билеты ответы по магистратуре. Билеты по магистратуре. Билет 1 Понятие, признаки государства, его сущность
Скачать 174.42 Kb.
|
Билет №15 В далекий от нас период возникновения человека им руководили прежде всего инстинкты, и в этом смысле праисторические люди мало чем отличались от других животных. Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе. Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари. Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе первобытных представлений о добре и зле. Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе их религиозных представлений. Сакральные предписания: Табу — сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия. Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья. Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ. Таким образом, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из кᴏᴛᴏрых по общепринятым современным взглядам будут нецелесообразными. Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше государства, крайне дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе. Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью зашиты от внешней среды и совместного добывания пиши. Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов. Выжить и выделиться из мира животных человеку помогло изготовление орудий труда и творческая организация совместной хозяйственной деятельности. Этот процесс требовал не только развития инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, передачи опыта последующим поколениям и т. д. Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровно-родственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельностьВ результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии — в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины. Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин. Особенностью социальной власти в догосударственный период являлось то, что она входила в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на базе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти первобытного общества. Для социальной власти, существовавшей в догосударственный период, были характерны следующие признаки: - она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; - она была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); - органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. В догосударственный период природный коллективизм, объединивший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивший их выживание на определенном этапе развития, нуждался в социальном регулировании. Всякая община — это самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать и обеспечивать соблюдение норм совместной деятельности. Поведение человека во многом предопределяется его природными инстинктами. Поведение человека в первобытном стаде направлялось с помощью знаков, воспринимавшихся, как и у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. При этом в отличие от других животных человек наделен свойством разума. Поэтому-то первоначальным способом нормативного регулирования был запрет, знаменующий возможную опасность для человека, игнорирующего природную закономерность. Для социального регулирования крайне важно было развитое сознание, способность оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов. С помощью нарождающихся социальных норм человеческое общество решало проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Аккумулируя частицы накопленного социального опыта в предметно-фантастической форме, данные нормы указывали, как нужно и как нельзя поступать в определенной жизненной ситуации. Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу.Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода. Человек мог себя свободно чувствовать исключительно в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества. Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как они находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основная форма — обычай. Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов.Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что признаками норм, существовавших в догосударственный период, выступают следующие: регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); существование норм в поведении и в сознании людейтрадиционно без письменной формы выражения; обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей); выражение в нормах интересов всех членов рода и племени. Понятие реализации права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов. Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. В юридической науке и практике различаются следующие способы (некоторые авторы называют их «приемы») толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный Грамматическое толкование. Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако они находятся с другими словами в определенной логической связи, вследствие чего приобретают ограниченный и подчиненный общему строю смысл. Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с иными нормами. Нормы права не существуют независимо друг от друга, а потому для глубокого и полного уяснения смысла нормы недостаточно ее внутреннего анализа, а требуется исследование ее содержания, ее связей с другими нормами. Историко-политическое толкование. Материалистический подход к праву предполагает, что содержание права, правовые отношения могут быть правильно поняты только в тесной связи с порождающими их общественными отношениями. Реализация правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях. Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Сказанное и обусловливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм. Три основные группы государств мира и направления перемен в их конституционном законодательстве и политических институтах после второй мировой войны После окончания Второй мировой войны, которая привела к военной капитуляции нацистского и других авторитарных режимов и возникновению значительного числа государств социалистической и национально-патриотической ориентации, в политическом мире произошло размежевание на три основные группы стран с соответствующей формой правления: классические либерально-демократические государства, социалистические и переходные от традиционного, в том числе колониального, управления к независимой современной государственной организации в виде монархической или республиканской формы правления. Исторически первая разновидность государств — это современные либерально-демократические государства, которые отличаются от всех других характерными особенностями своей политико-управленческой структуры, в частности способом осуществления государственной власти, внутренней и внешней политики. Прежде всего, это такие политические системы, в которых главным средоточием верховной власти объявляется народ, осуществляющий свою верховную власть через посредство выборных и представительных учреждений. Для либерально-демократических государств характерно также гарантированное обеспечение пользования гражданскими правами и свободами, включающими также естественные (неотчуждаемые) права человека — право на жизнь, свободу, в том числе на свободное владение собственностью. Социалистические государства имели к середине века две основные разновидности — государственную организацию Советского типа как воплощенную диктатуру пролетариата (СССР), т. е. союзную власть трудящихся в лице рабочих и крестьян и государственную организацию, названную Народной демократией, для которой характерна более плюралистическая партийная структура. Третью разновидность — Переходные государства — составили нации и государства, возникшие в ходе национально-освободительного движения в так называемом третьем мире — в странах Азии, Африки и Латинской Америки. На протяжении XIX—XX вв. они добились политической и экономической независимости от европейских держав-метрополий в ходе мирной или вооруженной (как в Алжире и на Филиппинах) борьбы за национальное освобождение. Борьба стала возможной вследствие возникновения в Колониях значительного слоя политиков, администраторов и предпринимателей, которые оказались в состоянии организовать эту борьбу и взять управление страной под собственный партийно-политический контроль. Эти государства нередко именуются в литературе Новыми нациями-государствами в отличие от более старых европейских Наций-государств. Иногда их называют государствами развивающихся стран либо странами развивающихся демократий. В советской литературе они подразделялись на три группы: государства социалистической ориентации (в свое время к ним были причислены Гана, Гвинея, Мали, Танзания, Алжир, Бирма, Лаос, Афганистан Никарагуа и др.), государства капиталистической ориентации (Нигерия, Индия, Сенегал, Малайзия, Большинство стран Латинской Америки) и государства, которые еще не выбрали направление своих социально-экономических преобразований и перемен. В конце века эти страны стали относить к группе современных обществ и государств, переживающих стадию политической модернизации, но эта стадия предстает вариантом «запоздалой» модернизации, «догоняющего развития» и т. п. Послевоенный мир политической и правовой истории стал не только биполярным, но и многополюсным вследствие сосуществования стран с различным культурным наследием, их всевозможных политических и экономических коалиций на региональном и международном уровнях. Очень часто в одно и то же время стали происходить события и перемены, призванные существенно повлиять и на ближайшие, и на отдаленные социально-политические процессы. В настоящее время мы живем в сообществе свыше 200 стран с населением, говорящим на пяти тысячах языков, причем 2/3 населения земного шара говорит на 13 языках (китайском, английском, хинди и урду, испанском, арабском, бенгальском, индонезийском, португальском, русском, японском, немецком, французском). |