билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 2828. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки. Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи. Можно выделить три компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. Идеалы и нормы исследования. В них выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Виды: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.п. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института. Познавательные идеалы науки идеалы и нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности знания, построения и организации знаний. Основные формы: 1) объяснение и описание, 2) доказательность и обоснованность знания, 3) построение и организация знаний. В совокупности - своеобразная схема метода исследовательской деятельности. На разных этапах исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, так и особенные черты в содержании познавательных идеалов и норм. Общие черты характеризуют специфику научной рациональности, а особенные выражают ее исторические типы и их конкретные дисциплинарные разновидности. В содержании любой из форм можно зафиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня. Первый уровень - признаки, которые отличают науку от других форм познания: что научное знание отлично от мнения, должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность. Второй уровень - исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе. В Средневековье различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, через веру. В новое время требование экспериментальной проверки - важнейший критерий истинности знания. Третий уровень - установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.). Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. Специфика исследуемых объектов сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов требует их трансформации. Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Научная картина мира - обобщённая и целостная система интерпретации научных знаний в пределах исторической эпохи и в пределах дисциплины. Она является способом осмысления знаний и концептуальной средой развития знания, играет роль аккумулятора знаний, придаёт им целостный и системный характер. Научная картина мира необходима, но не достаточна для развития знания. Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики. НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей. Обобщённый характер знаний в научной картине мира достигается с помощью системы онтологических принципов, являющихся основаниями научных теорий, обобщённых представлений о фундаментальных объектах, по образцам которых создаются модели других объектов, типологии объектов, общих закономерностях взаимодействия объектов, пространственно-временной структуре. Научная картина мира - рабочий инструмент. Она занимает особое место среди концептуальных систем: исходным контекстом построения в ней является общее мировоззрение эпохи. Научная картина мира создаётся в концептуальном поле философствования, её объекты, в отличие от объектов научной теории, абстрактны и не очень строги. Из специальной научной картины мира учёный черпает схемы. Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий. Они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона -- Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера -Вебера. Имеет место следующее упорядочение по возрастанию степени обобщения: теоретическая схема, специальная научная картина мира, общая научная картина мира, философия, мировоззрение. В отечественной философской литературе имеется два подхода к определению понятия «научная картина мира». - как «понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе и человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. - как осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека, упрощает, схематизирует и интерпретирует действительность, как всякий познавательный образ, вместе с тем выделяя из бесконечного многообразия отношений сущностные, базисные связи». Как видим, здесь налицо расширительное толкование НКМ, включающее весь спектр обыденного и научного познания, практической деятельности и культуры. 3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно-научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной области науки. Но есть и существенные различия между теорией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки. К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие. Важная проблема - определение места парадигмы. Парадигма дает модель постановки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм - изменение НКМ. Определение понятия НКМ предполагает осуществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ. НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития научного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки. Философские предпосылки и основания науки заключаются в мировоззренческих и методологических принципах, востребуемых наукой и присутствующих в её идеалах и нормах. Они обосновывают онтологические постулаты и экстраполяцию, а также идеалы и нормы науки, однако не унифицированы. Наука нуждается в философских обоснованиях также по причине адаптации к социально-культурной среде. Философские предпосылки и основания науки представляют общее видение оснований мира и познания человеком мира. В них рассматриваются вопросы, что такое истина, чему служит наука. Онтологические оперируют понятиями вещь, свойство, отношение, процесс, состояние, а гносеологические-- понятиями истина, метод, знание, объяснение, доказательство, теория, факт. Эти системы понятий исторически развиваются в зависимости от тех объектов, которые осваиваются наукой. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики — искусство, умение трактовать, правильно понимать текст. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей — от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии — этика. 35. Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания. Содержанием такого знания является общество (социум) и человек в самых различных аспектах. Социальные науки в узком смысле — социология, экономика, наука о праве, политология. Но эти области нельзя рассматривать вне общего культурного контекста, вне мира культуры, создаваемого социумом — целыми поколениями людей, каждое из которых вносит свой вклад, и отдельными личностями. К социальным можно отнести целый ряд наук, которые принято называть гуманитарными: антропологию, науки об искусстве, историю, историю культуры, культурологию. Если проводить разделение двух этих видов наук, то важнейшими признаками будут: Предмет: социальные науки изучают структуру общества и общие социальные закономерности, гуманитарные изучают человека и его мир. Метод: социальные науки опираются на объяснение, гуманитарные — на понимание. Предмет и метододновременно. Специфика социального (гуманитарного) познания: 1. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. Данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как автор и исполнитель, познаватель. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели и т.п. Обычно это субъект-субъектное познание. 2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес - динамика, общество практически лишено стационарных состояний. Поэтому главный принцип его исследования - историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании. 3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-общего закономерного. 4. Социальное познание - ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, всегда осмысленного бытия. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, "есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире". Но в решении данного вопроса должны помочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов практически не ставит. 5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого) и "субъективными" (установки, взгляды, цели). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности: политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. 6. Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. 7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. 8. Весьма сложным и очень опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта. Связь с социальной реальностью обычно происходит через источники - исторические (тексты, хроники, документы и т.д.) и археологические (материальные остатки прошлого). Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания - характерная его черта. 9. Преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания и т.п. 10. В социальном познании нельзя пользоваться научным оборудованием - все это должна заменить "сила абстракции". Велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Если классификация наук - их расчленение "по вертикали", то периодизация - их развертывание "по горизонтали", т.е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов. Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров) Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука как часть культуры. Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс "появления различий", включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т.п. Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними. |