история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана
Скачать 2.13 Mb.
|
2. Кимакский каганат (возникновение, развитие, упадок). Время функционирования Кимакского каганата - конец IX - начало XI вв.. По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизиписал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII -начале IXкимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Наследственный характер носили и титулы представителей знати. Владения всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству. На две ступени ниже кагана был титул джабгу. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди группы племен. Вождь племени имел титул шал-тутик. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен. Второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать Караханиды. В XI веке набеги участились. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Кимаки были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. У кимаков бытовали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. О наличии у кимаков письменности свидетельствует арабский путешественник Абу Дулаф (X в.). Бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями относятся к IX-X векам. 3. Объясните значение терминов: кооперация, индустриализация, урбанизация. Кооперация (лат. Cooperation ) - форма организации труда , при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует , либо в одном и том же их общем трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связаных между собой процесах труда, производства. Индустриализация – (от лат.industria) – процес ускоринного социально – экономического перехода от традиционого этапу развития к индустриальному с преобладанием промышленного производства в экономике. Урбанизация (от лат.Urbanus – городской) – процесс повышение роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, по сравнению с сельским населением. Предпосылки урбанизации рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, механизации сельского хозяйства, безработица в сельской местности. Билет №11 1. Декабрьские события 1986 года – продолжение национально - освободительных движений. В свое время его окрестили “Хулиганскими выходками группы пьяниц и наркоманов”, А в официальных высших партийных органах как проявление “казахского национализма”. Союзное и республиканское руководство всячески старались скрыть от демократической общественности истину о декабрьских событиях в Алма-Ате. Раскрыли характер и оценили историческое значение эх событий за годы независимости, особенно на 20-летие этих событий. В течение 2006 г. Было проведено много конференций , дискуссий , “круглых стволов”. В этом же году в ноябре в г. Алматы был открыт памятник участникам Декабрьских событий, где Н.А.Назарбаев в своем выступление всесторонне раскрыл историческое значение этого события: ”Декабрьские события всколыхнули национальное сознание, продемонстрировали национальную гордость и этничность. После Декабрьских событий мы стали сами себя глубже понимать и объективно себя оценивать. Другие стали также оценивать нас по-другому, с уважением и почтением. Декабрьские события способствовали более тесному единению казахского народа. Все осознали вред разделения по национальному признаку , оценили национальную дружбу и толерантность и поняли , какую ценность представляют собой добрые взаимодействия граждан разных национальностей . И это правда.” В восстановление роли Декабрьских событий значительную работу проделал акимат г. Алматы. 17-18 декабря были проведеныгородское и районные торжественные собрания. Героизм участников был по достоинству оценен. 2. Караханидское государство (возникновение, развитие, упадок). Время функционирования государства Караханидов - 942-1212 гг.. В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основатель государства - Сатук Богра-хан. Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана), передавалась по наследству. Потомки хакана - тегины. Власть осуществлялась по удельному принципу. Советники хакана - везиры. Ставка хакана - орда. Одной из разновидностей землевладения была икта - земельный надел, пожалованный хаканом. Владельцы икты - иктадары - обязаны были собирать налоги и нести военную службу. Земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, - вакф. С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что платили налоги. В 955 году к власти пришел сын Сатука Богра-хана Муса. С целью укрепления власти в 960 году он объявил ислам государственной религией. Столицей стал город Кашгар. Второй сын Сатука Богра-ханаСулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул хакана перешел к Али Арагону. У потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки. Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, Бухару и Самарканд. Насыр ибнАли в 999 году подчинил столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, Караханиды полностью захватили Мавераннахр. Государство Караханидов состояло из Восточного и Западного ханств. Восточное - включало Жетысу и Восточный Туркестан, столицей был город Орда близ Баласагуна, а позднее - Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр, столицей был Узгенд, а затем Самарканд. Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан считался великим хаканом. Борьба за власть между правителями двух владений все более ослабляла государство. Сельджукский султан Малик-шах в 1089 году захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Он не вмешивался в систему управления государством Караханидов, назначая ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания. В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В Катуанской степи близ Самарканда они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Каракитаи, захватили Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Каракитаи, также, не внесли каких-либо изменений в систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами, преданных им людей и власть осуществляли через них. Государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Усилившееся государство Хорезм, нанесло удар по каракитаям, и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед захватил западную часть государства Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Занимались скотоводством и земледелием. Юсуф Баласагуни писал, что основной вид хозяйства - коневодство. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры - стали возводиться купольные мечети. Среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Особенностью государства Караханидов было строительство в городах множества бань. 3. Национально-освободительное движение под руководством Сырыма Датулы, основные этапы и события восстания, причины поражения и итоги восстания, историческое значение. Во 2-ой половине XVIII века более всего от Российского колониализма страдал Младший Жуз. Колониальная политика России в Младшем Жузе проявилась в: строительстве укреплённых линий; злоупотребления казаков (особое недовольство вызывали бесчинства яицких казаков); в создании сибирского казачьего войска. Земли изымались из-за разногласия в степной аристократии. Углубление аграрного кризиса во второй половине XVIII веке усилило оппозицию против ослабевших ханских наследников Абулхаира. Массовое участие казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. было следствием ослабления позиций Нуралы. Крестьянская война завершилась после подавления ее последних очагов войсками генерала А. В. Суворова. После подавления восстания на Яике в Казахской Степи оно продолжалось. Предводителем восстания стал батыр, участник пугачевского движения Сырым Датулы (из рода байбакты). Влияние, которым пользовался Сырым среди соплеменников, обеспечило освободительной борьбе массовый характер. Цели восстания: прекращение колониальных захватов и возвращение захваченных земель, ограничение произвола семьи хана и казаков Урала. Основные движущие силы восстания - казахские шаруа, большинство старшин, биев и родоправителей, которые видели причину своих бед в личной власти хана Нуралы. В числе верных соратников Сырыма Датулы были выходцы из бедняков. В 1778 г. во время одного из столкновений с казачьими отрядами, погибли дети Сырыма. Сырым полагал, что прекращение вытеснения казахов с их родовых кочевий, можно добиться силой убеждения. Открытая борьба Датулы с властями началась осенью 1783 г. Батыр попал в плен к казакам, откуда был освобожден в 1784 г., благодаря заступничеству своего зятя - хана Нуралы. Первое крупное столкновение Сырыма с казачьими отрядами произошло в 1784 г. Было признано главенство Сырыма Датулы как общего руководителя движения. В ноябре 1784 г. под знаменем Сырыма Датулы сражались уже более 4000 сарбазов. Будучи не в силах вести военные действия против разделившихся на мелкие отряды восставших, карательные войска нападали на мирные казахские аулы, захватывая людей в плен, угоняя скот. До весны 1785 г. основные силы восставших были задействованы в борьбе против казачьих отрядов Уральской линии. С весны 1785 г. Сырым Датулы активизирует свои действия, опираясь на казахов байбактинского, табынского и таминского родов. Большая часть Младшего жуза подчинялась Сибирскому и Уфимскому наместиичествам. Губернатор Оренбургской губернии барон О.Игельстром старался уничтожить ханскую власть в Младшем жузе. Барон начал с внесения раскола среди чингизидов и Сиятельных батыров. Игельстром унял атаманов; теперь казаки нападали на аулы, которые сохраняли лояльность хану. Взаимоотношения хана с главным администратором обострялись из-за поддержки бароном предводителя восстания. Враждебная позиция Нуралы расколола феодальную верхушку на два противоположных лагеря. Это вызвало охлаждение Сырыма к Нуралы. Хан Нуралы, остерегаясь гнева повстанцев, перекочевал к Уральской казачьей линии. В дальнейшем Нуралы и его окружение открыто помогали казачьим карательным отрядам. Сырым Датулы пришел к выводу о необходимости устранения Нуралы с ханского престола. Проявленем ослабления власти хана Нуралы и роста влияния Сырыма явилось массовое участие в восстании родов шекты, серкеш, таз и табын, являвшихся опорой ханского двора. В условиях обострения внутренней борьбы летом 1785 г. съезд казазаских старшин принял решение об отстранении Нуралы от ханской власти. Собрание биев Младшего жуза, поддержав решение старшин, постановило устранить Нуралы отвласть и не допускать избрания его родственников. Нуралы весной 1786 г. бежал за Уральскую казачью линию. Сосланный в Уфу, он скончался в 1790 г.Царские власти воспользовались расколом в жузе, чтобы ликвидировать ханскую власть и ввести новую систему управления, подготовленную бароном О.Л.Игельстромом. Вся власть в Младшем жузе оказалась в руках Пограничного суда, состоящего из царских чиновников и представителей местной аристократии. Пограничный суд подчинялся генерал-губернатору. Аульная ветвь новой администрации была передана в управление Пограничного суда. Екатерина II утвердила проект реформ О.А.Игельстрома. У крупных феодалов Младшего жуза не было единого мнения, относительно реформы. План Сырыма Датулы заключался в ликвидации единовластия и передаче власти совету биев. Часть феодалов, выступавших против Нуралы, все же, стремилась сохранить ханскую власть, возродить курултай, как форму кочевой демократии. Сырым Датулы в противовес поддержал проект реформы Игельстрома, в этом, проявилась непоследовательность С.Датулы: поддержав правительственный проект, он отступил от своих первоначальных позиций. В скором времени правительство России само отменило реформу. 90-е годы XVIII в. восстание возобновилось из-за действий казачьих отрядов атамана Д.Донскова Батыр Сырым стремился побудить к выступлению население смежных районов Среднего жуза, но строительство военных укреплений вдоль рек Эмбы и Уил свело на нет усилия Сырыма. Неудачи в сражениях у Илецкой защиты и Красноярского форпоста, изменили тактику ведения борьбы. Сырым разделил силы на несколько мобильных групп, укомплектованных по родовому признаку, но эта тактика не далапреимуществ. Восстание стало угасать. В 1791 г. султан Ералы был избран ханом Младшего жуза. Сырым - не явился на выборы и не признал нового хана. Смерть в 1794 г. Ералы, избрание в 1795 г. султана Есима, сына Нуралы, изменили соотношение сил. Джут 1796-1797 гг., резкое ухудшение положения кочевников подготовили почву для взрыва народного недовольства 17 марта 1797 г. один из отрядов Сырыма Датулы ночью напал на ханскую ставку. Есим был убит. Барон О.А.Игельстром счел целесообразным повременить с назначением нового хана. Он отдал бразды правления в руки Ханского совета из четырех человек, председателей был назначен султан Айшуак. В совете не было ни одного представителя ханской семьи Нуралы, так Оренбургская администрация пыталась расположить Сырыма Датулы. Большая группа сторонников Нуралы объявила ханом сына Нуралы султана Каратая. Сырым Датулы перекочевал к Сырдарье, заняв выжидательную позицию. В 1797 г. по предложению О.А.Игельстрома на ханский престол был возведен престарелый султан Айшуак доказавший свою лояльность русским властям. В 1797 г. Сырым ушел со своими приближенными в хивинские пределы, где в 1802 г. он скончался по неизвестным причинам. Причины поражения восстания: разногласия среди старшин; разнородности требований; зависимость руководителя восстания от политических обстоятельств; слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в ихсформировании, отсутствие единства среди феодальных групп, межродовые противоречия, превосходство карателей в оружии. Историческое значение восстания. Восстание явилось самым крупным антиколониальным выступлением на юго- восточной окраине империи в конце XVIII века Оно выявило главную причину устремлений Росси в регионе - колонизацию казахских земель, показало опасность межродовых противоречий в народных выступлениях. Восстание Датулы показало, что: власть ханов слаба и не обеспечивает проведение политики царизма; рост активности и нежелание значительной части феодальной элиты сотрудничать с колониальными властями. В итоге казахам разрешалось перемещаться на правый берег Урала, что является следствием восстания батыра Сырыма. Билет № 12 1. Наши достижения и наша Казахстанская модель развития должны стать основой нового политического курса. Стратегия Казахстан-2050 – это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году. Главная цель направления Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества - сохранение и укрепление общественного согласия. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины. К 2050 году необходимо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле.Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам. Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Президент ставит задачу, начиная с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, провести модернизацию казахского языка. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние. Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Мы, также как и наш Президент верим в то, что мы «движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути». |