БИЛЕТ 1зарубега. Билет 1 Концепция социальной ответственности сми в контексте информационной безопасности
Скачать 0.99 Mb.
|
Концентрация медиасобственности приводит к изменению экономической стратегии крупнейших медиакорпораций: они стремятся расширить сферу своего влияния за счет освоения национальных информационных рынков других стран, приобретая статус транснациональных медиакомпаний. В отличие от производственных транснациональных компаний, начавших свою деятельность еще в середине 60-х годов, транснациональные медиакорпорации появились лишь в 80-х годах. Связано это, в первую очередь, с развитием технологий – спутниковое и кабельное телевидение позволили распространять сигнал практически на территорию всего земного шара. Характерно, что первым международным информационным товаром стали новости. Ведь именно новостной формат является тем универсальным форматом, который менее всего зависит от национально-культурных особенностей. Тед Тернер – медиамагнат, основавший СНН. Участие в кругосветных парусных регатах (помимо прочего – яхтсмен) помогло ему мыслить глобально. «Этому меня научили парусные гонки. На парусниках я обогнул весь мир и понял, насколько ограничены интересы большинства американцев. Мы – такая огромная страна, такая богатая, мы считаем – как римляне во времена Римской империи – что мир вертится вокруг нас, а мы являемся центром Вселенной». Решил показать американцам мир во всем его многообразии. Сформулировал принципы компании в 1979 году. Был движим идеей, что существующие сети теле- и радиовещания не отвечают запросам зрителей в полной мере, что тематика слишком однообразна и не охватывает весь мир, как должно. Планировал сделать СНН действительно международным каналом новостей, вешающим на весь мир. 24-часовой новостной канал Тернера, начал вещание 1 июня 1980 года. Сегодня его аудиторией являются 250 млн. семей по всему миру. Музыка - МТВ. ВВС. В последнее время – реалити-шоу. Но должно было пройти какое-то время, чтобы такой более зависящий от национального менталитета продукт, как реалити-шоу стал продуктом межнациональной торговли. Не демонстрируют национальных корней. Стремятся к тому, чтобы отказаться от своей принадлежности к конкретной стране, расширить границы и стать доступными для всех людей во всем мире. У всех транснациональных медиакомпаний прослеживается стратегия регионализации продукции. «Думай глобально, а действуй локально». Так, СНН Испаньол – в Латинской Америке, частью – в Бразилии, этнические испанцы США – больше молодежи и женщин (примерно 50%): экран красочнее, больше интерактива между ведущими, больше внимания региональным событиям. СННИ – международные новости в глобальном масштабе. СНН/ЮС (в конкуренции с Фокс ньюс – ведущим американским телеканалом новостей) – лоск, более популистская позиция, белозубые улыбки телеведущих, яркое и приятное впечатление, «проамериканская» подача информации. Газеты не столь всеохватны, видимо печатная продукция более зависит от тех вековых традиций чтения, которые уже сложилось за более чем пятисотлетний период существования книгопечатания. Так, тиражи таких международных изданий, как «Ве Таймс» - около 640 тысяч экземпляров. Ве Таймс (Ве Москоу Таймс), Файненшнл Таймс (Файнешнл таймс + Известия = Финансовые известия). Нэшионал Географик. Более ориентированы на национальные рынки: самый крупный тираж – у японской «Йомиури Шимбан» - 14 млн. 246 тыс. экземпляров. «+» и «--« глобализации медиарынка:
2. Система средств массовой информации Великобритании. Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокращение тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхода иллюстрированных журналов общего типа («Пикчер пост», «Джон Булль» и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост популярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение. Британия – страна классической вертикальной модели прессы: общенациональные газеты – региональные издания – местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую информацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную информацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных новостей и рекламы местных универмагов. Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и бизнеса, «высший средний класс»; В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, «средний класс»; С-1 – «низший средний класс» (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 –квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е-учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и социальные пособия от государства. В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на качественную (элитарную) («Таймс», «Дейли телеграф», «Файнэншл таймс», «Гардиан» и «Индепендент» и воскресные «Санди таймс», «Обсервер», «Санди телеграф» и «Индепендент он санди») и популярную (массовую)(«Сан», «Дейли миррор», воскресные «Санди миррор», «Ньюс оф уорлд» и «Пипл»). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются «таблоидным» форматом. Сегодня появляются и газеты промежуточного характера («Дейли мейл», «Дейли экспресс», «Тудей» и воскресные «Мейл он санди» и Манди экспресс») – они имеют «таблоидный» формат, но адресуются читателям качественной прессы. Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлениях. Основатель «копеечной» прессы – лорд Нортклиф. Большинство британских газет, за исключением партийных («Трибюн» – орган левых лейбористов, «Морнинг стар» –коммунистов и разрозненных сторонников марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвыборных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так, «бульварная» – массовая газета «Сан» под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. Не позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руководства лейбористской партии в сфере экономики. Реклама в британских газетах занимает значительное место (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы определяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рекламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Так, в 60-е гг. образовался крупный концерн «Интернэшнл паблишинг корпорейшн» (ИПК) путем обмена акциями концернов С.Кинга «Миррор-Пикториал» и лорда Саутвуда «Одэмс». В итоге его контроль распространился на ряд изданий в Африке и странах Карибского бассейна, он стал владельцем 300 периодических изданий, а также массовых ежедневных английских газет «Дейли миррор», «Дейли геральд» и воскресных «Санди миррор», «Пипл» и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, «прореживание» издаваемой им периодики, были закрыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сократилось. Возникли финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией «Рид пейпер груп», которая стала фактическим владельцем ИПК. В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие «Санди таймс» и «Таймс»; австралиец Руперт Мэрдок, основавший популярную «массовую» газету «Сан», и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию «Максвелл-хауз». Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий. Во времена «тэтчеровской революции» (1979-1990) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – «Дейли стар» (1978), «Тудей» (1986), «Индепендент» (1986), спортивные «Дейли спорт» (1986),воскресные «Санди спорт» (1986), «Мейл он санди» (1982), «Индепендент он санди»(1990), «Корреспондент он санди» (1990), «Лондон дейли ньюс», «Ньюс он санди»(профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались. Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений, не помогали «ажиотажные» способы привлечения читателей (лотереи, конкурсы). Теперь на рынке изданийобщенационального типа действует 8 групп: 1. «Ньюс интернейшнл» (Руперт Мэрдок): ежедневные «Сан» (3,5 млн.экз.), «Тудей» (0,5 млн.), «Таймс» (375 тыс.), а также воскресные «Ньюс оф уорлд» (4,6 млн.) и «Санди таймс» (1,2 млн.). 2. «Миррор групп ньюпейперс» (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная «Дейли миррор» (2,6 млн.), шотландская «Дейли рекорд» (700 тыс.), а также воскресные «Санди миррор» (2,6 млн.) и «Пипл» (2 млн.). 3. «Юнайтед ньюпейперс» (лорд Стивенс): ежедневные «Дейли экспресс» (1,5 млн.), «Дейли стар» 770 тыс.), воскресная «Санди экспресс» (1,7 млн. ). 4. «Телеграф груп» (Конрад Блэк): ежедневная «Дейли телеграф» (1,1 млн.), воскресная «Санди телеграф» (565 тыс.). 5. «Ассошиэйтед ньюпейперс» (лорд Ротермир): ежедневная «Дейли мейл» (1,7 млн.) и воскресная «Мейл он санди» (2,7 млн.). 6. «Ньюпейперс паблишинг» (А.Уиттем-Смит и др.): ежедневная «Индепендент» (350 тыс.) и воскресная «Индепендент он санди» (400 тыс.). 7. «Пирсон»: ежедневная «Файнэншл таймс» (300 тыс.) и еженедельник «Экономист» (500 тыс.). 8. «Гардиан медиа груп»: ежедневная «Гардиан» (400 тыс.) и воскресная «Обсервер» (530 тыс.). Телевидение в Англии Экспериментальные радиопередачи были проведены в конце девятнадцатого века, а в начале двадцатого системы были усовершенствованы. После периода ограниченного доступа публики государственная радиовещательная компания была создана в 1922 году, когда была создана Британская Вещательная Компания (British Broadcasting Company) под руководством Джона Рейта (John Reith). В 1927 году Рейт стал первым генеральным директором Британской Вещательной Корпорации (нынешней ВВС). ВВС продолжало монопольно владеть рынком вещания (как радио, так и телевещания) до 50-х годов. Постепенно нарастало давление политических и коммерческих структур, направленное на расширение спектра вещания. Результатом явилось появление независимого (коммерческого) телевидения, финансируемого рекламой и находящегося под наблюдением Независимой Вещательной Организации (Independent Broadcasting Authority (IBA)), которая была создана в 1954 году, а уже в 195 году вышла в эфир первая передача. В 1972 году парламент принял закон, по которому была отменена монополия ВВС на радиовещание и было позволено создавать независимые радиостанции по всей стране, финансирующихся местными рекламодателями. Таким образом, исторически ВВС было серьезно задето созданием независимого радио и телевидения. В то время две организации охватывали британское вещание: ВВС и IBA. Это привело к мирному разделению рынка вещания, где общественный сектор был отдан ВВС, а коммерческий (независимый) - IBA. Это разделение с годами расширяется с созданием кабельного, спутникового и других вещательных услуг в последние годы. Таким образом качество британского вещания определяется конкуренцией между ВВС и независимыми организациями. В 1988 году правительство объявило о ряде мер по улучшению британского вещания, большинство из которых были введены в действие в начале 90-х годов. Количество телевизионных и радиоканалов увеличилось, а IBA была заменена Независимой Телевизионной Комиссией (Independent Television Commission (ITC)). Эти меры были рассчитаны на обеспечение большей дерегуляции и конкуренции между вещательными компаниями и большего выбора потребителю. Этот новый режим вещания противоречив по своей сути и подвергается активной критике за его упор на конкуренцию и коммерциализацию, а не качество. Большее количество каналов могут и не обеспечить больший выбор, а скорее доступ к менее качественным программам, которые ВВС и ITC могут показывать в охоте за зрителями. Число телезрителей конечно; бюджеты рекламодателей не могут быть растянуты на обхват всех доступных независимых телевизионных каналов, и рекламодателей обычно притягивают программы, которые пользуются большей популярностью у зрителей. Тем не менее, в 1992 году телевидение составляло 31,7% всего рынка рекламы Великобритании. BBC ВВС базируется в Лондоне, но имеет студии и телевизионное оборудование по всей стране, которые обеспечивают работу сети национальных и региональных телевизионных каналов и радиостанций на территории Великобритании. ВВС было создано королевским указом; оно управляется советом директоров, который отвечает за наблюдение за структурой и уместностью программ. Директора назначаются монархом по совету премьер-министра, и предполагается, что они добавляют элемент независимости в организацию ВВС. Ежедневная работа корпорации контролируется генеральным директором, который выбирается советом директоров в сотрудничестве с премьер-министром. ВВС финансируется субсидиями от парламента, которые поступают в основном от дохода от телевизионных лицензий. Эту лицензию оплачивает всякий, кто владеет телевизором, и она составляет 80 фунтов стерлингов в год. По закону, принятому в 1990 году, ВВС обязано искать альтернативные способы финансирования, такие, как платные услуги и подписка, а также должна выпускать в эфир по меньшей мере 25% постановок независимых телевизионных компаний. ВВС также получает значительный доход от продажи своих программ за рубеж и от продажи своего еженедельника с программой передач (Radio Times), книг, видеокассет и журналов. Внешние услуги ВВС, такие, как радиовещание на английском языке (World Service) и на 32 других языках по всему миру, были основаны в 1932 году и финансируются непосредственно из правительства, в основном из министерства иностранных дел. Эти радиовещательные услуги обладают высокой репутацией объективной подачи новостей и качественных программ. Но, из-за снижающегося количества радиослушателей, ВВС в 1991 году начало трансляцию телевизионных программ в Европе на кабельных каналах, а также через спутники в странах Азии и Африки. ВВС намеревается развиться в мирового телевизионного лидера. ВВС - негосударственная организация в том смысле, что она не контролируется правительством. Но это и не такая политически независимая организация, как полагают многие британцы и иностранные граждане. По уставу ВВС министр внутренних дел может вмешиваться и препятствовать показу программ, которые кажутся правительству спорными или антиобщественными. Директора ВВС, хотя и предположительно независимые, на самом деле назначаются правительством. В последние годы ВВС борется за сохранение своей позиции как традиционной общественной вещательной корпорации, финансируемой доходами от лицензий. Оно не пытается быть нейтральным в освещении политических событий до такой степени, что все главные политические партии Великобритании периодически жалуются, что ВВС очерняет их деятельность. Основные британские партии имеют равные права вещать как по ВВС, так и по независимому телевидению. В 1994 году правительство признало, что внутренняя организационная реформа ВВС была достаточно эффективной, и продлило еще на 10 лет устав, по которому ВВС является общественной вещательной корпорацией, спонсируемой телевизионными лицензиями. С тех пор давление правительства на ВВС немного снизилось. Исторически сложилось, что на ВВС в значительной мере повлияло изобретение телевидения, которое изменило привычные развлечения населения и создало доминирующий источник новостей. ВВС владеет двумя телевизионными каналами (ВВС 1 и ВВС 2). Программы канала ВВС 1 состоят из новостей, пьес и театральных постановок, комедий, игр, разнообразных представлений, спортивных и документальных передач. ВВС 2 склонно показывать более серьезные программы, как-то: новости и анализ текущих событий, документальные программы, телевизионные постановки романов и повестей, оперу, концерты и немного спорта. Это канал меньшинства, который смотрят только 10% всех телезрителей. Аудитория радио ВВС постоянно уменьшается, но радио по-прежнему является важным источником информации. У ВВС 5 британских радиостанций, 39 местных радиостанций, обслуживающих многие районы Англии, и множество местных и региональных радиослужб в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Все они конкурируют с независимыми радиостанциями за слушателей. Национальные радиостанции специализируются в разных областях: Radio 1 передает поп-музыку, Radio 2 - легкую музыку, новости и комедии, Radio 3 - классическую и современную серьезную музыку, ток-шоу, обсуждения и радиопьесы, Radio 4 - новости, анализ текущих событий, ток-шоу и пьесы и Radio 5, открытое в 1990 году, передает спортивные и образовательные программы. ITC Правительственная реформа теле- и радиовещания 1990 года значительно повлияла на независимое телевидение и радио. На место IBA пришла ITC (Independent Television Commission), которая контролирует действия независимых телевизионных компаний (включая кабельное и спутниковое телевидение) и состоит из назначенных правительством директора и рядовых членов комиссии. ITC не производит программы. В дополнение к наблюдению за спутниковым и кабельным телевидением она выдает лицензии и контролирует трансляционные компании, которые отвечают за производство программ для двух основных коммерческих каналов - ITV/Channel 3 и Channel 4. На данный момент работают 15 компаний, производящих программы для ITV. Эти компании создают телевизионные программы для четырнадцати регионов Великобритании, на которые ее делит ITV для своих целей. Лицензии, выдаваемые компаниям ITV, обновляются каждые шесть лет, и компании должны конкурировать с любыми другими заинтересованными организациями. Продление лицензии зависит от качества прошлых программ компании, финансовом состоянии организации и намерения производить качественные и региональные программы. Эти компании не получают дохода от продажи лицензий на право владения телевизором: эти деньги идут только ВВС. Поэтому компании зависят от денежных средств, которые они получают от рекламодателей, продаж программ, видеокассет, книг, записей и др. ITV - старейший независимый канал, и раньше передавал только весьма легкомысленные развлекательные передачи. Но качество передач постепенно улучшилось, в основном благодаря конкуренции с ВВС, и теперь ITV держит марку в таких областях телевещания, как новости, документальные фильмы и художественные постановки. По новому закону ITV обязано транслировать передачи про регионы, представленные компанией-производителем передач. Channel 4 был создан в 1982 году для того, чтобы создать независимую альтернативу каналу ВВС 2. Теперь это корпорация, управляемая и лицензируемая ITC, которая самостоятельно продает рекламное время. Предполагалось, что этот канал предложить что-то новое меньшинству серьезных телезрителей, а также будет транслировать программы на уэльском языке на территории Уэльса. Сначала у канала были серьезные проблемы с рекламодателями, но теперь он твердо встал на ноги и является прибыльным предприятием. УПРАВЛЕНИЕ РАДИО Управление радио контролирует около 150 местных и региональных независимых радиостанций по всей стране, которые работают благодаря рекламодателям и передают в основном поп-музыку,выпуски новостей и программы местного значения. Это коммерческие организации, и цифры дохода в области радиовещания доказывают, что радио - самое быстрорастущее средство массовой информации в Великобритании. Правительство создает несколько новых общенациональных коммерческих радиостанций, чтобы расширить радиовещание. Лицензия первой станции была выдана Classic FM в 1991 году, которая передает популярную классическую музыку и выпуски новостей. Вторая лицензия была выдана Virgin 1215 в 1992 году. Эта станция специализируется на рок-музыке. Расширение радиовещания проводится и на уровне города и района, потому что эта отрасль СМИ была дерегулирована правительством в попытке повысить разнообразие предлагаемых программ и охватить больше вкусов и интересов. КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ Телевидение и ассоциируемые с ним технологические разработки стали очень привлекательными и прибыльными в Великобритании. В определенный период времени считалось, что кабельное телевидение на основе подписки значительно расширят эти возможности. Но кабельное телевидение в Великобритании, хотя и растет постепенно и имеет потенциал дальнейшего расширения и разнообразия услуг, вынуждено соперничать с двумя серьезными конкурентами - сектором продажи видеоаппаратуры и спутниковым телевидением. Спутниковое телевидение в Великобритании было доступно с 1989 году. Самая крупная компания, предоставляющая услуги спутникового телевидения - BSkyB (British Sky Broadcasting), которая предлагает 15 каналов, включая новостные, спортивные и развлекательные каналы с частного спутника Астра, изображение с которого передается на частные спутниковые тарелки. Выбор спутниковых каналов в Великобритании постоянно растет. Но компании не очень преуспевают в привлечении подписчиков: качество программ часто оставляет желать лучшего. Однако, в тех домах, где был доступ к кабельному и спутниковому телевидению, доли просмотра тех или иных каналов распределились следующим образом: 31,6% -кабельные и спутниковые каналы, 23,6% - ВВС 1, 7,4% - ВВС 2, 30,5% - ITV и 6,8% - Channel 4. |