Главная страница
Навигация по странице:

  • Владимир Набоков

  • Андрей Платонович Климентов

  • «Чевенгур»

  • «Котлован»

  • билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9


    Скачать 286.87 Kb.
    НазваниеБилет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
    Анкорбилеты по русской литературе
    Дата13.04.2022
    Размер286.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Русской литературе.docx
    ТипДокументы
    #471927
    страница11 из 31
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

    Билет № 14


    Писатели-эмигранты первой волны: И. Бунин, В. Набоков, М. Алданов, Г. Иванов,
    Г. Газданов, А. Вертинский, И. Шмелев, М. Осоргин и другие – по выбору.


    Первая волна русской эмиграции - это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

    Иван Бунин

    Когда речь идет о русских писателях первой волны эмиграции, его имя вспоминают в первую очередь. Октябрьские события Иван Бунин встретил в Москве. Вплоть до 1920 года он вел дневник, который позже опубликовал под названием "Окаянные дни". Писатель не принял советскую власть. По отношению к революционным событиям Бунина нередко противопоставляют Блоку. В своем автобиографическом произведении последний русский классик, а именно так называют автора "Окаянных дней", полемизировал с создателем поэмы "Двенадцать". Критик Игорь Сухих сказал: "Если Блок в событиях 1917-го услышал музыку революции, то Бунин - какофонию бунта".

    До эмиграции писатель некоторое время прожил с женой в Одессе. В январе 1920 года они поднялись на борт парохода "Спарта", который отправлялся в Константинополь. В марте Бунин был уже в Париже - в городе, в котором провели последние свои годы многие представители первой волна русской эмиграции. Судьбу писателя нельзя назвать трагической. В Париже он много работал, и именно здесь написал произведение, за которое получил Нобелевскую премию. Но самый известный цикл Бунина - "Темные аллеи" - пронизан тоской по России. Все же предложение о возвращении на Родину, которое получили многие русские эмигранты после Второй мировой войны, он не принял.

    Иван Шмелев

    Октябрьским событиям первое время радовался и Иван Шмелев. Однако совсем быстро разочаровался в тех, кто оказался у власти. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель не мог уже верить в идеалы революции. Единственный сын Шмелева - офицер царской армии - был расстрелян большевиками. В 1922 году писатель с женой покинул Россию. К тому времени Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал оказать ему помощь. Несколько месяцев Шмелев провел в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток жизни. Последние годы один из величайших русских писателей провел в нищете.

    Владимир Набоков

    Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть фамильных драгоценностей, что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты. Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов ("Защита Лужина", "Машенька"). В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена - началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света. Там Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии.

    Билет № 15


    Проза Андрея Платонова.

    Нравственно-философское содержание, жанровая специфика, особенности языка

    Платонов Андрей Платонович [20.8(1.9). 1899, Воронеж, –5.1.1951, Москва]. Настоящее имя — Андрей Платонович Климентов. Русский советский писатель первой половины XX века. Прозаик, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Один из наиболее самобытных писателей советской литературы
    с новаторским, ярким языком. Псевдонимы: Платонов, А. Фирсов, Ф. Человеков, А. Вагулов.

    Первая книга Платонова –сборник стихов «Голубая глубина» (1922). В 1919-1925 Платонов публикует философско-публицистические статьи (кн. «Электрификация», 1921, и др.).

    В рассказах и повестях 1920-х Платонов высказывается резко против экспериментов по преобразованию природы (повесть «Епифанские шлюзы», 1926; «Эфирный тракт» 1927), утверждает непреходящую значимость «естественной» жизни, т. е. вне идеологических рамок («Сокровенный человек» 1927), сатирически изображает понимание бюрократией вселенской гармонии («Город Градов», 1927).

    Что делает человек на этой земле? Где этот живой баланс между построением рая на земле и счастья, свободы в творческой душе? Чертежи для рая и вечности, у нас всегда в кармане, но где, с кем, и из какого материала их сделать?

    В романе «Чевенгур» (1929 первая ред. романа –«Строители весны» 1927) Платонов утверждает тщетность попыток построить «рай» социализма на принципах безделья, отрицания всех устоявшихся норм человеческого общежития. В «бедняцкой хронике» «Впрок» (1931) трактует коллективизацию как зло, уродующее человеческую душу.

    Повесть «Ювенильное море» (1931), которая написана в условиях резкой критики, развернувшейся в печати в конце 1920-х –начале 1930-х против творчества Платонова, писатель продолжает тему «Чевенгура» и «Котлована». Для этой повести характерно переплетение фантастики и бытовых подробностей, социально-исторического и общефилософского планов, соединение патетики, иронии и сарказма.

    Произведения "Сокровенный человек"(1928), "Ювенильное море"(1934) А. Платонова имеют черты исторической и философской повести. В душах главных героев коренится глубинная страсть к подлинному познанию мира, стремление все проверить и во всем убедиться самому. Их интересует не столько быт, сколько бытие. Писатель будет возвращаться к проблемам общества, поставленным в повестях, до конца своего творческого пути. Постепенно круг этих проблем сузится, потому что в 1930-е годы все сложнее и сложнее будет обсуждать их в печати.

    Под впечатлением поездки в Среднюю Азию в 1933-1934 Платонов написана повесть «Джан», рассказ «Такыр». В антифашистском рассказе «Мусорный ветер» (1934) Платонов обращается к проблеме потери человеком всех его лучших качеств в лагерном заключении.

    В конце 1930-х Платонов пишет светлые и печальные произведения о любви («Река Потудань», 1937), об одержимости трудом («Фро», 1936).

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 уходит на фронт добровольцем. Военной прозе Платонову свойственна философская насыщенность, гуманистическая направленность и отточенность стиля (сб. рассказов «Одухотворённые люди», 1942; «Рассказы о Родине», «Броня», 1943; «В сторону заката солнца», 1945; рассказ «Возвращение» и др.).

    Платонов –автор драматических произведений: пьес «Шарманка» (1930), «Высокое напряжение» (1931), трагедии-мистерии «14 красных избушек» (1931) и др.

    Многие произведения Платонова были опубликованы уже после его смерти: романы «Чевенгур» –в 1972, в России –в 1978; «Счастливая Москва» (не окончен) –в России опубликована в 1991.

    Жанр романа "Счастливая Москва" - это неподдельный энтузиазм молодых людей эпохи начала индустриализации. Благие порывы поиска максимальной реализации себя во благо народу скатываются в горькое разочарование… Мечты помогают жить или помогают только бежать и прятаться от жизни? Мысли роятся, острые, неоднозначные, провокационные, и никуда от них не убежать… Произведение поражает своей философской глубиной и точностью, с которой писатель проникает во внутренний мир своих героев.

    Повести «Котлован» (опубл. в 1969), «Ювенильное море» (опубл. в 1979), в России обе опубликованы в 1987; «Джан» –в 1964.

    Все главные произведения Платонова были написаны за сравнительно короткий срок, с 1926-го по 1934 год, но опубликованы не были. Когда во времена оттепели, 1958 году - через семь лет после смерти писателя - были переизданы его рассказы, то для большинства советских читателей эта книга явилась открытием нового имени в литературе.

    Лишь спустя 60 лет после написания - в 1986 году – была напечатана повесть Платонова «Ювенильное море», на следующий год - повесть «Котлован», еще через год — вершина творчества Платонова, роман «Чевенгур».

    Всё написанное Платоновым отличают своеобразный, насыщенный метафорами язык, органическое неприятие всякого насилия над человеческой личностью, что и делало его произведения неугодными власти.

    Платоновский язык - оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе, часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи.

    Литературовед и структуралист Юрий Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование синтаксически неправильных конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»).

    Поэт Иосиф Бродский называл Платонова «первым серьезным сюрреалистом» и одним из самых замечательных писателей ХХ века.

    В произведениях Платонова вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен "идеи", видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: "как будто ничего человек, а действует против простого народа".

    В изображении платоновских героев нашли отражение многочисленные авторские интенции, порой скрытые от самого писателя. Тексты его произведений насыщены периодическими возвратами, пародийностью, повторяющимися приемами, лейтмотивами. В критике неоднократно указывалось на роль образа — символа дороги в художественной системе писателя. Почти все герои Платонова отправляются в путь искать «смысл существования».
    «Чевенгур» (1928). 

    Роман посвящён «строителям страны». «В романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества», утверждает в одном из писем Платонов.

    Существуют варианты расшифровки слова «чевенгур»: Богучар (Вл.Гусев); «чева» - ошмёток, обносок лаптя, «гур» - шум, рёв, рык (М.Геллер, В.Дорофеев, Л.Коробков). 

    Автор стремится показать несостоятельность идей возможности построения социализма в одной стране, но при этом тут же существует надежда на создание этого социализма. Однако выясняется, что «коммунизм действует отдельно от людей», потому и приходит к героям осознание, что никакого коммунизма нет в Чевенгуре.

    Изображается сиротское состояние всего человечества, которое не должно мириться с утратой отцов и обязано бороться за их воскрешение.

    Роман заканчивается слиянием героя с природой и возвращением его к отцу – слияние с первобытным хаосом и потеря надежды на возрождение.

    В романе писатель решает и проблему истинного и ложного. Истинное — это все естественное, искреннее, вышедшее из души; это все человеческое. Ложное — все привнесенное, навязанное «сверху», противоречащее здоровой человеческой морали; это все безнравственное. Для Платонова естественно единение, слияние человека с природой, восприятие человека как части природы, которая взращивает его, дает ему силы, формирует его душу.
    «Котлован» (1932).

    При жизни Платонова повесть не издавалась. «Котлован» впервые был опубликован в 1969 г. В повести отразились главные исторические события конца 20-х -начала 30-х годов: проводимая в СССР в годы первой пятилетки индустриализация и коллективизация- ярко выражена сущность эпохи «великого перелома».

    Символом осуществляемых в стране преобразований стало строительство «общепролетарского дома».

    В «Котловане» переплелись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой повести Вощев - странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию.

    Образ «общепролетарского дома» в повести отличается многослойностью: основа- библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общ дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню, высотою до небес» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма».

    В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную приpoдy и освободятся от воздействия ее смертоносных сил. 

    В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень, человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Ожидавшие бессмертия строители сами превращаются в строительный материал так и непостроенного здания социализма.

    В финале «Котлована» платоновские герои, рвущиеся к «возвышению» над миром, опускаются в пропасть. «Падение» героев Платонова, дерзнувших «вознестись» над миром, воссоздает ситуации библейских историй о грехопадении Адама и Евы и о Вавилонской башне, когда люди были наказаны Богом за своеволие. Ключевое слово «Котлована» - «ликвидация». У него несколько синонимов: «устранение», «уничтожение», «погибель».

    Трагическая символика финала «Котлована» содержит сравнение умершей с «мертвым зерном будущего», напоминая мифологическую и возникшую на ее основе христианскую формулу бессмертия.

    Вера в способность человека достигнуть свободы от материального мира сближает Платонова с русскими авангардистами (Хлебников, Маяковский, Кручёных). «Преодоление материи» связано у Платонова со стремлением человека увидеть масштабную картину мира и представить себе его «общий план».

    «Центральная метафора» повести уходит корнями во «всеобщую организационную науку», где главный принцип пролетарского искусства определяется как «организация материи усилиями коллектива». «Вечное здание», по замыслу архитектора, должно превратить «смертную» человеческую жизнь в жизнь вечную. Это – осуществление Рая на земле.

    Символика дома переплетается с символикой древа: оба образа могут выступать в качестве модели вселенной с подчеркнутой связью верха и низа, жизни и смерти.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31


    написать администратору сайта