Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница32 из 121
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   121

    ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ



    Е.А. Олейникова

    Луганская государственная академия культуры и искусств e-mail: Lgaki_Oleynikova@mail.ru
    Аннотация. В статье идет речь о влиянии цифровой культуры на трансформацию деятельности музеев. Дается характеристика цифровой культуры, анализируется ее влияние на социум. Выделены направления использования информационных технологий в музеях. Рассматриваются такие феномены цифровой культуры как AR- и VR- технологии, и многие другие. В результате чего происходит серьезная трансформация музейной деятельности, музеи становятся более доступными и интерактивными, меняется формат коммуникации музеев с посетителями за счет визуализации и компьютерных технологий.

    Ключевые слова: цифровая культура, информационно-компьютерные технологии, AR- и VR- технологии, виртуализация деятельности, оцифровка.

    TRANSFORMATION OF MUSEUM ACTIVITIES UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL CULTURE



    E.A. Oleinikova

    Luhansk State Academy of Culture and Arts e-mail: Lgaki_Oleynikova@mail.ru
    Abstract. The article deals with the impact of digital culture on the transformation of the activities of museums. The characteristic of digital culture is given, its influence on society is analyzed. The directions of using information technologies in museums are highlighted Such phenomena of digital culture as AR and VR technologies, and many others are considered. As a result, a serious transformation of museum activities is taking place, museums are becoming more accessible and interactive, the format of communication between museums and visitors is changing through visualization and computer technologies.

    Keywords: digital culture, information and computer technologies, AR and VR technologies, virtualization of activities, digitization.
    Современный этап развития человечества проходит под влиянием информационных технологий. Цифровые технологии пришли на смену аналоговым и теперь они неотделимы от жизни современного человека. Стремительно меняются формы коммуникации, само общество и мир вокруг. Цифровые и IT-технологии вошли во все сферы деятельности человека, в том числе и в учреждения культуры. Библиотеки, театры, кинотеатры и концертные

    залы ежедневно используют их в своей деятельности. В научный обиход вошло понятие «цифровая культура», где термин «цифровой» обозначает новые способы передачи и хранения информации, исключительно новые носители данных, которые пришли на замену аналоговым.

    Определением содержания данного понятия занимаются многие исследователи. Обратимся к некоторым из них. Так, Д.В. Галкин идентифицирует цифровую культуру как науку об «артефактах и символических структурах, основанных на цифровом кодировании» [1, с.16]. Он считает, что современную цифровую культуру нужно рассматривать через анализ ее ключевых феноменов: компьютерные игры, компьютерная графика, системы VR, цифровые форматы традиционных средств коммуникации, технологическое искусство и др.

    Соколова Н.Л. отмечает, что «исследование цифровой культуры предполагает не только анализ ее феноменов, сам по себе важный, но оборачивается исследованием того, что происходит с самой культурой в эпоху распространения цифровых технологий» [7, с. 9].

    Сергеева И.Л. выделяет три ведущих характеристики цифровой культуры:

      1. Замещение физических и аналоговых видов контента на цифровые, которые при этом становятся мобильными и персональными.

      2. Происходит переход к упрощенной коммуникации (технология становится лишь средством, инструментом общения).

      3. Коммуникация между индивидами становится преимущественно сетевой [6, с.56].

    Технологии меняют не только устоявшиеся формы культуры, но и самого человека. В результате это привело к возникновению «цифрового общества», имеющего технократический образ мышления. Поэтому традиционная культура со сложившимися ценностями воспринимается им уже сквозь такие явления, как: клип-культура, экранная культура, культура компьютерных игр и т.п. При этом субъект может контролировать свой личный контент, формулировать информационные запросы по личным интересам, создавать персональную траекторию информационной деятельности.

    Таким образом, характеристиками цифрового общества являются: активный спрос на новейшие цифровые технологии и технику; переход значительного числа коммуникационных процессов в киберпространство; свободный доступ к информации [4, с. 31].

    В фокусе цифровой культуры и цифровых технологий оказались и музеи. Критерии посетителей к формату музейных выставок поменялись: стал недостаточным обзор экспоната, появляется необходимость взаимодействовать с ним, погрузиться в эпоху. Это привело к тому, что за последнее десятилетие крупнейшие в мире музеи пересмотрели и изменили пути взаимодействия с посетителями за счет внедрения цифровых технологий.

    Являясь традиционной площадкой для экспонирования произведений искусства, культурных артефактов, визуализации исторических событий, музеи вынуждены адаптироваться не только к новым условиям цифровой эпохи, но и

    к требованиям, которые предъявляет современное цифровое общество, продолжая играть немалую роль в сбережении культурного и исторического наследия. Благодаря использованию информационных технологий, происходит поддержание интереса у нынешнего цифрового поколения к деятельности музея, что, в свою очередь, помогает способствовать формированию интереса к истории и культуре.

    Одним из направлений использования IT-технологий в культуре является оцифровка культурного наследия. Работой в этой области достаточной активно занимаются в экономически развитых странах, разрабатываются специальные проекты и программы оцифровки на государственном уровне. Современные IT- технологии позволяют собрать в совокупности все достижения культуры в едином месте – в сети Internet. Средствами компьютерной техники создаются оцифрованные версии музейных коллекций, доступные всем.

    Оцифровка музейных коллекций дает музею множество преимуществ: обеспечение сохранности коллекций, неограниченные возможности для осуществления научных исследований, техническую поддержку традиционной экспозиции, получение прикладной информации о предметах экспонирования, предоставление доступа к музейным коллекциям удаленным пользователям, людям с ограниченными возможностями [3, с.3].

    В ходе трансформации форм деятельности музеи стремятся к диалогу с людьми, они становятся технологичными, интерактивными и по-настоящему доступными. Присоединяясь к всеобщему движению Open Data, многие музеи обеспечивают нелимитированный доступ в сети Интернет на личных сайтах к своим базам коллекций, архивным экспонатам, фотографиям и документам.

    Помимо оцифровки, IT-технологии предоставляют музею новые возможности применения абсолютно новых творческих практик конструирования реальности. Возникают музеи, которые визуализируют свое пространство из традиционного в компьютерное, виртуальное.

    На сегодняшний день, благодаря цифровым технологиям, появилось немалое количество виртуальных музеев, а традиционные музеи активно работают в сфере расширения услуг и видов своей деятельности. Используя современные технологии визуализации, музеи, при этом, стараются сохранить достоверность культурно-исторического опыта, не допуская искажения или разрушения смыслового содержания исторического контекста [2, с. 298].

    Говоря о нынешнем обществе, особенно о том, которое полностью погружено в информационный мир, стоит отметить, что его уже не удивить предметами искусства и экспонатами в традиционной форме. Потому музей, использующий IT-технологии, является наиболее совершенным, востребованным. Экспонаты в таком музее дополняются виртуальными

    «двойниками» сопровождая первоисточник вспомогательной информацией, при этом свойства этих экспонатов передаются несколько иначе, что не мешает удовлетворять пользователям свои духовные потребности.

    Технологии визуализации в музеях представляют собой AR- и VR- технологии. Дополненная реальность (англ. augmented reality) технологии, которые «дорисовывают» реальный мир, добавляя элементы виртуальности. Виртуальная реальность (англ. virtual reality) это созданный компьютерными

    средствами виртуальный мир, который человек воспринимает через свои ощущения: слух, зрение, обоняние, осязание и другие. Первая технология подразумевает «наложение» эффектов, вставку объектов в реальность, окружающую зрителя. Вторая – создает особый, виртуальный мир, который можно изучить и осмотреть, зайдя в него. Именно AR- и VR- технологии помогают современным музеям максимально привлечь посетителей. С помощью этих технологий воспроизводятся артефакты, максимально приближенные к реальным оригиналам, или даже целые виртуальные пространства. Применение таких технологий усиливает эффект присутствия и предполагает улучшение восприятия информации [5, с. 439].

    Музеи, применяющие AR- и VR- технологии, имеют множество достоинств: позволяют пользователям рассмотреть и изучить экспонаты, доступ к которым ограничен (ветхие и хрупкие экспонаты); не требуют физического выставочного пространства; не требуют экскурсовода для получения информации об экспонатах (используется виртуальная справка) [8, с.14]. При помощи таких технологий можно оживить экспонаты, рассказать от их лица историю и даже провести экскурсию в виртуальное пространство. Сегодня AR- и VR- технологии не являются принципиально новыми, в тоже время они еще не получили широкого распространения и продолжают привлекать к себе внимание со стороны различных индустрий.

    Современные музеи активно используют такие технологии, как: интерактивные панели и экраны, радиометки и QR-коды, 3D печать и сканирование, проекторы, очки виртуальной реальности, специальные приложения для смартфонов.

    Так, например, приложения-гиды для смартфонов, созданные на базе технологии AR, могут считывать радиометки и QR-коды, расположенные вблизи экспонатов, активируя контент при наведении на конкретный предмет. Получили широкое распространение в музеях и интерактивные панели, которые используются не только для навигации, но и являются очень удобным инструментом для более глубокого знакомства с выставочными экспонатами. С помощью специального голографического оборудования музеи проецируют не только 3D голограммы оптических копий реальных экспонатов, но и отображают атмосферу исторического события или целой эпохи прямо в воздухе, передавая зрителю наиболее полно настроение и атмосферу произведений. В некоторых музеях посетители могут воспользоваться очками виртуальной реальности, что помогают полностью погрузиться в виртуальный мир музея.

    Итак, цифровая культура оказывает глубокое влияние на музеи. Происходит довольно серьезная трансформация музейной деятельности и музейного пространства: цифровизируются и виртуализируются многие рабочие процессы, успешно внедряются новые формы и методы коммуникации и диалога с посетителями. Подвергается оцифровке большинство экспонатов музея, меняется формат выставок – они становятся более интерактивными и персонализированными. Музеи становятся доступными для всех видов пользователей, предоставляя практически неограниченный доступ к своим коллекциям и архивам в Интернет.

    Список литературы

    1. Галкин, Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – №3 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digital-culture-metodologicheskie-voprosy-issledovaniya- kulturnoy-dinamiki-ot-tsifrovyh-avtomatov-do-tehno-bio-tvarey (дата обращения: 19.01.2021).

    2. Гиниятова, Е. В. Трансформация музейного пространства в условиях новых визуальных стратегий / Е.В. Гиниятова, Е.Е. Ройз // Известия ТПУ. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-muzeynogo-prostranstva-v-usloviyah-novyh- vizualnyh-strategiy (дата обращения: 19.01.2021).

    3. Клементьева, Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. –2018. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennom-muzeynom- prostranstve (дата обращения: 19.01.2021).

    4. Кригер, Е.Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем / Е.Э. Кригер // Вестник РГГУ. – 2018. – №4 (14). – (Психология. Педагогика. Образование). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-tsifrovogo-obschestva-i-printsipy- obrazovaniya-v-nem (дата обращения: 19.01.2021).

    5. Макушева, О. Н. Информационные технологии в музейном деле / О. Н. Макушева, Г. А. Щербинин // Молодой ученый. 2019. 52 (290). С. 439-440. URL: https://moluch.ru/archive/290/65908/ (дата обращения: 19.01.2021).

    6. Сергеева, И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде / И.Л. Сергеева // Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 6А. – С. 55–65. – URL: http://www.publishing- vak.ru/file/archive-culture-2016-6/5-sergeeva.pdf (дата обращения: 19.01.2021).

    7. Соколова, Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / Н.Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. 2012. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-ili-kultura-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 19.01.2021).

    8. Степанов, М.А. Внедрение технологий дополненной реальности в музейные экспозиции / М.А. Степанов, Д.В. Хоршев, С.С. Елесин // Гуманитарная информатика. – 2017. – №13. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologiy-dopolnennoy-realnosti-v-muzeynye- ekspozitsii (дата обращения: 19.01.2021).

    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   121


    написать администратору сайта