билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 2626. Методы теоретического познания и построения научных теорий. Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы научного познания – система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Это осознанно разработанные приемы. Они опираются на предшествующие достижения. Метод – это аналог современного состояния науки, в нем воплощены имеющиеся знания, в зависимости от уровня знаний выбирается соответствующий метод. Методы теоретического познания. Существует группа методов научного познания, которая используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Специфика этой группы методов - они - универсальны в умственной деятельности человека и без них невозможен мыслительный процесс: 1) Абстрагирование - мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны. В теоретическом познании позволяет выделить те свойства и отношения, которые являются задачей исследования. При этом получают абстракцию первого порядка, затем второго и так далее порядка, при котором и складывается система понятий, принципов, обобщений и законов. 2) Обобщение - нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений. Результатом абстрагирования и обобщения как научные, так и обыденные понятия. 3) Анализ — мысленное расчленение предмета на составляющие его части с целью познания. 4) Синтез - мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления, чтобы представить себе объект во взаимосвязи и взаимодействии его элементов в целостной системе. Анализ и синтез связаны. Синтез - движение мысли, обогащенное анализом, поэтому синтез более сложный процессом. 5) Индукция - частного к общему, от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. Используется как в обыденном познании, так и в науке. Индуктивное умозаключение имеет вероятностный характер. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов некоторого класса и от них - к установлению всеобщих причинных связей, имеющих силу для всего класса. 6) Дедукция - умозаключения от общего к частному, применение общих положений к единичным явлениям. Индукция и дедукция связаны. Взятые в отдельности и противопоставляемые друг другу они не могут удовлетворять требованиям научного познания. 7) Аналогия - сходство предметов в некоторых признаках. Умозаключение, основывающееся на сходстве предметов - умозаключением по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод о возможности их сходства в других. Носит вероятностный характер, доказательственная сила невелика. Роль аналогии в мыслительной и познавательной деятельности велика. Методы, имеющие преимущественное значение для теоретического познания - служат для разработки и построения теорий. 1) Исторический и логический. Каждый развивающийся объект имеет свою историю и объективную логику, т. е. закономерность развития. Соответственно этим особенностям развития познание использует исторический и логический методы. Исторический метод - мысленное воспроизведение последовательности хода развития объекта в его многообразии и неповторимости. Логический метод - мысленное воспроизведение моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены. Этот метод - необходимый момент процесса восхождения от абстрактного к конкретному, т.к. мысленно-конкретное должно воспроизвести развитие объекта, освобожденное от исторической формы и нарушающих его случайностей. Логический метод начинается как исторический - с рассмотрения начала истории самого объекта. Логический и исторический методы едины: логический опирается на знание исторических фактов. Историческое исследование, чтобы не превратиться в нагромождение разрозненных фактов, должно опираться на знание закономерностей развития. 2) Восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретное в действительности - единство многообразных сторон, свойств, связей. Чувственно-конкретное — результат непосредственного восприятия. Чувственно-конкретное отражает объект с его чувственной стороны, как нерасчлененное целое, не раскрывая его сущности. Абстрактное, или абстракция, - результат мысленного выделения отдельных сторон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений. Мысленно-конкретное - система абстракций, воспроизводящая в мышлении объект познания в единстве его многообразных сторон и связей, выражающих его внутреннюю структуру и процесс развития. Чувственно-конкретное и абстрактное односторонне воспроизводят предмет и не дают знания о предмете в целом. Чтобы преодолеть это мышление использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. стремится достичь синтеза отдельных абстракций в мысленно-конкретном. Восхождение от абстрактного к конкретному позволяет осуществить синтез существенных свойств и определить предмет в целом, во всем многообразии его существенных и необходимых свойств, связей и отношений. 3) Формализация, или структурный метод, обращена к выявлению отношений между частями, элементами, характеризующими форму предмета, абстрагированную от содержания. Формализация позволяет отобразить структуру объектов в знаковой форме, при помощи искусственных языков, в частности, языка математики (математическое моделирование). Системный подход позволяет устанавливать закономерности системных отношений (независимо от свойств конкретных систем) и затем применять их к конкретным системам. 4) Гипотетико-дедуктивный метод - выдвижение гипотезы для решения научной проблемы, формирование первичных теоретических моделей и законов. Первичные теоретические модели выступают в качестве гипотез, призванных решать проблемы, возникающие в процессе дальнейшего применения и развития науки. В формировании теоретических моделей реальности участвуют два рода факторов: эмпирический базис - результат индуктивного обобщения опыта, и собственно теоретические схемы, первоначально существующие в качестве гипотез. Решение проблемы начинается с того, что ученый высказывает предположение о существовании законов, объясняющих существование фактов, не вписывающихся в действующую теорию, в качестве следствия действия названных законов предсказывает новые факты, которые и должны либо подтвердить, либо опровергнуть его гипотезу. 5) Аксиоматический метод - такая организация теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств - аксиомы. По определенным логическим правилам выводятся положения, образующие теорию. Широко применяется в математических науках. Основан на точности определения исходных понятий, строгости рассуждений и позволяет оградить теорию от внутренней противоречивости, придать более точную и строгую форму. 6) Конструктивно-генетический метод - мысленное экспериментирование с идеальным объектом (моделью, схемой), позволяющее увидеть определенный прогрессивный или регрессивный «сдвиг» проблем в методологии исследования, эволюцию теоретического знания, последовательность сменяющих друг друга теорий. Обращен к внутренней логике развивающегося знания. 7) Мысленный эксперимент - мысленное конструирование процессов и состояний, которые возможны в некоторых ситуациях существования исследуемого объекта. Воспроизведение процессов, динамики в некоторых очищенных от случайных и внешних по отношению к исследуемым процессам факторов. Тем самым раскрываются закономерности функционирования и развития реальных систем. Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой. Научная теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях изучаемой области действительности. Примеры теорий: геометрия Евклида, классическая механика Ньютона, корпускулярно-волновая теория света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Максвелла, специальная теория относительности, хромосомная теория наследования и т.д. Схема соотношения форм научного познания: Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория. Научная теория должна удовлетворять следующим критериям (по Эйнштейну): не противоречить данным опыта, фактам; быть проверяемой на имеющемся опытном материале; отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок; содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем; не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий; отличаться изяществом и красотой, гармоничностью; характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории: Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. Философские установки и ценностные факторы. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Итак, строение теории можно представить в такой схеме: 1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки; 2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов; 4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории. Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис. 37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Конвергенция (сближение, интеграция). Постижение идеи о единстве мира было сопряжено с признанием единства научного знания и научной картины мира, необходимости конвергенции сначала всего блока естественно-научного знания, а затем и естественных и социально – гуманитарных наук. На первом этапе ученые убедились, что существует единство различных физических сил, что единым законам подчиняется живая (органическая) и неживая (неорганическая) материя. Физикализация и математизация естественно-научного знания явились основанием к сближению математики, физики, химии, биологии, изменив мировоззренческие основания, методологические установки, предмет и стиль мышления этих наук. Позже математические методы стали широко использоваться в социально-гуманитарных дисциплинах (истории, социологии, лингвистике), в методологическом отношении сблизившихся с естественными науками. Первая попытка интеграции естественных и гуманитарных наук была предпринята в рамках позитивизма, путем исследования явлений человеческой культуры на основе познавательных установок естественных наук. Она оказалась несостоятельной, поскольку не учитывала и заведомо отмежевывалась от своеобразия предмета и методологии гуманитарных наук, преследующих определенные цели. Подведение явлений человеческой культуры под общие законы нивелировало индивидуальность и неповторимость явлений человеческого мира. На современном этапе интеграция наук осуществляется в русле сближения мировоззренческих установок и методологических подходов естествознания и социально-гуманитарных наук. Несмотря на специфические особенности гуманитарного и естественнонаучного знания, кардинально отличающихся друг от друга объектом и предметом исследования, и методологией, наблюдаются тенденции к обоюдному заимствованию методологических подходов. Ряд выдающихся открытий современного естествознания (теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределенности) заставляют усомниться в возможности строгого логического осмысления действительности, длительное время служившего основанием для выделения специфики естественных наук. Оказалось, что объяснение – важнейшая познавательная процедура в области классического естественно-научного знания – является явно недостаточной в процессе осмысления сущности объектов микромира через общеизвестные и доступные логические схемы. Сталкиваясь с явлениями, противоречащими «здравому смыслу», ученый оказывается перед необходимостью понимания этих сложных объектов, подключения своего воображения для воссоздания истинной картины действительности. На данном этапе становится очевидно, что объяснение и понимание – два взаимодополняющих друг друга способа познания действительности. Одна из отличительных особенностей гуманитарного познания – субъективность, всегда рассматривавшаяся естествоиспытателями как помеха на пути познания явлений мира, стала принципиально неустранимой характеристикой научной деятельности. В ходе исследований микромира ученый сталкивается не только с необходимостью объяснения явлений и процессов, но и с необходимостью понимания сложных объектов, с точки зрения «здравого смысла» не существующих. Важным признаком конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания явилось сформировавшееся убеждение в необходимости вероятностного подхода (в частности, при описании микрочастиц), ранее служившего характерной чертой гуманитарного знания, насыщенного интерпретациями и теоретическим плюрализмом, в рамках которого любая теория может претендовать на право называться истинной. Интеграция наук осуществляется в неразделимости и взаимовлиянии субъекта и объекта, между которыми ранее проводилась четкая разграничительная линия. Реальность уже не рассматривается как совокупность объектов, которые существуют сами по себе, независимо от сознания познающего субъекта. |