Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 6 1. Проблемы конвергенции СМИ. Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – термин для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления

  • Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием.

  • Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние

  • Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа

  • Наконец, конвергенция – это слияние рынков.

  • четыре макроэкономических фактора.

  • Новые рыночные модели создаются в противовес популярному ранее процессу диверсификации производства, который, отнимая средства и распыляя ресурсы, ослаблял возможности компании в условиях конвергенции

  • Едва ли не самым значительным последствием ее стало изменившееся отношение политиков к происходящим трансформациям

  • , конвергенция оказалась в центре политики ведущих развитых стран мира

  • Свободный доступ к современным коммуникационным системам становится целью новой политики государств.

  • Конвергенция технологий, приводящая к существенному «перераспределению ролей» в традиционных СМИ, изменяет роль аудитории

  • Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания

  • Конкретный пользователь превращается в один из факторов, на который в действительности и направляется процесс конвергенции

  • БИЛЕТ 1зарубега. Билет 1 Концепция социальной ответственности сми в контексте информационной безопасности


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеБилет 1 Концепция социальной ответственности сми в контексте информационной безопасности
    АнкорБИЛЕТ 1зарубега.doc
    Дата19.12.2017
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБИЛЕТ 1зарубега.doc
    ТипДокументы
    #12168
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    2. Система средств массовой информации Италии.

    Современные итальянские газеты формировались под влиянием французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете "Секоло" ("Век") - 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум тиражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта") - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская "Стампа" ("Печать") - 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи - 20-30 тыс. - римская "Миссаджеро" ("Вестник"), неаполитанская "Маттино" ("Утро"). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.

    На рубеже веков активно развивалась в Италии партийная печать, в ос-новном республиканцев, социалистов и клерикалов. Республиканская партия выпускала две ежедневные газеты "Джорнале дель пополо" ("Народная газе-та") и "Италия дель пополо"

    ("Народная Италия"); итальянская социалистическая партия издавала более чем 50 периодических изданий, в том числе "Аванти!" ("Вперед!", Рим), "Темпо" ("Время", Милан). Клерикалы имели ежедневную газеты в ка-ждом городе, их главным изданием была "Оссорваторе Романо" ("Римский наблюдатель") - печатный орган Ватикана. В годы фашистской диктатуры (1922 - 1945) поставил итальянскую журналистику в трудные условия. Демо-кратическая печать могла существовать лишь нелегально, или в других стра-нах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Ита-лии "Унита" ("Единство"), основанная в 1924 г. Она выходила 17 лет неле-гально со дня своего запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после освобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.

    Став республикой в 1946 г., Италия начала развиваться по пути буржу-азной демократии на основе многопартийности. Христианские демократы, социалисты, республиканцы, социал-демократы - правящие партии Италии. В конце 50-х гг. в стране выходило 90 ежедневных газет и более 5тыс. пе-риодических изданий политического, экономического, научного и литера-турного профиля. Их общий разовый тираж составлял 8 млн.экз. Закон о пе-чати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на информацию и пуб-личные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, пре-увеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить обществен-ный порядок. За поношение государственного строя и оскорбление офици-альных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журна-листов.

    Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии - на севере. 14 газет считали себя партийными - "Аванти!" ("Вперед!"), "Унита", "Воче републикана" ("Голос республики"), "Пополо" ("Народ"), "Джустиция" ("Справедливость"). В 1970-е гг. ежедневные газеты выходили в 38 городах Италии. в том числе 18 - в Риме, 12 - в Милане.

    Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических изданий. Страна считается одним из лидеров по количеству журнальной периодики. Наиболее популяр-ны журнал телепрограмм "Сорризи э концони ТВ" ("Улыбки и песни ТВ") и журнал для автолюбителей "Аутомобиле", еженедельник "Фамилья кристиа-на" ("Христианская семья"), их тиражи составляют около полумиллиона эк-земпляров. Пользуются устойчивым вниманием еженедельники "Эпока" (170 тыс.), "Панорама" (368 тыс.), "Экспрессо" (321 тыс.), еженедельные иллюст-рированные издания "Оджи" ("Сегодня", 600 тыс.) и "Дженте" ("Народ", 550 тыс.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему вы-ходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь шесть газет имеют больший ти-раж. Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 "надрегиональных", а также "провинциаль-ные" газеты. Газеты, как и раньше, неравномерно распределяются по терри-тории Италии: 42 - на севере, 22 - в центре, 14 - на юге. Особенность италь-янских СМИ - обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наибо-лее крупные - "Гадзетта делла спорт", "Коррьере делла спорт" и "Туттоспорт" ("Весь спорт"), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прес-сы.

    Крупнейшие газеты сегодня - "Репубблика" (Рим, тираж 600-700 тыс.экз),"Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта", Милан) - 90 тыс.экз., сле-дующая за нею туринская "Стампа" ("Печать", Турин) - 60 тыс.экз.

    Государство предоставляет издателям газет и журналов субсидии и льготы, освобождает от уплаты подоходного налога, дает скидки на бумаге. Основой финансирования печати была и остается реклама. Но рекламные ин-вестиции в прессу упали, но, как и везде, выросли вложения от рекламы в 2 раза.

    Определяющим фактором функционирования прессы является высокий уровень монополизации прессы, ее зависимость от ведущих монополий. Не-которые являются прямыми владельцами печати, радио и телевидения. Пре-жде всего это группа ФИАТ, принадлежащая семейству Аньелли. Она владе-ет "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта"), "Стампа" ("Печать") "Коррьере делла спорт". Тираж принадлежащих ей газет превышает на 5% установлен-ный законом "потолок" монополизации в 20%, сходное положение и в регио-нальной прессе на северо-западе Италии - ФИАТ перешагнул установленный предел в 50%. Ей принадлежит часть акций ряда издательств, а также зару-бежных СМИ. Значительная часть изданий принадлежит политическим пар-тиям и профсоюзам.

    Радиовещание существует в Италии с 1924 г., телевидение начало вес-ти свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было государственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству те-лестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают - 43%, ежедневные газеты читают 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась част-ная телестанция "Телемилано", ее владелец С.Берлускони, которому принад-лежат три крупнейшие коммерческие телесети страны - "Канале-5", "Италиа-1", "Рете-4". Есть в стране и другие телестанции, например сеть "Эуро-ТВ" ("Юго-восточный ветер-ТВ"), которой владеет Каллисто Тацци. В нее входит один национальный канал, 20 местных станций и региональная программа новостей. Всего в сфере коммерческого телевидения в Италии действует 6 национальных и паранациональных сетей, 290 местных и региональных теле-станций. Они стали основными конкурентами государственного телевидения. В середине 80-х частное телевидение охватывало почти половину аудитории страны и даже начинало опережать государственное, но потом положение выровнялось.

    В последнее время в Италии идет процесс приватизации крупнейших государственных групп СМИ, он будет продолжаться. В частном секторе СМИ идет создание финансово-промышленных гигантов, как например, про-ект "СуперДжемина".

    В 90-е гг. произошел распад послевоенной партийной структуры Ита-лии, перераспределение сил. В 1985 г. насчитывалось 38 политических фор-мирований, которые располагали своими средствами массовой информации. Между партиями и их СМИ идет постоянная борьба, особенно острая во время предвыборных кампаний. В середине 90-х гг. она была связана с под-готовкой референдума, на который в том числе выносились, вопросы, свя-занные с деятельностью телевидения, в частности коммерческого. Случай уникальный в мировой практике. Итальянцы должны были решить, оставить ли без изменений закон о коммерческом телевидении, ряд положений кото-рого Конституционный суд признал неконституционными. В частности, итальянцы должны были высказаться "за" или "против" права прерывать рек-ламой фильмы, театральные, оперные и музыкальные спектакли. Результаты референдума показали, что телезрители против изменения сложившейся сис-темы ТВ в стране, за приватизацию государственного телевидения. Был при-нят новый закон о телевидении, предполагающий усиления роли парламента в контроле за деятельностью телевидения. Он формирует правление государ-ственного ТВ РАИ из 8 человек - 4 от правящего большинства, 4 от оппози-ции.

    Доходы РАИ складываются из поступлений от рекламы и производства телепродукции, а также абонентской платы. Но с последним возникают сложности - не все телезрители вносят плату на ТВ. В некоторых регионах число неплатильщиков 40%. Теперь по новому законодательству, государст-венное ТВ получило возможность иметь платные телеканалы.

    Национальное агенство новостей АНСА было создано в 1945 г. рядом газет на корпоративных началах и является крупнейшим в стране. Сегодня в него входят издательства большинства ежедневных газет. Специализируется на внутренней и международной информации, обменивается ею с 65 зару-бежными ИА. Имеет исключительное право распространения информации крупнейших мировых агенств в Италии. Его услугами пользуются десятки итальянских и зарубежных периодических изданий, радио- и телевизионных станций. Информация передается на итальянском, французском, английском языках. Имеет собственную фотослужбу.

    БИЛЕТ 6
    1. Проблемы конвергенции СМИ.

    Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – термин для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. Основной движущей силой, которая, по мнению американца У. Ростоу, голландца Я. Тинбергена, стимулировала конвергенцию идеологически противоположных общественных формаций, стала научно-техническая революция. Подобная позиция, конечно, стала серьезным основанием для упреков сторонников теории конвергенции в технологическим детерминизме. Однако при этом новый взгляд на процесс конвергенции быстро завоевал популярность среди социологов.

    Традиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям современные медиа-системы отличаются особым динамизмом. К числу слов, имеющих почти столь же обязательное место в современных дискуссиях о будущем СМИ, как Интернет, относится и конвергенция. Все чаще это понятие становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии.

    Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние:

    1. Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат cодержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.

    2. Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial).

    3. Наконец, конвергенция – это слияние рынков. От газетных баронов – ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века – современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.

    Принимаемый форму конвергенции технологический прогресс может уже в недалеком будущем преобразить экономику и рынок СМИ.

    Экономисты, анализируя важнейшие движущие силы преобразования медиа-экономики, выделяют в связи с этим, по крайней мере, четыре макроэкономических фактора. В их число входят:

    • региональная интеграция национальных экономик (например, Европейский Союз);

    • возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично;

    • развитие технологий;

    • развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией.

    Наиболее значительные изменения, которые происходят в экономике СМИ, по мнению многих исследователей, стимулируются факторами макроэкономического порядка. Общие предположения о том, что новые технологии стимулируют развитие и преобразуют медиа-экономику, в последнее время дополняются конкретными фактами и заключениями. Медиа-экономисты, оценивая последствия технологической конвергенции для современных СМИ, выдвигают тезис о практически полной структурной перестройке медиа-экономики. Пересмотру, прежде всего, подвергается процесс концентрации СМИ. Создание концернов СМИ, диктовавшееся логикой рынка, рассматривалось как главное направление развития медиа-индустрии. Казалось, что возникавшие угрозы – демократии, плюрализму, мнению маргинальных политических, культурных, лингвистических меньшинств – компенсируются, во всяком случае, стабильностью и экономической мощью новых медиа-гигантов. Однако действительность преподнесла неожиданные сюрпризы. Последствиями рыночной экспансии и вертикальной интеграции, которым следовали крупнейшие медиа-предприятия США и Западной Европы в 1980-х гг., стали долги, снижение рыночной стоимости акций, ухудшение финансового положения. Новые рыночные модели создаются в противовес популярному ранее процессу диверсификации производства, который, отнимая средства и распыляя ресурсы, ослаблял возможности компании в условиях конвергенции. Конвергенция требует от медиа-предприятий одновременно гибкости в стратегии и твердости в положении на рынке. Все больше западных исследователей склоняются к мысли о том, что конвергенция в результате приведет к перераспределению сегментов рынка. На месте традиционных индустрий, повторяющих еще сохраняющееся разделение СМИ, – газетной, вещательной, кабельной, возникнут новые – производства бытовой техники и технологических устройств, создания содержательных продуктов, поддержания каналов распространения. В возникающих сегментах новой информационно-коммуникационной индустрии, несмотря на постоянные перемены, уже имеются сформировавшиеся лидеры.

    Конвергенция привела не только к заметным переменам в медиа-технологии, медиа-содержании и на медиа-рынках. Едва ли не самым значительным последствием ее стало изменившееся отношение политиков к происходящим трансформациям. Первой реакцией политиков на процесс конвергенции было появление новых законов, направленных на либерализацию телекоммуникационных рынков и стимулирование конкуренции. Ослабление прежнего монополизма на телекоммуникационных рынках должно было позволить небольшим компаниям вступить на рынок, понизить тарифы, приблизить весь спектр современных информационных и коммуникационных услуг к потребителю. Оставаясь отчасти риторическим словом, конвергенция оказалась в центре политики ведущих развитых стран мира, в первую очередь, США и стран – членов Европейского Союза. Закон о телекоммуникациях (США, 1996) и Зеленая книга о конвергенции, одобренная ЕС в декабре 1997 года, – самые известные политические документы, призванные стимулировать прогресс конвергенции на политическом уровне. Оба документа исходят из того, что старые принципы регулирования электронных СМИ вынуждены считаться с проблемой ограниченности частот. Конвергенция снимает эту проблему, потому новая информационно-коммуникационная среда не будет более нуждаться в распределении частот. Свободный доступ к современным коммуникационным системам становится целью новой политики государств.

    Доступ – вот важнейший акцент сегодняшней политики. Конвергенция рынков, сопровождающаяся усилением монополизма, лишает множество мелких компаний возможности успешно действовать на современном медиа-рынке. Отставание от технологического прогресса становится серьезным препятствием для доступа отдельных стран и целых регионов мира при их интеграции в глобальную информационно-коммуникационную инфраструктуру. Общеизвестен факт совпадения процессов технологической конвергенции средств коммуникации и экономической конвергенции рынков. Телекоммуникационные операторы входят на кабельный рынок, издательства сливаются с видеокомпаниями, производители программного обеспечения проявляют интерес к телесетям. Создающиеся в результате подобной многоуровневой конвергенции мультимедиаконцерны оказываются вовлеченными как в традиционные индустрии СМИ – прессу, вещание, так и в телекоммуникационный бизнес. В условиях конвергенции технологий реальные гарантии разнообразного содержания возможны только при условии создания благоприятных условий всем «актерам», действующим на конвергирующихся коммуникационном и медиа-рынках. И операторы сетей, и провайдеры доступа, и производители содержательных продуктов, услуг – все многочисленные действующие лица нуждаются в свободном и равном доступе к (теле) коммуникационным системам.

    Конвергенция технологий, приводящая к существенному «перераспределению ролей» в традиционных СМИ, изменяет роль аудитории. Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в довольно конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которой могут быть определены весьма точно. Но кроме этого аудитория конвергирующихся СМИ приобретает еще одну ключевую особенность. Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь онлайновых медиа становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов. В его лице объединяются и потребитель и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделенные. Конкретный пользователь превращается в один из факторов, на который в действительности и направляется процесс конвергенции.

    Доступ пользователей к новым медиа превращается в комплексную проблему эпохи конвергенции, и преодолеть ее может только сотрудничество крупнейших «игроков» телекоммуникационного рынка. Государство и частный бизнес при активном и непосредственном участии самих пользователей должны выработать как социально-экономические, так и образовательные гарантии доступа аудитории к новым технологиям, сетям, Интернету .

    Процесс конвергенции СМИ, открывающий многие новые и действительно неизвестные прежде горизонты, имеет столько же, если не больше негативных последствий. Без политической воли национального государства, без инновационности и энергичности частного бизнеса, без высокого уровня активности аудитории конвергенция может остаться только возможностью, предсказанной футурологами на рубеже столетий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта