Главная страница

билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9


Скачать 286.87 Kb.
НазваниеБилет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
Анкорбилеты по русской литературе
Дата13.04.2022
Размер286.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты по Русской литературе.docx
ТипДокументы
#471927
страница3 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Билет № 3


Поэзия Осипа Мандельштама. Основные этапы творчества.
Своеобразие поэтического мира.


Имя Мандельштама становится известно в 1910 году, когда в журнале “Аполлон” публикуются его первые стихи. Причем Мандельштам сразу же входит в число наиболее популярных поэтов. Вместе с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой он стал основателем нового направления — акмеизма. В творчестве Мандельштама можно условно выделить три периода. Первый приходится на 1908— 1916 годы. Уже в ранних стихах поэта чувствуется интеллектуальная зрелость и тонкое описание юношеской психологии. Трудная адаптация к жизни, ощущение одиночества в годы взросления, перепады настроения, так свойственные этому возрасту. “Из омута злого и вяского” О. Мандельштам сравнивает жизнь с омутом, злым и вязким. Из многих его ранних стихотворений нам передается смутная тоска, “невыразимая печаль”. Но все-таки главное в них — поиск цельности, попытка постичь окружающий мир, “из глубокой печали восстать”. Со временем восприятие поэтом окружающего мира становится более полным. Таким, что мы сами начинаем его видеть по-новому. Он наполнен чувствами и красками: ”На бледно голубой эмали …”

Образ “незаметно вечереющих” берез поражает нас глубиной ощущения поэтом природы, осознания себя ее частью. Уже в раннем творчестве О. Мандельштама начинает обрисовываться главная тема его поэзии — тема общечеловеческой, не знающей границ культуры. В стихах Мандельштама мы не найдем прямого изображения важных общественных событий того времени. Каждый этап развития человечества оценивается поэтом как новая степень развития культуры. Это хорошо видно в его цикле “Петербургские строфы”. Городской пейзаж Мандельштама насыщен историческим содержанием. Поэт создает также стихи о музыке и музыкантах, о творчестве. Обращение к этим темам позволяет поэту высказать идею единства мировой культуры. Русскую культуру О. Мандельштам видит универсальной: «В разноголосице девического хора»

На 1917—1928 годы приходится второй этап творчества О. Мандельштама. Исторические потрясения этого времени не могли не найти отклика в душе поэта. Стихотворение “Век” передает нам ощущение Мандельштамом трагизма истории.

Поэт считает, что в революции есть сила, способная принести ожидаемое, но для этого “снова в жертву, как ягненка, темя жизни принесли”. В стихах Мандельштама появляются образы голодающего, “умирающего Петрополя”, ночи, “темноты”, человека, который “изучил науку расставаний”. Свою неуверенность в успехе политических преобразований того времени поэт высказывает в стихотворении “Проспавши, братья, сумерки свободы!..” Его вывод таков: Ну что ж, попробуем, — огромный неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом океан деля...

Циклом стихов об Армении, написанным осенью 1930 года, открывается третий этап творческого пути О. Мандельштама. Эти стихотворения проникнуты чувством любви и братства разных народов, поэт говорит о том, что общечеловеческое выше национального. Как истинный художник, О. Мандельштам не мог закрыть глаза на происходящее вокруг него. И после трехлетнего перерыва (1926—1929) он возобновляет свой разговор с веком. Трагизм судьбы народа и страны вновь становится центральным в его творчестве. В результате мы имеем потрясающе глубокий социально-психологический портрет Сталина.

Реакцией власти стал арест О. Мандельштама и его последующая ссылка. После отмены ссылки поэту разрешили поселиться где он захочет, кроме двенадцати крупнейших городов страны. Он едет в Воронеж. Там Мандельштам очень остро ощущает свою оторванность от привычного круга общения. Мы слышим его отчаяние: “Читателя! Советчика! Врага! На лестнице колючей разговора б!” Фактически оказавшись отрезанным от внешнего мира, поэт начинает терять чувство реальности. В его творчестве появляются мотивы вины перед народом, перед Сталиным. Мандельштам пишет, что он входит в жизнь, “как в колхоз идет единоличник”. Трудно представить, что человек, ни за что на свете не соглашавшийся “присевших на школьной скамейке учить щебетать палачей”, мог создать цикл оправдательных стихов о “вожде народов”. К этим стихам нельзя относиться иначе как к воплю загнанного в ловушку человека.

Билет № 4


Поэзия и судьба Сергея Есенина

Родился литературный гений Сергея Есенина в Рязанской области 21 сентября 1895 года в крестьянской семье, в селе Константиново. В родном селе он окончил училище, а в 1912 году – церковно-приходскую учительскую школу и отправился покорять столицы Российской Империи. В 1913 году поэт стал вольнослушателем Московского университета имени А. Л. Шанявского. В 1914 году опубликовано первое известное стихотворение поэта «Береза» и подписано псевдонимом Аристон. Через год переехал в Петроград, где стал читал стихи известным литераторам, в их числе были Ахматова, Клюев, Блок, Городецкий.

Так Есенин появился в русской поэзии на закате яркой поэтической эпохи, получившей название «Серебряный век». В процессе творческого развития поэт сотрудничал со многими крупными художниками, представлявшими основные поэтические течения в русской литературе начала 20 столетия: символизм, акмеизм, футуризм. Наиболее плодотворным было для него влияние символизма. Очевидность этого факта вынуждала критиков отнести Есенина и других поэтов, так называемых новокрестьян к третьему поколению русских символистов. В 20-е гг. критик В. Львов-Рогачевский назвал Есенина в одной из своих статей крестьянским поэтом-символистом. И сегодня отзвуки этой концепции живы: Есенина относят то к поэтам-символистам, то к неосимволистам. Символизм прослеживается в структуре картины мира, приемах создания лирического подтекста, в поэтизации таинственного бытия,в мотивах лирического предчувствия будущих духовных перемен. Здесь духовно-эстетическая общность трех выдающихся поэтов-современников — Блока, Белого, Есенина — сказалась ярче всего. Вместе с символистским влиянием Есенин ощутил воздействие акмеистской эстетики. Клюев, как известно, входил вместе с Ахматовой, Гумилевым, Городецким в круг «Цеха поэтов», публиковался в изданиях «Литературный альманах» и «Гиперборей». С акмеистами ранняя поэзия Есенина роднит поэтизация мира предметов, выражение пластики предметного образа как осязаемого, и в том, что Есенин проявлял большой интерес к художественному опыту акмеистов, свидетельствует его раннее стихотворение «Сонет» (1915). «Я плакал на заре, когда померкли дали…» В этом произведении Сергей Есенин показал отличное знание уроков эстетически утонченной, элитарной поэзии акмеистов с их культом красоты, изяществом предметного образа, изысканностью любовных переживаний.. Далее творчество поэта лишь подтвердило, что ему оказались не чужды и авангардные поиски футуризма. Планетарность и титанизм их художественного мышления, экспрессия боли, эпатажность трагифарсовых выпадов хулигана — сумасшедшего по отношению к равнодушной толпе, идущая от раннего Маяковского, и метания Хлебникова — все это оказывало воздействие на Есенина как в революционный, так и более поздний периоды, не разрушив его ярко выраженной поэтической индивидуальности, которая характеризовала его как носителя народной художественной культуры.

Безусловно, поэты «Серебряного века» влияли на творчество Есенина, но и его поэзия воспринималась ими как неоспоримый литературный факт и фактор влияния. Признания мэтров «Серебряного века»: «Его не вырвешь из полей и рощ», — замечала Анна Ахматова. «Есенин — весенний гений, — говорил Игорь Северянин. — Сергей — гордость русского народа. Его стихи — живой родник. Его стихи рождены русской стихией». Осип Мандельштам, говоря про строки стихотворения «Не расстреливал несчастных по темницам…», подчеркивал: «Вот символ, вот поэтический канон настоящего писателя». Марина Цветаева много размышляла о «ржаном Есенине», собираясь написать о нем. Борис Пастернак причислил Есенина к ряду творцов, олицетворявших в себе высшее моцартовское начало. Все это позволяет говорить, что в рамках эпохи «Серебряного века» Есениным была создана новая система эстетика, которую справедливо назвать «неотрадиционализмом», а еще точнее — «мифореализмом». Мифологический реализм Есенина образует самостоятельное направление в русле поэзии «Серебряного века» и одну из самобытнейших ветвей русской реалистической поэзии 20 столетия. Накануне своей кончины, по свидетельству друга Есенина Вольфа Эрлиха, поэт передал ему последнее своё стихотворение, написанное кровью, оно называлось «До свиданья, друг мой, до свиданья…». В декабре 1925 года извесного поэта нашли мертвым в своем номере с петлей из простыни на шее. Устиновым, друзьям поэта, случайно пришедшим в гости, пришлось взламывать дверь, чтобы попасть в номер. В последующие годы, а именно в 1980-х, были проведены дополнительные действия по расследованию возможного убийства Сергея Есенина, которые показали, что всё же имело место самоубийство.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


написать администратору сайта