Главная страница

билеты гп. Билеты. Билет 21 104


Скачать 312.99 Kb.
НазваниеБилет 21 104
Анкорбилеты гп
Дата05.12.2021
Размер312.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты.docx
ТипДокументы
#292777
страница32 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

Билет 30


30. Научная революция как перестройка оснований науки. Классификация научных революций.

Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции. Само понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований науки. Симптоматичны и названия научных трудов, появляющихся в период научных революций — как правило, они начинаются словосочетаниями «Новые исследования», «Новые опыты», «Новые изобретения» и пр.

Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знаний.

Как показывают исследователи, научная революция может протекать двояко:

1) вызывать трансформацию специальной картины мира без измененияидеалов и норм исследования,

2) осуществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.

Примерами первого типа могут быть революция в медицине, вызванная открытием В. Гарвея кругообращения крови (1628); революция в математике в связи с открытием дифференциального исчисления И. Ньютона и Г. Лейбница; кислородная теория Лавуазье; переход от механической картины мира к электромеханической в связи с открытием теории электромагнитного поля. Они не меняли познавательных установок классической физики, идеалов и норм исследования.

Пример научной революции второго типа – открытия термодинамики и последовавшая в середине XX в. квантово-механическая революция, которая вела не только к переосмыслению научной картины мира, но и к полному парадигмальному сдвигу, меняющему также стандарты, идеалы и нормы исследования. Отвергалась субъектно-объектная оппозиция, изменялись способы описания и обоснования знания, признавались вероятностная природа изучаемых систем, нелинейность и бифуркационность развития.

Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям:

1) появление новых фундаментальных теоретических концепций;

2) разработка новых методов;

3) открытие новых объектов исследования;

4) формирование новых методологических программ.

Внутренние и внешние источники научных революций. Внутренние - возникновение проблемных ситуаций в науке, и процессы, связанные с совершенствованием эмпирической базы науки, развитием математического аппарата, способствующего постановке и решению научных проблем. Внешние - философские, мировоззренческие и социокультурные факторы, приводящие к смене идеалов и норм научного исследования.

Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указывает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.

Так было в случае перехода от аристотелевско-птолемеевой геоцентрической астрономии к коперниканской гелиоцентрической астрономии, к ньютоновской классической механике и эволюционной биологии.

Известный философ науки Томас Кун в своей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки, которая предполагает чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами и этапов, предполагающих систематизацию теорий, уточнение понятий, совершенствование техники (этапов так называемой нормальной науки). Период господства принятой парадигмы сменялся периодом распада, что отражалось в термине «научная революция». Победа одной из противоборствующих сторон вновь восстанавливала стадию нормального развития науки. Допарадигмальный период отличался хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означал установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной картины мира, соединение теории и метода.

По Куну, смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений. Трансформировался весь набор эпистемологических ценностей. Схема, предложенная Куном, включала следующие стадии: донаучная стадия – кризис – революция – новая нормальная наука – новый кризис и т.д.

Для Куна «нормальная наука» предполагает расширение области применения парадигмы с повышением ее точности. Критерием пребывания в периоде «нормальная наука» является сохранение принятых концептуальных оснований. Можно сказать, что действует определенный иммунитет, позволяющий оставить концептуальный каркас той или иной парадигмы без изменения. Цель «нормальной науки», отмечает Т. Кун, ни в коей мере не предусматривает предсказания новых видов явлений.

Революционные периоды, или научные революции, приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития.

Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области (так, открытие радиоактивности на рубеже XIX—XX вв. использовалось в философии и мировоззрении, медицине и генетике). Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.

Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, острейшие дискуссии. Научные сообщества, а также дисциплинарные и иерархические перегородки размыкаются. Научная революция — это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования, открываются новые миры. Например, появление микроскопа в биологии, а впоследствии телескопа и радиотелескопа в астрономии позволило сделать великие открытия. Весь XVII в. был назван эпохой «завоеваний микроскопа».

Глобальные научные революции - это революции, когда преобразовывались все компоненты оснований науки. 4 типа таких революций.

Первая - возникновение классической науки (XVII век). Стала возможной благодаря научным открытиям эпохи Возрождения. Деистическое мировоззрение - Бог создал мир, но не вмешивается в процессы мироздания, которое существует по собственным законам. Задача науки - открывать законы природы и использовать в практических целях. Установка на объективизм: полное исключение субъекта познания как препятствия к получению истинного знания.

Философские основания классической науки - представления о наличии первоосновы мира, что порождало установку на получение окончательного, абсолютно истинного знания, тенденция к отождествлению образа и реальности («наивный реализм»), постулат о непосредственной достоверности, очевидности знания, полученного в опыте.

Революция конца XVIII — начала XIX веков - становление дисциплинарно организованной науки. Формируются специфические картины мира, механическая утрачивает статус общенаучной. Потребность классификации наук, проблема соотношения разнообразных методов наук, и синтеза знаний.

Третья (конец XIX - середина XX ве­ков) - становление нового неклассического естествознания. Революционные перемены в различных областях знания: физика - делимость атома, квантовая теория; химия - квантовая химия; биология — становление генетики; возникают кибернетика и теория систем.

Общепризнана идея релятивности знания, концепция относительности истины, допускается признание истинности нескольких альтернативных теоретических описаний одной реальности; средства и операции познавательной деятельности содержат объяснение и описание. Изменяется понимание субъекта познания: принцип доверия субъекту в определении способов постановки проблем и методов их решения. Изменяется объекта: не целое, сводимое к частям, а динамически изменяющееся целое.

Современная постнеклассическая революция- коренное изменение картины мира. Применяется почти во всех областях общественной жизни. Расширяются возможности науки в изучении исторически развивающихся систем, радикальные изменения внесли синергетика, астрофизика, космология, генетика.

На переднем плане междисциплинарные исследования, возникают связи между различными отраслями. Проникновение идей одной науки в другие отрасли (синергетики в искусство).
33. Донаучные, ненаучные и вненаучные представления об обществе, культуре, истории и человеке.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука в картине мира. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально.

Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки. Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки. Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величество Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии инженера и ученого значительно снизился, то напряжение, связанное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

Первые представления об обществе возникли на самых ранних ступенях его существования. Первоначально понятие общества - небольшое локальное сообщество с родственными родоплеменными отношениями. Нормы поведения и деятельности, возникшие в результате опыта повседневного взаимодействия с природой и друг другом - предписания богов, обязательны. Жесткие санкции за нарушения норм, авторитет старейшин и традиция - механизмы объединения людей, обеспечивало выживание.

Мифология и религия - первые формы познания природы и общества, поддержания и укрепления устоев. Усложнения общественной жизни - раздвигание границы общества, взаимоотношения более опосредованные и многоступенчатые, иерархичные, обыденное сознание больше ассоциирует понятие общества с государством.

Первые попытки теоретического осмысления истории были у древнегреческих философов. История - совокупность последовательно происходивших событий. Описание истории было полным, иногда красочным, но целостного осмысления не было. Это нарративная история. В дальнейшем история представлялась грекам в форме циклически повторявшихся процессов. Значимость государства в жизни общества определяла концентрацию интересов философов в области государства, права, политики, этики. В учениях Платона, Аристотеля государство синоним общества, как форма и способ его устроения.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


написать администратору сайта