствования профессионального мастерства.

    Мобильность и быстрота реакции, умение мгновенно перестраиваться на условия исполнения приобретают огромное значение для качественной работы концертмейстера. Вдохновенная и выразительная игра концертмейстера мотивирует солиста в процессе исполнения и помогает обрести уверенность, эмоциональную свободу.
    Список литературы

    1. Гаврилова З. А. Феноменологический анализ понятия «творческое взаимодействие» / З. А. Гаврилова. – [электронный ресурс] – точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskiy-analiz-ponyatiy tvorcheskoe- vzaimodeystvie/viewer. ( дата обращения: 19.12.2020)

    2. Носкова О.Г. Деятельность // Энциклопедия гуманитарных наук 1., 2004. - С. 135- 136

    3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.- 512с.

    4. Юрчук В. Певец и концертмейстер - слагаемые успеха (на примере вокального творчества П. Чайковского) // Южно-Российский музыкальный альманах, 2015.


    1   ...   113   114   115   116   117   118   119   120   121


    написать администратору сайта