Главная страница

билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9


Скачать 286.87 Kb.
НазваниеБилет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
Анкорбилеты по русской литературе
Дата13.04.2022
Размер286.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты по Русской литературе.docx
ТипДокументы
#471927
страница14 из 31
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31

Билет № 18


Поэзия и проза Б. Л. Пастернака.

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Многим, если не всем, обязан отцу Леониду Осиповичу Пастернаку, академику живописи и матери, превосходной пианистке, Розалии Кауфман.

Стихи Пастернак начал писать в 19 лет, но первое время не придавал им серьезного значения. Но со временем это увлечение переросло в жизненную необходимость.

Язык поэзии Пастернака очень живой, яркий, образный. Он был настоящим мастером слова.

Его поэзия стремится к тому, чтобы усилить все формы поэтического воздействия – усилить их ассоциацией. Борис Леонидович не уходит от быта, от настоящего и его прозы. Он даже самовар называет «медным самураем» и «кипящим солнцем». Очеловечивание бездушных явлений – типичная черта его творчества.

К примеру, в романе, который называется «Спекторский» представления действующих лиц растут и превращаются в гигантских чудовищ. Или другой пример:

«Действительность, как выспавшийся зверь,

Потягиваясь, поднялась спросонок.»
В другом стихотворении:

«Уносятся шпалы, рыдая…»
Или вот еще строчки:

«Три дня тоска, как призрак криволицый,

Уставясь вдаль, блуждала средь тюков…»
В работе над поэзией Борис Леонидович обращался не только к традиционной художественной культуре А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Блока, но и темам Нового завета. Причем общение с современниками было для него столь важно, как и обращение к поэтам прошлого.

Пастернак говорит: «…В моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта».

Всю свою творческую жизнь Пастернак стремился к простоте, вернее, к отсутствию литературности и литературщины. Поэзия его устремлялась к прозе, как проза к поэзии. Тяготение поэзии к прозе привело Пастернака к романному жанру в стихах: «Спекторский», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а прозу направляло к лирике: «Охранная грамота», «Детство Люверс» и др.

Прозу этого автора надо читать как поэзию. Однако сам Пастернак считал, что проза требовательнее стихов и что стихи – набросок к прозе, его прозу надо читать медленно, читать и перечитывать, так как не сразу воспринимаешь неожиданность его впечатлений. Читатель словно в первый раз видит мир.

Конечно, Борис Пастернак прежде всего замечательный, оригинальный поэт, но не менее удивительны и его переводы (драмы Генриха Клейста и Бена Джонсона, интермедии Ганса Сакса, лирика Гете, переводы с грузинского, пьесы Шекспира, Шиллера). Нельзя обойти стороной и его прозаические произведения: очерки, повести, статьи, и, знаменитый роман «Доктор Живаго».

Многие страницы этого романа, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству, строго автобиографичны.

С удивительной точностью передано в романе появление стихотворения «Зимняя ночь», которое рождается постепенно и образы которого проходят затем через весь роман.
Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча грела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.



На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.



И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой

Свеча горела на столе,

Свеча горела.



Б. Пастернак. Зимняя ночь
Впервые книга «Доктор Живаго» была издана на итальянском языке в Милане в 1957 году. Это вызвало в СССР политический скандал неслыханного дотоле масштаба. И на долю автора выпали тяжкие испытания.

С 1946 г. Кандидатура Пастернака семь раз выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе. И в 1958 г. наконец она была присуждена ему с формулировкой: «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

Ответивший первоначально Нобелевскому комитету благодарностью за присуждение награды, Пастернак после недели угроз, травли и обвинения в государственной измене был вынужден отказаться от премии.

Билет № 19


Драматургия 1960-2000-х

Проза М.А.Шолохова («Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека»).

В своей речи на вручении Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества…».

Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он не принимал стремление "выпрыгнуть" из истории, форсировать естественное течение исторического времени по принципу "цель оправдывает средства".

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Примечателен в этом плане образ Григория Мелехова. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что "неправильный у жизни ход", но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться и с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового "Ванька". Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. С другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

«Тихий Дон» — одна из величайших книг автора, в которой отразилась вся история трагедии русского народа. Однако писатель начинает свой роман с показа мирной жизни, задолго до ужасных событий: он стремится поделиться с нами особенностями быта и хозяйства казачьего хутора. Крестьянский труд, гармония героев с окружающей природой Дона — все это приводит Михаила Шолохова к мысли о вечности, устойчивости мира, о незыблемости нравственных истин. Мелеховы — типичная семья станичных жителей, в которой отразилась трагедия всей страны. Для них, как и для всех казаков, характерны любовь к земле, труду, к тихому Дону; они своенравны, независимы и отважны. Но вот приходит война, и сыновей Пантелея Прокофьевича Мелехова забирают на службу, где те показывают настоящую отвагу. Однако в отличие от Петра Григорий очень неординарная личность: он противится убийству, справедлив, но невежествен. Все же, несмотря на его храбрость в боях и сражениях, мужчина, как и все казаки, хочет одного: прекращения войны, ведь именно она внесла разногласия в его семью — самое ценное в его жизни.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его "хождения по мукам" подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Наоборот, многие хорошо известные сцены и эпизоды "Поднятой целины" получают сегодня иное осмысление и оценку, ибо рассматриваются с точки зрения не классовой, а общечеловеческой морали. Например, когда Шолохов описывает сцену раздачи бедноте вещей раскулаченных, то она вызывает не чувство торжествующей радости, а боль и жалость к плачущим детям и их матерям, у которых отбирают заработанное тяжким трудом добро.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

О том, что коллективизация здесь началась относительно рано и происходила в острейшей обстановке, свидетельствует письмо Шолохова из Вешенской в 1929 году: "А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полстей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится". Суть того, что происходило на донской земле в "год великого перелома", ясна и без комментариев. Но спустя некоторое время, в 1931 году, Шолохов публикует ряд очерков по вопросам коллективизации. Например, в "Правде" весьма оптимистически описывается весенний сев на Дону: "Ты, товарищ, не сумневайся, — говорит автору казак-колхозник. — Мы все насквозь понимаем, как хлеб нужен государству. Ну, может, чуток припозднимся, а посеем все до зерна". В этих бодрых интонациях уже угадываются голоса будущих героев "Поднятой целины". Напрашивается вывод о том, что автор, прекрасно знающий изображаемую жизнь, намеренно смягчал краски, чтобы его трактовка событий совпадала с политическим курсом партии.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Казаки словно утратили свое веками сложившееся вольнолюбие, характер, широкие, раздольные песни, гордую, смелую натуру. Интенсивное давление партийных деятелей приводило деревню в состояние предельной напряженности. "Жизнь в Гре-мячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием", — писал Шолохов в "Поднятой целине".

Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась, по мысли писателя, и в 1920 году. После "замирения" "прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным селеньям все, кто уцелел. И победители, и побежденные..." И началась мирная жизнь: "Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, поскольку раз на день глаза друг другу мозолят... каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал..." Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность: "Час от часу подозреньице растет; подозрение растет — страх все сильнее; страх подрос, а подозренье, глядь, уже и в уверенность выросло. Остается лишь в "дело" оформить эту подозрительную уверенность, которую тебе нашептала твоя "революционная бдительность", на собственном страхе да на ненависти замешенная. И пошло-поехало... И так — каждый хутор. Все города и веси".

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31


написать администратору сайта