Главная страница
Навигация по странице:

  • В XIX веке в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе

  • Разделил социологию на две части

  • Сформулировал закон трех стадий общественного развития

  • Выделение социологии как особой отрасли знания стимулировало возникновение научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших

  • Социально-гуманитарное познание

  • Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.

  • Историко-логические реконструкции. Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора

  • билеты гп. Билеты. Билет 21 104


    Скачать 312.99 Kb.
    НазваниеБилет 21 104
    Анкорбилеты гп
    Дата05.12.2021
    Размер312.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты.docx
    ТипДокументы
    #292777
    страница31 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33



    34. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

    Дисцилинарная структура научного знания складывалась исторически и в значительной мере соответствовала состоянию общества и культуры в различные периоды их бытия. Сложность социальной структуры общества, относительная самостоятельность его сфер получили отражение в формировании дисциплинарной структуры научного знания. Исторически первой возникла история из летописей, преданий, исторических документов. Носила нарративный характер, т. е. была описательной и не выявляла логики исторического процесса. В дальнейшем история как наука изменялась из-за социокультурных доминант: провиденциалистская интерпретация исторических событий в эпоху Средневековья, рационалистически-морализаторская оценка исторических событий в эпоху Просвещения, телеологические попытки выявления смысла истории и т. п. Позже, в условиях капитализма, возникает экономическая теория, анализирующая хозяйственную жизнь общества.

    В XIX веке в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе. Основатель О. Конт (1798-1857). Его социология строилась по образу естественных наук. Выдвигал требование объективности социальных исследований, выявление закономерностей общественного развития. Разделил социологию на две части: первая изучает социальную статику, т. е. условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая — социальную динамику, т. е, законы развития и изменения общества.

    Сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням духовного развития человечества: теологическая (охватывает древность и раннее средневековье, заканчиваясь в XIII веке), метафизическая (14-18 века) и позитивная, которая начинается в XIX веке.

    Выделение социологии как особой отрасли знания стимулировало возникновение научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших: экономическая теория, археология, этнография.

    Социально-гуманитарное познание исследует общество и человека как двух взаимозависимых важнейших предпосылок социума, поскольку без человека нет общества, а без общества нет человека. Но фактически антропология и социология существовали как две обособленные дисциплины со своей методологией и задачами исследования.

    Предмет социального познания дробится на политологию и правоведение, этику и искусствознание и т. п. Многообразие видов деятельности и социальных отношений становится предметом многообразных научных дисциплин.

    Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.
    В основе эмпирического познания лежит накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.). Эмпирический уровень связывает нас с жизнью: происходит первичное накопление фактов, далее они систематизируются и т.д. и позволяет избежать оторванных от жизни наукообразных теорий. На эмпирическом уровне формируется так называемое фактуальное знание, непосредственно связанное с конкретными фактами из той или иной сферы общественной жизни.

    Эмпирические сведения, полученные в той или иной области социальных и гуманитарных наук в виде научных фактов и их первичной систематизации, подвергаются дальнейшему осмыслению на абстрактном теоретическом уровне. Такое их осмысление направлено на выявление сущности исследуемых явлений и закономерности их развития, на уровне выявления сущностей выводятся законы.
    Теоретический уровень познания во многом основывается на сведениях эмпирического познания; в свою очередь, эмпирический уровень познания общественных явлений (экономических, политических, духовных) исходит из тех или иных теоретических предпосылок – определенной системы понятий и принципов, воспроизводящих в сознании ученого предмет изучения (товарно-денежное обращение, политическая система общества), цели, направления изучения и способы его научного исследования (в рамках направлений). Ведущим направлением является путь от эмпирического к теоретическому познанию и далее, к более глубокой и непротиворечивой теории. Именно так формируются и развиваются дисциплины социально-гуманитарного цикла.

    Историко-логические реконструкции.

    Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора, под влиянием которых они происходят. Один из этих факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний. Появляются новые понятия (наука начинается и кончается понятиями, понятие есть начало и конец научного исследования), новые подходы и методы исследования тех или иных явлений общественной жизни, позволяющие изучить их более глубоко. В результате, появляются новые теории с их новой конструкцией (структурой) и новым содержанием, объясняющим эти явления на современном для данного исторического этапа научном уровне.

    Для Платона государство – это полис (территория с определенным населением), по мнению Макиавелли, государство – это аппарат, система органов. По Марксу, государство призвано отражать интересы правящего класса. Существует поправка, что общечеловеческие интересы также играют роль – это и есть 3 реконструкции, вызывающие появление новых понятий и т.д.

    Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний – чисто социальный – он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них. Это хорошо видно при сравнении современных теорий либерального, консервативного, социал-демократического и маркситского толка, в том числе при сравнении их обоснований роли государства в развитии экономики страны.

    Либералы: позвольте нам действовать самостоятельно, не вмешивайтесь в нашу деятельность; в лучшем случае выполняет роль уличного сторожа, следите за исполнением договоров.

    Консерваторы не против некоторого вмешательства государства в деятельность организаций, например, при регулировании проблем безработицы (Кейнс); чем больше денег у населения, тем больше покупательная способность. Теория Кейнса, получив развитие в 30-е гг. XX в., пережив упадок в 60-е гг., сегодня вновь выходит на ведущие позиции.


    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта