Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница34 из 121
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   121

    ГРИМ-МАСКА КАК ФОРМА СЦЕНИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ



    И.В. Семченкова, Е.В. Морозова, Н.А. Кудряшова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: inna.ryabina@mail.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются грим как средство внешней выразительности актѐра, маска как специфика создания выразительности образа в представлении, истоки возникновения маски и грим-маки, использование грим-маски в китайском национальном театре и японском театре кабуки, современное искусство маски и грим-маски.

    Ключевые слова: грим, лицедейство, представление, маска, образ, театр, актѐр, грим- маска, условный грим.
    MAKE-UP MASK AS A FORM OF STAGE EXPRESSIVE PRESENTATION IN A SOCIOCULTURAL SPACE

    I.V. Semchenkova, E.V. Morozova, N.A. Kudryashova Belgorod State University of Arts and Culture

    e-mail: inna.ryabina@mail.ru
    Abstract. The article considers makeup as a means of external expressiveness of an actor, a mask as a specificity of creating an expressive image in a performance, the origins of the emergence of masks and make-up maki, the use of a make-up mask in Chinese national theater and Japanese kabuki theater, the modern art of masks and make-up masks.

    Keywords: make-up, acting, performance, mask, image, theater, actor, make-up mask, conventional make-up.
    История гримировального искусства берет свое начало еще в далекой древности. Грим использовался для внешнего перевоплощения участников в различных религиозных обрядовых действиях. Конечно, грим был весьма условный по рисунку и по краскам, и никакого стремления подчеркнуть им конкретные типичные черты характера не было. В последствии грим поддавался изменениям и приобрел известную нам сейчас современную форму. Задача актѐрского искусства это лицедейство, игра, в которой ты преображаешься в кого-либо иного. Естественно, это перевоплощение символично. Ты не становишься иным персонажем, но живѐшь на сцене его жизнью, его эмоциями.

    Есть два метода актѐрского перевоплощения: наружное и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе в традициях театра переживания. Нам же с целью исследования темы маски и грим-маски как формы сценической выразительности представления в социокультурном пространстве станет более любопытно подробнее разобраться в первом.

    В театре представления актѐр кроется за личиной собственного героя – маской – в прямом и переносном значении.

    Маска (от позднелат. mascus, masca - личина) – особая накладка с любым изображением, надеваемая чаще всего на лицо. Маски изготовляются из бумаги, папье-маше и иных материалов. Использование масок стартовало в глубочайшей древности в ритуалах (связано с трудовыми процессами, культом животного, погребения и другое) [4, с.73].

    Позже маски вошли в использование в театре как вещество актерского грима. В сочетании с театральным костюмом маска может помочь созданию сценического образа. В древнем театре маска соединялась с париком и надевалась на голову, образуя сходство шлема с отверстиями для глаз и рта. Для усиления голоса артиста Маска-шлем снабжалась изнутри металлическими резонаторами. Есть маски-костюмы, где маска неотделима от костюма, и маски, которые держат в руках или же одевают на пальцы.

    С помощью маски актѐр быстрее представляет персонажа, рисует его нрав и поведение, нежели живѐт его жизнью. Он предстаѐт перед нами как определѐнный типаж, в котором подчѐркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта.

    Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из далѐкого прошлого и содержит собственные истоки в античных языческих игрищах, в культурах различных государств. В Италии масочное лицедейство оформилось как арена представления. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из представления в представление.

    В античности было два термина обозначающих маску: prosopon и persona. Впрочем, любое из данных мнений содержит некоторое количество значений. Например, prosopon это, личность, в значении наружного облика человека, животного или же неодушевленного предмета, а вслед за тем уже личина, драматическая роль или же персонаж. Персона это доля маски, которая адаптирована для более громкого звучания голоса артиста. Впрочем, этот термин означает и маску, и театрального исполнителя артиста, и нрав действующего лица.

    В комедии дель арте личина – это, прежде всего, образ артиста, в котором он выступает и в котором воплощает собственную артистичную оригинальность. Вследствие этого, вещественное воплощение образа, то есть предмет, изготовленный из картона или же клеенки и закрывающий личность артиста в последующем стоит именовать маска-лицо. Человек, прячась за маской, обретает огромную свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя. Неопытным актѐрам личина нередко может помочь одолеть зажим.

    В разработке подобной игровой маски огромную роль играют способы внешней выразительности, такие как пластика, мимика, особенности костюма, но особенное место занимает грим.

    Грим (франц. grime, от староитал. grimo - морщинистый) искусство конфигурации наружности актѐра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок (так именуемого грима), пластических и волосяных наклеек, парика, стрижки и остального в соответствии с требованием исполняемой роли [3, с. 16]. Работа актѐра над гримом плотно связана с его работой над образом. Грим, как одно из средств сотворения актерского образа связан в своей эволюции с развитием драматургии и борьбой эстетических направлений в искусстве. Характер грима находится в зависимости от художественной индивидуальности представления и его образов, от замысла актѐра, режиссерской концепции и стиля оформления представления.

    Грим это одно из самых интенсивных средств внешней выразительности. Гримируясь, актѐр придаѐт необходимый тон коже, подчѐркивает линию бровей, «углубляет» глаза, делает губы больше, выразительнее или же, напротив. Грим необходим для сотворения определѐнного образа или же сходства с историческим персонажем.

    Грим во всевозможных театральных системах выполняет функцию совершенствования внешности артиста и функцию создания лица персонажа, внешне отличающегося от актѐра. И в том и в ином случае эти функции содействуют созданию театрального образа.

    Переходная категория между маской и гримом – грим-маска, обширно применяемая в современной и восточной театральной системе, несет функцию

    преображения артиста в персонажа и владеет ярко выраженной знаковой природой. Грим-маски принято относить к условному гриму. К условному гриму приравнивают все, что связано с нанесением на лицо всевозможных рисунков, когда лицо и даже тело актѐра считается холстом для художника, при помощи которого он выражает свое понимание человеческой сущности.

    К условному гриму возможно отнести и пародийные гримы, когда, казалось бы, случайные вещи становятся оформлением дизайна лица актѐра.

    К данной же категории относятся и всевозможные грим-маски животных и фантастических созданий, которые используется, на карнавалах, на детских торжественных представлениях и в театральных постановках.

    Современно направление боди-арт (роспись тела), также является условным гримом, а его основоположником принято считать Льва Бакста, который расписывал тело и трико Вацлава Нижинского в балете

    «Послеполуденный отдых фавна», непосредственно перед каждым представлением [2, с. 173].

    Грим-маски применяются в китайском национальном театре, в японском театре кабуки, индийских мистериях «Катакали».

    Кумадори – обычный способ гримирования в японском театре кабуки, в дословном переводе - нанесение полос на лицо.

    Все жанры исполнительского искусства, существовавшие до кабуки, были представлением масок. В гигаку, бугаку и ногаку (древние жанры японского театрального искусства) в обязательном порядке использовали маски. Театр Кабуки в 17 веке категорически отказался от масок, принятых в классическом театральном японском искусстве, но способ гримирования сберег

    «воспоминания об этих масках» [2, с. 31].

    В классическом китайском театре, как и в кабуки, грим-маска строиться не на персональных особенностях лица, а на ансамбле свойственных черт персонажа, символически воплощенных в рисунке и цвете.

    Следовательно, изучив и проанализировав истоки зарождения и современное искусство грима и грим-маски, можно заявить о том, что ведущей задачей грима, маски и грим-маски как формы сценической выразительности представления в социокультурном пространстве является передача максимально полной информации о персонаже, выражение особенностей трактовки его характера режиссером и актѐром.
    Список литературы

    1. Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Непейвода. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/61368.

    2. Сыромятникова И.С. Искусство грима и макияжа. – М.: Изд-во «РИПОЛ классик», 2005. – 275 с.

    3. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1999. - 192 с.

    4. Паке, Д. История красоты. М.: Астрель. ACT, 2003. - 128 с.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   121


    написать администратору сайта