билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
Скачать 286.87 Kb.
|
Билеты по русской литературе Билет № 1 3 Билет № 2 5 Билет № 3 9 Билет № 4 10 Билет № 5 12 Билет № 6 15 Билет № 7 17 Билет № 8 22 Билет № 9 42 Билет № 10 46 Билет № 11 53 Билет № 12 56 Билет № 13 57 Билет № 14 59 Билет № 15 60 Билет № 16 65 Билет № 17 70 Билет № 18 74 Билет № 19 76 Билет № 20 79 Билет № 21 83 Билет № 22 84 Билет № 23 90 Билет № 24 100 Билет № 25 103 Билет № 26 116 Билет № 27 118 Билет № 28 120 Билет № 29 122 Билет № 30 126 Билет № 31 127 Билет № 32 129 Билет № 33.1 130 Билет № 33 133 Билет № 34 141 Билет № 35 144 Билет № 36 146 Билет № 37 151 Билет № 38 153 Билет № 39 157 Билет № 40 160 Билет № 1Литературный процесс периода революции и гражданской войны. Темы, жанры, стилевые искания. Расслоение культуры. В этот период проблемой писательской интеллигенции стала необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти. Из-за Октябрьской революции 1917 года единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. Большая часть буржуазно-дворянских писателей эмигрировали, дворянские потомки и буржуазные демократы объединились на почве ненависти к пролетарской революции. Оставшаяся в пределах СССР часть буржуазно-дворянской писательской интеллигенции образовала открыто выраженную оппозицию советской власти: одни устраивали антисоветский саботаж в виде «эстетического бойкота», другие, изображая в своём творчестве революционную современность, на первый план выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения. Решающим моментом первых лет революций был приход в ряды советской литературы Брюсова, Блока, Андрея Белого, возглавлявших самые основные тенденции русского символизма, которые сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, участвовал в литературном воспитании молодого поколения пролетарских поэтов. Конфликт между политической ситуацией в стране и эстетикой и поэтикой символизма сильно отразился на последних годах творчества Брюсова. Другой характер был у прихода Блока к революции. Ненависть к застою буржуазного общества помогла приходу поэта к Великой социалистической революции, но вскоре Блок разочаровался в ней. Суровое лицо гражданской войны и голода и реальные условия революции его пугали, вызывали настроения тоски и безнадежности. Во многом аналогичен и путь Белого. Гораздо решительнее вошла в революцию группа футуристов во главе с Маяковским. После победы Октября футуристы начинают сотрудничать с советской властью, в частности организуя газету «Искусство коммуны».Первенствующая роль в советской литературе этих лет принадлежит основоположникам пролетарской литературы — Горькому, Серафимовичу, Бедному. Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность. В связи с конкретными задачами революционной борьбы развивается литературная деятельность Серафимовича. Работая в качестве корреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков, фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствии в книге «Революция, фронт и тыл». Особо значительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному, который видел назначение своей поэзии в агитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшему союзнику, к массам русского крестьянства. ТЕМЫ. В ряде журналов и сборников этого периода — «Скифы», «Записки мечтателей», «Вестник литературы», «Книжный угол» и др. усиленно разрабатывается тема кризиса и крушения культуры как единственного итога революции (социальный переворот осмысляется как распад и уничтожение культурных и моральных ценностей вообще) Поэты кулацкой деревни (Клюев), сначала выступают со славословиями Октябрю (напр. «Медный кит» Клюева (1919) и др. его стихотворения), потом занимают антисоветские позиции. В творчестве Есенина – сначала мотивы сочувствия революции, приветствие Октября как наступления «мужицкого рая», которые в результате сменяются резкими выпадами против пролетарского города. Все брюсовские пооктябрьские сборники стихов («Миг», «Дали» и др.) пронизаны мыслью о наследовании пролетарской революцией всей мировой культуры прошлых эпох. Поэма Блока «Двенадцать» - проклятье старому миру, гимн в честь революции, которую поэт оправдывал как разрушительную и очистительную силу. В произведениях А. Белого - тема рабства научной мысли в буржуазном обществе, кризиса индивидуалистического сознания. В творчестве Маяковского появилась тема интернационализма, классовой ненависти, которая сочетается с острая политическойсатирой на буржуазный строй, буржуазную науку и искусство. Основная тема в творчестве молодых поэтов (Кириллов, Герасимов, Гастев, Садофьев, Казин , Крайский, Князев, Обрадович, Александровский, Полетаев и др.) - тема революции, абстрактно-романтические гимны и оды в честь революции. Большинство пролеткультовских поэтов при переходе к нэпу переживает тяжелый идейный и художественный кризис. Отсутствие прочной связи с задачами классовой борьбы пролетариата не позволило им понять исторический смысл нэпа, воспринятого ими как торжество буржуазной стихии. Отсюда рост упадочных и пессимистических настроений (напр. поэма Герасимова «Черная пена», 1921) Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность. Расслоение культуры. (1917 -1921) С этого времени единая национальная литература была разделена на три ветви (беспрецедентный в мировой истории случай): литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны, произведения, запрещенные печатать, частичное возвращение в 60 -70х г) и литературу русского зарубежья. О. Мандельштам, И. Катаев, Борис Пильняк, И. Бабель, др. и их произведения не вписывались в советскую литературу, были уничтожены властью. Жизнь (но не свобода творчества) была сохранена А. Ахматовой, М. Булгакову, А. Платонову, М. Зощенко, Ю. Тынянову. Часто произведение вовсе не допускалось в печать либо подвергалось жесткой критике сразу или спустя некоторое время по выходе, после его произведение как бы исчезало, но автор оставался на свободе, проклинаемый критикой. «Задержанные» произведения частично вернулись к читателю в середине 60-х-начале 70-х годов, как многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман» М. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов. Рассечённая на 3 части литература 20го века оставалась единой. Практическое воссоединение трех ветвей литературы состоялось к концу века. Единство заключалось в высочайших художественных ценностях, которые были во всех трех ветвях. Раскол произошел по идеологической и политической причине. Идеологическое разделение ветвей литературы не было однозначным. В Советском Союзе были антисоветски настроенные писатели, хотя откровенных монархистов среди писателей не было, в целом произошел сдвиг - в направлении православно-монархических ценностей. Много потеряли лишившиеся родины писатели первой волны эмиграции, хотя многих эмиграция, спасла, сохранив возможность свободного слова. При очень различном отношении к традициям все это - новаторская, новая литература, литература двадцатого века. Она в известном смысле разнообразнее классики XIX столетия - не по индивидуальностям художников и произведений, а по исходным глобальным творческим принципам. |