билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 2727. Формы теоретического познания. Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Теоретический уровень отличается от эмпирического преобладанием рационального момента познания в виде понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание здесь полностью не устраняется, но оно становится подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое знаниепредполагает использование мышления, а само мышление возможно на основе применения языка. Язык науки включает в себя естественный язык (английский, русский и т.д.) и искусственный язык (химические формулы, математические таблицы и т.д.). Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы - гипотеза, теория. 1. Понятие— форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). 2 Суждение —отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. 3 Умозаключение— мыслительный процесс, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Выделяется два вида умозаключения: 1) дедуктивное — движение мысли от общего к частному, единичному; 2) индуктивное — движение мысли от единичного, частного к общему. Основные формы теоретического знания: 1) Научная проблема. В обычном смысле «проблема» - трудность, преграда, задача, требующие разрешения. Научная проблема - осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Потребность объяснения новых научных фактов -проблемная ситуация, недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема - специфическое знание, знание о незнании. Правильно сформулировать и поставить научную проблему - задача трудная, так как сопряжено с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Постановка проблемы — первый шаг в развитии знания о мире. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т. е. организация научного исследования. Используются как эмпирические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в разрешении у гипотезы. 2) Гипотеза — идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Критерии состоятельности гипотезы: принципиальная проверяемость, обобщенность, предсказательные возможности, простота. Должна быть проверяемой, приводит к следствиям, допускающим эмпирическую проверку. Невозможность проверки - несостоятельность. Не должна содержать формально-логических противоречий, должна обладать внутренней стройностью. Способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Предсказательная сила - предсказывает нечто, вообще ранее неизвестное, появление новых научных фактов, еще не обнаруженных в эмпирическом исследовании. Требование простоты - объясняет максимум явлений из немногих оснований. Как бы ни была состоятельна гипотеза, она не становится теорией. Поэтому следующий шаг - обоснование истинности. Это процесс многоплановый и предполагает необходимость подтверждения возможно большего числа следствий из данной гипотезы. Наиболее убедительное доказательство гипотезы - открытие в эмпирическом исследовании новых научных фактов, подтверждающих предсказанные гипотезой следствия. 3) Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений. Формируется в результате открытий общих законов природы и общества, раскрывающих сущность исследуемых явлений. В структуру теории входят все элементы, которые существуют как ее предпосылки, предшествуют ей и обусловливают ее возникновение. В частности, гипотеза приобретает теоретический статус. Получив подтверждение и тем самым статус теории, гипотеза упорядочивает систему научных фактов, включает их в свою структуру и предсказывает новые факты в качестве следствий из образующих ее законов и принципов. Центральное место в теории у научных идей, т. е. знаний фундаментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены, являются ее предметом исследования. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную, логически стройную систему. Теория обладает способностью проникать в другие теории и тем самым вызывать их перестройку. 4) Принципы науки представляют собой основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов. В качестве принципов могут, в частности, выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств. 5) Категории суть предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. 6) Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Познание законов природы, общества и человеческого мышления - важнейшая задача науки. Система законов и категорий науки образует ее парадигму. Виды законов: 1. По формам движения материи: а) механические; б) физические; в) химические; г) биологические; д) социальные 2. По степени общности, по широте сферы действия: а) Всеобщие законы (например, законы диалектики действуют во всем мире); б) Общие законы (например, закон всемирного тяготения действуют в неорганической природе); в) Частные законы (например, законы Ома действительны для электромагнитных явлений). 3. По механизму детерминации: а) динамические законы — носят однозначный характер; б) статистические законы — носят вероятностный характер. 7) Парадигма — совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она принимается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения задач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит образцом для решения исследовательских задач. 36. Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история возникновения и теоретические основания. Дихотомия- различие, деление, дифференциация. Подразделение наук на естественно-научное и гуманитарное знание зарождается в Новое время в период стремительного развития экспериментальной науки в Европе. Естествознание– опытная наука о природе и человеке как природном существе – четко противопоставлялось гуманитарному знанию, объектом изучения которого был человек как личность, его духовное начало. Методологически науки о природе и науки о духе опирались на противоположные основания. Естествоиспытателю необходимо объяснить окружающие явления. На основе наблюдений и экспериментов он формулирует общие законы, которым подчиняются все объекты его исследований. Гуманитария интересуют смысловые и ценностные детерминанты человеческих поступков, индивидуальность, амбивалентность человеческой природы, многозначность всех проявлений человеческого духа, находящих отражение в философии, искусстве, литературе. Для него на первый план выходит задача понимания, погружения в другую культуру, благодаря которым ему удается интерпретировать идеалы, помыслы, мотивы поступков людей в ту или иную историческую эпоху, увидеть движение человеческого духа. Объектом исследования для гуманитариев выступает человеческая индивидуальность и уникальность, несводимая к незыблемым общим законам. Если естественные науки имеют дело с материальными предметами, доступными непосредственному или опосредованному наблюдению, то представители социально-гуманитарных наук осуществляют процесс познания через совокупность знаковых, символических систем (тексты, произведения искусства), запечатлевших противоречивость человеческого духа. Принципиально неустранимое обстоятельство, заключающееся в невозможности сведения общественного бытия к определенным закономерностям, нивелировке уникальности конкретного индивида или явления, рассматривалось как непреодолимое препятствие на пути взаимодействия естественных и социально-гуманитарных наук. Развитие новейших естественно-научных дисциплин (синергетики, кибернетики, теории информации), оперировавших понятиями, ранее являвшимися прерогативой гуманитарных наук, позволило по-новому подойти к исследованию человеческого общества. Категории «цель», «смысл», «ценность» оказались необходимыми в ходе описания природных процессов, а живые природные и даже искусственные системы нередко наделяются человеческими качествами (кварки, изучаемые в квантовой физике, наделяются «странностью», «прелестью», «очарованием»). Проблема взаимодействия естественных и гуманитарных культур тесно связана с нравственно-этической проблематикой. Поставленная перед необходимостью решения важнейших глобальных проблем современности, носящих комплексный характер, научная общественность нуждается в тесном междисциплинарном общении и во взаимодействии. Реальная угроза существованию человеческой цивилизации обусловила научную интеграцию, в рамках которой и должна осуществиться теоретическая проработка этих проблем, среди которых приоритет принадлежит формированию взгляда на человека как на целостное существо. Традиционные представления понимания общества - обособившаяся часть природы. На обществознание возлагалась миссия устанавливать законы общественного развития, используя методы естественных наук. Но очевидным становилось, что общество обладает спецификой, и лишь в определенных аспектах к исследованию некоторых общественных явлений применимы методы естественных наук. Недостаточно в гуманитарном познании и описание исследуемых процессов, которое имеет большое значение в естествознании. Гуманитарное познание не «вписывалось» в традиционные представления о рациональности, о противоположности субъекта и объекта познания, об объективности познания и проблемах относительности истинности знания и т. д |