билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 2525. Структура научного факта. «Философия факта» в истории права. Результатом и формой существования эмпирического знания является научный факт. Во-первых, факт как явление действительности, «происшествие, случай, событие, дело, быль, быть, данное, на коем можно основаться». Это так называемые факты жизни, существующие независимо от того, осознаны они человеком или нет. Факты жизни суть нечто реальное — в противоположность вымышленному, отдельное с ярко выраженными чертами единичности, неповторимости. Во-вторых, понятие «факт» употребляется для обозначения опознанных событий и явлений действительности. Многогранность наших познавательных возможностей проявляется в том, что один и тот же факт действительности может быть осознан на обыденном или научном уровнях познания, в искусстве, публицистике или юридической практике. Поэтому различные факты, устанавливаемые разными способами, обладают и различной степенью достоверности. Очень часто может возникать иллюзия тождества факта науки и события действительности, что позволяет некоторым философам и ученым говорить об истине факта как об абсолютной истине. Такое представление не соответствует реальной картине познания, догматизирует и упрощает его. Строение: информация о действительности, интерпретация факта, способ его получения и описания. 1) Ведущая сторона факта – информация о действительности, предполагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характеризует его как истинный. В силу этого факты – эмпирические основания науки, важнейшие способы подтверждения или опровержения теории. Благодаря фактам действительность осознается непредвзято, относительно самостоятельно от теории, если не считать теоретическую нагруженность факта, которая говорит об уже известном. Факты позволяют открыть явления, которые не вписываются в рамки новой теории, противоречат ей. 2) Интерпретация. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпирического исследования и интерпретируются его результаты. Включается в факт как теоретико-методологическая предпосылка его формирования, теоретический вывод из него, научное объяснение или оценка с разных идеологических, научных, мировоззренческих установок. 3) Способ получения – материально-техническая или методологическая сторона. Достоверность зависит от этого. Расхождение результатов эмпирических исследований, наличие противоречащих друг другу фактов может объясняться различием методик. В структуру факта включается и язык его описания, выбор языка определяет характер интерпретации, степень достоверности, возможности его включения в массив научного знания. Графики, схемы, научные обозначения и термины – необходимые атрибуты языка науки. Научный факт включается в теоретическую систему и обладает свойствами достоверности и инвариантности. Достоверность – воспроизводим и может быть получен новыми экспериментами. Инвариантность – сохраняет достоверность независимо от интерпретаций. Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению. Простейшие формы – систематизация и классификация на основе анализа, синтеза, типологии, использования первичных объяснительных схем и т.п. Более сложные формы обобщения – эмпирические гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки. Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки. 38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. В философии объект - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект так или иначе противостоит субъекту, не сливаясь с ним, даже если объект сам субъект. В данном понимании объекты - природа и человек, предметы культуры и явления сознания. В отличие от объекта предмет - явление бытия, рассматриваемое вне контекста его отношения к субъекту. Объектом может выступать лишь то, что фактом своего существования либо наличием определенных свойств инициирует активность субъекта. В этом смысле без объекта нет субъекта. Источник активности субъекта - его внутреннее состояние, потребности, побуждающие к деятельности, мотивирующие. Поэтому вне субъекта нет объекта. Объектом социально-гуманитарного познания, безусловно, является человек с его внутренним миром, мышлением и сознанием, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности, более того, создающий их. Таким объектом могут быть самые различные коммуникационные процессы, политические и прочие институты, деятельность государства, обеспечивающие и поддерживающие ее нормативные акты, равно как продукты, нормы и идеалы культурной деятельности — технической, научной, художественной и т. д. Все это делает неизбежной и необходимой теоретическую обработку объекта, выделенного практикой, его трансформацию в предмет соответствующей науки. Так, человек, будучи объектом социально-гуманитарного познания, в различных его областях по-разному оформляется в предмет исследования. Как предмет социологии человек —это структурный элемент социальной системы, в политологии он рассматривается как политическое существо, в экономических науках исследуются его функции в процессе производства и потребления, в культурологии — это творец и носитель ценностей и символических артефактов. Конечно, трансформация объекта в предмет исследования происходит и в естественных науках, но в социально-гуманитарной области соотношение объекта и предмета познания обладает заметной спецификой. Именно это соотношение продолжает оставаться основой для разделения естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указал следующие его основные особенности: - его предмет – культура, а не природа, - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках экспериментальному исследованию природы наук естественнонаучных соответствует критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование). М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении». Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов). Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование. Ключевая проблема научного познания - установление соотношения знаний и мира. Одной из причин кризиса физики 19-20 веков было рассогласование между теоретическими конструктами и здравым смыслом. В поисках ответа ученые отказались от философских понятий. Их место заняли концепции, опирающиеся на понятие реальности как того, что реально существует, но природа его неизвестна, и ученый не обязан отвечать на этот философский вопрос. В понимании специфики объекта актуализируется понятие общества как реальности особого типа. Возникают затруднения, т.к. неоднозначно определение реальности в целом, специфики социальной реальности и проблемы ее существования. Встает проблема реальности того общего, что отражено в мысли и сформулировано в слове. И реализм, и номинализм признают независимое от сознания существование объекта познания. Противоположность номинализма и реализма в их понимании онтологического статуса общих понятий, а также теоретических конструктов, которые по преимуществу и составляют понятийный аппарат науки. Реализм признает наличие объективного содержания в общих понятиях: оно существует в единичных вещах. Номинализм: реальна лишь единичная вещь, а общее понятие лишь имя, языковая конструкция, основанная на реальном сходстве предметов. В современной философии общество - совокупность всех форм взаимодействия и объединения людей, обусловливающая их всеобщую взаимозависимость. Познание общества предполагает использование теоретических объектов, описание которых невозможно без абстракций. Реализм: в общих понятиях выражаются реально существующие социальные процессы. Поппер: реализм не замечает, что социальные целостности (группы, нации, классы, сообщества, цивилизации и т. п.) являются не эмпирическими объектами, а в очень большой степени конструктами распространенных социальных теорий. Они относятся к некоторым идеальным объектам, существование которых зависит от теоретических допущений. Реализм — универсальный принцип социальной философии. Но его обоснование вызывает трудности. Во-первых, логическое следствие реализма - отрицание роли личности в истории. Удел личности - смириться с объективным ходом исторического процесса. Во-вторых, реализм обосновывает приоритет коллектива, общества, государства и других социальных институтов над личностью. В-третьих, из социологии устраняется понятие личности, подменяемое понятиями «массы», «толпы», «исторического типа личности» и т. п. Игнорируется реальный вклад реального индивида в исторический процесс. 19-20 века - поворот к номинализму. Человека как предпосылки и субъекта социально-историческою процесса. Философская антропология — учения о человеке, исследующее своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества. Человек — это сложнейший мир, объединяющий природные и духовные качества. Природа человека - единство биологического и социального. Человек создает символы. Язык преломляет значения мира вещей. Чем богаче язык, тем сложнее внутренний мир. Есть общение — есть социальные отношения, и наоборот. Человек — существо деятельное. Виды человеческой деятельности формируют и его способности к ним. Деятельность сознательноволевая. Человек — существо общественное. Но социальность не исключает индивидуализации. Человек — существо, созидающее самого себя. Может и разрушать самого себя. Человек — существо аксиологическое. Оценивает природные и социальные явления, руководствуется системой ценностей. Субъект моральной ответственности перед самим собой. Человек - уникальное существо, ибо он создает себе среду обитания и живет в ней. Человек - существо историческое: он сам сознательно творит свою историю, предвидит будущее, а не является подобно животному только объектом истории. Человек — философствующее существо. Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания. - непосредственные объекты– индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; - его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; - сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; - для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания); - объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; - абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь – вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; - в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура». |