БИЛЕТ 1зарубега. Билет 1 Концепция социальной ответственности сми в контексте информационной безопасности
Скачать 0.99 Mb.
|
БИЛЕТ 12 1. Теории информационного общества. Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:
Термин введен американским экономистом Ф. Машлупом в работе «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962). Информационная концепция является производной от концепций постиндустриального общества. Концепция является более универсальной, так как описывает целый комплекс социокультурных изменений и показывает вектор социального развития от доиндустриального через индустриальное к постиндустриальному обществу. В концепциях же информационного общества делается акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование научно-технической и иной информации. Часто термины «постиндустриальное общество» и «информационное общество» существуют как взаимозаменяемые, однако это не совсем точно — не во всех странах, где существует постиндустриальное общество (к примеру, в Канаде), можно говорить об оформленном информационном обществе . В Японии же и США об информационном обществе можно говорить как о свершившемся факте. Практически во всех обществах, вступающих в информационную стадию развития, существуют программы вхождения в информационное общество (к примеру, в Финляндии, России, Китае, Индии). Одна из концепций информационного общества была разработана японским ученым Е. Масудой («Информационное общество как постиндустриальное общество», 1983). Информация рассматривается Масудой как экономическая категория и как общественное благо, трансформирующее в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни. Автор утверждает, что грядет новый тип общества, где все аспекты развития личности — образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, реализация политической активности, сфера досуга — будут осуществляться в информационной сфере. Однако в концепции Масуды был сделан акцент на технологическом развитии общества, в то время как социокультурные аспекты его развития остались в тени. Концепции информационного общества были разработаны также Дж. Нейсбитом, Дж. Бенингером, Т. Стоуньером, М. Маклюэном, Э. Тоффлером, М. Кастельсом. Концепция нового общества Г. Маклюэна Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan, 1911–1980) известен во всем мире как автор теории, согласно которой качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств коммуникации. Знаменитые фразы Г.М. МакЛюэна «mediumisthemessage» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» – о современном мире) стали устоявшимися клише. Про эту теорию подробно в 29 вопросе. Концепция Э. Тоффлера. Американский публицист и социолог Элвин Тоффлер в ряде работ «Шок будущего» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975), «Третья волна» (1980) разработал концепцию «постиндустриального общества» (или согласно авторским синонимам «супериндустриального общества», «сверхиндустриальной цивилизации»). Автор охарактеризовал не только экономические и политические особенности дванного типа общества, но и его культуру. Отличительными чертами культуры в информационном обществе становятся:
Новый тип культуры, формирующейся в обществе «третьей волны», Тоффлер назвал «клип-культурой», созданной из осколков впечатлений и образов, воплощением которой является «зэппинг» (безостановочное переключение каналов ТV). Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда все первоначально увиденное практически без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает. Клип-культуру Тоффлер рассматривает в качестве составляющей информационной культуры — принадлежность к ней обозначает все увеличивающийся разрыв между пользователями средств информации второй (соответствующей индустриальному обществу) и третьей (информационной) волн. Новационным здесь становится не столько отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционных радиопрограмм и телефильмов, от собранного и систематизированного пространного материала, от соотносящихся друг с другом идей, но сам тип подачи материала, состоящего из разрозненных фрагментов. Современный формат средств массовой коммуникации предлагает информацию в виде коротких модульных вспышек — новостей, фрагментов фильмов и передач, рассекаемых рекламой, и имеющих «странную, скоротечную и бессвязную форму». Человек этой новой информационной культуры отказывается от восприятия новых модульных данных в стандартных структурах и категориях и стремится к созданию из мозаичной информации своего собственного материала. Для человека новой культурной формации мобильность ориентации в рамках стремительно изменяющейся среды и новый способ ее освоения становятся принципиальным моментом, возможно, вопросом его выживания. Тоффлер отмечает, что в быстро меняющемся мире прошлый опыт реже может служить надежным компасом, необходимы гораздо более быстрое освоение нового, большая реактивность Я, подвижность, «умение действовать методом проб и ошибок». В этих особенностях мышления футуролог видит формирующуюся способность человека к восприятию огромных массивов информации, пульсирующих и растущих потоков данных, что соотносится с требованиями новой социальной и технологической реальности. В новом обществе под индивидуальные потребительские нужды подлаживается и культура, специфика которой описывается Тоффлером в категориях «приспособления к возрастанию жизненного уровня» и «совершенствования технологий», позволяющих снижение себестоимости «культурных продуктов» даже при условии введения их различных вариантов. Концепция культуры информационного общества М. Кастельса В своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» М. Кастельс культуру информационного общества определяет как культуру «реальной виртуальности» («виртуальный» — существующий на практике, но не в строго данной форме или под данным именем, «реальный» — фактически существующий). Культура реальной виртуальности образует систему, в которой реальный человеческий опыт погружается в систему виртуальности, который образуется выдуманными, виртуальными образами. Наиболее ярким воплощением культуры информационного общества является Интернет, обладающий собственным пространством («киберпространством») и «вневременным временем». Кастельс утверждает, что именно эти характеристики, а не производство услуг, являются основными чертами информационного общества. Кастельс доказывает, что информационную стадию развития характеризуют принципиально новые черты — в том числе качественная способность оптимизировать сочетание и использование факторов производства на основе знания и информации. Говоря о влиянии Интернета на современную культуру, Кастельс отмечает, что его потенциал не всегда обеспечивает новые структуры социальной коммуникации. В новой информационной культуре, точно так же как и в любом социальном организме, выделяются страты, обладающие разной степенью приобщенности к информации. С одной стороны, это «малое меньшинство жителей электронной деревни», «первопоселенцев электронного пограничья», с другой — «бродячая толпа», для которой «вылазки» в различные сети достаточно случайны. И если для первых специфичен язык компьютерной коммуникации как нового средства, предполагающего неформальность, спонтанность и анонимность, то для вторых, к примеру, e-mail представляет собой реванш письменности и возвращение к типографскому мышлению. Другими словами, Кастельс считает компьютерную коммуникацию принадлежностью исключительно образованной и экономически обеспеченной части населения наиболее развитых стран, чаще всего в больших, наиболее высокоразвитых метрополисах, в глобальном масштабе выступающей в качестве элиты. Кастельс отмечает, что обследования владельцев персональных компьютеров показало, что они материально обеспечены выше среднего, заняты полную неделю и одиноки, реже — на пенсии или удалились от дел. Большинство из них (как и среди пользователей BBS) мужчины. Что касается пользователей Интернета, обследование, проведенное на национальной выборке в США, показало, что 67% пользователей — мужчины и свыше половины из них принадлежат к возрастной категории 18 –34 года. Их семейный доход 50 –75 тыс. долл., среди занятий наиболее часто отмечаются сфера образования, торговля и инженерные профессии . Эта та часть общества, которая проявляет способность выбирать свои мультинаправленные цепи коммуникации и проявляет глубокий интерес к использованию мультимедиа для доступа к информации, политической деятельности и образованию. Подобные элиты составляют свое собственное сообщество, формируя символически замкнутые общины, и определяют свое сообщество как пространственно ограниченную межличностную сетевую субкультуру. 2. Система средств массовой информации ФРГ. ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ: НЕТ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ, ТОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАДРЕГИОНАЛЬНАЯ Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент - статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных изданиях» (нем. redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах» (нем. publizistische Einheit). Общенациональные ежедневные газеты: • «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская общая газета) - либерально-консервативная и самая читаемая газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. • «Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) - серьёзная газета либерального направления, из-даваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой. • «Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) - газета близка к социал-демократам. • «Die Welt» (Мир) - консервативная газета, принадлежащая крупнейшему немецкому издательскому концерну Springer-Verlag, специализирующемуся на выпуске массовой периодики. • «Bild» (Картинка) - бульварная газета, флагман издательства Springer-Verlag, самая тиражная газета Германии. В отличие от всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство тиража Bild распространяется в розницу, а не по подписке. • «Handelsblatt» (Торговая газета) - ведущая финансовая газета Германии. Издается с 1946 г. • «Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) - финансовая и политическая газета, которая издается с 2000 г. • «Die Tageszeitung» (Ежедневная газета) - основана в 1978 г. как рупор леворадикального движения. Сегодня имеет скорее леволиберальную направленность. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Известна своими провокативными, антивоенными и антинационалистическими статьями. Тираж: 60 000 экземпляров. • «Junge Welt» (Молодой мир) - малотиражная леворадикальная газета. Создавалась как рупор моло-дёжной организации ГДР Союз Свободной Немецкой Молодёжи. Тираж: ниже 20 000 экземпляров. Надрегиональные ежедневные газеты: «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», WAZ (Западногерманская общая газета) - консервативное изда-ние, распространяющееся в землях Северный Рейн - Вестфалия и Рейнланд-Пфальц, головная газета издательской группы WAZ-Gruppe. • «Neues Deutschland» (Новая Германия) - бывший рупор СЕПГ, правящей партии ГДР. Сегодня близка к её наследнице, Левой партии. Популярна преимущественно в восточных землях. Тираж: 45 000 экземпляров. Еженедельные общественно-политические журналы:«Der Spiegel» (Зеркало)«Focus» (Фокус),«Stern». Также в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как «Cosmopolitan», «Glamour», «Maxim», «Newsweek», «Businessweek» и т. д. Исторические особенности немецкого телерадиовещания. Телевидение в Германии дуальное – ARD, CDF. ТВ было долгое время общественно-правовым. На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа: а) общественно-правовая форма собственности - Эта форма собственности характерна для британской BBC и означает, что компания не принадлежит ни частным лицам, ни государству, а находится в «собственности общества». Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни - запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприёмник(девять евро в месяц). Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприёмник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов - это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии. Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD. б) частная форма собственности - Частные компании существуют за счёт размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Частное ТВ честно поделено между товарищем Кирхом и приснопамятным Шпрингером (везде, сука, пролез) с одной стороны и концерном «Бертельсман» и люксембургской Си-эл-ти с другой. Кирх владеет акциями ДСФ, Премире, Про-7 и др. Про-7, между прочим, на всю Европу вещает. А Бертельсман имеет регулярно, помимо всего прочего, 8 телеканалов в Люксембурге, Франции, Монте-Карло и Германии, ясен пень. Например, РТЛ, РТЛ-2, Вокс, СуперРТЛ. Есть еще НТВ - новости, Вива (форева)- музыка, ДСФ - спорт, ТМ-3 - женская, Никельоден -детская, РТЛ-2 - многопрофильный. Премире - платное. Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Также на территории ФРГ осуществляют вещание следующие частные каналы – RTL,VOX, Eurosport, MTVи др. Журналы: публичные (общественно-политические), специализированные, торговых групп, церковные, ведомственные, рекламные, женские (особенно популярны Petra, Madam, Emma); теряют в ти-раже информационно-политические еженедельники Spiegel и Stern. Junge Freiheit - журнал в Потсда-ме. ТВ, радио - как общественно-правовые, которые финансируются из федерального бюджета (E Объединение правовых телерадиокомпаний ФРГ), так и частные каналы Концерны:
РТЛ-групп – самая крупная в мире частная теле- и радиокомпания Рендом хаус – крупнейшее в мире книжное изд-во Грунер унд Яр –крупнейшее журнальное изд-во (сюда входит «Шпигель», «Штерн», «Капиталь», «Гео», «Кассандра» и «Бригит» - женские) Музыкальный издательский дом BMG, сотрудничает с Сони Direct group – крупнейший в мире провайдер
«Бильд», «Вельт», «Берлин цайтунг», «Берлингер морген пост», «Бильд дель фрау» - для женщин, «Автобильд», «Спорт Бильд», «Компьютер бильд», «Нойе пост»
Основной актив – журнал «Фокус» (с 1993), стоит в ряду «Шпигеля» и «Штерна» «Дас хаус», «Мейн шуне гартен», «Супер ТВ»
Основной актив – «Цайт» и «Тагес шпигель» Информационные агентства: DPA – ИА на уровне мировых DDP – почтовая служба Концерны:• Самый крутой чувак в Германии - Шпрингер, его группа контролирует 23% ежедневных газет, в том числе «Бильд» - самую известную бульварную газету с тиражом 5 мнн.экз. Им же принадлежат Вельт, Гамбургер абендблат, Берлинер моргенпост. • Следующая по крутизне группа ВАЦ контролирует региональную прессу, например (приготовились, вдохнули и ...) Вестдойче альгемайне цайтунг, Вестдойче рундшау. Они держат в страхе и подчинении австрийский рынок. • Третьими в списке победителей идут (о, Боже) Зюддойчер феллаг (!) |