билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 2424. Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике. Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы научного познания – система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Это осознанно разработанные приемы. Они опираются на предшествующие достижения. Метод – это аналог современного состояния науки, в нем воплощены имеющиеся знания, в зависимости от уровня знаний выбирается соответствующий метод. Группа методов, которая используется как на эмпирическом и теоретическом уровнях. Они универсальны в умственной деятельности человека и без них невозможен мыслительный процесс: 1) Абстрагирование - мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны. В теоретическом познании позволяет выделить те свойства и отношения, которые являются задачей исследования. При этом получают абстракцию первого порядка, затем второго и так далее порядка, при котором и складывается система понятий, принципов, обобщений и законов. 2) Обобщение - нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений. Результатом абстрагирования и обобщения как научные, так и обыденные понятия. 3) Анализ — мысленное расчленение предмета на составляющие его части с целью познания. 4) Синтез - мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления, чтобы представить себе объект во взаимосвязи и взаимодействии его элементов в целостной системе. Анализ и синтез связаны. Синтез - движение мысли, обогащенное анализом, поэтому синтез более сложный процессом. 5) Индукция - частного к общему, от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. Используется как в обыденном познании, так и в науке. Индуктивное умозаключение имеет вероятностный характер. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов некоторого класса и от них - к установлению всеобщих причинных связей, имеющих силу для всего класса. 6) Дедукция - умозаключения от общего к частному, применение общих положений к единичным явлениям. Индукция и дедукция связаны. Взятые в отдельности и противопоставляемые не могут удовлетворять требованиям научного познания. 7) Аналогия - сходство предметов в некоторых признаках. Умозаключение, основывающееся на сходстве предметов - умозаключение по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод о возможности сходства в других. Носит вероятностный характер, доказательственная сила невелика. Роль аналогии в мыслительной и познавательной деятельности велика. Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базу теоретического знания. Методы: 1) Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Нужна постановка цели, способов, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов. Результат – первичная информация о действительности в форме научных фактов. 2) Эксперимент – пример научного исследования, который предполагает соответствующие изменения объекта или воспроизведение его в специальных условиях. Исследователь активно вмешивается в исследование, может останавливать, ставить в разные связи с другими объектами. Воспроизводит искусственно и проверяет результаты теоретического или эмпирического знания практикой. Позволяет исследовать всесторонне. Связан с использованием сложных технических средств, т.е. приборов, т.е. устройств или систем устройств, обладающих заданным свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Виды: по целям - исследовательский (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез); по объекту – природный и социальный; по способам осуществления – естественный и искусственный, модельный и непосредственный, мысленный и реальный. Производственный – промышленный и полевой. Модельный: физический – воссоздание свойств для установления неизвестных; математическая – формальное подобие разнообразных объектов с общей функциональной зависимостью. Компонент эмпирических методов – сравнение, т.е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частный случай сравнения – измерение, процесс определения величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью при условии выражения посредством измерения. 39. Субъект социально-гуманитарного познания Познание является разновидностью и особой формой деятельности, сохраняет общую структуру: субъект, который ее осуществляет, объект, на который она направлена; результаты, которые предполагается получить при осуществлении деятельности, а также методы, с помощью кот. деятельность осуществляется. Понятие субъекта в философии многозначно и многосмысленно. Оно соотносительно с понятием «объект» и, соответственно, имеет множество смысловых оттенков, порождаемых системой отношений с объектом. Под субъектом понимается человек, вступающий в контакт с внешним миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя, свои качества и силы в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Неотъемлемое свойство практической и духовно- теоретической деятельности человека — субъективность. В предметно-практической деятельности субъективность выражается в том, что человек, преобразуя природу, опредмечивает свои сущностные силы, создает вторую природу, которая, по выражению Фихте, есть зеркало человека, в котором он созерцает самого себя. В то же время отношение субъекта к миру представляет собой сложный процесс, существенно влияющий на формирование личности, ее практических и духовных способностей. Субъект – источник предметно-практической и познавательной активности, направленный на объект. Субъект вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности: постановку цели; выбор и определение объекта, формирование плана или программы самой деятельности, фиксацию ее этапов, контроль промежуточных результатов, переход от одного этапа к другому. В социально-гуманитарных науках субъект представлен двояко — как познающий субъект и как часть самого объекта познания: познавательная активность субъекта познания может быть направлена на самого себя. Таким образом, в социально-гуманитарной сфере не всегда возможно различать и разделять субъект и объект познания, равно как и субъект и объект практики. В сфере познания субъект определяет предмет исследования, выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта, также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познания предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета, переходит основные этапы процесса познания, опираясь на те, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды (отдельные исследователи, ориентированные на актуальные проблемы социума и культуры), так и исследовательские коллективы. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания отличается от подобного субъекта естественнонаучного познания рядом особенностей: - развитым «эмоционально-смысловым» климатом, позволяющим достигать не только рационального, но и интуитивно-смыслового взаимопонимания сотрудников коллектива; - общее мировосприятие, взаимоприемлемые культурно-художественные вкусы; - развитая гуманитарная и художественная культура сотрудников, ориентация на целостность идеально-духовной сферы конкретного исторического периода и конкретного общества. Еще одной особенностью социально-гуманитарной сферы является то, что здесь правомерно говорить о коллективном субъекте не только познания (научные школы, сообщества и т. д.), но и о коллективном субъекте социального действия. Подобные субъекты могут быть объединены общими целями, значимыми для них ценностями, территориальной, социальной и иного рода общностями. В этой связи особое значение приобретает проблема коммуникации, в том числе между обществом и учеными. Смысл и ценность этого познания складывается из реального опыта жизнедеятельности социальных общностей разного уровня. Анализ опыта таких субъектов – раскрывает субъективные закономерности общества и культуры: интересы, цели, ценностные ориентации и т.д., но прежде всего – позицию самого субъекта познания, его мировоззрение, ценностные ориентации и установки, выбор аспектов рассмотрения объектов, смысловые стороны и отношения. |