Главная страница

билеты гп. Билеты. Билет 21 104


Скачать 312.99 Kb.
НазваниеБилет 21 104
Анкорбилеты гп
Дата05.12.2021
Размер312.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты.docx
ТипДокументы
#292777
страница24 из 33
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33





Билет 23


23. Структура научного познания: уровни научного исследования.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

1) На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации,Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта - доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания.

2) Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

  • Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

  • Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.

  • Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

  • Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений.

Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна.

3) Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются:

- методы и операции научного исследования

- формы научного познания

- нормы и идеалы науки.

В самом общем смысле метод - есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата.

Основания для классификации методов могут быть различными.

Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным аспектам - методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим методам исследования относят: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.

- Наблюдение - целеноправленное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления отдельных свойств и отношений объекта познания Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает объект исследования.

- Эксперимент - это метод исследования состоящий в целенаправленном, активном вмешательстве в протекание изучаемого процесса, при котором происходит соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в определенных условиях, отвечающим целям исследования. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения.

- Описание - фиксирование средствами естественного или искусственного языка результатов наблюдения или эксперимента.

- Измерение - совокупность познавательных операций средством средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

К методам теоретического исследования относят:

- формализацию - выражение содержания знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Это необходимо для более точного выражения мыслей, исключения неоднозначного понимания.

- аксиоматический метод - способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения из которых при помощи специальных правил вывода, исходят все остальные положения этой теории

- гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводя утверждения об эмпирических фактах. Эти заключения, в силу того, что они строятся на гипотезах, носят вероятностный характер.

- восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования, заключающийся в движении от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему. Здесь отражается противоречивое развитие самого предмета исследования.

К общелогическим методам относят:

Анализ - метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого.

Синтез - метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе.

Абстрагирование - метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и признаков объекта.

Обобщение - метод познания, посредством которого устанавливаются общие признаки, свойства и отношения предмета.

Индукция - метод познавательной деятельности, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок.

Дедукция - метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера.

Аналогия - метод познания, суть которого заключается в л установлении сходства в некоторых свойствах, признаках, отношениях между различными объектами.

Моделирование - метод исследования, состоящий в исследовании аналога того или иного фрагмента действительности (модели), в котором воспроизводятся структура, функции, характеристики самого фрагмента реальности (оригинала модели).

Целостность многообразия научного знания обеспечивается не только взаимосвязью теоретического и эмпирического уровней, но также и, наличием так называемых оснований научного знания. К ним относятся научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки.

Идеалы и нормы науки включают в себя:

- идеалы и нормы научного объяснения и описания;

- идеалы и нормы научного доказательства;

- идеалы и нормы построения и организации-научного знания.

Целостное единство идеалов и норм научного исследования, существующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие стиль научного мышления. Стиль научного мышления - это обобщенная характеристика конкретного исторического типа методологических средств и норм научного познания. Можно выделить классический, неклассический, постнеклассический стили научного мышления. Характер идеалов и нормы науки определяется предметом исследования, спецификой изучаемых объектов, а содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. При переходе на новый этап научного исследования, к примеру, от классического к неклассическому, кардинально меняются его идеалы и нормы исследования. Так, нормативы объяснения и обоснования знания в классическом естествознании отличны от современных.

Научная картина мира - это идеальная знаковая модель исследуемой реальности, построенная на основе совокупного научного знания. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации научного знания, но и как исследовательская программа, которая определяет задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения. Истории научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм.

Понятие «парадигма» (с треч. - пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном. Оно обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям. Смена парадигм - это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития.

Третьим компонентом оснований науки являются философские основания. Содержание философских оснований науки выражено, во-первых, в философских принципах, отражающих фундаментальные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, фиксируемых в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др. Философские основания науки выполняют мировоззренческую функцию. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.
40. Общетеоретические подходы к исследованию общества.

Обществоэто не конкретный коллектив, а своеобразный вид деятельности, заявляющий о себе самыми разнообразными способами в различных коллективах, общностях, группах, формирующихся на разных уровнях.

Общество – это также коллективы людей, более крупные, чем общность граждан одного государства: международные корпорации, последователи мировых религий, все население Земли.
Конт, Герберт Спенсер рассматривали общество не как простую совокупность отдельных людей, но как единый, являющийся результатом интеграции и функционирующий как нечто цельное общественный организм. Отголоском этого подхода в современной социологии является категория «социальная группа» (от семьи до нации, народа).

В ХХ веке вместо понятия «организм» получило распространение понятие «социальная система»,сформированное на основе не столько конкретных личностей, сколько социальных позиций, ролей (Толкотт Парсонс и Никлас Луман).

Следующий шаг на пути абстрагирования – выделение из системной целостности связей между людьми, независимо от того, какие личности и какие позиции оказываются в этой системе связей и отношений, в каких коллективах и группах они реализуются. Например, структура конфликта имеет свои закономерности, не зависящие от того, развивается ли этот конфликт в семейном кругу, на войне или в уличной драке.
Пятый шаг в направлении абстрактного понимания общества был сделан, когда было замечено, что люди формируют коллективы и группы, входят в социальные системы, в структурные зависимости и отношения посредством своей деятельности, посредством того, что они делают и что они говорят.

В социологии используется понятие «культура» для описания всей этой совокупности значений, символов, смыслов, взглядов, правил, норм, ценностей, которыми руководствуются люди в своих поступках и действиях, определяющих индивидуальную идентичность каждого человека. Это предопределяет участие людей в тех или иных группах и коллективах и формирует отношения, связывающие людей друг с другом. Культурные аспекты общественной жизни – центральная проблема французской социологии (Пьер Бурдье, Мишель Фуко, Жан Бодрийяр и другие).

В дальнейшем отмечается преодоление взгляда на общество как на неизменный статичный объект. В конце ХХ века ученые пришли к согласию о том, что все существующее в обществе – это общественные события, социальные действия, то есть находящиеся в движении, постоянно меняющиеся, колеблющиеся конфигурации культурно мотивированных человеческих действий, соотнесенных с действиями других людей
Таким образом, в ходе развития социума постепенно выкристаллизовывались семь основных точек зрения на то, что такое общество:

  • демографический подход: общество – популяция, множество, совокупность отдельных единиц;

  • групповой подход: общество состоит из целостных систем, в которых интегрированы отдельные цельные единицы-группы, основанные на внутренних взаимосвязях;

  • системный подход: общество – основанный на внутренних взаимосвязях порядок статусов и типичных для них ролей;

  • структурный подход: общество – целая сеть отношений между людьми, то есть уже не совокупность объектов, а совокупность форм, схем, способов отношений людей к самим себе и друг к другу;

  • активистский подход: общество – конгломерат взаимно сориентированных действий общественных единиц;

  • культурный подход: общество – это матрица распределенных между группами и коллективами значений, символов и правил, оказывающих влияние на действия людей, предопределяющих эти действия;

  • событийный подходпозволяет представить общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями.

Выделив эти семь точек зрения на общество, Петр Штомпка совершенно справедливо отмечает, что в этом поле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу культурно мотивированные и обозначенные, структурно упорядоченные действия и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец, культуру, образующую, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения, общество не «существует», а «формируется» заново, находится в состоянии постоянного становления.

Для обозначения различных подходов к изучению общественных явлений Огюстом Контом были введены понятия «социальная динамика» и «социальная статика». Социальная динамика основное внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. Предмет социальной статики – устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия.

Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.

Множество разнородных подходов, что вызывает трудности в их описании и классификации. Трудности в классификации связаны с тем, что они редко используются в чистом виде: обычно исследователи прибегают к разнородным, альтернативным подходам, т.к. общество неоднородно. Поэтому классификация достаточно условна. Исходя из принадлежности двум важнейшим подходам: идиографическому и номотетическому.

Идиографический метод направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенностей единичного объекта. Номотетический - описание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов. Номотетический связывается с естествознанием, идиографический — с социально-гуманитарными науками.

Номотетические подходы:

А) Натуралистический подход - методология и установки классического естествознания. Требование объективности при изучении общества, стремление элиминировать субъективно-личностное, заменив его понятием «масса», «толпа». Рассмотрение общественных процессов как имеющих собственную логику существования. Требование математизации обществознания, установка на раскрытие законов общественного развития (смену общественно-экономических формаций Маркс определял как закономерный естественно-исторический процесс). К обществознанию предъявлялись требования и критерии оценки результатов познания, принятые в естественных науках: должны быть объективными, общезначимыми, достоверными, проверяемыми, инвариантными.

Б) Логико-гносеологический подход - выявление закономерностей общественного развития. Остается в стороне дискуссия о существовании таких закономерностей. Поиск закономерностей ограничивался сферой географического детерминизма, описания социальных процессов в терминах синергетики, социобиологии, либо технологического (Д. Белл) или экономического (Маркс) детерминизма. Научное объяснение исторического процесса в рамках философии, т.е. объективное рассмотрение общества, исходя из реальных фактов, того, что имеет внутреннюю логику бытия. Формируется общество конкретно-исторического типа с присущими общественными отношениями - общественно-экономическая формация. Смена формаций - закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений.

В) Системный подход призван выявить универсальные признаки общественной организации, важнейшие элементы социальной структуры, ее упорядоченность и закономерные связи и отношения ее элементов. Предполагает выявлять системообразующие факторы общественной жизни: производственные отношения, базирующиеся на исторически конкретных формах собственности на средства производства; уровень развития техники и технологии, позволяющие различать архаичные общества, допромышленный, промышленный этапы, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества.

Г) Структурно-функциональный подход - определение механизмов производства и воспроизводства общества. У Маркса источник общественного прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений, а реальная движущая сила - классовая борьба, высшая форма которой социальная революция.

Идиографические методы:

А) Антинатуралистические программы базируются на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к природным закономерностям. Ставятся проблемы, общие с номотетическими, но решаются по-своему. По характеру источника социальных изменений выделяются концепции, абсолютизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминант (формационный подход); научно-технического прогресса (технократические концепции). Понятие общества и его основные особенности в социальной философии рассматриваются с противоположных концептуальных установок: как реальности надличностной, внешней по отношению к личности и определяющей ее жизнедеятельность, либо как продукт человеческой деятельности, формируемый и модифицируемый жизнью людей.

Б) Исторический метод. История - одна из древнейших дисциплин социального познания. В ней свои методы исследования исторических фактов, их интерпретации, способов реконструкции исторических событий и т. д. Исторический подход к социальным явлениям универсальный.

В) Антропологический подход концентрируется на человеческом факторе общественной жизни, т.к. социальная реальность конструируется людьми (Бергер П., Лукман Н. и др.). Философия рассматривает деятельность людей как проявление биологической природы, либо как социальных субъектов, либо как коллективного субъекта.

Г) Аксиологический подход. Человек - существо аксиологическое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, всегда соизмеряется с потребностями, мотивами, целями. Социальная философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории.

Д) Концепция культурно-исторических типов. В XIX в. оформилась теория культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, история - взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, составляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого периода цветения, истощающего навсегда их жизненную силу. Общество как интегральное целое, создаваемое взаимоотношениями индивидов и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей.

Е) Философская герменевтика. Это наука об истолковании и понимании текстов. Начало поисков специфики наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру.

Итог многообразию подходов - две полярные методологии: общество трактуется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей. В соответствии с первой установкой общество определяется как система экономических, социальных, политических и духовных подсистем. В соответствии со второй установкой общество - продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содержание и характер их взаимоотношений.


1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


написать администратору сайта