Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВЕ.Ю. Федякова Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского e-mail: elena_phedyakova@mail.ru Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием благоприятных условий для активизации творческой и познавательной активности студентов. В статье описываются характеристики творческой личности, исследуются возможности будущих специалистов для достижения мобилизации профессиональных навыков. Представлены способы оптимизации учебного процесса и стимулирования творческой и познавательной активности студентов. Ключевые слова: творческая личность, потенциал, творческая активность, познавательная активность, интенсификация, специалист, условия интенсификации, творчество, принцип творческой инициативы. INTENSIFICATION OF CREATIVE AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ARTSE.Y. Fedyakova Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovsky e-mail: elena_phedyakova@mail.ru Abstract. The article considers the issues, related with creation of favorable conditions for the intensification of creative and cognitive activity of students. The article describes the characteristics of the creative person, examines the capacities of future specialists for achievement the mobilization of professional skills. Here provides the ways of optimization of learning process and stimulation of creative and cognitive activity of students. Keywords: creative person, potential, creative activity, cognitive activity, intensification, specialist, intensification conditions, creation, the principle of creative initiative. Современный культурологический этап развития государства характеризуется ростом больших потоков данных, информации и технологий, реформированием и модернизацией всей системы образования. Все большую роль приобретает проблема формирования молодого индивидуума, будущего специалиста, его личности, познавательной и творческой активности, особенно это касается студентов, получающих образование в сфере культуры и искусства. Молодому человеку нужно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и при этом развивать свои способности, чтобы в дальнейшем быть квалифицированным специалистом в сфере медийного и социокультурного пространства, в которых сейчас так нуждается любое государство, в том числе и наше. В связи с этим перед современной педагогической наукой стоит первоочередная задача формирования, становления и развития творческой личности молодого специалиста, его потенциала, интенсификация его познавательного интереса, творческой активности, воспитания у него активной и ответственной жизненной позиции. Определение «творческой личности» издавна присутствует в научной мировой литературе. Еще русский ученый П.К. Энгельмейер в своей монографии «Творческая личность и среда в области технических изобретений» писал: «Творческая личность и среда – это две силы враждебные, но необходимые для прогресса: они строят общество и делают историю» [7, с. 1]. Действительно, только человек с развитыми способностями к творческой, а значит, новационной деятельности, может добиться успеха в любой профессии, но прежде всего, в культуротворчестве. Отрасли культуры и искусства сейчас в современном обществе, как никогда ранее предоставляют возможности по созданию чего-либо самобытного, небывалого ранее. Появляется все больше возможностей реализовать свой художественный потенциал молодым людям, которые сегодня являются студентами, а завтра будут определять вектор развития культуры и искусства нашего государства. Творческие способности личности определяются как индивидуальное своеобразие человека, они начинают формироваться в процессе собственной созидательной и познавательной активности. Только собственные, внутренние мотивы к познанию, к труду, способны привести человека к достижению поставленной цели. Творческая личность способна проникать в самую сущность идей, воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до достижения практического результата своей деятельности. Говоря о механизмах развития индивидуальности, личности в культуре, мы выделяем два основных принципа: принцип творческой самодеятельности Рубинштейна; принцип рефлексивной обусловленности взаимного развития личностного и интеллектуального аспектов человека в сфере творчества (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.) [6, с. 145]. Исходя из этих принципов, можно понять, что творческая уникальность и самобытность каждого человека - это условие, а также результат творческого процесса. В этих принципах заложены право выбора личностью творческой позиции в своей деятельности и право развития творческих возможностей и потенциала [2, с. 207]. Следовательно, целью современных педагогических исследований является предоставление возможностей для раскрытия самобытных, индивидуальных ресурсов каждого студента. Один из главных постулатов педагогики – не навреди, сегодня актуален, как никогда ранее. В своем исследовании Д.Б. Богоявленская выделяет понимание творческих способностей человека "... как простое, максимальное выражение способностей" и как "... специфическую способность к творчеству, не сводящуюся к одному лишь интеллекту" [1, с. 50]. Что касается методологического подхода Дж. Гилфорда, то он также нашел свое воплощение в образовании. "Такой подход, - заключает исследователь, - привел к представлению о природе творческих способностей, которое обратно существующим ранее: творческие способности могут сосуществовать параллельно и даже независимо от общих и специальных способностей, иметь специфическую локализацию. Как следствие этого выделяется понятие творческой одаренности, отличное от понятия общей одаренности, которая характеризует лишь интеллектуальное развитие. Более того, творческие способности, творческая одаренность будто противопоставляются общим способностям и одаренности рядом утверждений о том, что логика и критичность ума слишком тормозят генерацию идей "[1, с. 51]. В.А. Моляко называет творческий потенциал "ресурсом творческих способностей человека, возможность конкретного человека к творческим действий и деятельности". Ученый говорит, что "творческий человек ... имеет потенциальную способность к творчеству. С другой стороны - в каком объеме, в какое время, в каких конкретно сферах - это требует уточнений в каждом случае" [5, с. 14]. Формирование навыков и знаний, необходимых для будущей работы по специальности в сфере культуры и искусства, особенно профессиональной речи, культуры, поведения, осуществляется благодаря привлечению студентов в учебную работу, и меняет их ориентиры и общую направленность человека. Большое значение имеет именно осознание задач и целей, стоящих перед человеком в его будущем труде, в его реализации, как профессионала своего дела. [3, с. 14]. При условии, что современным студентам нужно усваивать достаточно большой объем научной информации, зачастую, самостоятельно изучать материал, особенно сейчас, когда педагоги вынужденно примеряют на себя роль тьюторов, в период широкого применения разнообразных форм дистанционного обучения, возникает необходимость в интенсификации и оптимизации учебного процесса [4, с. 102]. Под познавательной активностью мы будем понимать активное изучение личностью окружающего мира, действительности, в процессе чего она приобретает всевозможные, в том числе и профессиональные, знания, познает законы общества, окружающего мира, приобретает навыки существования, реализации своих целей и возможностей. Для того, чтобы интенсификация учебного процесса была успешной, необходимо внедрять научные методы управления познавательной и творческой активностью, которые способны мобилизовать творческий потенциал человека. Педагогические условия определяющие обеспечение эффективности интенсификации процесса обучения вытекают из следующих его принципов: личностно ориентированного обучения, коллективного взаимодействия, воспитания и развития системного мышления, концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса, ролевой организации образовательного процесса. Повышение темпов обучения возможно достичь путем модернизации содержания учебного материала и самих методов обучения [6, c. 152]. Таким образом, целью современного образовательного процесса является индивидуализация обучения, действительно изменение позиции студента: превращение его из объекта в субъект учебно-воспитательного процесса, повышение личной ответственность студентов за качество образования. Это, в свою очередь, изменяет роль педагога в этом процессе: он должен не только выполнить сложную подготовительную методическую работу, овладеть современными информационными технологиями, но и быть психологически и педагогически компетентным в управлении развитием профессионально- личностного, познавательного ресурса каждого студента, создании в него соответствующей мотивации творческой самореализации на протяжении всей жизни, привить вкус творчества и самостоятельности. При этом учитывать возрастные закономерности развития как познавательных творческих способностей, так и личности молодого человека в целом. В сегодняшней ситуации повсеместного использования разнообразных организационных форм дистанционного обучения студенту предоставляется возможность самостоятельно, по собственному желанию определить темп учебной деятельности, в зависимости от собственного интеллектуального потенциала организовать усилия и время для работы. Однако, важно не столько разнообразие применяемых методов, важнее, по мнению ученых, для того, чтобы повысить эффективность обучения, создать благоприятные психологические и педагогические условия, когда каждый из студентов может занять активную позицию и вполне проявить себя в качестве субъекта творческой деятельности [6, с. 157]. Приведенные пути оптимизации процесса обучения призваны стимулировать положительное отношение каждого студента к научению, развитие его творческих способностей, лучшему усвоению знаний, в результате чего создается возможность повысить общий уровень образования. Список литературы Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д. : Издательcтво Ростовского университета, 1983. - 173 с. Варламова Е. П. , Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. - М. : Институт психологии РАН, 2002. - 256 с. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности : дисс канд. психол. наук : 19.00.01 / Инна Владимировна Львова. - Новосибирск, 2005. - 203 с. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. И. Машбиц. – К. : Вища школа, 1987. – 224 с. Моляко В. О. Здібності, творчість, обдарованість: теорія, методика, результати досліджень / В. О. Моляко, О. Л. Музика. - Ж.: Рута, 2006. - 320 с. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие / отв. ред. М. В. Буланова- Топоркова. – Ростов-н/Д. : «Феникс», 1998. – 554 с. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб.: Образование, 1911. – 216 с. |