Главная страница
Навигация по странице:

  • «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга

  • «Люди, годы, жизнь» Эренбурга

  • Павел Нилин

  • «Судьба человека» (1956) Михаила Шолохова

  • «молодёжная» проза

  • «Звёздный билет» (1960)

  • «городскую» и «деревенскую»

  • «Деревенская» проза

  • Ю. В. Трифонов

  • билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9


    Скачать 286.87 Kb.
    НазваниеБилет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
    Анкорбилеты по русской литературе
    Дата13.04.2022
    Размер286.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Русской литературе.docx
    ТипДокументы
    #471927
    страница20 из 31
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31

    Билет № 26


    Проза периода «оттепели».

    Старшее поколение писателей и литературная «молодежь»

    Литература «оттепели» – условное название периода литературы Советского Союза 1950-х – начала 1960-х гг. Смерть Сталина в 1953 г., ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений – эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов «оттепели».

    «Оттепель» – не термин, а метафора, закрепившаяся в специальной литературе с легкой руки Эренбурга (так назвавшего свою повесть 1954 года, опубликованную в «Знамени») для обозначения определенного периода развития советской истории, а вместе с ней и литературы.

    В период «оттепели» доминирует поэзия, однако успехи есть и у прозы. Сравнительно с поэзией, проза в некоторых отношениях даже более критична в освещении явлений жизни минувшего и настоящего.

    В эти годы появляется большое число произведений мемуарно-биографического характера. Из числа опубликованного наибольший резонанс вызвали произведения, посвящённые судьбам культуры в советскую эпоху и создателей этой культуры: «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга (книга в двух томах), «Повесть о жизни» Константина Паустовского, «Трава забвения» Валентина Катаева. Много нового для современников вводят в их сознание авторы названных книг. Паустовский впервые подробно и живо, в реальных картинах описал «одесскую школу» (Багрицкий, Олеша, Катаев, Ильф). Паустовский в молодости, уже наделённый талантом, чувствовал, что ему не о чем писать. И вот он по примеру Горького отправился в путешествие по югу России, о чём тоже идёт речь в книге. Катаев в книге «Трава забвения» во многом по-новому представил личность Маяковского, к тому времени уже вполне канонизированного. Вторая часть книги посвящена Бунину.

    Самое масштабное произведение такого рода – «Люди, годы, жизнь» Эренбурга. Книга охватывает временной промежуток с 1920-х по 1960-е годы и повествует не только о культурной жизни России и СССР, но и о Западной Европе и обеих Америках. Такой панорамы культурной жизни, касающейся первой половины века, нигде в мировой литературе больше нет. Сюжетная основа – жизнь самого Ильи Эренбурга.

    Когда Эренбург переходит к 1930-м годам, он довольно подробно, на конкретных примерах, рассказывает о репрессиях. Повествуется у него и о создании антифашистского фронта и том участии, которое принимали в этом противостоянии прогрессивные писатели мира. Подчёркивается активное участие писателей «пером своим» в ВОВ, в борьбе за мир в послевоенные годы. Писателей, которых при Хрущёве травили, Эренбург представляет в финальной части своей книги как надежду русской литературы. Несмотря на многие трагические страницы, книга в целом проникнута духом оптимизма.

    Некоторые писатели стремились выявить в прошлом зачатки тех негативных явлений, которые восторжествовали в период сталинизма. Так, Павел Нилин в повести «Жестокость» (1956) обратился к изображению работы органов государственной безопасности в первые годы советской власти и показал, к чему могут привести идеологический фанатизм и нетерпимость в сочетании с безнравственностью, прикрывавшиеся ссылками на революционную необходимость. Очень ярко проявлено внимание писателя к нравственному началу политических поступков.

    Новые грани осваивают и писатели, повествующие о Великой Отечественной войне. Одним из таких текстов стала «Судьба человека» (1956) Михаила Шолохова. Этот рассказ необычен тем, что впервые в советской литературе положительным героем сделан бывший военнопленный, что при Сталине было абсолютно невозможно. Андрей Соколов – прекрасный человек с весьма трагической судьбой. Всю правду о судьбе военнопленного, впрочем, Шолохов не решился сказать.

    Большую популярность вызвала в годы оттепели «молодёжная» проза. Молодёжной её именовали по двум причинам: её писали молодые, но привлёкшие к себе внимание авторы, а их героями тоже были молодые люди. Характерные представители – Василий Аксёнов, Анатолий Гладилин.

    Аксёнова ругали и говорили, что он учит молодёжь не тому. Широко прозвучал его роман «Звёздный билет» (1960). Здесь представлены так называемые «аксёновские мальчики» – тип современных молодых людей, которые в курсе всех новинок мировой культуры (джаз, живопись). Группа друзей, окончив школу, едет не на стройки коммунизма, а в Прибалтику отдыхать. Уже тогда Прибалтика воспринималась почти как заграница, это была наиболее окультуренная часть СССР. Здесь молодые люди наслаждаются жизнью: купаются и загорают, заводят романы, пьют... Это было истолковано в критике как признак буржуазного морального разложения. Аксёнов не до самого конца выдержал начатую линию: рано или поздно деньги заканчиваются, и героям приходится устроиться на работу в местный рыболовецкий совхоз.

    Крупнейшим и неожиданным явлением литературы 60-х годов стало ее разделение на «городскую» и «деревенскую» вопреки всем традициям русской литературы:

    • «Городская» проза, начинавшая как молодая и исповедальная, осваивала пласты городской жизни с ее конфликтами и бытом, поисками места в жизни и самоопределением героев (А. Гладилин, А. Кузнецов, В. Максимов, Г. Владимов).

    • «Деревенская» проза исследовала национальные начала народной жизни, в первую очередь крестьянства, его устои и нравственные ценности. Она опиралась на русскую классическую литературу. Проблема традиций, истории народной жизни была характерна для того времени.

    Наиболее яркий представитель так называемой «городской прозы» (этот термин еще более условен, чем термин «деревенская проза») – Ю. В. Трифонов, хотя в творчестве этого писателя значительное место занимают исторические романы. Он развивает в прозе традиции психологического реализма, особенно близок к А. П. Чехову. Одна из сквозных тем «городских повестей» писателя – тема «великих пустяков в жизни», тема «мелочей», которые засасывают человека и ведут к саморазрушению личности (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Позднее прощание»).

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


    написать администратору сайта