Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.2. Звукозапись и опасность контрафакции

  • 12.3. Сущность контрафакции

  • 12.4. Меры борьбы против контрафакции

  • 12.5. Доказательства в судопроизводстве

  • 12.6. Таможенные меры

  • 12.7. Технологические решения в борьбе против контрафакции

  • 12.8. Право на судебную защиту

  • Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеБелов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М
    Дата26.10.2021
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла[Belov_V.V.,_Vitaliev_G.V.,_Denisov_G.M.]_Intellek(BookSee.org)..doc
    ТипЗакон
    #256435
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Глава 12 КОНТРАФАКЦИЯ ЗВУКОЗАПИСЕЙ

    И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

    12.1. Введение

    Контрафакция интеллектуальной собственности, или производство несанкционированных копий, намного опаснее для культуры и экономики страны, чем это обычно представляется. Наибольший вред при этом приносится развивающимся странам, так как структурные ухудшения, связанные с незаконным владением авторским правом на интеллектуальную собственность, значительно превосходят любые краткосрочные экономические преимущества.

    Международная федерация фонографической промышленности (МФФП) основана более 60 лет назад для содействия и защиты звукозаписывающей промышленности всего мира. В настоящее время ее членами являются более 1000 звукозаписывающих компаний из 72 стран, и ее состав продолжает расти, особенно в развивающихся странах. Одной из важнейших целей, поставленных МФФП в различных частях света, является борьба за искоренение незаконного владения авторскими правами ее членов, осуществленного лицами, занимающимися производством несанкционированных копий.
    12.2. Звукозапись и опасность контрафакции

    Нарушители авторского права ничего не делают для производства подлинных записей, а незаконно присваивают лучшие из них, репродуцируют и продают, получая единовременную прибыль. А первоначальный изготовитель должен предварительно сделать значительные капиталовложения в производство новых записей: выявление и совершенствование талантливых исполнителей и композиторов требуют времени; производство звукозаписей в мире постоянно улучшающейся аудиотехники является очень дорогой операцией; изготовление, сбыт и распространение подлинных звукозаписей по всему миру требуют значительного капиталовложения и найма кадров.

    Риск, связанный с производством звукозаписей, огромен. Ни один изготовитель не может быть заранее уверен в возмещении капитала, вложенного в какую-либо звукозапись. От классического и фольклорного жанров музыки вряд ли можно ожидать большой прибыли. Поэтому расчет делается на прибыль от немногих популярных звукозаписей, которые сбываются в значительных количествах. Только при наличии подобных условий изготовитель может себе позволить: во-первых, рисковать, представляя новых исполнителей и новые произведения, и, во-вторых, поддерживать ассортимент звукозаписей разнообразного культурного содержания.

    На первый взгляд, производство копий звукозаписей нарушителем авторского права в развивающейся стране по меньшей цене, чем та, за которую продаются подлинные звукозаписи, может показаться выгодным для местного населения. Однако контрафакция крайне вредна и для населения развивающихся стран. Об этом свидетельствуют следующие соображения:

    1. Нарушитель авторского права никогда не записывает новых сочинений или исполнений и никогда не способствует местному творчеству.

    2. Нарушитель авторского права не платит авторского гонорара композитору, аранжировщику, автору слов, исполнителю, а также иллюстратору, переводчику и другим творческим лицам, способствовавшим созданию первоначальной записи.

    3. Техническое качество несанкционированного изготовления звукозаписи может оказаться настолько низким, что общественность не оценит по достоинству ни творческую ценность музыки, ни качество исполнения.

    4. Нарушитель авторского права не оплачивает продюсеру звукозаписи или фильма производственные, редакторские и распространительные расходы. Таким образом, экономическая база местного продюсера оказывается заметно подорванной и его способность поддерживать местное творчество уменьшается.

    5. Нарушитель авторского права делает копии только самых популярных звукозаписей, в основном иностранного происхождения. В результате содействие местным произведениям подрывается.

    6. Нарушитель авторского права не подвергает себя финансовому риску. На каждую финансово успешную запись приходится по крайней мере 10 записей, принесших убыток законному изготовителю, который должен истратить часть прибыли от успешной продукции на компенсацию убытков от других десяти копий. Нарушитель авторского права оставляет себе всю прибыль.

    7. Контрафакция звукозаписей не только причиняет финансовый убыток разнообразным заинтересованным лицам, ответственным за изготовление и сбыт подлинной продукции, но и ведет к значительным прямым и косвенным потерям доходов государства в форме неуплаченных налогов.

    Основным последствием производства и сбыта звукозаписей в стране с процветающей контрафакцией является сведение на нет развития музыкального творчества той страны, а также и роста музыкальной промышленности, занимающейся распространением звукозаписей. Без этих двух необходимых элементов культурного творчества и его распространения в жизни развивающейся страны сохранение и упрочение национальной индивидуальности и ее общий экономический прогресс замедляются.
    12.3. Сущность контрафакции

    В звукозаписывающей промышленности существуют три формы контрафакции.

    Во-первых, самая простая форма контрафакции состоит в репродукции подлинных звукозаписей для коммерческого дохода без санкции первоначального изготовителя или его правопреемника и уплаты налога. Упаковка несанкционированной копии отличается от упаковки оригинала.

    Как и сами несанкционированные звукозаписи, их упаковки бывают низкого качества, с нечеткой печатью и границами цветов. В некоторых случаях содержание звукозаписи написано от руки на стороне кассеты или на карточке, служащей вкладышем.

    Во-вторых, существуют фальшивые копии, изготовленные и упакованные как настоящие записи, опять-таки без санкции владельца авторского права. Товарные знаки и эмблемы настоящего изготовителя воспроизводятся с максимальной точностью. В этом случае разница в цене настоящей и фальшивой продукции минимальна.

    Третья форма контрафакции, или так называемое бутлегерство, -это несанкционированные записи отдельных произведений, которые затем размножаются и продаются без ведома артистов и композиторов, а также без разрешения звукозаписывающих компаний, с которыми Данные артисты и композиторы подписали контракт.

    До недавнего времени все три формы контрафакции встречались, в основном, в сфере магнитофонных кассет, теперь — в форме компактных дисков.

    Покупатели узнают несанкционированные аудиозаписи по их низким ценам, низкому качеству звука и набору нескольких артистов, исполняющих наиболее известные песни в одной коллекции. Однако те же записи, выполненные на компакт-дисках, отличить от оригинала практически невозможно.

    Ежегодный убыток, наносимый записывающей промышленности контрафакцией во всем мире, составляет приблизительно 2 млрд. долл. США или около 10% оборота всей промышленности. В странах, где контрафакция широко распространена, прибыль, заработанная несанкционированными операциями, иногда в несколько раз превышает прибыль местной законной звукозаписывающей промышленности.
    12.4. Меры борьбы против контрафакции

    Основные права, предоставленные изготовителям звукозаписей, включают в себя: административное право контролировать репродукцию; административное право контролировать сбыт; административное право контролировать всю связь с общественностью.

    Из этих прав самыми важными для борьбы против контрафакции являются административные права контролировать репродукцию и сбыт.

    Защита авторского права предоставляется иностранным записям, как и национальным при следующих условиях:

    1) звукозапись была изготовлена в пределах данной страны; или

    2) звукозапись была изготовлена физическим или юридическим лицом, являющимся постоянным жителем (резидентом) этой страны; или

    3) звукозапись была впервые выпущена в свет в этой стране, несмотря на предыдущий выпуск в свет в другом месте, если разрыв во времени между выпусками - не более 30 дней; или

    4) звукозапись пользуется защитой закона данной страны, состоящей членом многостороннего договора или являющейся стороной двустороннего договора об авторском праве с другой страной.

    Для того чтобы закрепить права, предоставленные законом об авторском праве, этот закон должен обеспечить как уголовно-правовое средство судебной защиты, так и гражданско-правовое средство судебной защиты для нарушителей таких прав. Уголовно-правовые средства судебной защиты должны относиться не только к таким правонарушениям, как изготовление несанкционированных копий, но и к таким, как предоставление таких копий общественности. Эти правонарушения называются соответственно первостепенными и второстепенными нарушениями. К ним относятся:

    - изготовление или намерение изготовления любого предмета, представляющего собой нарушение авторского права;

    - продажа, сдача внаем, показ с целью продажи или сделки в любой форме, обмен на любой предмет, представляющий собой нарушение авторского права;

    - ввоз в страну любого предмета, представляющего собой нарушение авторского права;

    - владение с целью торговли любым предметом, представляющим собой нарушение авторского права.

    Каждое из этих правонарушений должно повлечь за собой строгое наказание:

    - минимальные наказания должны быть оговорены даже в случае первого правонарушения;

    - обвинения и санкции должны быть применены в отношении каждого нарушенного авторского права;

    - помимо штрафов должны применяться приговоры о лишении свободы;

    - наказания за вторые или последующие нарушения должны быть увеличены;

    - все вышеуказанные наказания в зависимости от серьезности нарушений должны действовать как сдерживающие средства от дальнейших действий, нарушающих право.

    Наряду с этими наказаниями суд имеет право санкционировать уничтожение незаконных предметов и оборудования, использованного ' для изготовления таких предметов, или санкционировать передачу этих предметов и оборудования владельцу авторского права или его представителю.

    Наряду с уголовно-правовыми средствами судебной защиты существуют меры, дающие владельцу авторского права или его представителю право на гражданское производство. В частности, кроме обычных средств судебной защиты против убытков и бессрочных судебных запретов, существуют правомочия либо в самих законах об авторском праве, либо в главном своде процессуальных норм для конфискации, судебного запрета и приостановления судебного разбирательства. Иначе говоря, когда суд убеждается, что доказательства контрафакции действительно существуют, он должен быть уполномочен санкционировать обыск и конфискацию материалов и документов из дома обвиняемого.

    В большинстве случаев эффективные меры против контрафакции зависят от установления уголовных правонарушений, связанных с контрафакцией, и подкрепления их строгими наказаниями. Гражданско-правовые средства судебной защиты также играют немаловажную роль в охране и защите авторских прав. В целом правоприменительную практику в этой сфере можно суммировать следующим образом:

    1. Образование общественной правоприменительной организации с определенными полномочиями по собственной инициативе применять законы об интеллектуальной собственности.

    2. Предоставление полномочия обыскивать, конфисковывать и арестовывать без необходимости оформления ордера при особых обстоятельствах.

    3. Предоставление права конфисковывать и уничтожать оборудование, предназначенное для производства предметов, представляющих собой контрафакцию.

    4. Предоставление права ускорять судебное разбирательство дел, связанных с контрафакцией.

    5. Предоставление доступа к уголовному судопроизводству отдельным владельцам авторского права и их надлежащим образом утвержденным представителям.
    12.5. Доказательства в судопроизводстве

    Как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве о нарушении авторского права, суд должен установить ответы на следующие вопросы:

    1) чье авторское право существует на продукцию, которая является предметом судебного разбирательства;

    2) авторское право принадлежит определенному физическому или юридическому лицу;

    3) обвиняемый совершил определенные действия, представляющие собой контрафакцию или уголовно-наказуемое посягательство на продукцию.

    В большинстве судебных разбирательств вопросы п. 1 и 2 обычно не конфликтуют. В случаях, когда обвиняемый защищает свои действия или заявляет о своей невиновности, вопросы п. 3 составляют конкретные обстоятельства дела и требуют доказательств от истца.

    Однако на практике вопросы п. 1 и 2 доказать бывает трудно. Существование авторского права на звукозапись зависит от национальности продюсера, его места жительства во время изготовления звукозаписи, от даты, места записи или первого выпуска в свет. В действии, представляющем собой контрафакцию, обвиняемый по определению является заявленным нарушителем авторского права и, следовательно, преступным элементом, и он ставит это определение под вопрос, оспаривая его и надеясь на то, что истец или обвинительная сторона не смогут произвести формальное доказательство из-за какого-нибудь специального вопроса, и с такой недостойной защитой он успешно будет противостоять судебному разбирательству. Когда такое случается, очевидно, что правосудие не свершилось.

    Современные законы об авторском праве признают определенную сложность положения владельцев авторских прав при решении формальных вопросов в иностранных судах. Очень важно для владельца авторского права эффективно применять свои права не только в своей, но и в других странах, так как рынок интеллектуальной собственности распространяется на весь мир. Поэтому различные справки или письменные показания под присягой, удостоверенные надлежащим образом, принимаются как доказательства в судебном разбирательстве о применении авторского права при наличии следующих обстоятельств:

    а) факт, что в определенное время авторское право существовало на изделие, которое является предметом изучения;

    б) что лицо, упомянутое в справке или письменном показании под присягой, является владельцем авторского права;

    в) что копия изделия, которая прилагается к справке или письменному показанию под присягой, является настоящей копией этого изделия;

    г), что автор изделия является гражданином или постоянным жителем названной страны;

    д) что автор изделия является юридическим лицом или зарегистрирован в качестве юридического лица согласно закону названной страны;

    е) что в действии, затрагивающем юридическое лицо, справка, приложенная к письменному показанию под присягой, является подлинной копией справки о его регистрации в качестве юридического лица;

    ж) что изделие впервые вышло в свет в названной стране.
    12.6. Таможенные меры

    Многие современные законы об авторском праве содержат в себе условия, при которых таможенные уполномоченные могут по своей инициативе либо по просьбе правообладателей отказать в освобождении продукции, которая производит впечатление несанкционированных копий защищенной продукции.

    В июне 1988 г. Совет таможенного сотрудничества и МФФП подписали Меморандум согласия. Он служит руководящим документом, регулирующим отношения между национальной таможней, с одной стороны, и МФФП и отдельными продюсерами, с другой. В США и Германии действия в соответствии с Меморандумом согласия дали эффективные результаты.
    12.7. Технологические решения в борьбе против контрафакции

    Международный опыт борьбы против контрафакции подтверждает, что не существует ни однозначного решения, ни единственно верного пути к успеху. Правовые и технические методы применяются для защиты авторских прав совместно. Новейшие технические приборы для выявления санкционированных копий значительно упрощают и убыстряют обнаружение несанкционированных копий.

    Распознающие приборы должны заключать в себе пять характеристик; они должны быть:

    - стандартизованы на определенном рынке;

    - дешевыми;

    - простыми в применении;

    - надежно защищены от несанкционированного копирования;

    - легко доступными, легко читаемыми и понятными.

    Самый простой и наиболее распространенный метод — это бандерольная система. По этой системе кассеты заключаются в специальную упаковку или обертку, содержащую важную информацию, иногда закодированную, которая определяет предметы, выпущенные с соблюдением авторского права.

    Второй метод, гораздо более сложный и менее распространенный, - это использование голограммы. Голограмма - это клеймо с объемным изображением на наружной упаковке звукозаписей. Технология современных голограмм настолько сложна, что достигнуть изготовления точной копии очень трудно. Тем не менее и эта система не является абсолютной гарантией от подделок.

    Недавно разработана новая система защиты производства компактных дисков под названием Код Идентификации Источника (или сокращенно Код ИДИ). Эта система все больше используется для идентификации законных изготовителей компактных дисков. Она действует следующим образом.

    Первая копия изготовляется посредством гравировки цифровой информации на отшлифованном стеклянном диске; затем этот отпечаток переносится на отдельные пластмассовые диски, которые покрываются отражающими и защитными слоями, необходимыми для лазерного механизма проигрывателя компактных дисков. Коды ИДИ наносятся на первую копию и идентифицируют коммерческую компанию, изготовившую оригинал. Коды ИДИ стандартизованы во всем мире и состоят из четырех цифр. Каждый изготовитель, занимающийся производством первых копий и штамповкой компактных дисков, использует свой собственный код.

    Производство первой копии и ее тиражирование нередко происходят на разных заводах. В этих случаях на компактный диск наносятся два кода. Разумеется, эти коды не помогут опознать или найти изготовителя несанкционированных компактных дисков. Однако они помогут распознать несанкционированные компактные диски на рынке сбыта посредством обнаружения отсутствия кодов или использования неправильных кодов или сочетаний кодов.
    12.8. Право на судебную защиту

    Защищенная авторским правом продукция сегодня является предметом международного потребления. Она продается на рынках сбыта всего мира. Поэтому важно, чтобы все владельцы авторских прав, иностранные или местные, имели неограниченное право на судебную защиту в судах всех стран, где продается их продукция. Это право на судебную защиту должно быть безоговорочным и не зависящим от регистрации или любой другой формальности.

    Народная мудрость, гласящая «отложить суд - не свершить суд», особенно уместна в случаях судебных разбирательств о нарушении авторского права и контрафакции. Контрафакция обычно является продолжающейся операцией даже после начала судебного разбирательства и до того времени, когда суд вынесет решение. Поэтому особенно важно, чтобы дела о контрафакции были рассмотрены судом как можно быстрее. В любом случае необходимо, чтобы суд использовал правомочие выносить промежуточные судебные запреты на ранней стадии судебного процесса для того, чтобы уменьшить до минимума убытки владельца авторского права.

    Во Франции, например, после начала уголовного судопроизводства суд имеет право принять к рассмотрению, как часть судебного разбирательства, гражданский иск об убытках и другие средства судебной защиты владельца авторского права. Таким образом, избегается задержка, которая возникла бы в случае, если гражданское производство было бы отложено до окончания уголовного судопроизводства. Второе преимущество заключается в значительном сокращении судебных издержек, т.к. одни и те же доказательства могут быть использованы в рассмотрении обоих вопросов.

    Широкое распространение «пиратства» в мире свидетельствует о том, что звукозаписи, книги, фильмы и другая продукция, защищаемая авторским правом, нуждается в защите во всех странах, где существуют для нее рынки сбыта. Защита предоставляется международными договорами, в частности Бернской и Фонограммной конвенциями. Поэтому важно, чтобы все страны присоединились к Бернскому и другим союзам, включая новое Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле 1994 г.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта